Написать пост

andrewcocos

Toп-5 болидов F1 (по версии Пэта Симондса)

Технический директор Williams Пэт Симондс рассказал немецкому изданию Auto Motor und Sport о пяти машинах в истории чемпионата мира, которые он считает лучшими.


1. Lotus 49. Это был шедевр инженерной мысли. Её конструкция была очень органичной, хотя в ней не было ничего революционного – за исключением двигателя. На той машине впервые применялся двигатель Cosworth V8, который позволил гонкам выйти на новый уровень.

Lotus 49 внешне не сильно отличалась от Lotus 33 образца 1965 года. Двигатель крепился к монококу, являясь частью общей силовой структуры. К двигателю в свою очередь крепились не только узлы задней подвески, но позднее и элементы аэродинамики, т.е. крылья. И это в те времена, когда некоторые команды-конкуренты Lotus ещё применяли старые добрые трубчатые рамы.

Lotus 49 довольно долго выступала в гонках: дебют этой машины состоялся в 1967-м, она выиграла первую же гонку, затем в 1968-м Грэм Хилл, выступая на Lotus 49, стал чемпионом мира и на такой машине выиграл Гран При Монако 1970 года. В наше время такого и представить нельзя.

Машина совершенствовалась на протяжении трёх лет и неплохо себя показала. Это подтверждает, что в основу конструкции была заложена удачная концепция, элегантная и простая. В 1968-м к Lotus 49 начали крепить антикрыло – наступала эра аэродинамики.

2. Renault RS01. Для Renault это был невероятно смелый проект. Она принимала участие в гонках в течение двух лет, с середины 1977-го до середины 1979 года. За это время машина лишь 5 раз добиралась до финиша, лишь три раза гонщики Renault на ней зарабатывали очки. На её счету нет побед, и представляете, сколько раз за те два года в Renault сомневались, правильный ли путь был избран?

Но в итоге эта машина заложила основы новой тенденции, а турбомоторы вернулись в Формулу 1 почти сорок лет спустя. Когда я услышал о проекте Renault, то подумал, что он слишком дерзкий. Но когда перешёл в Toleman в начале 80-х, я уже был убеждён, что турбомоторы – это правильный путь. Жаль только, что пионерам этих технологий, команде Renault, в те годы так и не удалось выиграть ни одного чемпионата. Они этого заслуживали уже хотя бы за свою смелость.

3. Lotus 79 была не первой машиной, в которой использовался граунд-эффект, но и не последней. Но именно в ней эта идея была доведена до совершенства, хотя первой моделью, где она использовалась, стала Lotus 78, появившаяся годом раньше. Но у Lotus 79 эффективность была на 30% выше. Я выбрал её потому, что меня впечатлил огромный рывок, который сделала команда за год, в течение которого изучала машину. Хотелось бы мне сегодня прогрессировать такими темпами.

В 1978-м эта машина была лучшей в своём классе, но уже через год многие скопировали эту идею и доработали её. В 1979-м лучшей машиной чемпионата была уже Williams FW07, но нельзя сказать, что она стала прорывом.

4. Самой успешной машиной в истории Формулы 1 была McLaren MP4-4 с её 15-ю победами в 16-ти гонках. Я долго думал, включать ли эту машину в число лучших, но самую успешную машину Формулы 1 нельзя обойти вниманием. В ней не было заключено каких-то секретов, но инженерные решения, которые долго проверялись на других машинах, здесь были доведены до совершенства. Очень эффективная аэродинамика, прекрасный турбомотор, цельная конструкция, все элементы которой были во много раз лучше, чем у соперников. Именно это меня всегда поражало в McLaren – стремление к совершенству, ведь это основа Формулы 1.

Некоторые машины в истории чемпионата оказывались очень успешными просто потому, что соперники допускали ошибки. Но у этой McLaren были сильные соперники, и на трассе она превзошла Ferrari, Williams, Benetton. Что-то подобное сейчас происходит с Mercedes.

5. Williams FW14B.

Самое интересное время моей карьеры пришлось на начало 90-х. Это было время, когда начала появляться электроника, помогающая гонщикам управлять машинами. Лучшая машина, с которой я когда-либо работал, была Benetton B193. В ней было всё, что только можно себе представить: активная подвеска, ABS, трэкшн-контроль, полностью автоматическая трансмиссия, все четыре колеса были управляемыми. Мне хотелось выбрать именно эту машину, но на трассе она была далеко не такой успешной, как Williams FW14B.

Наша Benetton выиграла только одну гонку, а Williams в то время безоговорочно доминировала. В том числе потому, что все четыре колеса были управляемыми. Соответственно FW14B больше заслуживает места в моём списке.

Версия Andrewcocos. Ferrari 312T

Коробка передач была расположена поперечно, перед задней осью. Переднее антикрыло было цельным. 12-цилиндровый оппозитник выдавал 495 л.с. при 12500 об/мин. В итоге - 9 побед за 17 гран-при. Вы как хотите, а я считаю эту машину лучшей в истории.
«Работая над прототипом 312-й в 1972 году, я увидел, что широкий кузов может помочь получить больше прижимной силы, – вспоминал позже Мауро Форгьери. – Тогда я и начал думать об экспериментальной машине Формулы 1, с квадратными формами и длинными, широкими понтонами, чтобы добиться максимальной аэродинамической эффективности. В то время все стремились к длинному и узкому корпусу, а я сделал обратное: широкую плоскую машину с большим кузовом. И получил больше прижимной силы».
Лучший болид F1 (по версии Кадабры)
Lotus 49
7
35.0%
Renault RS01
2
10.0%
Lotus 79
2
10.0%
McLaren MP4-4
4
20.0%
Williams FW14B
3
15.0%
Ferrari 312T
2
10.0%
проголосовало 20 пользователей
48 комментариев 3нравится избранное
MaxKadett
Slava27
mvcdev
  • Q2W
    28 мар 2016 в 13:17
    А где-то описаны все эти инженерные решения подробней?
    А то как-то поверхностно и галопом по европам.
    • Dartaen
      1 28 мар 2016 в 13:39
      Так гугл же. Кстати еще помню интересное решение которое быстро запретили - демпферы масс Рено и редкоземы в движках у Макларенов вроде.
    • andrewcocos
      28 мар 2016 в 13:39
      Статья будет огромных размеров. Что именно тебя интересует?
      • Q2W
        28 мар 2016 в 14:52
        Фсёёёё =) Шутка.

        На той машине впервые применялся двигатель Cosworth V8, который позволил гонкам выйти на новый уровень.
        Новый уровень заключается только в облегчении машины путём использования ДВС в качестве части кузова? Если нет, то остальное тоже интересует.

        Renault RS01
        Что именно помешало этой машине в итоге? Каков был путь проб и ошибок?

        Lotus 79
        Как именно получили целых 30%? Сделали дно ещё более плоским штоле? =) Тогда почему сразу так не сделали.

        McLaren MP4-4
        Это история лишь про перфекционизм? Что именно дало 15 побед из 16-и?

        Ferrari 312T
        Коробка передач была расположена поперечно, перед задней осью.
        Это типа про распределение масс относительно осей вращения?
        12-цилиндровый оппозитник
        Почему оппозитники не стали популярными в итоге у всех? Они тяжелее V-образников чтоль?
        • He1ix
          1 28 мар 2016 в 15:02
          DFV был идеальным мотором на то время. Легкий, надежный, мощный, дешевый. Были моторы, которые были лучше по каким-то параметрам, но по сумме - никогда.
          Ренуальт просто не доезжал до финиша и получил прозвище "желтый чайник". За характерный дымок, который был часто. Плюс крайне геморройно было управлять тягой. И решающего перевеса по мощности тоже не было. Точнее, по соотношению мощность-масса, телега была тяжелой.
          У лотуса была крайне сложная аэродинамика, со всякими хитрыми тоннелями. Считается первым болидом, для проектирования которого использовался компьютер.
          Помимо того, что болид был быстр, он еще и не ломался, в отличие от конкурентов. Плюс годные пилоты.
          Оппозитники слишком широкие и слишком ненадежные, как показала практика.
          • andrewcocos
            28 мар 2016 в 15:06
            Ferrari Type 015 180° V12 был таки лучше, но его не продавали на сторону.
            • He1ix
              28 мар 2016 в 15:09
              Если бы и продавали, по параметру "дешевый" точно б не прошел.
          • He1ix
            1 28 мар 2016 в 15:08
            И вообще, 12 цилиндров - для лоховозок, реальные пацаны конструировали по хардкору:
            • andrewcocos
              28 мар 2016 в 15:54
              Эти ребята знали толк в извращениях! Взять и склеить два V8 для них было раз плюнуть.
              Или полторалитровый V16 с нагнетателем. 600 лошадей в 1951 году. И похер, что оно ни разу не прошло дистанцию гран-при ))
              Ну а вообще на лоховозном BRM P142 3.0 V12 они 4 гонки выиграли.
              • He1ix
                28 мар 2016 в 16:09
                Это не то чтоб два V8. Это два восьмицилиндровых оппозита. Фуджи Хэви индастриз бьется в истерике от зависти.
                • andrewcocos
                  28 мар 2016 в 16:26
                  Я всё время забываю чем 180° V отличается от boxer. Поршни не в том порядке ходят?
                  • He1ix
                    28 мар 2016 в 16:29
                    Ага.
                    • andrewcocos
                      28 мар 2016 в 16:34
                      А вот так понятно стало!
                    • andrewcocos
                      28 мар 2016 в 16:36
                      Я так понимаю 180° V были понадёжнее, раз Феррари ваяла именно их?
                    • Kamikaze
                      1 28 мар 2016 в 18:13
                      Вариант №1 мне кажется должно нехило колбасить.
                      • He1ix
                        28 мар 2016 в 18:14
                        Думаю, так и есть. Потому и расплющенные V в жизни не встречаются. По крайней мере, о серийных моторах такой конфигурации я не слышал.
                        • Kamikaze
                          28 мар 2016 в 18:17
                          Я раньше думал что оппозиты - по сути расплющенные V-образники, когда увидел схему, очень удивился.
                        • Kamikaze
                          28 мар 2016 в 18:19
                          https://en.wikipedia.org/wiki/Flat-twelve_engine вон кстати пишут что в тестароссе такие были, всё же встречались в серии.
                  • He1ix
                    28 мар 2016 в 16:30
                    Я б даже сказал, не в том направлении.
                • andrewcocos
                  28 мар 2016 в 16:40
                  Читаю вот википедию: BRM H16 which essentially used two flat-eight engines (derived from their 1.5 L V8).
                  • He1ix
                    1 28 мар 2016 в 16:46

                    Мдэ, и правда. Я был уверен, что там таки боксер. Слабаки.
                  • He1ix
                    28 мар 2016 в 16:47
                    Ну и ладно, тогда вот:
                    • andrewcocos
                      28 мар 2016 в 18:24
                      труъ-боксер от Зубару?
                      • He1ix
                        28 мар 2016 в 18:25
                        На самом деле нет. Делала его по заказу зубары какая-то итальянская контора, которая до этого делала моторы минарди. Все было очень плохо.
                    • andrewcocos
                      30 мар 2016 в 10:35
                      Раз тут всё равно никто кроме нас не читает - посоветуй. Есть вообще смысл смотреть четвёртый Гольф с 1,4 или это изначально гиблое дело?
                      • He1ix
                        30 мар 2016 в 10:38
                        Нууу, он не едет. Вот вообще. И комплектаха будет нищая. Но тот ваг - не нынешний. В целом заметно более выносливые корытца. Так что ищущий обрящет.
                        • andrewcocos
                          30 мар 2016 в 10:42
                          Ну мне главное не попасть на бесконечные ремонты и капиталку. Начитавшись интернетов - он и масло жрёт и поршни стучат как на дизеле после 200 тык, надо мол менять.
                          • TeleTaip
                            30 мар 2016 в 11:04
                            У меня родные поршни на почти полумиллионном пробеге. Ниче не стучит. Масло жрать начал на 400 тыс. км. В итоге замена колец решила проблему. За 60 тысяч после замены не съел ни грамма масла.
                            Мелочи конечно всплывают, но не критично.
                      • TeleTaip
                        30 мар 2016 в 11:02
                        Я читаю) Сам имею гольф, но правда 1.6
                        1,4 не поедет вообще. А там как повезет. Мне вот повезло с гольфом
                        • andrewcocos
                          30 мар 2016 в 11:07
                          Мне гонять не нужно, я уже старый, буду картошку из села возить. Вряд ли он будет медленнее Ланоса. Вот чего я боюсь после читания интернетов: https://www.youtube.com/watch?v=TUfAc6NLLmQ
                          юбка на поршнях короткая.короче после 100000 поршеня болтаются в блоке поршня
                          • TeleTaip
                            30 мар 2016 в 11:15
                            А чем плох Ланос возить картошку? Гольф больше денег на обслугу будет просить
                            • andrewcocos
                              30 мар 2016 в 11:25
                              Тесноват, нет даже кондея, надоел.
                              • TeleTaip
                                30 мар 2016 в 11:34
                                Даже не знаю что тебе посоветовать. Я то брал гольфа 5 лет назад. Сейчас более-менее живой вариант найти будет тяжеловато.
                                А если он запросит потом капиталку ты неплохо разоришься.
                        • andrewcocos
                          30 мар 2016 в 11:11
        • andrewcocos
          1 28 мар 2016 в 15:02
          Cosworth DFV. Он был невероятно надёжным, обеспечивал вполне приличную мощность (лучше были двигатели только у Феррари) и он был недорогой и его могла купить любая команда. Это привело к тому, что его использовала подавляющее большинство пелотона. Вытеснить его смогли только турбомоторы в 80х благодаря гораздо большей мощности, но небогатые команды продолжали его ставить на болиды из-за дешевизны. Просто оцени список выигранных титулов, обрати внимание на года.
          Formula One Drivers' Champions (12):
          1968 Graham Hill (Team Lotus)
          1969 Jackie Stewart (Matra)
          1970 Jochen Rindt (Team Lotus)
          1971 Jackie Stewart (Tyrrell)
          1972 Emerson Fittipaldi (Team Lotus)
          1973 Jackie Stewart (Tyrrell)
          1974 Emerson Fittipaldi (McLaren)
          1976 James Hunt (McLaren)
          1978 Mario Andretti (Team Lotus)
          1980 Alan Jones (Williams)
          1981 Nelson Piquet (Brabham)
          1982 Keke Rosberg (Williams)

          Formula One Constructors' Champions (10):
          1968 Lotus
          1969 Matra
          1970 Lotus
          1971 Tyrrell
          1972 Lotus
          1973 Lotus
          1974 McLaren
          1978 Lotus
          1980 Williams
          1981 Williams
        • andrewcocos
          1 28 мар 2016 в 15:44
          Renault RS01 Невероятная ломучесть двигателя. Его допиливали с 1977 до 1983 года.
          1977: 4 старта, 4 схода. Причины: турбо, подвеска, двигатель, генератор.
          1978: 16 стартов, 4 финиша (лучший 4 место). 12е место в чемпионате. Причины сходов: перебои в зажигании, коробка передач, турбо (2 раза), проблемы с тормозами (3 раза), двигатель (6 раз).
          1979: Они поставили тот же двигатель на новое шасси (Renault RS10) и таки выиграли гонку. Скорость у них уже была приличная: 6 поул-позишн из 15 гонок, причём дважды весь первый ряд. Но надёжность в целом оставляла желать много лучшего. Из 30 стартов (теперь они догадались-таки посадить двух гонщиков) 9 финишей! Из 21 схода - 11 из-за отказа двигателя/турбины. 6е место в чемпионате.
          1980: Новое шасси Renault RE20, тот же двигатель. За 14 гонок 5 поул позишн, которые превратились в три победы. Но опять 16 сходов. В этот раз я только 5 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 4е место в чемпионате.
          1981: Новое шасси Renault RE30, тот же двигатель. Взяли Алена Проста в команду. За 15 гонок 6 поул позишн, которые превратились опять же в три победы. Опять 16 сходов. 4 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 3е место в чемпионате.
          1982: Шасси Renault RE30В, тот же двигатель. Когда я пишу тот же - понятно, что они его дорабатывали постоянно, но в целом концепция не менялась. Например в этом году мощность подняли до 585 лс (было 530 лс). За 16 гонок 10 поул позишн, по факту они стали королями квалификации за счёт мощности двигателя. 4 победы. 18 сходов. 8 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 3е место в чемпионате.
          1983: Renault RE40, тот же двигатель, мощность умудрились поднять до 650 лс . За 15 гонок 3 поул позишн, 4 победы. Всего-то 10 сходов, 6 из-за отказа двигателя/турбины. Благодаря этому - второе место в чемпионате и Прост до последнего боролся за титул.
          Ну а в 1984 был уже новый двигатель Renault EF4, но и Прост уже ушёл и вообще "все пішло шкереберть".
        • andrewcocos
          1 28 мар 2016 в 15:58
          Lotus 79 Как именно получили целых 30%?
          Тут ничего не могу сказать, просто концепция была абсолютно новая, значит было место для рывка.
        • andrewcocos
          1 28 мар 2016 в 16:09
          McLaren MP4-4. Ну тут всё просто: 1.5L V6 Honda turbo. И в меньшей степени хорошая аэродинамика (сделали переднее антикрыло как можно ниже) и тот факт, что основные конкуренты в преддверии нового регламента не стали пилить новые болиды, а дорабатывали старые.
          Кстати @He1ix почему это сработало в 1988, а в 2013 обернулось таким лютым фейлом?
          • He1ix
            1 28 мар 2016 в 16:20
            Ну, бывало и хуже. MP4-18 была настолько плоха, что ее даже не стали выпускать в гонки. А так - налажали с подвеской, решили спионерить у Ньюи тяги вместо толкателей спереди, но все пошло не так. В целом, видимо, не было вменяемой концепции машины. А у MP4/4 была, пусть и спижженая у Brabham BT55.
        • andrewcocos
          1 28 мар 2016 в 16:16
          Ferrari 312T
          Да, распределение масс было близко к идеальному.
          Оппозитники тяжелее и больше по габаритам, дороже в производстве, расходуют больше топлива, но и ощутимо мощнее. И в случае с Феррари это несколько раз (37 побед у Flat-12) полностью себя оправдало.
  • He1ix
    28 мар 2016 в 13:44
    Есть же еще ньюивозки редбулла, феррари начала нулевых, ну и мерседес, куда без него.
    • andrewcocos
      28 мар 2016 в 14:24
      Ну в статье было всё из ХХ века, я решил не упоминать новое.
    • andrewcocos
      28 мар 2016 в 14:56
      "Я не думаю, что Формуле-1 нужен Гран-при Италии настолько, чтобы цепляться за него любой ценой. Мне говорили, что Формула-1 невозможна без Гран-при Франции, и что? Где теперь эти размышления, когда мы несколько лет спокойно обходимся без французского этапа?», — цитирует Экклстоуна в своём блоге Джеймс Аллен.
      Когда этот старый пердун уже помрёт?
      • He1ix
        28 мар 2016 в 15:03
        Да, давайте проведем Гран-При Казахстана! Или Монголии! Там-то найдется масса желающих посмотреть. Опять же, вековые гоночные традиции.
        • andrewcocos
          28 мар 2016 в 15:07
          Там бабло.
        • andrewcocos
          29 мар 2016 в 11:43
          Дэвид и вовсе угодил в тяжелую аварию на трассе «Спа-Франкоршам», окончившуюся переломом ноги. Спустя годы Култхард вспоминал ту аварию с присущим ему чувством юмора: «На мне были счастливые трусы, подаренные тётей ещё во времена выступления в картинге, – мой талисман. Помню, меня извлекали из машины и разрезали комбинезон, а я только и думал, как нелепо буду выглядеть в этих трусах, надо признать, порядком изношенных за все эти годы». Дэвид ещё много лет носил с собой этот «талисман», теперь благоразумно засовывая его в карман, пока сотрудник «Макларена», разбирая чемодан, не выкинул трусы в помойное ведро.

          Дэвид Дунканович травит байки ))
  • ahotneg
    28 мар 2016 в 17:40
    Ох, какая ностальгия. А что сейчас занятного в F1? или все, уэе не торт?
  • Kamikaze
    2 28 мар 2016 в 18:10
    Что вы всё заладили, о движках, о формуле. Че там у хохлов?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.