Toп-5 болидов F1 (по версии Пэта Симондса)
Технический директор Williams Пэт Симондс рассказал немецкому изданию Auto Motor und Sport о пяти машинах в истории чемпионата мира, которые он считает лучшими.
1. Lotus 49. Это был шедевр инженерной мысли. Её конструкция была очень органичной, хотя в ней не было ничего революционного – за исключением двигателя. На той машине впервые применялся двигатель Cosworth V8, который позволил гонкам выйти на новый уровень.
Lotus 49 внешне не сильно отличалась от Lotus 33 образца 1965 года. Двигатель крепился к монококу, являясь частью общей силовой структуры. К двигателю в свою очередь крепились не только узлы задней подвески, но позднее и элементы аэродинамики, т.е. крылья. И это в те времена, когда некоторые команды-конкуренты Lotus ещё применяли старые добрые трубчатые рамы.
Lotus 49 довольно долго выступала в гонках: дебют этой машины состоялся в 1967-м, она выиграла первую же гонку, затем в 1968-м Грэм Хилл, выступая на Lotus 49, стал чемпионом мира и на такой машине выиграл Гран При Монако 1970 года. В наше время такого и представить нельзя.
Машина совершенствовалась на протяжении трёх лет и неплохо себя показала. Это подтверждает, что в основу конструкции была заложена удачная концепция, элегантная и простая. В 1968-м к Lotus 49 начали крепить антикрыло – наступала эра аэродинамики.
2. Renault RS01. Для Renault это был невероятно смелый проект. Она принимала участие в гонках в течение двух лет, с середины 1977-го до середины 1979 года. За это время машина лишь 5 раз добиралась до финиша, лишь три раза гонщики Renault на ней зарабатывали очки. На её счету нет побед, и представляете, сколько раз за те два года в Renault сомневались, правильный ли путь был избран?
Но в итоге эта машина заложила основы новой тенденции, а турбомоторы вернулись в Формулу 1 почти сорок лет спустя. Когда я услышал о проекте Renault, то подумал, что он слишком дерзкий. Но когда перешёл в Toleman в начале 80-х, я уже был убеждён, что турбомоторы – это правильный путь. Жаль только, что пионерам этих технологий, команде Renault, в те годы так и не удалось выиграть ни одного чемпионата. Они этого заслуживали уже хотя бы за свою смелость.
3. Lotus 79 была не первой машиной, в которой использовался граунд-эффект, но и не последней. Но именно в ней эта идея была доведена до совершенства, хотя первой моделью, где она использовалась, стала Lotus 78, появившаяся годом раньше. Но у Lotus 79 эффективность была на 30% выше. Я выбрал её потому, что меня впечатлил огромный рывок, который сделала команда за год, в течение которого изучала машину. Хотелось бы мне сегодня прогрессировать такими темпами.
В 1978-м эта машина была лучшей в своём классе, но уже через год многие скопировали эту идею и доработали её. В 1979-м лучшей машиной чемпионата была уже Williams FW07, но нельзя сказать, что она стала прорывом.
4. Самой успешной машиной в истории Формулы 1 была McLaren MP4-4 с её 15-ю победами в 16-ти гонках. Я долго думал, включать ли эту машину в число лучших, но самую успешную машину Формулы 1 нельзя обойти вниманием. В ней не было заключено каких-то секретов, но инженерные решения, которые долго проверялись на других машинах, здесь были доведены до совершенства. Очень эффективная аэродинамика, прекрасный турбомотор, цельная конструкция, все элементы которой были во много раз лучше, чем у соперников. Именно это меня всегда поражало в McLaren – стремление к совершенству, ведь это основа Формулы 1.
Некоторые машины в истории чемпионата оказывались очень успешными просто потому, что соперники допускали ошибки. Но у этой McLaren были сильные соперники, и на трассе она превзошла Ferrari, Williams, Benetton. Что-то подобное сейчас происходит с Mercedes.
5. Williams FW14B.
Самое интересное время моей карьеры пришлось на начало 90-х. Это было время, когда начала появляться электроника, помогающая гонщикам управлять машинами. Лучшая машина, с которой я когда-либо работал, была Benetton B193. В ней было всё, что только можно себе представить: активная подвеска, ABS, трэкшн-контроль, полностью автоматическая трансмиссия, все четыре колеса были управляемыми. Мне хотелось выбрать именно эту машину, но на трассе она была далеко не такой успешной, как Williams FW14B.
Наша Benetton выиграла только одну гонку, а Williams в то время безоговорочно доминировала. В том числе потому, что все четыре колеса были управляемыми. Соответственно FW14B больше заслуживает места в моём списке.
Версия Andrewcocos. Ferrari 312T
Коробка передач была расположена поперечно, перед задней осью. Переднее антикрыло было цельным. 12-цилиндровый оппозитник выдавал 495 л.с. при 12500 об/мин. В итоге - 9 побед за 17 гран-при. Вы как хотите, а я считаю эту машину лучшей в истории.
«Работая над прототипом 312-й в 1972 году, я увидел, что широкий кузов может помочь получить больше прижимной силы, – вспоминал позже Мауро Форгьери. – Тогда я и начал думать об экспериментальной машине Формулы 1, с квадратными формами и длинными, широкими понтонами, чтобы добиться максимальной аэродинамической эффективности. В то время все стремились к длинному и узкому корпусу, а я сделал обратное: широкую плоскую машину с большим кузовом. И получил больше прижимной силы».
1. Lotus 49. Это был шедевр инженерной мысли. Её конструкция была очень органичной, хотя в ней не было ничего революционного – за исключением двигателя. На той машине впервые применялся двигатель Cosworth V8, который позволил гонкам выйти на новый уровень.
Lotus 49 внешне не сильно отличалась от Lotus 33 образца 1965 года. Двигатель крепился к монококу, являясь частью общей силовой структуры. К двигателю в свою очередь крепились не только узлы задней подвески, но позднее и элементы аэродинамики, т.е. крылья. И это в те времена, когда некоторые команды-конкуренты Lotus ещё применяли старые добрые трубчатые рамы.
Lotus 49 довольно долго выступала в гонках: дебют этой машины состоялся в 1967-м, она выиграла первую же гонку, затем в 1968-м Грэм Хилл, выступая на Lotus 49, стал чемпионом мира и на такой машине выиграл Гран При Монако 1970 года. В наше время такого и представить нельзя.
Машина совершенствовалась на протяжении трёх лет и неплохо себя показала. Это подтверждает, что в основу конструкции была заложена удачная концепция, элегантная и простая. В 1968-м к Lotus 49 начали крепить антикрыло – наступала эра аэродинамики.
2. Renault RS01. Для Renault это был невероятно смелый проект. Она принимала участие в гонках в течение двух лет, с середины 1977-го до середины 1979 года. За это время машина лишь 5 раз добиралась до финиша, лишь три раза гонщики Renault на ней зарабатывали очки. На её счету нет побед, и представляете, сколько раз за те два года в Renault сомневались, правильный ли путь был избран?
Но в итоге эта машина заложила основы новой тенденции, а турбомоторы вернулись в Формулу 1 почти сорок лет спустя. Когда я услышал о проекте Renault, то подумал, что он слишком дерзкий. Но когда перешёл в Toleman в начале 80-х, я уже был убеждён, что турбомоторы – это правильный путь. Жаль только, что пионерам этих технологий, команде Renault, в те годы так и не удалось выиграть ни одного чемпионата. Они этого заслуживали уже хотя бы за свою смелость.
3. Lotus 79 была не первой машиной, в которой использовался граунд-эффект, но и не последней. Но именно в ней эта идея была доведена до совершенства, хотя первой моделью, где она использовалась, стала Lotus 78, появившаяся годом раньше. Но у Lotus 79 эффективность была на 30% выше. Я выбрал её потому, что меня впечатлил огромный рывок, который сделала команда за год, в течение которого изучала машину. Хотелось бы мне сегодня прогрессировать такими темпами.
В 1978-м эта машина была лучшей в своём классе, но уже через год многие скопировали эту идею и доработали её. В 1979-м лучшей машиной чемпионата была уже Williams FW07, но нельзя сказать, что она стала прорывом.
4. Самой успешной машиной в истории Формулы 1 была McLaren MP4-4 с её 15-ю победами в 16-ти гонках. Я долго думал, включать ли эту машину в число лучших, но самую успешную машину Формулы 1 нельзя обойти вниманием. В ней не было заключено каких-то секретов, но инженерные решения, которые долго проверялись на других машинах, здесь были доведены до совершенства. Очень эффективная аэродинамика, прекрасный турбомотор, цельная конструкция, все элементы которой были во много раз лучше, чем у соперников. Именно это меня всегда поражало в McLaren – стремление к совершенству, ведь это основа Формулы 1.
Некоторые машины в истории чемпионата оказывались очень успешными просто потому, что соперники допускали ошибки. Но у этой McLaren были сильные соперники, и на трассе она превзошла Ferrari, Williams, Benetton. Что-то подобное сейчас происходит с Mercedes.
5. Williams FW14B.
Самое интересное время моей карьеры пришлось на начало 90-х. Это было время, когда начала появляться электроника, помогающая гонщикам управлять машинами. Лучшая машина, с которой я когда-либо работал, была Benetton B193. В ней было всё, что только можно себе представить: активная подвеска, ABS, трэкшн-контроль, полностью автоматическая трансмиссия, все четыре колеса были управляемыми. Мне хотелось выбрать именно эту машину, но на трассе она была далеко не такой успешной, как Williams FW14B.
Наша Benetton выиграла только одну гонку, а Williams в то время безоговорочно доминировала. В том числе потому, что все четыре колеса были управляемыми. Соответственно FW14B больше заслуживает места в моём списке.
Версия Andrewcocos. Ferrari 312T
Коробка передач была расположена поперечно, перед задней осью. Переднее антикрыло было цельным. 12-цилиндровый оппозитник выдавал 495 л.с. при 12500 об/мин. В итоге - 9 побед за 17 гран-при. Вы как хотите, а я считаю эту машину лучшей в истории.
«Работая над прототипом 312-й в 1972 году, я увидел, что широкий кузов может помочь получить больше прижимной силы, – вспоминал позже Мауро Форгьери. – Тогда я и начал думать об экспериментальной машине Формулы 1, с квадратными формами и длинными, широкими понтонами, чтобы добиться максимальной аэродинамической эффективности. В то время все стремились к длинному и узкому корпусу, а я сделал обратное: широкую плоскую машину с большим кузовом. И получил больше прижимной силы».
Лучший болид F1 (по версии Кадабры)
Lotus 49
7
35.0%
Renault RS01
2
10.0%
Lotus 79
2
10.0%
McLaren MP4-4
4
20.0%
Williams FW14B
3
15.0%
Ferrari 312T
2
10.0%
проголосовало 20 пользователей
А то как-то поверхностно и галопом по европам.
На той машине впервые применялся двигатель Cosworth V8, который позволил гонкам выйти на новый уровень.
Новый уровень заключается только в облегчении машины путём использования ДВС в качестве части кузова? Если нет, то остальное тоже интересует.
Renault RS01
Что именно помешало этой машине в итоге? Каков был путь проб и ошибок?
Lotus 79
Как именно получили целых 30%? Сделали дно ещё более плоским штоле? =) Тогда почему сразу так не сделали.
McLaren MP4-4
Это история лишь про перфекционизм? Что именно дало 15 побед из 16-и?
Ferrari 312T
Коробка передач была расположена поперечно, перед задней осью.
Это типа про распределение масс относительно осей вращения?
12-цилиндровый оппозитник
Почему оппозитники не стали популярными в итоге у всех? Они тяжелее V-образников чтоль?
Ренуальт просто не доезжал до финиша и получил прозвище "желтый чайник". За характерный дымок, который был часто. Плюс крайне геморройно было управлять тягой. И решающего перевеса по мощности тоже не было. Точнее, по соотношению мощность-масса, телега была тяжелой.
У лотуса была крайне сложная аэродинамика, со всякими хитрыми тоннелями. Считается первым болидом, для проектирования которого использовался компьютер.
Помимо того, что болид был быстр, он еще и не ломался, в отличие от конкурентов. Плюс годные пилоты.
Оппозитники слишком широкие и слишком ненадежные, как показала практика.
Или полторалитровый V16 с нагнетателем. 600 лошадей в 1951 году. И похер, что оно ни разу не прошло дистанцию гран-при ))
Ну а вообще на лоховозном BRM P142 3.0 V12 они 4 гонки выиграли.
Мдэ, и правда. Я был уверен, что там таки боксер. Слабаки.
Мелочи конечно всплывают, но не критично.
1,4 не поедет вообще. А там как повезет. Мне вот повезло с гольфом
юбка на поршнях короткая.короче после 100000 поршеня болтаются в блоке поршня
А если он запросит потом капиталку ты неплохо разоришься.
Formula One Drivers' Champions (12):
1968 Graham Hill (Team Lotus)
1969 Jackie Stewart (Matra)
1970 Jochen Rindt (Team Lotus)
1971 Jackie Stewart (Tyrrell)
1972 Emerson Fittipaldi (Team Lotus)
1973 Jackie Stewart (Tyrrell)
1974 Emerson Fittipaldi (McLaren)
1976 James Hunt (McLaren)
1978 Mario Andretti (Team Lotus)
1980 Alan Jones (Williams)
1981 Nelson Piquet (Brabham)
1982 Keke Rosberg (Williams)
Formula One Constructors' Champions (10):
1968 Lotus
1969 Matra
1970 Lotus
1971 Tyrrell
1972 Lotus
1973 Lotus
1974 McLaren
1978 Lotus
1980 Williams
1981 Williams
1977: 4 старта, 4 схода. Причины: турбо, подвеска, двигатель, генератор.
1978: 16 стартов, 4 финиша (лучший 4 место). 12е место в чемпионате. Причины сходов: перебои в зажигании, коробка передач, турбо (2 раза), проблемы с тормозами (3 раза), двигатель (6 раз).
1979: Они поставили тот же двигатель на новое шасси (Renault RS10) и таки выиграли гонку. Скорость у них уже была приличная: 6 поул-позишн из 15 гонок, причём дважды весь первый ряд. Но надёжность в целом оставляла желать много лучшего. Из 30 стартов (теперь они догадались-таки посадить двух гонщиков) 9 финишей! Из 21 схода - 11 из-за отказа двигателя/турбины. 6е место в чемпионате.
1980: Новое шасси Renault RE20, тот же двигатель. За 14 гонок 5 поул позишн, которые превратились в три победы. Но опять 16 сходов. В этот раз я только 5 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 4е место в чемпионате.
1981: Новое шасси Renault RE30, тот же двигатель. Взяли Алена Проста в команду. За 15 гонок 6 поул позишн, которые превратились опять же в три победы. Опять 16 сходов. 4 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 3е место в чемпионате.
1982: Шасси Renault RE30В, тот же двигатель. Когда я пишу тот же - понятно, что они его дорабатывали постоянно, но в целом концепция не менялась. Например в этом году мощность подняли до 585 лс (было 530 лс). За 16 гонок 10 поул позишн, по факту они стали королями квалификации за счёт мощности двигателя. 4 победы. 18 сходов. 8 насчитал из-за отказа двигателя/турбины. 3е место в чемпионате.
1983: Renault RE40, тот же двигатель, мощность умудрились поднять до 650 лс . За 15 гонок 3 поул позишн, 4 победы. Всего-то 10 сходов, 6 из-за отказа двигателя/турбины. Благодаря этому - второе место в чемпионате и Прост до последнего боролся за титул.
Ну а в 1984 был уже новый двигатель Renault EF4, но и Прост уже ушёл и вообще "все пішло шкереберть".
Тут ничего не могу сказать, просто концепция была абсолютно новая, значит было место для рывка.
Кстати @He1ix почему это сработало в 1988, а в 2013 обернулось таким лютым фейлом?
Да, распределение масс было близко к идеальному.
Оппозитники тяжелее и больше по габаритам, дороже в производстве, расходуют больше топлива, но и ощутимо мощнее. И в случае с Феррари это несколько раз (37 побед у Flat-12) полностью себя оправдало.
Когда этот старый пердун уже помрёт?
Дэвид Дунканович травит байки ))