Кто, зачем и на какие деньги лепит наклейки нарушителям ПДД
Конфликт активистов «Стопхама» с четырехкратным олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике Алексеем Немовым вызвал большой резонанс. В юридическую плоскость он пока не перешел, но повышенный интерес к движению свидетельствует о неоднозначном отношении к нему в обществе и актуальности проблемы хамства на дорогах. «Лента.ру» проанализировала «боевой путь» народных борцов за соблюдение правил и побеседовала с активистами и противниками «Стопхама».
В феврале Алексею Немову дважды «посчастливилось» встретиться со «стопхамовцами» на улице Петровка. В первый раз олимпийский чемпион сидел с супругой в салоне своего автомобиля напротив входа в «Петровский пассаж». Машина была припаркована вторым рядом. На просьбу перепарковаться чета ответила, что встанут на место, которое вот-вот освободится. Но несколько минут спустя диспозиция не изменилась. Активист вновь подошел к автомобилю Немова. Сидевшие внутри сделали вид, что его не замечают. Тогда на лобовом стекле внедорожника появилась известная своей трудноснимаемостью наклейка «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу».
На другой день олимпиец вновь встал вторым рядом в пятидесяти метрах от того места, где стоял в прошлый раз. Прямо напротив здания Генпрокуратуры России. На этот раз в машине он находился один. Увидев в руках «стопхамовца» наклейку Немов нецензурно послал его подальше. В ответ активист молча приклеил стикер туда же, куда и днем ранее.
Чемпион содрал наклейку и ткнул ею парню в подбородок. Тот оттолкнул его от себя. Немов ринулся вперед и ударил «стопхамовца» основанием ладони в подбородок. В ответ активист повалил его на землю и попросил успокоиться. Встать не препятствовал. Олимпиец поднялся и вновь с силой толкнул молодого человека в грудь. Затем в ходе словесной перепалки еще раз ткнул в лицо. Действовал чемпион левой рукой, с которой в ходе баталии слетели часы.
Ситуация в итоге разрешилась согласием Немова перепарковаться. Теперь супруги Немовы пытаются понять, что же произошло на Петровке.
«Мы думаем, как поступить в этой ситуации, потому что такое может произойти с каждым, хочется как-то наказать этих людей, — рассказала Галина Немова «Русской службе новостей». — Это провокация настоящая. Они ведут себя так интеллигентно, при этом провоцируют, стучат в окно и спрашивают: "Что же вы делаете?" А что — ты даже не понимаешь в этой ситуации. Что это, Алексей тоже для себя хочет разобрать».
Галина подчеркнула, что во второй день она всего на несколько минут отошла в туалет. По ее мнению, муж не нарушил правил дорожного движения, так как в том месте «все стоят».
Улица Петровка — одна из известных столичным водителям вотчин «Стопхама». Еще пять лет назад участники движения проводили здесь регулярные рейды. До введения зоны платных парковок они, казалось, были единственной силой, способной очистить пешеходные переходы и зоны выездов со дворов от припаркованного транспорта. Примечательно, что наклейки не лепили всем подряд под знаками «остановка запрещена», а лишь тем, кто пренебрегал правами пешеходов и других водителей с особым цинизмом.
Сотрудники ГИБДД автохамов с Петровки как бы не замечали. Видимо, из-за чрезмерного количества водителей с непростым статусом. В непосредственной близости находятся здания столичного главка МВД, Мосгордумы, Генпрокуратуры, ЦУМа, тут много дорогих клубов, бутиков и ресторанов. К слову, платная парковка и принудительная эвакуация заметно улучшили ситуацию.
Место, где «стопхамовцы» схлестнулись с олимпийским чемпионом, хорошо известно московским водителям как «бутылочное горло». В пробку там можно угодить даже ночью. С одной стороны в два ряда паркуются гости отеля Marriott, фитнес-центра и бутиков в Столешниковом переулке. С другой — также в несколько рядов — стоят машины посетителей «Петровского пассажа».
Как рассказал «Ленте.ру» создатель «Стопхама» Дмитрий Чугунов, идея бороться с потерявшими стыд и совесть водителями пришла ему в голову как раз в этой пробке.
По словам Чугунова, «Стопхам» не следует воспринимать как способ «классовой борьбы» или молодежного протеста, направленного на то, чтобы показать бессилие властей и навести порядок на улицах. Дмитрий считает свой проект образовательным, направленным на изменение общественного сознания, избавления от клише «все так делают».
Организация не ставит целью подменить собой госавтоинспекцию и ориентируется на борьбу с вопиющими проявлениями пренебрежения к нормам городского общежития.
По обилию региональных отделений проект можно назвать федеральным и даже международным (Белоруссия, Украина, Молдавия), но не везде работа проходит гладко.
«Нам пришлось закрыть отделение в Карелии. Там им руководил несовершеннолетний молодой человек, который подходил к делу формально и преследовал любых нарушителей ПДД, независимо от того, мешает их машина кому-то или нет», — подчеркнул Чугунов.
Первые рейды провели в Москве в 2010-м в рамках проекта «Наши 2.0». В том же году летом Чугунов представил концепцию борьбы с автохамами на форуме «Селигер».
Через полгода после создания «Стопхам» обрел организационную и финансовую самостоятельность, обеспечив организаторов заработком.
«В начале я занимался фандрайзингом, вкладывал свои деньги. Но сейчас у нас партнерские соглашения с YouTube, и за размещение рекламы мы получаем порядка 150-200 тысяч рублей в месяц», — рассказывал Чугунов в 2013-м. Из этих денег он платил зарплату себе и трем активистам, которые участвовали во всех рейдах. Остальные работали в проекте как волонтеры.
Сейчас Чугунов в основном занят в Общественной палате, но оставил за собой общее кураторство проекта.
«Он помогает нам. Просматривает смонтированные ролики перед их публикацией. Дает рекомендации: где добавить, где сократить», — рассказал «Ленте.ру» один из лидеров «Стопхама» Кирилл Бунин.
Движение разделено на отдельные проекты. Бунин занимается акциями против любителей ездить по тротуарам. Другая группа, с которой столкнулся Немов, проводит рейды против неправильной парковки. Еще одна группа занимается проблемой незаконной организации частных парковок на городской земле.
Нынешние случаи потасовок с автолюбителями Кирилл объясняет участившимися рейдами.
«Мы теперь проводим по четыре акции в неделю, — рассказал он. — В костяк московского "Стопхама" входит около 40 человек. Еще примерно 60 человек — те, кто участвует в разовых акциях».
Все — совершеннолетние. Это обязательное требование. С каждым проводится инструктаж по безопасности. Новички занимают лишь наблюдательные позиции. В контакт с водителями вступают те, кто способны сохранять выдержку и спокойствие, умеют вести дискуссию и юридически подкованы.
Проект «Стопхам» широко известен благодаря своим видеороликам. Их агрессивное содержание в основном и определяет общественное мнение о движении. Критики считают, что в эфир не попадают эпизоды, когда активисты получают «по шеям».
Однако до 90 процентов работы, по словам самих активистов, остается за кадром, потому как в большинстве случаев у них не возникает вообще никаких проблем с нарушителями. Чаще всего водители выполняют просьбу переставить автомобиль, не вступая в дискуссии.
Публикацию роликов, на которых запечатлены конфликты и потасовки, многие рассматривают как пиар. Однако это прежде всего способ защиты активистов от надуманных обвинений. Ну и заработок, в том числе для изготовления тех же наклеек.
Продукция «стопхам продакшен» пользуется большим успехом у зрителей. Так, более семи миллионов просмотров набрал сюжет о столкновении борцов за правильную парковку с семьей полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Инцидент произошел в апреле 2012-го у ТЦ «Европейский» в Москве. Ролик «Стопхама» в итоге повлиял на решение об увольнении Мингаева и возбуждении уголовного дела о хулиганстве в отношении тех, кто напал на ребят.
Через год за неадекватное поведение сотрудницы Центризбиркома РФ Маргарет Аракелян принес извинения глава комиссии Владимир Чуров. Девушка на полном серьезе заявила на камеру, что статус госслужащей позволяет ей парковать машину на пешеходном переходе.
Летом 2013-го исполняющий обязанности главы управы Марьино Александр Сморяков подал в отставку после того, как его супруга на Range Rover сбила двух активистов «Стопхама» на тротуаре. При этом женщина демонстративно выложила на приборную панель пропуск префектуры.
По словам Кирилла Бунина, им не раз предлагали выкупить ролик или заплатить, чтобы его не публиковали, но активисты на такие предложения не соглашаются.
Эффективность и эффектность работы «стопхамовцев» привела к активному разрастанию движения по регионам. Причем инициатива шла снизу. Попутно поднималась и волна недовольства. Однако никаких организационных форм противники «Стопхама» так и не создали, сохраняя активность на уровне тематических групп в соцсетях.
Наиболее заметное выступление против борцов с ездой по тротуарам произошло 10 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге, когда были избиты и ограблены семь «стопхамовцев». Троих госпитализировали с серьезными травмами.
А две недели назад в Москве активистов атаковал водитель, вооруженный бейсбольной битой. Его внедорожник остановили на тротуаре. Примечательно, что агрессивного мужчину уложили на землю не сами «стопхамовцы», а проходившие мимо люди.
Согласно опросу 2014 года, около 52 процентов россиян в возрасте от 20 до 60 лет поддерживают «Стопхам». 17 процентов относятся к движению негативно. Остальные о проекте либо не знают, либо не интересуются им вовсе.
Однако среди противников движения немало известных людей, общественных деятелей и правозащитников.
Так, против «Стопхама» выступает спортсмен, создатель русской школы карате Кои Но Такинобори Рю, писатель Андрей Кочергин.
«Хамством хамство не победить. Людям с активной гражданской позицией нужно заниматься развитием существующей правоохранительной системы. Добиваться своего легальным, цивилизованным путем», — сообщил «Ленте.ру» Кочергин.
По его словам, следует создать систему, при которой неравнодушные люди смогут удобным способом передавать информацию о нарушителях правил парковки и других злоумышленниках в полицию.
«Президент выделяет им по три миллиона грантами, — говорит Кочергин. — Зачем? Получается какая-то деструктивная деятельность, в обход МВД. У некоторых есть специальный пропуск, позволяющий ехать где угодно. Это порой необходимо для обеспечения безопасности государства. И что они должны перед каждым сопляком отчитываться: зачем и куда едут?»
Кстати, в свое время активный интерес к движению проявлял бывший министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Он приводил «Стопхам» в пример сотрудникам ведомства. Однако дальше этого дело не пошло.
В настоящее время, по словам Чугунова, отношение к «стопхамовцам» со стороны ГИБДД скорее негативное. Никакого организованного взаимодействия между ними не происходит.
Кирилл Бунин говорит, что отношения с гаишниками можно охарактеризовать как «50 на 50». «На личном уровне многие сотрудники нас уважают, здороваются за руку. Знают по именам», — отметил он.
Проблемы с органами правопорядка у «стопхамовцев» возникают редко. В пятилетней истории движения нет судебных процессов. Наклейки на лобовых стеклах, несмотря на возражения многих юристов, не признаются на практике «повреждением чужого имущества». Не карается и видеосъемка правонарушителей без их согласия.
Сами «стопхамовцы» также не стремятся заявлять в суд на своих обидчиков, если стычки не заканчиваются травмами. Вот и в случае с Алексеем Немовым — Чугунов говорит, что претензий к нему у активистов нет.
«Если Алексей или его супруга захотят этот конфликт развить, я буду вынужден защищаться. У меня есть исходные материалы, и сказать, что она отошла на пять минут или в машине был ребенок, не получится», — предупредил он.
Отсюда.
Петровка и неправильная парковка
В феврале Алексею Немову дважды «посчастливилось» встретиться со «стопхамовцами» на улице Петровка. В первый раз олимпийский чемпион сидел с супругой в салоне своего автомобиля напротив входа в «Петровский пассаж». Машина была припаркована вторым рядом. На просьбу перепарковаться чета ответила, что встанут на место, которое вот-вот освободится. Но несколько минут спустя диспозиция не изменилась. Активист вновь подошел к автомобилю Немова. Сидевшие внутри сделали вид, что его не замечают. Тогда на лобовом стекле внедорожника появилась известная своей трудноснимаемостью наклейка «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу».
На другой день олимпиец вновь встал вторым рядом в пятидесяти метрах от того места, где стоял в прошлый раз. Прямо напротив здания Генпрокуратуры России. На этот раз в машине он находился один. Увидев в руках «стопхамовца» наклейку Немов нецензурно послал его подальше. В ответ активист молча приклеил стикер туда же, куда и днем ранее.
Чемпион содрал наклейку и ткнул ею парню в подбородок. Тот оттолкнул его от себя. Немов ринулся вперед и ударил «стопхамовца» основанием ладони в подбородок. В ответ активист повалил его на землю и попросил успокоиться. Встать не препятствовал. Олимпиец поднялся и вновь с силой толкнул молодого человека в грудь. Затем в ходе словесной перепалки еще раз ткнул в лицо. Действовал чемпион левой рукой, с которой в ходе баталии слетели часы.
Ситуация в итоге разрешилась согласием Немова перепарковаться. Теперь супруги Немовы пытаются понять, что же произошло на Петровке.
«Мы думаем, как поступить в этой ситуации, потому что такое может произойти с каждым, хочется как-то наказать этих людей, — рассказала Галина Немова «Русской службе новостей». — Это провокация настоящая. Они ведут себя так интеллигентно, при этом провоцируют, стучат в окно и спрашивают: "Что же вы делаете?" А что — ты даже не понимаешь в этой ситуации. Что это, Алексей тоже для себя хочет разобрать».
Галина подчеркнула, что во второй день она всего на несколько минут отошла в туалет. По ее мнению, муж не нарушил правил дорожного движения, так как в том месте «все стоят».
Улица Петровка — одна из известных столичным водителям вотчин «Стопхама». Еще пять лет назад участники движения проводили здесь регулярные рейды. До введения зоны платных парковок они, казалось, были единственной силой, способной очистить пешеходные переходы и зоны выездов со дворов от припаркованного транспорта. Примечательно, что наклейки не лепили всем подряд под знаками «остановка запрещена», а лишь тем, кто пренебрегал правами пешеходов и других водителей с особым цинизмом.
Сотрудники ГИБДД автохамов с Петровки как бы не замечали. Видимо, из-за чрезмерного количества водителей с непростым статусом. В непосредственной близости находятся здания столичного главка МВД, Мосгордумы, Генпрокуратуры, ЦУМа, тут много дорогих клубов, бутиков и ресторанов. К слову, платная парковка и принудительная эвакуация заметно улучшили ситуацию.
Место, где «стопхамовцы» схлестнулись с олимпийским чемпионом, хорошо известно московским водителям как «бутылочное горло». В пробку там можно угодить даже ночью. С одной стороны в два ряда паркуются гости отеля Marriott, фитнес-центра и бутиков в Столешниковом переулке. С другой — также в несколько рядов — стоят машины посетителей «Петровского пассажа».
Как рассказал «Ленте.ру» создатель «Стопхама» Дмитрий Чугунов, идея бороться с потерявшими стыд и совесть водителями пришла ему в голову как раз в этой пробке.
Образовательный проект
По словам Чугунова, «Стопхам» не следует воспринимать как способ «классовой борьбы» или молодежного протеста, направленного на то, чтобы показать бессилие властей и навести порядок на улицах. Дмитрий считает свой проект образовательным, направленным на изменение общественного сознания, избавления от клише «все так делают».
Организация не ставит целью подменить собой госавтоинспекцию и ориентируется на борьбу с вопиющими проявлениями пренебрежения к нормам городского общежития.
По обилию региональных отделений проект можно назвать федеральным и даже международным (Белоруссия, Украина, Молдавия), но не везде работа проходит гладко.
«Нам пришлось закрыть отделение в Карелии. Там им руководил несовершеннолетний молодой человек, который подходил к делу формально и преследовал любых нарушителей ПДД, независимо от того, мешает их машина кому-то или нет», — подчеркнул Чугунов.
Первые рейды провели в Москве в 2010-м в рамках проекта «Наши 2.0». В том же году летом Чугунов представил концепцию борьбы с автохамами на форуме «Селигер».
Через полгода после создания «Стопхам» обрел организационную и финансовую самостоятельность, обеспечив организаторов заработком.
«В начале я занимался фандрайзингом, вкладывал свои деньги. Но сейчас у нас партнерские соглашения с YouTube, и за размещение рекламы мы получаем порядка 150-200 тысяч рублей в месяц», — рассказывал Чугунов в 2013-м. Из этих денег он платил зарплату себе и трем активистам, которые участвовали во всех рейдах. Остальные работали в проекте как волонтеры.
Сейчас Чугунов в основном занят в Общественной палате, но оставил за собой общее кураторство проекта.
«Он помогает нам. Просматривает смонтированные ролики перед их публикацией. Дает рекомендации: где добавить, где сократить», — рассказал «Ленте.ру» один из лидеров «Стопхама» Кирилл Бунин.
Движение разделено на отдельные проекты. Бунин занимается акциями против любителей ездить по тротуарам. Другая группа, с которой столкнулся Немов, проводит рейды против неправильной парковки. Еще одна группа занимается проблемой незаконной организации частных парковок на городской земле.
Нынешние случаи потасовок с автолюбителями Кирилл объясняет участившимися рейдами.
«Мы теперь проводим по четыре акции в неделю, — рассказал он. — В костяк московского "Стопхама" входит около 40 человек. Еще примерно 60 человек — те, кто участвует в разовых акциях».
Все — совершеннолетние. Это обязательное требование. С каждым проводится инструктаж по безопасности. Новички занимают лишь наблюдательные позиции. В контакт с водителями вступают те, кто способны сохранять выдержку и спокойствие, умеют вести дискуссию и юридически подкованы.
Уличные бои
Проект «Стопхам» широко известен благодаря своим видеороликам. Их агрессивное содержание в основном и определяет общественное мнение о движении. Критики считают, что в эфир не попадают эпизоды, когда активисты получают «по шеям».
Однако до 90 процентов работы, по словам самих активистов, остается за кадром, потому как в большинстве случаев у них не возникает вообще никаких проблем с нарушителями. Чаще всего водители выполняют просьбу переставить автомобиль, не вступая в дискуссии.
Публикацию роликов, на которых запечатлены конфликты и потасовки, многие рассматривают как пиар. Однако это прежде всего способ защиты активистов от надуманных обвинений. Ну и заработок, в том числе для изготовления тех же наклеек.
Продукция «стопхам продакшен» пользуется большим успехом у зрителей. Так, более семи миллионов просмотров набрал сюжет о столкновении борцов за правильную парковку с семьей полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Инцидент произошел в апреле 2012-го у ТЦ «Европейский» в Москве. Ролик «Стопхама» в итоге повлиял на решение об увольнении Мингаева и возбуждении уголовного дела о хулиганстве в отношении тех, кто напал на ребят.
Через год за неадекватное поведение сотрудницы Центризбиркома РФ Маргарет Аракелян принес извинения глава комиссии Владимир Чуров. Девушка на полном серьезе заявила на камеру, что статус госслужащей позволяет ей парковать машину на пешеходном переходе.
Летом 2013-го исполняющий обязанности главы управы Марьино Александр Сморяков подал в отставку после того, как его супруга на Range Rover сбила двух активистов «Стопхама» на тротуаре. При этом женщина демонстративно выложила на приборную панель пропуск префектуры.
По словам Кирилла Бунина, им не раз предлагали выкупить ролик или заплатить, чтобы его не публиковали, но активисты на такие предложения не соглашаются.
Эффективность и эффектность работы «стопхамовцев» привела к активному разрастанию движения по регионам. Причем инициатива шла снизу. Попутно поднималась и волна недовольства. Однако никаких организационных форм противники «Стопхама» так и не создали, сохраняя активность на уровне тематических групп в соцсетях.
Наиболее заметное выступление против борцов с ездой по тротуарам произошло 10 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге, когда были избиты и ограблены семь «стопхамовцев». Троих госпитализировали с серьезными травмами.
А две недели назад в Москве активистов атаковал водитель, вооруженный бейсбольной битой. Его внедорожник остановили на тротуаре. Примечательно, что агрессивного мужчину уложили на землю не сами «стопхамовцы», а проходившие мимо люди.
«Хамством хамство не победить»
Согласно опросу 2014 года, около 52 процентов россиян в возрасте от 20 до 60 лет поддерживают «Стопхам». 17 процентов относятся к движению негативно. Остальные о проекте либо не знают, либо не интересуются им вовсе.
Однако среди противников движения немало известных людей, общественных деятелей и правозащитников.
Так, против «Стопхама» выступает спортсмен, создатель русской школы карате Кои Но Такинобори Рю, писатель Андрей Кочергин.
«Хамством хамство не победить. Людям с активной гражданской позицией нужно заниматься развитием существующей правоохранительной системы. Добиваться своего легальным, цивилизованным путем», — сообщил «Ленте.ру» Кочергин.
По его словам, следует создать систему, при которой неравнодушные люди смогут удобным способом передавать информацию о нарушителях правил парковки и других злоумышленниках в полицию.
«Президент выделяет им по три миллиона грантами, — говорит Кочергин. — Зачем? Получается какая-то деструктивная деятельность, в обход МВД. У некоторых есть специальный пропуск, позволяющий ехать где угодно. Это порой необходимо для обеспечения безопасности государства. И что они должны перед каждым сопляком отчитываться: зачем и куда едут?»
Кстати, в свое время активный интерес к движению проявлял бывший министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Он приводил «Стопхам» в пример сотрудникам ведомства. Однако дальше этого дело не пошло.
В настоящее время, по словам Чугунова, отношение к «стопхамовцам» со стороны ГИБДД скорее негативное. Никакого организованного взаимодействия между ними не происходит.
Кирилл Бунин говорит, что отношения с гаишниками можно охарактеризовать как «50 на 50». «На личном уровне многие сотрудники нас уважают, здороваются за руку. Знают по именам», — отметил он.
Проблемы с органами правопорядка у «стопхамовцев» возникают редко. В пятилетней истории движения нет судебных процессов. Наклейки на лобовых стеклах, несмотря на возражения многих юристов, не признаются на практике «повреждением чужого имущества». Не карается и видеосъемка правонарушителей без их согласия.
Сами «стопхамовцы» также не стремятся заявлять в суд на своих обидчиков, если стычки не заканчиваются травмами. Вот и в случае с Алексеем Немовым — Чугунов говорит, что претензий к нему у активистов нет.
«Если Алексей или его супруга захотят этот конфликт развить, я буду вынужден защищаться. У меня есть исходные материалы, и сказать, что она отошла на пять минут или в машине был ребенок, не получится», — предупредил он.
Отсюда.