Написать пост

MaxDM

АвтоВАЗ на грани банкротства

АвтоВАЗ отчитался о рекордных убытках за 2015 год, а его аудитор в своем заключении усомнился в том, что завод продолжит работу. Насколько критично положение крупнейшего автозавода и как его будут спасать на этот раз?


В пятницу утром АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2015 год.​ Завод получил рекордный убыток — 73,9 млрд руб. Это втрое больше, чем за 2014 год. Убыток от операционной деятельности вырос больше чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst&Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.

Что значит заключение аудитора?


Гендиректор аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова отмечает, что эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее АвтоВАЗу могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. «Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха «Трансаэро» аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.

Как АвтоВАЗ оказался в таком плохом финансовом положении?


Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной модели Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. При этом АвтоВАЗ был лидером российского рынка по росту цен на автомобили: по данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. В результате самая популярная модель завода — Granta — в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris. В этом же году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).

АвтоВАЗ рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5–6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте, — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.

Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности АвтоВАЗа.

Насколько критично положение АвтоВАЗа?


В отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически позволяет кредиторам требовать досрочного погашения задолженности. Гарантии отказа от досрочного истребования кредитов из этих 36,6 млрд руб. АвтоВАЗ получил только на 2,7 млрд руб. от трех банков — Росбанка, «Гаранти банк Москва» и Societe Generale, говорится в отчетности.

Крупнейшие кредиторы АвтоВАЗа — Сбербанк, ВТБ и Новикомбанк, подконтрольный одному из акционеров автозавода — «Ростеху». «Ситуация возникла не вчера, но пока планов досрочно требовать погашения задолженности нет: если мы потребуем, АвтоВАЗу будет грозить банкротство», — говорит источник в Новикомбанке. Источник в другом крупном банке-кредиторе говорит, что требовать досрочного погашения никогда не разрешит правительство. «АвтоВАЗ является добросовестным заемщиком банка, и в настоящий момент мы не имеем никаких претензий к компании», — сказали РБК в пресс-службе ВТБ.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов соглашается с тем, что, несмотря на высокий уровень долга, ситуация для АвтоВАЗа некритична. «Большая часть долга АвтоВАЗа — беспроцентные ссуды, остальная приходится на акционеров и госбанки. АвтоВАЗ неоднократно сообщал о margin call, но никто из кредиторов ни разу не требовал досрочного возврата займов. С такой структурой долга дефолт АвтоВАЗу не грозит», — говорит он. Впрочем, вечно так продолжаться не может. «Пока ситуация под контролем, но если рынок будет падать еще два-три года, все время закрывать убытки станет невозможно», — предупреждает Беспалов.

Что будет делать автозавод, чтобы исправить ситуацию?


В текущих условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. В отчетности АвтоВАЗа говорится, что компания уже обратилась к собственникам за помощью: «Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров».

Основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, а на 32,87% — госкорпорации «Ростех».

Владельцы АвтоВАЗа уже выразили готовность ему помочь. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию. «В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, непонятно: представитель концерна от комментариев отказался.

В «Ростехе» подтвердили, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа. «В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга», — сказали в «Ростехе». Госкорпорация при этом намерена сохранить свою долю в капитале АвтоВАЗа на уровне 25%.

На самом АвтоВАЗе от комментариев отказались, в альянсе Renault-Nissan на запрос не ответили.

И вот опять


В похожую ситуацию АвтоВАЗ попал в 2009 году, когда его чистый убыток составил 49,2 млрд руб., в два раза превысив показатель предыдущего года. В октябре 2009 года группе нужно было рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., подлежащие погашению до 30 июня 2010 года. Тогда завод пришлось спасать за государственный счет.

Весной 2009 года государство выделило «Ростехнологиям» 25 млрд руб., чтобы передать эту сумму в виде беспроцентной ссуды АвтоВАЗу сроком на год. После этого государство предоставило АвтоВАЗу 12 млрд руб. на расчет с кредиторами. В декабре АвтоВАЗу был выдан кредит в размере 28 млрд руб.

Весной 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов оценивал общий объем господдержки АвтоВАЗа более чем в 70 млрд руб.


Будет ли завод сокращать персонал?


Помимо привлечения дополнительного финансирования менеджменту АвтоВАЗа необходимо сосредоточиться в первую очередь на повышении эффективности производства, отмечает Беспалов из «ВТБ Капитала». Скорее всего, это значит, что на заводе продолжится оптимизация численности персонала, говорит аналитик. За последние два года численность работников предприятия сократилась почти на 20 тыс. сотрудников, до 50 тыс. человек.

Председатель профкома АвтоВАЗа Сергей Зайцев в начале февраля сообщил, что «излишняя численность на предприятии составляет более 4 тыс. человек из общей численности 44,5 тыс.», то есть невостребованными остаются около 10% работников автозавода.

Придется ли тратить на спасение АвтоВАЗа государственные деньги?


Ни один из акционеров АвтоВАЗа в правительство за помощью пока не обращался, сообщил РБК источник в правительстве.

Нынешняя ситуация не похожа на 2009 год. Тогда АвтоВАЗ спасало правительство, поскольку он был государственным, а сейчас это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, у государства сейчас просто нет на это денег. Сейчас правительство готовится к пересмотру бюджета на 2016 год, в начале года в Белом доме и у президента Владимира Путина обсуждалась возможность сокращения расходных статей минимум на 10%, но окончательных решений так и не было.

Господдержка экономики в этом году будет осуществляться в рамках антикризисного плана, источником финансирования которого называются уже зарезервированные бюджетные средства. Общая стоимость плана пока оценивается в сумму около 900 млрд руб. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась. В Минэкономразвития РБК не сообщили, будет ли включен АвтоВАЗ в план в результате его доработки до 18 февраля. В Минпромторге на запрос РБК не ответили.

Источники РБК в правительстве говорят, что сообщения о финансовых проблемах АвтоВАЗа не стали не​ожиданностью. Упреждающие действия для предотвращения роста безработицы в Самарской области пока не предпринимаются и «аврала по этой теме нет», говорит чиновник. АвтоВАЗ специально не разбирался и на последних заседаниях межведомственной комиссии по мониторингу ситуации на рынке труда, которой руководит социальный вице-премьер Ольга Голодец.

Отсюда.
32 комментария нравится избранное
  • scr1pt
    1 13 фев 2016 в 11:02
    опять автоваз.
    • MaxDM
      13 фев 2016 в 11:02
      У японцев всё хоршо )
      • Timur1976
        1 13 фев 2016 в 11:21
        как же хорошо, если у них все хрень?
        • MaxDM
          1 13 фев 2016 в 11:25
          Хорошо, а на анимешних картинках - хрень.
          • Timur1976
            13 фев 2016 в 11:30
            Какая-то уличная магия
  • Timur1976
    1 13 фев 2016 в 11:20
  • J1mm
    13 фев 2016 в 11:58
    Вангую, что с Платона деньги пойдут на поддержку Автоваза.
    • mihailov
      13 фев 2016 в 13:16
      Нет :)
      Деньги с платона больше негосударственные, чем государственные и пойдут на активы, типа платных дорог и прочих способов сделать эти деньги совсем негосударственными.
      А на автоваз пойдут наши налоги и пенсии :)
  • NotYet
    4 13 фев 2016 в 12:24
    Даешь налог ЛАДАН- все кто не ездит на тазиках платит налог за км пройденного пути
  • remington12
    13 фев 2016 в 14:19
    Андерсона по-идее уже должны прогнать сцаными тряпками. Вывод завода "в плюс" было основным условием его контракта, ЕМНИП.
  • methodx
    13 фев 2016 в 14:21
    Может я понимаю что-то неправильно, но все же.
    Понятное дело, убытки за 2015 год. Производство новой модели, отсутствие авторитета среди потребителя. Вопрос вот в чем - зачем было бы просить деньги у государства (которое конечно поможет), когда можно было заключить контракт на закупку автомобилей для ДПС, ППС и некоторых низкоранговых чинуш как минимум. Была бы поддержка, причем живая, появились бы постоянные клиенты. Дальше того гляди и народ бы подтянулся.
    • remington12
      2 13 фев 2016 в 19:21
      В Татарстане ДПС ездят массово на Фиатах Альбеа. С 1,4 движком о 80 пони. На этой чудо-технике разумеется догнать нарушителя будет значительно проще…
      • dinarv
        14 фев 2016 в 13:06
        Они у нас ездят на том, что выпускалось в Татарстане. Или продавалось приближенными к руководству республики авторитетами автодилерами - vw bora лет 10 назад массово закупали.
    • f1203
      15 фев 2016 в 10:23
      Меньше фильмов смотри. Гонки устраивать бессмысленно и опасно.
  • Kalashmatik
    1 13 фев 2016 в 16:15
  • ares
    13 фев 2016 в 16:24
    автоваз с дерьмом не расстанется,отдавали бы в беспроцентную рассрочку по нормальным ценам ,машинки разлеталиь как пирожки ,а так -пипец ему раз он частный стал
  • Timur1976
    4 13 фев 2016 в 17:00
    Откройте правду.
    Они правда решили, что выпустив машины ДОРОЖЕ импортных аналогов, они резко увеличат продажи своих детищ?
  • Lexa33
    4 13 фев 2016 в 19:14
    слава богу что говнозавод закроется
    • yastreb
      5 13 фев 2016 в 20:21
      мечтать не вредно.
  • xahgmah
    3 13 фев 2016 в 20:51
    а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб
    Это ж как они распил красиво назвали...
  • aks-dzr
    2 14 фев 2016 в 00:30
    говнозавод закроется.

    А с ним еще пол страны.. когда до тебя дойдет, ты уже будешь толчки драить.
  • Vitaminych
    14 фев 2016 в 03:59
    Никогда такого не было и вот опять! Полагаю, что повторится просто как в 2009 году. Государство даст наших с вами денег на поддержание штанов. Выдавать, разумеется, будут через Ростех, там же Чемезов, старый добрый друг путена, надо чтобы к его рукам тоже что-то прилипло. Потом начнут говорить про увольнения. В 2009 году сократили и отправили на пенсию 22 тысяч человек, при этом Шувалов божился, что никаких увольнений вообще не будет. Такое чувство, что работники АвтоВАЗа они как чиновники в России - их можно уволить сколько угодно без ущерба системе, так как система сама по себе ущербна.
  • dR0n
    14 фев 2016 в 11:18
    Хм.. честно говоря удивлен. Я почему-то думал что у них наоборот все в гору пошли дела. Просто вижу на улице сильное преобладание грант, ларгусов, калин, приор.. У нас их почему-то как говна. Может потому что провинция и каждый второй "патриот" считает своим долгом купить новую калину) хз крч
  • etti82
    1 14 фев 2016 в 18:57
    "Жадность фраера сгубила", точнее - просчитали маркетолиги с ценой на весту, дешевле надо было продавать.
    • remington12
      14 фев 2016 в 20:09
      Не думаю, что маркетологи просчитались. Сдается мне, никто ее просто не собирался делать дешевой, АвтоВАЗ с этой моделью решил выйти из разряда бюджетных авто. Думаю, в течение года завод будет работать над удешевлением — выкинут стабилизацию, аудиоподготовку/магнитолу, потребуют от поставщика сидений более низкой цены и т. д.
      • J1mm
        14 фев 2016 в 20:59
        Т.е. она и так ни о чём, а будет ещё хуже?)
        • remington12
          14 фев 2016 в 21:01
          Ну почему же не о чем? она особо ничем не хуже конкурентов. Другое дело — чтобы просить ту же цену, Ладе нужно быть не просто "не хуже", а лучше абсолютно во всем.

          Но появление бомж-эдишн таки как мне кажется более чем реально.
          • etti82
            3 14 фев 2016 в 23:32
            она особо ничем не хуже конкурентов
            Смелое заявление. Только время покажет, хуже она конкурентов или лучше.

            Пока у лады есть только старое имя и ноль репутации, а цены хотят уже как у конкурентов, которые сделали себе имя и репутацию. Российский подход такой, ага.

            Именно об это речь. Маректологи просчитали и жадность их сгубила. Далеко не каждый имя 650 тысяч побежит за вестой, какой бы хорошей она не была, зная историю этой компании. Повторюсь - стоимость товара в России (и не только), это не реальная её стоимость, а стоимость, за которую его готовы купить. Маркетинг все это и не более.


            Думаете, если у нас сейчас бензин будут продавать за 20 рублей, нефтяники будут в убытке? А молоко по 20-25? Нет, не будут. Просто сети будут иметь не три-четыре цены, а две и т.п. Уверен, что с вестой тоже самое и продавать её можно было за 400-450 максимум.
            • NotYet
              15 фев 2016 в 10:39
              с бензом ты не прав
          • J1mm
            15 фев 2016 в 02:10
            >>она особо ничем не хуже конкурентов
            Посмотрим, что будет через год. Вангую, что всё тоже самое, что и раньше. Куча поломок, отмазок дилеров и т.д.
  • Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.