АвтоВАЗ на грани банкротства
АвтоВАЗ отчитался о рекордных убытках за 2015 год, а его аудитор в своем заключении усомнился в том, что завод продолжит работу. Насколько критично положение крупнейшего автозавода и как его будут спасать на этот раз?
В пятницу утром АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2015 год. Завод получил рекордный убыток — 73,9 млрд руб. Это втрое больше, чем за 2014 год. Убыток от операционной деятельности вырос больше чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst&Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.
Гендиректор аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова отмечает, что эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее АвтоВАЗу могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. «Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха «Трансаэро» аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.
Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной модели Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. При этом АвтоВАЗ был лидером российского рынка по росту цен на автомобили: по данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. В результате самая популярная модель завода — Granta — в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris. В этом же году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).
АвтоВАЗ рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5–6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте, — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.
Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности АвтоВАЗа.
В отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически позволяет кредиторам требовать досрочного погашения задолженности. Гарантии отказа от досрочного истребования кредитов из этих 36,6 млрд руб. АвтоВАЗ получил только на 2,7 млрд руб. от трех банков — Росбанка, «Гаранти банк Москва» и Societe Generale, говорится в отчетности.
Крупнейшие кредиторы АвтоВАЗа — Сбербанк, ВТБ и Новикомбанк, подконтрольный одному из акционеров автозавода — «Ростеху». «Ситуация возникла не вчера, но пока планов досрочно требовать погашения задолженности нет: если мы потребуем, АвтоВАЗу будет грозить банкротство», — говорит источник в Новикомбанке. Источник в другом крупном банке-кредиторе говорит, что требовать досрочного погашения никогда не разрешит правительство. «АвтоВАЗ является добросовестным заемщиком банка, и в настоящий момент мы не имеем никаких претензий к компании», — сказали РБК в пресс-службе ВТБ.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов соглашается с тем, что, несмотря на высокий уровень долга, ситуация для АвтоВАЗа некритична. «Большая часть долга АвтоВАЗа — беспроцентные ссуды, остальная приходится на акционеров и госбанки. АвтоВАЗ неоднократно сообщал о margin call, но никто из кредиторов ни разу не требовал досрочного возврата займов. С такой структурой долга дефолт АвтоВАЗу не грозит», — говорит он. Впрочем, вечно так продолжаться не может. «Пока ситуация под контролем, но если рынок будет падать еще два-три года, все время закрывать убытки станет невозможно», — предупреждает Беспалов.
В текущих условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. В отчетности АвтоВАЗа говорится, что компания уже обратилась к собственникам за помощью: «Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров».
Основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, а на 32,87% — госкорпорации «Ростех».
Владельцы АвтоВАЗа уже выразили готовность ему помочь. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию. «В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, непонятно: представитель концерна от комментариев отказался.
В «Ростехе» подтвердили, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа. «В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга», — сказали в «Ростехе». Госкорпорация при этом намерена сохранить свою долю в капитале АвтоВАЗа на уровне 25%.
На самом АвтоВАЗе от комментариев отказались, в альянсе Renault-Nissan на запрос не ответили.
В похожую ситуацию АвтоВАЗ попал в 2009 году, когда его чистый убыток составил 49,2 млрд руб., в два раза превысив показатель предыдущего года. В октябре 2009 года группе нужно было рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., подлежащие погашению до 30 июня 2010 года. Тогда завод пришлось спасать за государственный счет.
Весной 2009 года государство выделило «Ростехнологиям» 25 млрд руб., чтобы передать эту сумму в виде беспроцентной ссуды АвтоВАЗу сроком на год. После этого государство предоставило АвтоВАЗу 12 млрд руб. на расчет с кредиторами. В декабре АвтоВАЗу был выдан кредит в размере 28 млрд руб.
Весной 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов оценивал общий объем господдержки АвтоВАЗа более чем в 70 млрд руб.
Помимо привлечения дополнительного финансирования менеджменту АвтоВАЗа необходимо сосредоточиться в первую очередь на повышении эффективности производства, отмечает Беспалов из «ВТБ Капитала». Скорее всего, это значит, что на заводе продолжится оптимизация численности персонала, говорит аналитик. За последние два года численность работников предприятия сократилась почти на 20 тыс. сотрудников, до 50 тыс. человек.
Председатель профкома АвтоВАЗа Сергей Зайцев в начале февраля сообщил, что «излишняя численность на предприятии составляет более 4 тыс. человек из общей численности 44,5 тыс.», то есть невостребованными остаются около 10% работников автозавода.
Ни один из акционеров АвтоВАЗа в правительство за помощью пока не обращался, сообщил РБК источник в правительстве.
Нынешняя ситуация не похожа на 2009 год. Тогда АвтоВАЗ спасало правительство, поскольку он был государственным, а сейчас это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, у государства сейчас просто нет на это денег. Сейчас правительство готовится к пересмотру бюджета на 2016 год, в начале года в Белом доме и у президента Владимира Путина обсуждалась возможность сокращения расходных статей минимум на 10%, но окончательных решений так и не было.
Господдержка экономики в этом году будет осуществляться в рамках антикризисного плана, источником финансирования которого называются уже зарезервированные бюджетные средства. Общая стоимость плана пока оценивается в сумму около 900 млрд руб. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась. В Минэкономразвития РБК не сообщили, будет ли включен АвтоВАЗ в план в результате его доработки до 18 февраля. В Минпромторге на запрос РБК не ответили.
Источники РБК в правительстве говорят, что сообщения о финансовых проблемах АвтоВАЗа не стали неожиданностью. Упреждающие действия для предотвращения роста безработицы в Самарской области пока не предпринимаются и «аврала по этой теме нет», говорит чиновник. АвтоВАЗ специально не разбирался и на последних заседаниях межведомственной комиссии по мониторингу ситуации на рынке труда, которой руководит социальный вице-премьер Ольга Голодец.
Отсюда.
В пятницу утром АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2015 год. Завод получил рекордный убыток — 73,9 млрд руб. Это втрое больше, чем за 2014 год. Убыток от операционной деятельности вырос больше чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst&Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.
Что значит заключение аудитора?
Гендиректор аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова отмечает, что эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее АвтоВАЗу могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. «Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха «Трансаэро» аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.
Как АвтоВАЗ оказался в таком плохом финансовом положении?
Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной модели Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. При этом АвтоВАЗ был лидером российского рынка по росту цен на автомобили: по данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. В результате самая популярная модель завода — Granta — в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris. В этом же году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).
АвтоВАЗ рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5–6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте, — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.
Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности АвтоВАЗа.
Насколько критично положение АвтоВАЗа?
В отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически позволяет кредиторам требовать досрочного погашения задолженности. Гарантии отказа от досрочного истребования кредитов из этих 36,6 млрд руб. АвтоВАЗ получил только на 2,7 млрд руб. от трех банков — Росбанка, «Гаранти банк Москва» и Societe Generale, говорится в отчетности.
Крупнейшие кредиторы АвтоВАЗа — Сбербанк, ВТБ и Новикомбанк, подконтрольный одному из акционеров автозавода — «Ростеху». «Ситуация возникла не вчера, но пока планов досрочно требовать погашения задолженности нет: если мы потребуем, АвтоВАЗу будет грозить банкротство», — говорит источник в Новикомбанке. Источник в другом крупном банке-кредиторе говорит, что требовать досрочного погашения никогда не разрешит правительство. «АвтоВАЗ является добросовестным заемщиком банка, и в настоящий момент мы не имеем никаких претензий к компании», — сказали РБК в пресс-службе ВТБ.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов соглашается с тем, что, несмотря на высокий уровень долга, ситуация для АвтоВАЗа некритична. «Большая часть долга АвтоВАЗа — беспроцентные ссуды, остальная приходится на акционеров и госбанки. АвтоВАЗ неоднократно сообщал о margin call, но никто из кредиторов ни разу не требовал досрочного возврата займов. С такой структурой долга дефолт АвтоВАЗу не грозит», — говорит он. Впрочем, вечно так продолжаться не может. «Пока ситуация под контролем, но если рынок будет падать еще два-три года, все время закрывать убытки станет невозможно», — предупреждает Беспалов.
Что будет делать автозавод, чтобы исправить ситуацию?
В текущих условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. В отчетности АвтоВАЗа говорится, что компания уже обратилась к собственникам за помощью: «Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров».
Основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, а на 32,87% — госкорпорации «Ростех».
Владельцы АвтоВАЗа уже выразили готовность ему помочь. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию. «В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, непонятно: представитель концерна от комментариев отказался.
В «Ростехе» подтвердили, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа. «В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга», — сказали в «Ростехе». Госкорпорация при этом намерена сохранить свою долю в капитале АвтоВАЗа на уровне 25%.
На самом АвтоВАЗе от комментариев отказались, в альянсе Renault-Nissan на запрос не ответили.
И вот опять
В похожую ситуацию АвтоВАЗ попал в 2009 году, когда его чистый убыток составил 49,2 млрд руб., в два раза превысив показатель предыдущего года. В октябре 2009 года группе нужно было рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., подлежащие погашению до 30 июня 2010 года. Тогда завод пришлось спасать за государственный счет.
Весной 2009 года государство выделило «Ростехнологиям» 25 млрд руб., чтобы передать эту сумму в виде беспроцентной ссуды АвтоВАЗу сроком на год. После этого государство предоставило АвтоВАЗу 12 млрд руб. на расчет с кредиторами. В декабре АвтоВАЗу был выдан кредит в размере 28 млрд руб.
Весной 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов оценивал общий объем господдержки АвтоВАЗа более чем в 70 млрд руб.
Будет ли завод сокращать персонал?
Помимо привлечения дополнительного финансирования менеджменту АвтоВАЗа необходимо сосредоточиться в первую очередь на повышении эффективности производства, отмечает Беспалов из «ВТБ Капитала». Скорее всего, это значит, что на заводе продолжится оптимизация численности персонала, говорит аналитик. За последние два года численность работников предприятия сократилась почти на 20 тыс. сотрудников, до 50 тыс. человек.
Председатель профкома АвтоВАЗа Сергей Зайцев в начале февраля сообщил, что «излишняя численность на предприятии составляет более 4 тыс. человек из общей численности 44,5 тыс.», то есть невостребованными остаются около 10% работников автозавода.
Придется ли тратить на спасение АвтоВАЗа государственные деньги?
Ни один из акционеров АвтоВАЗа в правительство за помощью пока не обращался, сообщил РБК источник в правительстве.
Нынешняя ситуация не похожа на 2009 год. Тогда АвтоВАЗ спасало правительство, поскольку он был государственным, а сейчас это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, у государства сейчас просто нет на это денег. Сейчас правительство готовится к пересмотру бюджета на 2016 год, в начале года в Белом доме и у президента Владимира Путина обсуждалась возможность сокращения расходных статей минимум на 10%, но окончательных решений так и не было.
Господдержка экономики в этом году будет осуществляться в рамках антикризисного плана, источником финансирования которого называются уже зарезервированные бюджетные средства. Общая стоимость плана пока оценивается в сумму около 900 млрд руб. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась. В Минэкономразвития РБК не сообщили, будет ли включен АвтоВАЗ в план в результате его доработки до 18 февраля. В Минпромторге на запрос РБК не ответили.
Источники РБК в правительстве говорят, что сообщения о финансовых проблемах АвтоВАЗа не стали неожиданностью. Упреждающие действия для предотвращения роста безработицы в Самарской области пока не предпринимаются и «аврала по этой теме нет», говорит чиновник. АвтоВАЗ специально не разбирался и на последних заседаниях межведомственной комиссии по мониторингу ситуации на рынке труда, которой руководит социальный вице-премьер Ольга Голодец.
Отсюда.
Деньги с платона больше негосударственные, чем государственные и пойдут на активы, типа платных дорог и прочих способов сделать эти деньги совсем негосударственными.
А на автоваз пойдут наши налоги и пенсии :)
Понятное дело, убытки за 2015 год. Производство новой модели, отсутствие авторитета среди потребителя. Вопрос вот в чем - зачем было бы просить деньги у государства (которое конечно поможет), когда можно было заключить контракт на закупку автомобилей для ДПС, ППС и некоторых низкоранговых чинуш как минимум. Была бы поддержка, причем живая, появились бы постоянные клиенты. Дальше того гляди и народ бы подтянулся.