Написать пост

MaxDM

На чём будем зимовать?

Умные автомобилисты знают, что зимой нужно ездить на зимней резине, поскольку подобранные по сезону покрышки являются основой безопасности на дороге вне зависимости от стоимости машины и мастерства водителя. Зато хватает других ошибочных суждений. Так, например, многие автомобилисты продолжают думать, что...

...достаточно только пары зимних покрышек


Увы, недостаточно. Допустим, вы решили спереди поставить зимнюю резину, а сзади — летнюю. Получается, что передние колёса оказываются более цепкими, а задние — более «скользкими». В поворотах такая разношинница будет работать так: передок ещё держится за асфальт, а вот лёгкая задняя часть при небольшом превышении скорости или резком повороте баранки теряет контакт. Ощущения — непередаваемые!

Но может поставить зимние назад? Это совершенно бессмысленно: переднеприводная машина просто никуда не уедет — и разгон, и управляемость будут отвратительными. Да и заднеприводная сможет шустро разгоняться, но не сможет нормально поворачивать. Так что вывод один — только четыре шины.

А вот покупать зимнюю запаску не обязательно. В подполье достаточно упрятать лучшую из сохранившихся покрышек из летнего комплекта. Но! В случае прокола надо сразу же ехать на шиномонтаж. Причем медленно. Тем скептикам, которые считают, что одна шина не сотворит беды, напомним: «лето» и «зима» отличаются по всем параметрам — конструкцией, составом резиновой смеси и рисунком протектора.

...чем больше шипов, тем лучше


Некоторое время назад скандинавы законодательно ограничили количество шипов для зимних покрышек, и теперь производители разделились на три лагеря: одни честно разработали новые зимние модели, «проредив» количество шипов до 96, а другие (конкретно — Nokian и Continental)... смогли законно обойти запрет и буквально нашпиговали протектор 190 лёгкими мелкими металлическими «зацепами»! Также остались модели, где количество шипов прежнее — 130.


По идее, модели, в которых по 96 шипов, должны плохо цепляться за лёд, но громить конкурентов на асфальте. И наоборот, щедро ошипованные новинки просто обязаны провалить асфальтовые дисциплины, но блеснуть на ледовой трассе. Также принято считать, что при движении по асфальту автомобиль опирается на шипы, а не на протектор, следовательно, на твёрдых покрытиях 190 шипов сделают машину неуправляемой.

В действительности же практика существенно отличается от общепринятой теории. Во-первых, шипы не уменьшают пятно контакта! Покрышка проектируется, чтобы верхняя часть шипа при движении по асфальту утапливалась внутрь протектора под весом автомобиля. Во-вторых, излишняя ошиповка даже вредит: с очень большим числом «зацепов» сцепление на льду только ухудшится.

Выводы? Просмотрев результаты испытаний ведущих изданий, можно сказать следующее. С почти двукратным превосходством по количеству шипов Nokian Hakkapeliitta 8 и Continental IceContact 2 конкурентов не разгромили. Да, это хорошие покрышки для суровых зимних условий, но при таких ценах можно выбрать не менее хорошую резину за меньшие деньги. Притом ни «беззубые» модели со скромными 96 шипами, ни «классические» покрышки со 130 шипами не теряются на фоне «зубастых» соперников!

...хорошая «всесезонка» заменит зимние шины


Действительно, зимние шины не всегда лучше всесезонных: так называемые «европейские» модели, рассчитанные на тёплую зиму, не лучше «универсальных» покрышек, а иногда и уступают им. Отсюда вывод: на «всесезонке» вполне можно ездить круглый год! Но только в южной части страны и больше нигде. В остальных же регионах холодное время года нужно встречать исключительно на зимних шинах «скандинавского» типа.

Как отличить «еврошину» от «скандинавской»? Во-первых, на своих сайтах шинники уточняют, что «резина» предназначена «для условий мягкой зимы». Во-вторых, «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» — более округлая форма (мы говорим про поперечное сечение), и более твёрдый — даже на ощупь! — протектор.


Кстати, за «всесезонку» и «еврошины» обычно ратуют владельцы кроссоверов: дескать, полноприводной машине «полноценная» зимняя резина не нужна. Ещё как нужна! Да, полный привод даже на плохоньких колёсах поможет эффективно разогнаться. А вот затормозить... Как известно, чем лучше сцепление между покрышкой и дорогой, тем лучше будет торможение. В свою очередь, уверенное сцепление может обеспечить только «правильная» зимняя шина — от типа привода этот факт никак не зависит.

...шипованная резина непригодна для асфальта


Как показывает практика, современные «шиповки» обеспечивают на асфальте даже лучший уровень сцепления, нежели фрикционная резина! И вот почему: и у «шиповок», и у «липучек» пятно контакта примерно одинаково (снова напомним про утапливающиеся шипы). А вот протектор «зубастых» моделей более жёсткий, поэтому шипованные модели на твёрдых покрытиях работают эффективнее своих фрикционных собратьев. Но почему, если всегда считалось, что чем мягче состав резины, тем надёжнее «держак»?




Поясним: мы говорим не про резину, а про жёсткость протектора. Как известно, чем меньше ламелей-канавок, тем лучше управляемость — вспомним, что Формула-1 вообще ездит на сликах, «лысых» шинах без канавок. У нешипованных моделей канавок очень много, так как именно за счёт ламелей и обеспечивается «держак» на льду. У «шипов» канавок меньше, сам протектор получается более жёстким, крепким.

Отсюда обратный эффект: в суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку «-20ºС», с шипованными шинами происходят неприятные метаморфозы. Во-первых, лёд становится настолько твёрдым, что «зацепы» сильно утапливаются внутрь протектора — машина фактически остаётся без шипов! Во-вторых, жёсткий протектор становится «дубовым», отчего также ухудшается сцепление.

Таким образом, при «большом минусе» мягкие нешипованные модели обеспечивают более надёжное вождение. Также «фрикционки» хорошо подходят для города. На снегу (во дворах, где плохо работают коммунальщики) и на снежно-водяном месиве, замешанном на реагентах, шины без шипов показывают более убедительные результаты. Впрочем, город городу рознь. Там, где дороги больше напоминают каток, без шипов никак не обойтись: гололёд остаётся слабым местом фрикционных моделей.

...шинным тестам нельзя доверять


Бытует мнение, что шинные тесты — это «вкусовщина» конкретного издания: дескать, места расставляются исходя исключительно из предпочтений редакции. В качестве доказательства поборники данной теории приводят конкретные примеры: в одном материале одни эксперты ставят шину марки «N» на первое место, а в другом — только на пятое. Почему так происходит?! Вроде покрышки же испытываются одинаковые.


Специалисты-шинники уверяют, что оценки, выставленные разными экспертными группами, безусловно будут отличаться из-за условий и методик проведения тестов. Однако итоговые места должны быть плюс-минус одинаковыми, если, конечно, эксперты не будут считать самой главной характеристикой, скажем, величину износа или топливную экономичность.

Проверим! Для этого возьмём данные свежего теста зимних покрышек, проведённого финнами из авторитетной организации Test World, а также результаты совместного шведско-финского испытания от журналов Vi Bilagare и Tuulilasi. Они весьма похожи! Отсюда вывод: хотите выбрать действительно хорошую резину, прочитайте несколько тестов — диаметрально противоположные выводы и странные оценки будут поводом насторожиться.

Шипованные шины. Результаты теста от Test World


Фрикционные шины. Результаты теста от Test World



Отсюда.
9 комментариев нравится избранное
  • andrewcocos
    21 окт 2015 в 17:10
    Как известно, чем меньше ламелей-канавок, тем лучше управляемость — вспомним, что Формула-1 вообще ездит на сликах
    На сухом идеально ровном асфальте, да.
    • Moonshine
      21 окт 2015 в 17:59
      Для мокрого асфальта ламелей там тоже нет и канавок совсем немного.
      • He1ix
        2 22 окт 2015 в 00:11

        Ну не сказал бы, что прям немного.
        • He1ix
          22 окт 2015 в 00:13
          Стрит-лигал полуслик будет гораздо более "лысый", например.
          • He1ix
            2 22 окт 2015 в 00:14
            А вот промежуточная как раз примерно похожа на этот самый полуслик.
        • andrewcocos
          2 22 окт 2015 в 10:04
          Хах, у них тоже есть индикатор износа! Я прям слышу как у Феттеля в Спа по радио спрашивают "Может уже переобуемся?", а он "Ща гляну... не, ещё пару миллиметров осталось, доеду".
        • andrewcocos
          22 окт 2015 в 10:05
          Хотя в Спа же было сухо, так что пример не самый удачный.
  • theFerret
    5 22 окт 2015 в 06:31
    "суровый мороз -20", лол
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.