Написать пост

MaxDM

Давление в шинах

Вредно ли ездить на немного сдутых шинах? Правда ли, что перекачанные покрышки помогают экономить? Как часто надо проверять давление в колёсах?

Многие из нас вспоминают о давлении в покрышках два раза в год. Когда шиномонтажник при замене зимних колёс на летние (или наоборот) вдруг спрашивает: «Скока качать-то?». А правда, сколько? Вроде бы всё просто — любая машина имеет на лючке бензобака, в проёме водительской двери или на её торце специальную наклейку. Она даёт рекомендации чуть ли не на все случаи жизни: как сильно надувать шины в зависимости от их размера, загрузки автомобиля, а нередко и от времени года.


Но не случайно мастер осведомился о вашем мнении. Ведь ещё с советских времён по гаражам гуляют «лайфхаки» от бывалых. Поговаривают, если посильнее накачать покрышки, машина легче катиться будет и меньше топлива скушает. Экономия! А если важен комфорт, так шины надо подсдуть маленько, тогда без всякого тюнинга подвески ход плавнее станет.

Впрочем, у тех наездников, кто вообще не парится о давлении, «мягкий» вариант получается автоматически. Особенно сейчас, в межсезонье. Допустим, накачали вам покрышку в тёплом помещении или на солнышке, а по ночам сейчас уже чуть ли не заморозки. Воздух в шине «съёживается», давление падает. Плюс к тому, он постепенно улетучивается через микропоры резины, особенно если колесо не первой свежести. Да и качество монтажа играет роль: неплотно прилегает покрышка к ободу диска, криво вентиль установлен — вот и утечка.


Именно поэтому автопроизводители рекомендуют водителю периодически самому проверять давление в колёсах. Но и здесь есть подвох. Обычно в инструкциях можно встретить весьма размытую формулировку: «проверяйте регулярно». А «регулярно» - это как? Каждый день? Или, может, раз в месяц?

Как часто проверять давление в шинах?


В роли подопытного кролика выступает популярный в России кроссовер Renault Duster. Для начала загоняем автомобиль на подземную офисную парковку, где он целый день выстаивается при температуре плюс 20 градусов. Вечером перед отъездом проверяем давление точным цифровым манометром. Ровно 2 атм — как и предписано производителем. А вот ночь Duster провёл на открытой стоянке у подъезда. Ранним осенним утром термометр за окном показал всего лишь плюс 7 градусов. Выходим на улицу, снова делаем замер. Во всех колёсах 1,8 атм — падение на две «десятки»! А если бы заморозки?


Ну хорошо, накачали колёса по сезону и... забыли? Проверяем. Duster на неделю остаётся в одиночестве, и когда спустя 7 дней манометр вновь присосался к вентилям покрышек, на дисплее высветились цифры 1,9 — 1,95 атм. Иными словами, независимо от перепадов температуры, потери есть, пусть и совсем небольшие.

Вывод. При устоявшейся погоде переживать за давление в шинах каждый день не стоит. Вполне достаточно контролировать его раз в 2-3 недели, в зависимости от состояния и возраста колёс. А вот в межсезонье бдительность лучше не терять. При потеплениях и похолоданиях неплохо бы «сверяться с картотекой» почаще. Допустим, еженедельно.

Тут возникает резонный вопрос — мы что, на ядерном реакторе ездим? К чему такая доскональность? Подумаешь, 2-3 «десятки»... На глаз даже и не заметишь. О том, может ли эта мелочь повлиять на характеристики автомобиля, вторая часть нашего эксперимента.

Если давление в шинах правильное


Дабы оценить поведение автомобиля на нормальных, слегка спущенных и перекачанных колёсах, мы проложили по Подмосковью маршрут длиной порядка 80 км. При этом строили его с тем расчётом, чтобы на пути нам попались и магистраль, и обычные загородные трассы, и извилистые участки, и городское движение. Выехали днём, когда трафик более равномерный. Заправлялись для контроля расхода топлива всегда на одной и той же АЗС. И даже у строго определённой колонки — ровно до горлышка.

Каждый из трёх испытательных кругов начинался и заканчивался на одной и той же АЗС у заранее выбранной колонки. Это позволило точнее высчитать расход топлива.


Первый круг — на правильном давлении 2 атм. Поэтому снова расписывать повадки «Дастера» не стану. А результаты таковы. На дистанции 82,2 км Duster, если верить борткомпьютеру, показал средний расход 6,5 л. Но при этом в бак вошло 5,8 л солярки, то есть электроника слегка привирала, и по факту кроссовер кушал 7,01 л/100 км. Эту цифру и примем за ориентир.

Если шины слегка спущенные


А теперь даём покрышкам остыть и стравливаем 0,3 атм. Ничего себе! Дорога та же самая, но Duster поехал неуверенно. Разгон тягучий и долгий, словно машина за собой прицеп тащит. Руль ватный и задемпфированный — о положении передних колёс скорее догадываешься, чем чувствуешь. Duster на приспущенных шинах стал хуже держать курс, больше раскачиваться и резче шарахаться от порывов бокового ветра. А в связках виражей хотелось плюнуть на всё, выйти и, наконец, накачать злосчастные шины, чтобы автомобиль избавился от этой стрёмной «походки».

Подспущенная шина:


Перекачанная шина:

Разница в давлении между покрышками — 0,6 атм. На глаз это практически незаметно, но поведение машины меняется очень серьёзно.

Но плюсы от потери давления тоже нашлись. Плавность хода ощутимо выросла. Duster и без того имеет упругую ходовую часть, а тут вообще в перину превратился — по трассам как будто утюгом прошлись: ни шва, ни стыка. Вдобавок неприятные удары на руле остались в прошлом.

Пока мы завершали предыдущий круг, на одной из развязок начался ремонт, поэтому второй раз пришлось ехать в объезд и итоговый километраж вырос до 85. На экране борткомпьютера светятся неутешительные цифры — 6,9 л/100 км. «Какие-то 3 десятки» разом увеличили расход на 6,2%! Правда, фактический долив показал чуть более оптимистичный результат. В бак вошло 6,3 л солярки, то есть реальный средний расход составил 7,41 л/100 км — плюс 5,7%. Но всё равно, оцените масштаб бедствия. Инженеры идут на немыслимые ухищрения, чтобы сделать современные модели экономичнее, а тут всего лишь недосмотр за давлением в шинах перечёркивает их усилия.

Если шины немного перекачанные


Третий заход — загоняем в шины лишние 0,3 атм. Кстати, некоторые автопроизводители рекомендуют так делать при движении с высокой скоростью или при полной загрузке. Теперь понятно, почему. К «Дастеру» вернулась былая резвость при ускорениях, ушла раскачка, а при манёврах кроссовер удивил живостью отклика. Но трясти стало запредельно, появились вибрации на кузове и сиденьях. А уровень шума поднялся до неприятного, словно рестайлинговый Duster нам магическим образом поменяли на прежний.

Что с расходом? А ничего выдающегося. По данным борткомпьютера — 6,4 л/100 км. По факту потрачено 5,7 л на 85 км пути, то есть реальный показатель — 6,71 л/100 км. Выгода по отношению к нормальному давлению — 4,5%. Неплохо, конечно, но стоит ли овчинка выделки с учётом повышенной нагрузки на ходовую часть и утраченном комфорте?

Кстати, помните, что колебания давления в покрышках имеют далеко идущие последствия. Например, ускоренный износ резины. Но не будем занудствовать, а лучше посмотрим короткий, но информативный сюжет от компании Michelin.

Выводы:


1. Рекомендуемое производителем давление в шинах — это компромисс. Но компромисс разумный, которому следует доверять в большинстве ситуаций.

2. Даже небольшие колебания давления в колёсах существенно сказываются на расходе топлива.

3. Чем сильнее перепады температуры на улице, тем чаще стоит проверять давление в покрышках. Не забудьте про «запаску»! Измерения проводите перед поездкой, на холодных колёсах.

4. Слегка приспустить шины имеет смысл, если вам предстоит движение по неровной дороге. Не забудьте потом довести давление до нормы!

5. Перекачанные шины — для «гран-туризма» по магистралям и перевозки тяжестей. Экономия на топливе есть, но расходы на ремонт подвески она вряд ли окупит.

Отсюда.
57 комментариев 7нравится 2избранное
ich
TrueNoName
nex2hex
Proxima
mkot
etti82
Fukurokudzu
  • junkies
    08 сен 2015 в 13:28
    не слова о тормозном пути
    • Dar4eG
      2 08 сен 2015 в 14:16
      по идее, на спущенных должен быть чуть короче, за счет большего пятна контакта
    • Turbocat
      08 сен 2015 в 14:20
      На пониженном давлении тормозной путь будет меньше, но и скорость переставки тоже меньше.
    • Lyova
      09 сен 2015 в 09:10
      не должен тормозной путь измениться, давление разное, а сила реакции одинаковая.
  • Timur1976
    08 сен 2015 в 14:33
    как сильно надувать шины кошмар....
  • Timur1976
    2 08 сен 2015 в 14:37
    По видео.
    0:13 Шина испытывает большие деформации, разогревается сильнее и потребляет больше топлива.
    Что курили авторы ролика?
    • Nigger
      08 сен 2015 в 15:39
      Все правильно. На дальняк по хорошей дороге вообще 3 атмосферы качаю.
      • Timur1976
        08 сен 2015 в 15:48
        ты внимательно смотрел ролик, или так, фразу вставить?
      • Timur1976
        08 сен 2015 в 15:49
        А теперь скажи мне, что курил ты.
    • Dar4eG
      1 08 сен 2015 в 16:17
      а в чем проблема то?
      у спущенной шины больше пятно контакта - соответственно, у нее больше сопротивление качению, которое влечет увеличение расхода топлива.
      • Yarikc
        08 сен 2015 в 16:31
        Все велосепидисты знают что при перекачаных шинах велосипед имеет лучший накат. На 50 километрах хорошей дороги разница между недокачаными и перекачаными шынами очень ощутима. Устаешь на перекачаных меньше.
        • Dar4eG
          08 сен 2015 в 16:43
          иии?
          это @Timur1976 считает это утверждение бредом, не я:-)
          • Timur1976
            2 08 сен 2015 в 16:54
            олух... царя небесного... а-а-а (С)Вертер
            Шина не потребляет топливо. Потребляет товпливо двигатель.
            • Dar4eG
              1 08 сен 2015 в 16:58
              вопрос в том, что для тебя первично - суть явление или академическая правильность бумажек.
              суть описана верно.
              ну, названо криво, дальше что? кому они нужны, те бумажки.
              • Timur1976
                1 08 сен 2015 в 17:06
                суть описана неверно. В контексте видео, звучит именно так, что шина потребляет топливо. Всего одно слово, вставленное в нужном месте, сразу меняет смысл.
                казнить нельзя помиловать - вроде суть описана верно, названо криво, но поставь одну запятую и сразу меняется смысл.
                • Dar4eG
                  2 08 сен 2015 в 17:09
                  факт, что спущенная шина создает большее сопротивление двигателю, который потребляет больше топлива.
                  как ты тут запятые не ставь, причина однозначно ведет к следствию.
                  • Timur1976
                    1 08 сен 2015 в 17:19
                    не согласен. шина не потребляет топливо, как ни крути. и точка. Спор окончен.
                    • Yarikc
                      1 08 сен 2015 в 17:23
                      Ну говорят же что движок жрет масло. Но он же не может жрать, жрут животные. Это переносное значение.
                      • Timur1976
                        1 08 сен 2015 в 17:27
                        да ну тебя, при чем тут жрут и животные... не понял, и ладно
                    • Moonshine
                      8 08 сен 2015 в 17:24
                      Тимур, иди уже спать, сегодня ты чрезмерно зануден.
                      • Timur1976
                        2 08 сен 2015 в 17:27
                        А ты кто такой! Откуда приехал! (С)Э-эх
      • Timur1976
        1 08 сен 2015 в 16:56
        Проблема в русском языке, у авторов ролика. Ну и в физике, судя по-всему, тоже. Ибо бред.
      • andrewcocos
        08 сен 2015 в 19:03
        В формулировке. Шина потребляет топливо.
        • Dar4eG
          08 сен 2015 в 19:37
          К этому мне нечего добавить.
          • Timur1976
            1 08 сен 2015 в 19:43
            Физика - горелка, нагревает воздушный шар горячим воздухом, вследствие чего воздушный шар взлетает. Человек в это время находится в корзине.

            Теперь как это по тексту видео - человек, надуваясь от горячего воздуха, поднимается в воздух...
            • Dar4eG
              08 сен 2015 в 20:12
              ты ж закрыл дискуссию...
              ну, назвал человек причину процесса, не расписав его полностью. по твоему, надо было всю теорию работы двс расписать, попутно объяснив, как именно сопротивление качению увеличивает расход топлива?
          • andrewcocos
            09 сен 2015 в 11:02
            пАчИмУ жИ тЫ нИ пИшЫшЬ кАк 13-лЕтНиЯ дЕффОчКа? нУ, нАпИсаНо кРиФФо, дАлЬшИ чТо? сУтЬ пИрЕдАнА пРаВиЛьНа...
          • andrewcocos
            09 сен 2015 в 11:04
            А Чехов, наверное, вообще был чмо и простофиля, раз писал грамотно?
  • Moonshine
    08 сен 2015 в 16:12
    Давление в шинах это важно. Я предпочитаю перекачанные шины для ежедневной езды - они лучше переносят кочки и ухабы.
    • Dar4eG
      08 сен 2015 в 16:15
      да, это важно.
      но, товарищ на Jimny недокачивает с той же целью. хотя, с учетом профиля внедорожной резины (75й) ей пофиг на кочки и ухабы)
    • etti82
      1 08 сен 2015 в 16:34
      Шины может и лучше переносят, а вот пятая точка, подвеска и подшипники - очень не любят отклонений от нормы :-)
    • etti82
      1 08 сен 2015 в 16:35
      Туда же амортизаторы - ой, не сладко им, когда приходится усмирять мяч, в виде перекаченных колес.
  • basilduty
    08 сен 2015 в 16:23
    Обзор так себе, как и почти всё, что постит максДМ )
    Но в целом давление очень важно.
    На Адреналине re002 я вообще чувствую разницу в поведении машины в повороте жопой.
    Т.е. падение давления на 0.1-0.2 атм уже чувствуется
  • Marwin
    08 сен 2015 в 16:42
    у меня на 315 или у друга сзади 325 катки +-0,2 атм и уже износ жесть - середина или вглубь уходит, и боковины стачиваются, или середина наружу торчит и стирается. Так что следить однозначно. Благо датчики давления работают довольно адекватно - особо не напряжно в борт компе периодически глядеть.
  • etti82
    08 сен 2015 в 23:14
    На астре пробовал вместо положенный 2.2 качать 2.5 - это жесть. Машина становится очень жесткой, а колеса превращаются в мячи. В поворотах, если попадается ямка или выпуклость какая - амортизаторы не справляются и машину "переставляет". Очень опасно ехала тачка, но разгонялась быстрее, да :-)
    • Turbocat
      09 сен 2015 в 12:37
      Чота странно, качал 2.7, когда на рыбалку с полной загрузкой ездил. Потом в пустой машине с таким давлением ездил немного, особой разницы не заметил, жестче стало немного и все.
      • etti82
        09 сен 2015 в 12:44
        Это может означать одно - подвеска вашей машины настолько жесткая, что практически не отрабатывает удары, их практически полностью принимает кузов.
        • Turbocat
          09 сен 2015 в 14:05
          Как работа подвески зависит от давления в шинах?
          • etti82
            09 сен 2015 в 15:02
            Очень просто. Возьмем две машины - на одной очень жесткие пружины, на другой нормальные. Уберем амортизаторы. Накачаем колеса до 2.7 атм и посмотрим на машину в движении. Там, где жесткие пружины - колесо будет прыгать намного меньше, чем там, где нормальные. Вернем амортизаторы. Будет аналогичная картина, просто менее заметна.
            • Turbocat
              09 сен 2015 в 19:45
              Колесо будет прыгать меньше, потому что пружины более жесткие - это логично. Зависимость не настолько сильная. Не поверю я, что разница в 0.3 бара на обычной городской тачке настолько влияет на управляемость и работу подвески. На спортивном корче да, такое возможно.
              • etti82
                09 сен 2015 в 19:52
                За свои слова отвечаю. Колеса 2.2 и 2.5 на астре, просто две разные машины.

                Думаю, как раз на спортивной будет менее заметно, т.к. заметил выше - подвеска там практически не двигается, зажата она очень.

                Также, теоретически, сильной разницы не должно быть заметно на очень комфортной многорычажной подвески какого-нибудь мерседеса с очень качественными амортизаторами, способными погасить высокочастотные вибрации.
          • Moonshine
            09 сен 2015 в 15:18
            Пружины вообще не при делах, но в целом etti82 прав - зависимость есть. Шина с нормальным давлением примет на себя больше энергии удара, передав стойкам меньшее количество энергии.
            • etti82
              09 сен 2015 в 17:44
              Много лет назад была у меня красавица ауди 100, с нестандартными стойками (стояли газовые жесткие аммо, вместо заводских масляных).

              Измучился с ними - чуть давление ниже нормы в колесах и все, весь удар идет в диск и кривит его из-за жесткой подвески.

              Поменял аммо на масляные - все, повеска стала работать, удар она тоже поглощала и диски были целые.
              • Turbocat
                09 сен 2015 в 19:47
                Тут либо диски говно, либо ямы ололо, чтобы гнуть диски из небольшого снижения давления. Тем более одними амортами жесткость подвески сильно не поменять.
                • etti82
                  09 сен 2015 в 19:58
                  Все стерлось. Сильно они меняли вообщем жесткость подвески, очень сильно. Бильштайн, очень гадкие аммо. Все камешки с ними чувствуются.
                • etti82
                  09 сен 2015 в 20:10
                  • Moonshine
                    09 сен 2015 в 20:35
                    Это двутрубные, не газовые.
                    Газовые вот так выглядят:
                    http://autokadabra.ru/shouts/91678
                    • etti82
                      09 сен 2015 в 20:48
                      Да ладно Вам, не газовые - из них шток выпрыгивал так, что кроме газа ничто его так выпячивать не может.

                      Собственно везде они проходят как газовые http://yandex.ru/search/?text=PNE-3039
                      • Moonshine
                        09 сен 2015 в 21:10
                        Да, газ там есть, но это не тру, он все-равно двутрубный.
                        • etti82
                          09 сен 2015 в 21:12
                          Я и говорю - плохие аммо, жесткие очень :-)
                          • Moonshine
                            09 сен 2015 в 21:16
                            b4 - действительно так себе. Но они вроде не должны быть очень жесткими. А пружины не менялись?
                            • etti82
                              09 сен 2015 в 21:20
                              Нет, пружины родные стояли. Насколько помню, потом поставил то, что было штатно - Boge масляные и наступило счастье, ауди стала как ауди.
            • etti82
              09 сен 2015 в 17:53
              С тех пор терпеть не могу жесткую подвеску. Для меня существует только мягкая - или её просто нет, словно колеса к кузову приварили :-)
  • HoT-C
    09 сен 2015 в 00:59
    Вывод: надо шины качать азотом, хотябы не будет столь резких колебаний давления от температуры.
    • Timur1976
      2 09 сен 2015 в 01:21
      клубничным, ну
    • Timur1976
      4 09 сен 2015 в 01:23
      Миф 1. Стабильное давление в шине. Так как коэффициент теплового расширения азота ниже, чем воздуха, то и воздействие окружающей температуры на шину практически не влияет на давление внутри нее. Азот не расширяется вообще, в отличие от воздуха. Поэтому именно азот идеален для накачивания в покрышки.

      Однако любой человек, хоть немного знающий физику, понимает, что заявление о независимости от температуры давления газа в каком-либо замкнутом пространстве вступает в противоречие с законами Гей-Люссака (для любых газов коэффициент объемного расширения один и тот же) и Шарля (отношение давления к температуре – есть величина постоянная). Можно сделать вывод: все заявления о том, что азот будет себя вести иначе, чем кислород, при повышении или понижении температуры – самые настоящие выдумки, которые рассчитаны на необразованного человека. Конечно, небольшая разница в коэффициенте объемного расширения все-таки есть, но она составляет всего 0,0001. Соответственно изменение давления в покрышках будет около 0,00025 атм. Это существенное изменение? Безусловно, нет. Для тех, кто не верит науке, можно посоветовать самостоятельно провести небольшой эксперимент: одну шину накачать азотом, а другую воздухом и попеременно погружать то в кипяток, то в ледяную воду. Вряд ли давление будет стабильным.

      Миф 4. Экономия расхода топлива. Колесо, накачанное азотом, легче по весу, чем колесо, накачанное воздухом. Соответственно нагрузка на подвеску меньше и расход топлива снижается.

      На первый взгляд – все логично. Но давайте посчитаем, какая же разница в массе колес, накачанных азотом и воздухом. 1 кубический метр воздуха содержит 78% азота – это 1,29 кг, а чистого азота – 1,25 кг. Для примера возьмем распространенное колесо с покрышкой 165/70R13 и посчитаем массу газа в нем. Объем такой покрышки примерно 20 литров, избыточное давление составит 2 кгс/см2, т.е. легко посчитать, что в такой шине приблизительно 60 литров газа. Значит, содержание азота в данной шине составит 0,0750 кг, а воздуха – 0,0774 кг. Вот и вся разница! Нужны просто ювелирные весы, чтобы уловить такую разницу в весе. Естественно, ни о какой разнице в весе и экономии топлива не может идти и речь.

      Миф 6. Улучшение сцепления покрышек с дорожным покрытием. Азот более стабилен в сравнении с воздухом (который способен поддаваться окружающей среде).

      Этот миф вообще трудно как-то прокомментировать. Нечего обсуждать, с какой стороны ни посмотри. На сцепление покрышек с дорожным покрытием влияет все, что угодно (состояние самой дороги, конструкция шины, качество резины, из которой сделана шина, распределение напряжения в пятне контакта), но только не газ, который закачан в эту шину.
    • andrewcocos
      09 сен 2015 в 11:05
      К твоему сведению в обычном воздухе и так 78% азота.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.