Написать пост

dmitrykabanov

5-минутный гайд по автопрому



Эта отрасль, подобно сиренам, манит людей.

Автомобильная промышленность – серьезный бизнес. Валовый доход в этой отрасли составляет более 2 триллионов долларов, она регулярно производит более 66 миллионов автомобилей и при этом постоянно расширяется — все это делает автопром лакомым куском для предпринимателей.

На предприятиях этой индустрии работает 9 миллионов человек на постоянной основе и 50 миллионов человек – на временной. Кроме того, автомобильная промышленность является одной из трех главных отраслей, которые субсидируются государством (либо оно участвует в ее деятельности каким-то другим образом).

Во многих странах — в том числе США — именно участие государства делает практически невозможным для предпринимателя выход из этого бизнеса, независимо от того, насколько низким является качество менеджмента на предприятии или насколько неблагоприятным оказывается состояние рынка.

Но само по себе это создает опасную ситуацию. Считается, что если крупнейшие предприниматели выходят из бизнеса, это говорит об оздоровлении отрасли. Если этого не происходит, остальные участники бизнеса не могут вносить какие-либо нестандартные идеи, и развитие попросту останавливается. Является ли участие государства в деятельности предприятий и выход крупных предпринимателей из бизнеса единственным индикатором наличия препятствий для остальных участников на рынке? Изменится ли ситуация в будущем? Необходимы ли дополнительные усилия для внедрения новых идей? Есть ли возможность обнаружить другие признаки кризиса индустрии?



Общее число новых фирм, появившихся на рынке США, составляет 1556. Голубой график показывает предприятия, которые выходят на рынок, а оранжевый — компании, которые уходят с него. Стоит обратить внимание на то, что пик появления новых фирм приходится на 1914 год — ровно 100 лет назад.

Кроме того, в 1914 году показатель проникновения на рынок впервые достиг 10%, а также начался стремительный рост уровня внедрения инноваций. Вы можете проследить рост показателя внедрения инноваций по красному графику на схеме выше.

Поэтому на сегодняшний день предпренимателям, которые начинают свой бизнес в этой индустрии, в первую очередь необходимо задать себе вопрос: «Почему в предыдущем столетии было так мало успешных компаний?» Во второй половине века 14 компаний пытались построить успешный бизнес и все потерпели неудачу.

Первое, что может подсказать ответ на данный вопрос — это третий столбец с данными на графике выше: объем производства (production). Синяя область показывает общий объем производства каждой отрасли на ежегодной основе. Обратите внимание, что все три столбца с данными связаны между собой: рост объема производства зависит от роста спроса на новинки и в свою очередь от спроса домохозяйств, который перестал расти в 1990 году. Объем производства и показатель проникновения на рынок возрасли, когда перестали возникать новые компании. Пользуясь экономией на масштабе, компании смогли расшириться, а препятствия для вхождения на рынок новых компаний исчезли, когда стал важен большой объем производства.

Вышесказанное позволяет человеку со стороны прийти к заключению о том, что объем производства играет важейшую роль для участников бизнеса, а вся индустрия строится вокруг этого показателя.

Действительно, все зависит от объема производства, а уровень использования производственной мощности является первостепенным показателем для производителей автомобилей. Именно производительная мощность создает ситуацию, в которой фирмы, работающие давно, не могут «прогореть», а для новых предприятий нет возможности входа на рынок.

Но вам не требуется какая-то специальная информация, чтобы понять это. Существуют иные признаки. Я перечислю все свои наблюдения в виде следующих «десяти правил» автомобильной промышленности:

1. Проще разработать и собрать автомобиль марки Ferrari, чем Ford.

Хорошим примером актуальности этого правила является то, что разработка автомобиля для Формулы-1 выглядит легким хобби, по сравнению с работой, необходимой для создания самого простого хэтчбэка.

2. Подрывные инновации в производстве бюджетных моделей происходят в самом начале кривой потребления.

Самые первые автомобили являлись предметом роскоши, однако создание Модели T от фирмы Ford положило начало производству машин, доступных для всех — это стало «подрывной инновацией» сто лет назад. Автомобили Volkswagen Beetle и Toyota Tercel были также бюджетными, и с них началось внеамериканское производство подобных машин в 60-х и 70-х годах. То же самое можно сказать про автомобили Mini, Fiat, Renault и Citroen. Чуть позже появились корейские и китайские производители, но они уже не предлагали «подрывных инноваций».

3. Практически все самые значимые инновации затрагивают производственную систему (а не сами автомобили).

Было сделано множество улучшений автомобилей, однако это никогда не вносило серьезных изменений в производительность промышленных предприятий. По крайней мере, новых предприятий. Инновации производственных систем в компаниях Ford, GM и Toyota позволили им достичь уровня производительности, который до сегодняшнего дня считается непревзойденным. Если вы хотите совершить некий «прорыв» в автомобильной индустрии, то следует разрабатывать новую производственную систему.

4. Чтобы понять, как будут меняться автомобили и будут ли вообще, следует учитывать изменение дорог.

Дороги существовали до возникновения машин, но они не были асфальтированными и не предназначались для длительных поездок. На строительство дорог и должное обеспечение безопасности, производительности и экономичности автомобилей в США понадобилось 50 лет между 1920 и 1970 годами.

Доход от продаж автомобилей окупает затраты на строительство дорог и, в свою очередь, на создание логистических систем, что позволяет создать успешный бизнес. Walmart, McDonalds и Amazon и целые отрасли розничной торговли, пищевая и сельскохозяйственная промышленность существуют благодаря строительству дорог, которое финансируется за счет сбыта автомобилей. Более того, рынок недвижимости и строительная индустрия многих стран зависят от дорог. Если вы хотите вносить изменения в конструкцию автомобилей, вам также необходимо знать, каким образом потребуется изменить дороги.

5. В истории автопрома ни разу не появлялись «подрывные инновации» связанные с улучшением двигателя.

Все, что используется на сегодняшний день, прошло проверку временем. Начиная с 1886 года наиболее широко используемым двигателем был двигатель внутреннего сгорания. И хотя уже давно существуют двигатели на дизельном топливе, природном газе, система полного привода, переднего привода и электропривода, ни одна из этих инноваций не повлияла на деятельность предприятий, контролирующих основные потоки прибыли в данной индустрии. Как не сделает этого и водородное горючее.

Причина этому проста: предприниматели, занимающиеся этой деятельностью, могут легко купить/освоить любое улучшение/инновацию, при условии, что это обеспечит получение дохода от их производства [без внесения радикальных изменений в производственный цикл]. Новые фирмы, готовые предложить инновационные системы двигателей, не смогут построить бизнес-модель на основании этой технологии, не обладая производственной базой.

6. Китай является страной с крупнейшим объемом производства (и уровнем потребления).

Крупнейшими центрами производства были разные страны в разное время. То обстоятельство, что Китай на сегодняшний день является крупнейшим производителем, не должно вызывать удивления. Когда [в Китае] возникал новый крупный центр производства, он создавал возможность для входа на рынок новым предприятиям, но при этом не смещал фримы на других рынках. В основном, этому способствовало то, что китайские компании находились под защитой государства, в интересах которого были занятость населения, контроль сбора таможенных пошлин и т.д.

7. Практически все автомобильные предприятия владеют акциями друг друга.

В данной индустрии широко распространена перекрестная структура собственности и предприятия не заинтересованы в полной независимости. Опять же, причиной тому служит планирование с учетом повышения объема производства.

Усиление риска превысить оптимальный объем производства либо произвести слишком мало изделий приводит к тому, что для фирм интересы, связанные с независимым распространением товаров или положением компании на рынке, отходят на второй план, и компании создают совместные предприятия и идут на частичное поглощение конкурентов. Часть акций компаний покупается и продается конкурентами – это явление в автопроме столь же частое, как и помощь со стороны государства. Таким образом конкуренция уменьшается, если не исчезает.

8. Для большинства автомобилистов «пробки» являются большей проблемой, чем нехватка транспорта.

Мы обычно считаем, что люди хотят более качественных автомобилей, но это не так. Машины перестали «делать нашу жизнь лучше» и начали ухудшать ее, когда автомобильные «пробки» стали обычной частью нашей жизни, а это в свою очередь произошло, когда произошло перенаселение. Мы не в состоянии строить больше дорог, и с ростом численности населения дорожное движение стало создавать серьезные проблемы.

Автотранспорт перестает быть помощником человека и становится источником неудобств. Производители машин теперь предусматривают в салоне автомобиля подставки для кофейных стаканов, чтобы сделать ожидане в пробке более комфортным.

9. Контрактное производство практически исчезает.

В отличие от прочих отраслей промышленности, которые стали использовать проектирование на основе модульного принципа, в автомобильной промышленности во многом применяется принцип взаимозависимости. Вы не можете купить каркас ходовой части у одного производителя, корпус у другого, электроприборы, приборную панель и двигатель еще у нескольких других. Все доступные детали заказываются у одной фирмы. Все это характеризует производственную систему, при которой ограничивается введение инноваций.

10. Проще сделать более быструю машину, чем сделать так, чтобы она смогла проехать большое расстояние.

Это правило частично перекликается с первым правилом (правилом «Ferrari vs. Ford»), однако оно также учитывает вопрос нехватки топлива и мощности. Нехватка топлива всегда была основной проблемой данной отрасли, и она существует с 20-х годов. Спрос поспособствовал появлению автозаправочных станций, но появились новые трудности, которые нельзя решить при помощи денег. Как отрасль, которая должна развиваться дальше, автомобильная промышленность должна решить проблему пробега без дозаправки.

Пока технологические компании слушают эту «песню сирен», они должны учитывать основные методы эффективного ведения деятельности в данной индустрии. Выбирает ли ваша компания путь стабильности, или постоянных изменений, это будет во многом зависеть от бизнес-модели, отличной от бизнес-моделей крупнейших производителей. Определение того, в чем они схожи, а чем отличаются — это первый этап анализа, который вам следует провести.

[Источник]

Какое направление развития автопрома кажется вам наиболее важным?
Еще большая автоматизация труда: Создание высокотехнологичных рабочих мест
2
11.8%
Лоббирование развития сети дорог по стране: Больше дорог – больше продаж авто
6
35.3%
Инновации в сфере двигателей: Развитие энергетики – делай как Маск
5
29.4%
Производство бюджетных авто: Больше рынок – развитие пойдет быстрее
1
5.9%
Появление большего числа производителей: Монополии – враг развития автопрома
3
17.6%
проголосовало 17 пользователей
20 комментариев нравится 1избранное
  • Timur1976
    3 16 мая 2015 в 12:13
    нихрена себе 5-минутный гайд.
    • dmitrykabanov
      16 мая 2015 в 12:32
      А вы попробуйте прочитать, как раз столько и займет примерно :)
      • Timur1976
        16 мая 2015 в 13:55
        есть два метода.
        1. медленно и вдумчиво
        2. по диагонали.

        Но второй, хоть и быстрый, улавливает только 30% сути.
        • theFerret
          18 мая 2015 в 07:16
          Чисто вопрос скилла.
  • Dozer
    16 мая 2015 в 14:16
    автор, у меня предчуствие, что следующим вашим постом будет рассказ про превосходство российской промышленности над загнивающей европейской. я прав?
    • TeleTaip
      16 мая 2015 в 15:49
      Причем тут российская промышленность? Или ты в каждом посте пытаешься разглядеть оппозицию к собственному мнению?
      • Dozer
        16 мая 2015 в 16:01
        были уже тут похожие писатели. сначала пара сухих нейтральных постов, а потом - хуяк - ростех, это наше все, все остальные страны нам завидуют.
        • TeleTaip
          16 мая 2015 в 16:09
          Нууууу..... тебя наверное в таких вопросах не наебать
          • Dozer
            16 мая 2015 в 16:43
            скоро узнаем.
            • dmitrykabanov
              1 16 мая 2015 в 18:00
              Вы там смотрите не перевозбуждайтесь лишнего, пожалуйста, из постов про теслу и топ гир такие выводы делать – это круто.
  • mkot
    16 мая 2015 в 19:46
    а модульная конструкция авто - это круто. Как комп, захотел сделал собрал проходимее, захотел - быстрее. Можно от бюджета максимально устраивающий авто собрать. Здорово же!
    • dmitrykabanov
      16 мая 2015 в 19:53
      Да, об этом и речь. Это один из возможных путей дальнейшего развития, если говорить о новых игроках автопрома, например, то это их шанс изменить всю индустрию. Конечно, вероятность очень мала.
    • intersign
      17 мая 2015 в 00:37
      Свечи за 200руб. надо поменять - поменял весь движок. А они ведь и до такого доведут.
  • mkot
    16 мая 2015 в 19:55
    Подытожив статью могу сказать: автопром – довольно инертная отрасль в плане иноваций
    • dmitrykabanov
      16 мая 2015 в 20:01
      Да, но с другой стороны – сейчас мы увидим как ИТ-отрасль будет все больше влиять на автопром. Взять автопилот, что в нем главное? Карты. И тут разворачивается интересная история с ИТ-компаниями, специализирующимися на теме картографии.

      Ну и модульная сборка – возможно появление чего-то вроде чехлов на телефон, когда модульность появляется на самом простейшем уровне, который может быть и цифровым. Например, окончательный уход от аналоговых колодцев в сторону "рабочего стола" для всех индикаторов с полной кастомизацией.

      Что еще можно представить – больше открытых для снятия информации датчиков (хоть с двигателя, хоть с общего состояния авто).
      • mkot
        16 мая 2015 в 20:02
        ну пример есть уже, у теслы прошивкой клиренс меняли, чтобы батарейки повыше были от дороги
        • dmitrykabanov
          16 мая 2015 в 20:03
          Точно. При этом теперь его можно привязать к геолокации – автоматически выставляется в городе одни, а на трассе – другой.
  • andrewcocos
    18 мая 2015 в 15:50
    разработка автомобиля для Формулы-1 выглядит легким хобби, по сравнению с работой, необходимой для создания самого простого хэтчбэка.
    Что за чушь?
    • dmitrykabanov
      18 мая 2015 в 15:57
      Аналогичный вопрос можно задать и вам :) речь о масштабах производства и сложности управления таким масштабированием.
      • andrewcocos
        18 мая 2015 в 16:16
        Проще разработать и собрать автомобиль марки Ferrari, чем Ford.
        Если бы было написано "Проще наладить производство автомобилей марки Ferrari, чем Ford." я бы не возмутился.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.