Что будет с ценами на машины
Стоит ли ждать, что вслед за укреплением курса рубля на валютном рынке начнут снижаться цены на автомобили?
16 декабря 2014 года за один евро давали больше 100 рублей. В стране царила паника, люди не знали, что им делать с рублями и готовы были тратить их на что угодно. В том числе и на машины. Конец декабря вошел в историю автомобильной России под характерным названием «хапун» — покупатели сметали все подряд. Но затем цены на автомобили начали стремительно расти, продажи рухнули (о том, что делается для стабилизации ситуации, читайте во второй части статьи).
Однако в 2015 году курс рубля начал укрепляться и сейчас цена 1 евро составляет «всего» 55-56 рублей. Поэтому многие предполагают, что и цены на автомобили тоже будут снижаться такими же стремительными темпами. Однако этого не происходит! Некоторые компании даже признаются, что они не планируют делать свои модели дешевле. «Сохранение текущих цен должно помочь компании компенсировать финансовые потери, которые были связаны с постоянными изменениями курса рубля», — честно заявили в Land Rover. И подавляющее большинство других производителей придерживаются такой же позиции.
Хотя формально все у нас прекрасно — согласно данным агентства «Автостат», в апреле цены на свои автомобили снизили аж 38 компаний! Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что производители объявили о скидках на машины 2014 года выпуска (собственно говоря, это происходило всегда). Кроме того, часто цены уменьшились лишь на несколько процентов и на ограниченный круг моделей. Например, новый Renault Logan подешевел на 3,6-4,5%, Sandero на 3,6-5,2%, Sandero Stepway на 3,7-4,2%. Volkswagen Polo седан стал дешевле на 33 тысячи рублей, а Citroen дает скидку на Citroen С4 Aircross и С4 седан 200 тысяч рублей. Но больше всех порадовал Opel — на седан Insignia скидка составляет 800 тысяч! Настоящий подарок для статистики. Однако нужно помнить — «Опель» уходит из России, это финальная распродажа. И рассматривать столь могучую скидку как свидетельство устойчивого тренда явно не стоит.
Причин, по которым не стоит рассчитывать на какое-то серьезное снижение цен в ближайшие месяцы, несколько. После декабрьского обрушения курса рубля все производители напуганы. Кризис в российской экономике никуда не делся, санкции никто и не думал отменять, отношения с Европой и США напряженные, до разрешения украинского кризиса еще далеко. Да и российские чиновники периодически делают информационные вбросы, которые не способствуют вере в светлое будущее: «необходимо сократить выплаты работающим пенсионерам», «рубль укрепился слишком сильно», «власти „могут проесть“ весь Резервный фонд за полтора года» и так далее. Плюс к этому, нет уверенности в том, что стоимость нефти долгое время удержится хотя бы выше уровня 60 долларов за баррель. А ведь все российские бюджеты ранее верстались исходя из предположений, что нефть будет стоить больше 100 долларов. Так что все понимают — сегодня евро может стоить 55 рублей, а через неделю уже 60 или 65.
Да и почему все сравнивают нынешний курс евро с тем, что был на валютном рынке 16 декабря? Ведь рубль начал падать гораздо раньше. Ниже приведем динамику курса рубль-евро (все курсы приведены на 15 число каждого месяца):
А ведь многие компании практически не увеличивали свои цены в период с осени 2013 по ноябрь 2014 года, хотя тогда курс вырос с 44 до 59 рублей или на 33,8%! Да и если сравнивать с сегодняшним днем, то окажется, что в период с 15 ноября 2013 года по 28 апреля 2015 года курс рубля упал на 24%! А теперь посмотрите, насколько подорожали автомобили за последние полгода... Как раз на те самые 20-30%! То есть автомобильные компании просто компенсировали потери, которые они ранее понесли. И кстати. Если сравнить рубль с долларом США, то выяснится, что падение российской валюты составило с ноября 2013 года... 58,8%! Было 32,68 руб., а стало 51,92 руб!
В Ассоциации европейского бизнеса уверяют, что продажи новых легковых автомобилей в марте снизились на 42,5%, а за первый квартал на 36,3%. Однако по данным компании «Автостат Инфо», которая считает поставленные на учет в ГИБДД машины, падение продаж за первые три месяца составило 51,3%. Чтобы поддержать рынок, российские власти объявили о нескольких программах.
Во-первых, действует работающая еще с прошлого года программа субсидирования при сдаче старого автомобиля в утиль или по системе трейд-ин. Согласно ей, в первом случае скидка на новую машину составит 50 000 рублей, а при работе по трейд-ину — 40 000 рублей (на самый приличный бонус могут рассчитывать покупатели грузовиков и автобусов: 350 и 300 тысяч рублей соответственно). При этом сами производители выбирают, какие модели участвуют в этой программе, а какие нет. Но с другой стороны, они же имеют право предоставлять и дополнительные скидки — например, Renault при работе по системе трейд-ин уменьшает цену на новый Duster на 75 тысяч (90 тыс. при утилизации). А, скажем, Citroen скидывает сразу 100 тысяч (к этому прибавляется еще и «просто» скидка в 200 тысяч).
Однако в последнее время дилеры отмечают, что программа утилизации и трейд-ина не пользуется таким спросом, как раньше — после повышения цен на новые автомобили предоставляемый бонус в 40/50 тысяч уже не столь значим. Но важнее другое — эффективность программы во многом зависит от самих дилеров. Ведь, как показало проведенное нами расследование очень часто дилеры откровенно хитрят. «Если бы не программа, то я бы оценил вашу машину подороже, — рассказали нам в прошлом году в одном из дилерских центров Renault. — Но зачем? Я сейчас часто оцениваю по следующей схеме: смотрю, за сколько мы бы могли взять ваш автомобиль без государственной программы, и просто отнимаю от нее 30 тысяч. Чтобы и вам было чуть-чуть выгодно, и мы не упустили прибыль».
Вторая программа — льготного кредитования — сейчас кажется более перспективной. Согласно ей, государство компенсирует 2/3 ключевой ставки Банка России, которая сейчас составляет 14% (то есть 9,33%). Правда, получить «дешевый» кредит можно лишь при покупке сделанного в России автомобиля ценой не более 1 млн рублей. Из других условий можно отметить первоначальный взнос минимум 20% и срок кредитования — максимум 3 года.
Спрос на льготное кредитование оказался на удивление высоким — благодаря программе, у многих производителей число кредитных клиентов выросло с кризисных 10% до 20-30%! Правда, нужно иметь в виду, что такой успех достигнут в первую очередь благодаря тому, что ряд автомобильных компаний, используя поддержку государства, приняли решение о создании своих специальных программ. Очень, между прочим, интересных. Еще в феврале этого года, обходя автосалоны, корреспонденты «Авто Mail.Ru» отмечали, что процентная ставка была фактически запредельной (20-25% годовых при кредитовании на три года), но сейчас при покупке некоторых моделей деньги можно взять под... 0%. Причем не на один год, а сразу на три! Подобный аттракцион невиданной щедрости предлагает Citroen, Nissan, Peugeot, Renault (правда, только на Duster). А в других компаниях, среди которых Volkswagen, Mitsubishi, Datsun, Skoda, можно получить двух- или трехлетний кредит под 5,5-10% годовых (средняя ставка в банках при работе по системе льготного кредитования составляет около 12%).
Ответа на этот вопрос вам сейчас никто не даст. А если и даст, то не верьте ему. Сейчас никто не знает, что же будет дальше: стабилизация на уровне 55-60 рублей за один евро? Укрепление до 45? Или курс опустится до 70-80 рублей, ведь российской экономике за последние месяцы лучше точно не стало? Поэтому эксперты рекомендуют жить сегодняшним днем. И при желании купить автомобиль просто искать самое интересное предложение из тех, что существуют на рынке. Ну а для прояснения ситуации (и, возможно, снижения цен) придется подождать еще несколько месяцев. Конечно если курс рубля будет стабильным.
Отсюда.
16 декабря 2014 года за один евро давали больше 100 рублей. В стране царила паника, люди не знали, что им делать с рублями и готовы были тратить их на что угодно. В том числе и на машины. Конец декабря вошел в историю автомобильной России под характерным названием «хапун» — покупатели сметали все подряд. Но затем цены на автомобили начали стремительно расти, продажи рухнули (о том, что делается для стабилизации ситуации, читайте во второй части статьи).
Однако в 2015 году курс рубля начал укрепляться и сейчас цена 1 евро составляет «всего» 55-56 рублей. Поэтому многие предполагают, что и цены на автомобили тоже будут снижаться такими же стремительными темпами. Однако этого не происходит! Некоторые компании даже признаются, что они не планируют делать свои модели дешевле. «Сохранение текущих цен должно помочь компании компенсировать финансовые потери, которые были связаны с постоянными изменениями курса рубля», — честно заявили в Land Rover. И подавляющее большинство других производителей придерживаются такой же позиции.
Хотя формально все у нас прекрасно — согласно данным агентства «Автостат», в апреле цены на свои автомобили снизили аж 38 компаний! Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что производители объявили о скидках на машины 2014 года выпуска (собственно говоря, это происходило всегда). Кроме того, часто цены уменьшились лишь на несколько процентов и на ограниченный круг моделей. Например, новый Renault Logan подешевел на 3,6-4,5%, Sandero на 3,6-5,2%, Sandero Stepway на 3,7-4,2%. Volkswagen Polo седан стал дешевле на 33 тысячи рублей, а Citroen дает скидку на Citroen С4 Aircross и С4 седан 200 тысяч рублей. Но больше всех порадовал Opel — на седан Insignia скидка составляет 800 тысяч! Настоящий подарок для статистики. Однако нужно помнить — «Опель» уходит из России, это финальная распродажа. И рассматривать столь могучую скидку как свидетельство устойчивого тренда явно не стоит.
Причин, по которым не стоит рассчитывать на какое-то серьезное снижение цен в ближайшие месяцы, несколько. После декабрьского обрушения курса рубля все производители напуганы. Кризис в российской экономике никуда не делся, санкции никто и не думал отменять, отношения с Европой и США напряженные, до разрешения украинского кризиса еще далеко. Да и российские чиновники периодически делают информационные вбросы, которые не способствуют вере в светлое будущее: «необходимо сократить выплаты работающим пенсионерам», «рубль укрепился слишком сильно», «власти „могут проесть“ весь Резервный фонд за полтора года» и так далее. Плюс к этому, нет уверенности в том, что стоимость нефти долгое время удержится хотя бы выше уровня 60 долларов за баррель. А ведь все российские бюджеты ранее верстались исходя из предположений, что нефть будет стоить больше 100 долларов. Так что все понимают — сегодня евро может стоить 55 рублей, а через неделю уже 60 или 65.
Да и почему все сравнивают нынешний курс евро с тем, что был на валютном рынке 16 декабря? Ведь рубль начал падать гораздо раньше. Ниже приведем динамику курса рубль-евро (все курсы приведены на 15 число каждого месяца):
А ведь многие компании практически не увеличивали свои цены в период с осени 2013 по ноябрь 2014 года, хотя тогда курс вырос с 44 до 59 рублей или на 33,8%! Да и если сравнивать с сегодняшним днем, то окажется, что в период с 15 ноября 2013 года по 28 апреля 2015 года курс рубля упал на 24%! А теперь посмотрите, насколько подорожали автомобили за последние полгода... Как раз на те самые 20-30%! То есть автомобильные компании просто компенсировали потери, которые они ранее понесли. И кстати. Если сравнить рубль с долларом США, то выяснится, что падение российской валюты составило с ноября 2013 года... 58,8%! Было 32,68 руб., а стало 51,92 руб!
Изменение стоимости автомобилей
Программы для экономии
В Ассоциации европейского бизнеса уверяют, что продажи новых легковых автомобилей в марте снизились на 42,5%, а за первый квартал на 36,3%. Однако по данным компании «Автостат Инфо», которая считает поставленные на учет в ГИБДД машины, падение продаж за первые три месяца составило 51,3%. Чтобы поддержать рынок, российские власти объявили о нескольких программах.
Во-первых, действует работающая еще с прошлого года программа субсидирования при сдаче старого автомобиля в утиль или по системе трейд-ин. Согласно ей, в первом случае скидка на новую машину составит 50 000 рублей, а при работе по трейд-ину — 40 000 рублей (на самый приличный бонус могут рассчитывать покупатели грузовиков и автобусов: 350 и 300 тысяч рублей соответственно). При этом сами производители выбирают, какие модели участвуют в этой программе, а какие нет. Но с другой стороны, они же имеют право предоставлять и дополнительные скидки — например, Renault при работе по системе трейд-ин уменьшает цену на новый Duster на 75 тысяч (90 тыс. при утилизации). А, скажем, Citroen скидывает сразу 100 тысяч (к этому прибавляется еще и «просто» скидка в 200 тысяч).
Однако в последнее время дилеры отмечают, что программа утилизации и трейд-ина не пользуется таким спросом, как раньше — после повышения цен на новые автомобили предоставляемый бонус в 40/50 тысяч уже не столь значим. Но важнее другое — эффективность программы во многом зависит от самих дилеров. Ведь, как показало проведенное нами расследование очень часто дилеры откровенно хитрят. «Если бы не программа, то я бы оценил вашу машину подороже, — рассказали нам в прошлом году в одном из дилерских центров Renault. — Но зачем? Я сейчас часто оцениваю по следующей схеме: смотрю, за сколько мы бы могли взять ваш автомобиль без государственной программы, и просто отнимаю от нее 30 тысяч. Чтобы и вам было чуть-чуть выгодно, и мы не упустили прибыль».
Вторая программа — льготного кредитования — сейчас кажется более перспективной. Согласно ей, государство компенсирует 2/3 ключевой ставки Банка России, которая сейчас составляет 14% (то есть 9,33%). Правда, получить «дешевый» кредит можно лишь при покупке сделанного в России автомобиля ценой не более 1 млн рублей. Из других условий можно отметить первоначальный взнос минимум 20% и срок кредитования — максимум 3 года.
Спрос на льготное кредитование оказался на удивление высоким — благодаря программе, у многих производителей число кредитных клиентов выросло с кризисных 10% до 20-30%! Правда, нужно иметь в виду, что такой успех достигнут в первую очередь благодаря тому, что ряд автомобильных компаний, используя поддержку государства, приняли решение о создании своих специальных программ. Очень, между прочим, интересных. Еще в феврале этого года, обходя автосалоны, корреспонденты «Авто Mail.Ru» отмечали, что процентная ставка была фактически запредельной (20-25% годовых при кредитовании на три года), но сейчас при покупке некоторых моделей деньги можно взять под... 0%. Причем не на один год, а сразу на три! Подобный аттракцион невиданной щедрости предлагает Citroen, Nissan, Peugeot, Renault (правда, только на Duster). А в других компаниях, среди которых Volkswagen, Mitsubishi, Datsun, Skoda, можно получить двух- или трехлетний кредит под 5,5-10% годовых (средняя ставка в банках при работе по системе льготного кредитования составляет около 12%).
Что же будет дальше?
Ответа на этот вопрос вам сейчас никто не даст. А если и даст, то не верьте ему. Сейчас никто не знает, что же будет дальше: стабилизация на уровне 55-60 рублей за один евро? Укрепление до 45? Или курс опустится до 70-80 рублей, ведь российской экономике за последние месяцы лучше точно не стало? Поэтому эксперты рекомендуют жить сегодняшним днем. И при желании купить автомобиль просто искать самое интересное предложение из тех, что существуют на рынке. Ну а для прояснения ситуации (и, возможно, снижения цен) придется подождать еще несколько месяцев. Конечно если курс рубля будет стабильным.
Отсюда.
"В этом мире нет неуправляемых процессов" - генерал Петров.
Курс доллара сам не меняется, все процессы контролируются. Конечно же есть люди, которые знают, что будет дальше. Благодаря им увеличились продажи таких автомобилей как Bentley, Maybach и т.п.
Но правды нам не узнать, благодаря отсутствия знаний у нас, им и живется на этом свете припеваючи.