Едем к морю. Дождей.
Детские воспоминания рисуют в голове заводной луноход. С ключом. Но поведаю я о настоящем луноходе. Как оказалось, информации совсем не много, и я использовал википедию, технику молодежи и статьи федерального космического агентства.
17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, преодолел первые несколько метров. С этого момента началась новая эпоха исследований спутника Земли.
Но все это было уже после разработки модели. Началось все с проработки внешнего вида лунохода. Тут, прежде всего надо было выбрать способ передвижения по лунной поверхности. А что из себя представляет лунная поверхность? В 1960 году этого точно не знал никто. Были гипотезы, что поверхность Луны — некая «хлябь», образованная 10-метровым слоем ничего не несущей лунной пыли (помните «Лунную пыль» Артура Кларка?).
В конце концов проблему возможности мягкой посадки на Луну Сергей Павлович Королев решил приказным порядком. После его «Луну считать твердой» (относившейся, правда, к разработке аппарата Е-6), луноплавов больше никто не предлагал. Ограничивались привычными способами передвижения: на колесах, на гусеницах, на шнеках. Хотя были и более экзотические варианты: прыжками, шагами. Изо всех этих способов рассматривались прежде всего колеса и гусеницы.
Луноход-1 был оснащен солнечной батареей, телефотометром, штыревой антенной, прибором оценки проходимости, прибором расчета пути, мотор-колесом, выносным блоком аппаратуры РИФМА, телекамерами, уголковым отражателями, остронаправленной антенной, малонаправленной антенной, блоком рентгеновского телескопа, дозиметром.
Сам аппарат весил 756 кг, имел длину от крытой крышкой солнечной батареи 4.42 м, ширину 2.15 м, высоту 1.92 м. Диаметр каждого из восьми ведущих колес по грунтозацепам составлял 510 мм, ширина 200 мм. Колесная база была 170 мм, а ширина колеи 1600 мм. Для отработки методики управления луноходом в Крыму под Симферополем был создан специальный «лунодром». Тут то экипажи лунохода и смогли попрактиковаться в управлении аппаратом.
Примечательной в луноходе стала система энергопитания, построенная на базе двух радиоизотопных термоэлектрических генераторов суммарной электрической мощностью 750 ватт в начале полета и 360 ватт в конце срока активного существования, то есть через 3-4 месяца.
Самым сложным оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на Луноходе-1 слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались к необычным телеизображениям.
На передачу одного кадра уходило от трех до 20 секунд в зависимости от рельефа. Это было трудно — воспринимать окружающую луноход обстановку, ориентироваться.
Три первых «гарантийных» месяца помимо изучения лунной поверхности луноход выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Сначала аппарат шел на юго-восток. В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств (а не по старой колее) вывести луноход к посадочной ступени КТ. Это удалось. 18 января Луноход-1 вернулся на место своей посадки. После этого аппарат пошел на север, продолжая научную программу. 20 февраля, по окончанию 4 лунного дня, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ лунохода.
Однако ресурс лунохода был не бесконечным. До 18 июня (конец восьмого лунного дня« во всех сообщениях ТАСС говорилось, что состоянии служебных систем аппарата „нормальное“; После восьмой ночи „нормальное“ изменилось в „удовлетворительном“. Проход за день лунохода резко снизился. Последний сеанс с луноходом завершился 14 сентября в 16:05 ДМВ.
15 сентября, при наступлении одиннадцатой лунной ночи Лунохода-1, ТАСС сообщил, что температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе „ночного“ подогрева. 30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12 лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября.
В итоги луноход в три раза перекрыл свой первоначально рассчитанный ресурс (даешь трехкратный запас долговечности для отечественных авто!).
11 декабря 1993 гоня Луноход-1 вместе с посадочной ступенью КТ станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5000$ первый „лунный трактор“ ушел за 68500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. Вывоз приобретенной собственности с Луны — за счет покупателя.
17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, преодолел первые несколько метров. С этого момента началась новая эпоха исследований спутника Земли.
Но все это было уже после разработки модели. Началось все с проработки внешнего вида лунохода. Тут, прежде всего надо было выбрать способ передвижения по лунной поверхности. А что из себя представляет лунная поверхность? В 1960 году этого точно не знал никто. Были гипотезы, что поверхность Луны — некая «хлябь», образованная 10-метровым слоем ничего не несущей лунной пыли (помните «Лунную пыль» Артура Кларка?).
В конце концов проблему возможности мягкой посадки на Луну Сергей Павлович Королев решил приказным порядком. После его «Луну считать твердой» (относившейся, правда, к разработке аппарата Е-6), луноплавов больше никто не предлагал. Ограничивались привычными способами передвижения: на колесах, на гусеницах, на шнеках. Хотя были и более экзотические варианты: прыжками, шагами. Изо всех этих способов рассматривались прежде всего колеса и гусеницы.
Луноход-1 был оснащен солнечной батареей, телефотометром, штыревой антенной, прибором оценки проходимости, прибором расчета пути, мотор-колесом, выносным блоком аппаратуры РИФМА, телекамерами, уголковым отражателями, остронаправленной антенной, малонаправленной антенной, блоком рентгеновского телескопа, дозиметром.
Сам аппарат весил 756 кг, имел длину от крытой крышкой солнечной батареи 4.42 м, ширину 2.15 м, высоту 1.92 м. Диаметр каждого из восьми ведущих колес по грунтозацепам составлял 510 мм, ширина 200 мм. Колесная база была 170 мм, а ширина колеи 1600 мм. Для отработки методики управления луноходом в Крыму под Симферополем был создан специальный «лунодром». Тут то экипажи лунохода и смогли попрактиковаться в управлении аппаратом.
Примечательной в луноходе стала система энергопитания, построенная на базе двух радиоизотопных термоэлектрических генераторов суммарной электрической мощностью 750 ватт в начале полета и 360 ватт в конце срока активного существования, то есть через 3-4 месяца.
Самым сложным оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на Луноходе-1 слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались к необычным телеизображениям.
На передачу одного кадра уходило от трех до 20 секунд в зависимости от рельефа. Это было трудно — воспринимать окружающую луноход обстановку, ориентироваться.
Три первых «гарантийных» месяца помимо изучения лунной поверхности луноход выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Сначала аппарат шел на юго-восток. В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств (а не по старой колее) вывести луноход к посадочной ступени КТ. Это удалось. 18 января Луноход-1 вернулся на место своей посадки. После этого аппарат пошел на север, продолжая научную программу. 20 февраля, по окончанию 4 лунного дня, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ лунохода.
Однако ресурс лунохода был не бесконечным. До 18 июня (конец восьмого лунного дня« во всех сообщениях ТАСС говорилось, что состоянии служебных систем аппарата „нормальное“; После восьмой ночи „нормальное“ изменилось в „удовлетворительном“. Проход за день лунохода резко снизился. Последний сеанс с луноходом завершился 14 сентября в 16:05 ДМВ.
15 сентября, при наступлении одиннадцатой лунной ночи Лунохода-1, ТАСС сообщил, что температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе „ночного“ подогрева. 30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12 лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября.
В итоги луноход в три раза перекрыл свой первоначально рассчитанный ресурс (даешь трехкратный запас долговечности для отечественных авто!).
11 декабря 1993 гоня Луноход-1 вместе с посадочной ступенью КТ станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5000$ первый „лунный трактор“ ушел за 68500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. Вывоз приобретенной собственности с Луны — за счет покупателя.