Свидание с «Марусей»
Осторожно, копипаста и много текста
Недавно по заданию редакции я оказался в числе участников спецрейса уникального ретро-буса ЗИС-127 по маршруту Таллин — Москва. Одна из остановок трехдневного турне была в Петербурге, где по случаю прибытия почетного гостя организовалась экскурсия в прошлое общественного транспорта. Так мы познакомились с автобусом ЛАЗ-695M по прозвищу «Маруся» — единственным действующим экземпляром этой модификации в России.
Фото автора и ЛАЗ
Обычно главные экспонаты музея общественного транспорта Санкт-Петербурга все выходные в разъездах — уникальный подвижной состав задействован на проведении тематических экскурсий по городу. Однако на этот раз было сделано исключение — на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка выстроились более десятка интереснейших музейных экспонатов. Среди них троллейбус ЯТБ-1 (единственный в мире живой экземпляр), троллейкар КТГ-1, троллейбус МТБ-82Д, эксплуатировавшийся в Ленинграде с 1946 по 1974 год и троллейбус ЗиУ-5, возивший пассажиров с 1960 по 1989 год. Был в этой компании и автобус ЛАЗ-695M, получивший ласковое прозвище «Маруся». Раз так, мы не упустили возможности познакомиться с этим символом советской эпохи вживую.
ЛАЗ-695М второй опытной партии (1968 г.)
Для начала разберемся, чем же особенна модель с литерой «М»? ЛАЗ-695М — это третья по счету модернизация советского городского автобуса среднего класса Львовского автобусного завода. Она выпускалась с 1969 по 1975 год, придя на смену модели ЛАЗ-695Е, которая знаменита тем, что именно с нее началась эра комплектования львовских автобусов V-образным бензиновым двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 л. с. при 3200 мин-1. К слову, в те времена в Советском Союзе не соглашались со всем миром и считали, что дизельный двигатель не подходит для пассажирского автобуса.
Серийный ЛАЗ-695М (1970 г.)
Комплекс нововведений для ЛАЗ-695М позволил серьезно улучшить базовую модель. Модернизация предусматривала установку на машине более высоких (на 15 см по сравнению с ЛАЗ-695Е) оконных стекол с соответствующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Кстати, в связи с этим исчезли плексигласовые закругленные стекла на боковых скатах крыши. Фирменный «лазовский» турбинный центральный воздухозаборник сзади был заменен узкими щелями в задней части кузова выше капота. Изменения коснулись и агрегатной базы. Например, автобус получил поступавший в рамках кооперации венгерский задний мост Raba с планетарными редукторами в колесных ступицах. Передние тормоза ЛАЗ-695М были идентичны тормозам автобуса ЛАЗ-695Е, а задние (производства Венгрии) имели несколько иную конструкцию. Ко всему прочему пневмопривод тормозов сделали раздельным, двухконтурным, что повысило безопасность автобуса. Машина стала на 100 мм короче, но модернизированный автобус несколько потяжелел: полная масса выросла до 11 370 кг, а снаряжена масса — до 7470 кг. Однако при этом его максимальная скорость не снизилась, а согласно технической характеристике составляла все те же 75 км/ч. Не изменился и контрольный расход топлива: согласно справочнику, на 100 км пути при скорости 40 км/ч машине требовались те же 35 л. Увеличенный с 270 до 310 мм дорожный просвет сделал модель ЛАЗ-695М еще менее восприимчивой к советскому бездорожью.
ЛАЗ-695М последних выпусков (1975 г.)
В отличие от автобуса ЛАЗ-695Е, где из дюралю миниевого листа выполнялась только центральная часть пола, пол автобуса ЛАЗ-695М по всей площади, равно как и панель пола водителя, были полностью выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. А вот пассажировместимость ЛАЗ-695М по сравнению с предшественником не изменилась. В салоне, вмещающем 65 пассажиров, по левому борту располагались 8 двухместных диванов, а по правому — одиночные сиденья и еще 5 двухместных диванов. Дополнительные пять мест для сидения на всю ширину салона оборудованы за задней дверью.
ЛАЗ-695 комплектовался двухконтурным приводом тормозов, что повышало безопасность
Производство ЛАЗ-695М продолжалось семь лет, за это время было изготовлено 52 077 автобусов, разошедшихся по всему Советскому Союзу, включая ряд относительно небольших районных городов. На экспорт отправлено всего 164 машины. На базе ЛАЗ-695М выпускался автобус ЛАЗ-697М «Турист».
«Маруся» сегодня является собственностью питерской компании Retro Bus. Красавица, несмотря на свои сорок три, в отличной форме, прекрасно восстановлена и считается наиболее ценным экспонатом коллекции Retro Bus. Коллекционеры говорят, что это чуть ли не единственный действующий в России в настоящее время экземпляр переходной модели (напомним, что ЛАЗ-695 есть в коллекции «Мосгортранса», но это машина самого первого выпуска, до модернизации — см. Автопарк №6, сентябрь, 2007 г.).
В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид
А история появления ЛАЗ-695М в компании Retro Bus такова. Как-то раз один из любителей истории пассажирского транспорта упомянул, что в месте его срочной службы — закрытом городе Плесецке он видел автобус, очень похожий на ЛАЗ-695Е. Занявшись целенаправленными поисками, в Retro Bus выяснили, что в Плесецке на космодроме действительно работает старый ЛАЗ, только не 695Е, а следующая, более поздняя модификация ЛАЗ-695M. Организовав весной 2011 года командировку в закрытый город одного из представителей команды Retrо Bus, коллекционеры выяснили, что машина находилась в отличном состоянии. Автобус проработал на космодроме более 40 лет, однако всегда стоял в теплом гараже и никогда не видел соли и дорожных реагентов. Кроме того, конструкция данной модели автобуса подразумевает изготовление бортов из цельных алюминиевых листов, которые не подвержены коррозии.
Билетная касса-полуавтомат на штатном месте
Осенью 2011 года ЛАЗ-695М, получивший ласковое имя «Маруся», был обменен на ПАЗ-4235 и перевезен за 1000 км из Архангельской области в Санкт-Петербург. В 2012 году автобус был покрашен в ярко красный цвет в фирменном стиле Retro-Bus. В то же время цветографическая схема максимально приближена к оригинальной заводской окраске.
В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид. Свое место заняли оригинальные сиденья, обшитые дерматином, и касса-полуавтомат для продажи отрывных билетов. Сегодня «Маруся» — труженик. Машина перевозит гостей на экскурсионных маршрутах города на Неве. А еще автобус — желанный гость на автомобильных выставках и фестивалях, настоящее украшение торжественных мероприятий и, конечно, звезда теле- и киноэкрана. Например, весной этого года машина снялась в картине Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».
Кстати, «Маруся» — не единственный представитель Львовского автобусного завода в коллекции ретробасовцев. У питерских знатоков автостарины теперь есть и более поздний ЛАЗ-695Н по прозвищу «Наташа», выпущенный в 1995 году. Но это уже другая история.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ НА РОДИНЕ
На Украине тоже нашлось применение старым ЛАЗам — их начали переоборудовать под кофебусы. В Киеве уже эксплуатируются несколько подобных машин. На очереди еще одна новинка — ЛАЗ-695М. По сообщениям из прессы, машину отыскали в Харькове на машиностроительном заводе ФЭД, где ее собирались уже пустить на металлолом. Идея дать вторую жизнь 695-му пришла киевскому предпринимателю Вадиму Навроцкому. Восстановление, по его подсчетам, обойдется в 150 тыс. гривен.
Восстановленный харьковский автобус так и останется с тематикой ФЭДа. Также в нем будет представлен и сам Харьков как первая столица Украинской советской республики.
ЛАЗ-695M «ЛЬВIВ». ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Источник
Недавно по заданию редакции я оказался в числе участников спецрейса уникального ретро-буса ЗИС-127 по маршруту Таллин — Москва. Одна из остановок трехдневного турне была в Петербурге, где по случаю прибытия почетного гостя организовалась экскурсия в прошлое общественного транспорта. Так мы познакомились с автобусом ЛАЗ-695M по прозвищу «Маруся» — единственным действующим экземпляром этой модификации в России.
Фото автора и ЛАЗ
Обычно главные экспонаты музея общественного транспорта Санкт-Петербурга все выходные в разъездах — уникальный подвижной состав задействован на проведении тематических экскурсий по городу. Однако на этот раз было сделано исключение — на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка выстроились более десятка интереснейших музейных экспонатов. Среди них троллейбус ЯТБ-1 (единственный в мире живой экземпляр), троллейкар КТГ-1, троллейбус МТБ-82Д, эксплуатировавшийся в Ленинграде с 1946 по 1974 год и троллейбус ЗиУ-5, возивший пассажиров с 1960 по 1989 год. Был в этой компании и автобус ЛАЗ-695M, получивший ласковое прозвище «Маруся». Раз так, мы не упустили возможности познакомиться с этим символом советской эпохи вживую.
ЛАЗ-695М второй опытной партии (1968 г.)
Для начала разберемся, чем же особенна модель с литерой «М»? ЛАЗ-695М — это третья по счету модернизация советского городского автобуса среднего класса Львовского автобусного завода. Она выпускалась с 1969 по 1975 год, придя на смену модели ЛАЗ-695Е, которая знаменита тем, что именно с нее началась эра комплектования львовских автобусов V-образным бензиновым двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 л. с. при 3200 мин-1. К слову, в те времена в Советском Союзе не соглашались со всем миром и считали, что дизельный двигатель не подходит для пассажирского автобуса.
Серийный ЛАЗ-695М (1970 г.)
Комплекс нововведений для ЛАЗ-695М позволил серьезно улучшить базовую модель. Модернизация предусматривала установку на машине более высоких (на 15 см по сравнению с ЛАЗ-695Е) оконных стекол с соответствующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Кстати, в связи с этим исчезли плексигласовые закругленные стекла на боковых скатах крыши. Фирменный «лазовский» турбинный центральный воздухозаборник сзади был заменен узкими щелями в задней части кузова выше капота. Изменения коснулись и агрегатной базы. Например, автобус получил поступавший в рамках кооперации венгерский задний мост Raba с планетарными редукторами в колесных ступицах. Передние тормоза ЛАЗ-695М были идентичны тормозам автобуса ЛАЗ-695Е, а задние (производства Венгрии) имели несколько иную конструкцию. Ко всему прочему пневмопривод тормозов сделали раздельным, двухконтурным, что повысило безопасность автобуса. Машина стала на 100 мм короче, но модернизированный автобус несколько потяжелел: полная масса выросла до 11 370 кг, а снаряжена масса — до 7470 кг. Однако при этом его максимальная скорость не снизилась, а согласно технической характеристике составляла все те же 75 км/ч. Не изменился и контрольный расход топлива: согласно справочнику, на 100 км пути при скорости 40 км/ч машине требовались те же 35 л. Увеличенный с 270 до 310 мм дорожный просвет сделал модель ЛАЗ-695М еще менее восприимчивой к советскому бездорожью.
ЛАЗ-695М последних выпусков (1975 г.)
В отличие от автобуса ЛАЗ-695Е, где из дюралю миниевого листа выполнялась только центральная часть пола, пол автобуса ЛАЗ-695М по всей площади, равно как и панель пола водителя, были полностью выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. А вот пассажировместимость ЛАЗ-695М по сравнению с предшественником не изменилась. В салоне, вмещающем 65 пассажиров, по левому борту располагались 8 двухместных диванов, а по правому — одиночные сиденья и еще 5 двухместных диванов. Дополнительные пять мест для сидения на всю ширину салона оборудованы за задней дверью.
ЛАЗ-695 комплектовался двухконтурным приводом тормозов, что повышало безопасность
Производство ЛАЗ-695М продолжалось семь лет, за это время было изготовлено 52 077 автобусов, разошедшихся по всему Советскому Союзу, включая ряд относительно небольших районных городов. На экспорт отправлено всего 164 машины. На базе ЛАЗ-695М выпускался автобус ЛАЗ-697М «Турист».
«Маруся» сегодня является собственностью питерской компании Retro Bus. Красавица, несмотря на свои сорок три, в отличной форме, прекрасно восстановлена и считается наиболее ценным экспонатом коллекции Retro Bus. Коллекционеры говорят, что это чуть ли не единственный действующий в России в настоящее время экземпляр переходной модели (напомним, что ЛАЗ-695 есть в коллекции «Мосгортранса», но это машина самого первого выпуска, до модернизации — см. Автопарк №6, сентябрь, 2007 г.).
В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид
А история появления ЛАЗ-695М в компании Retro Bus такова. Как-то раз один из любителей истории пассажирского транспорта упомянул, что в месте его срочной службы — закрытом городе Плесецке он видел автобус, очень похожий на ЛАЗ-695Е. Занявшись целенаправленными поисками, в Retro Bus выяснили, что в Плесецке на космодроме действительно работает старый ЛАЗ, только не 695Е, а следующая, более поздняя модификация ЛАЗ-695M. Организовав весной 2011 года командировку в закрытый город одного из представителей команды Retrо Bus, коллекционеры выяснили, что машина находилась в отличном состоянии. Автобус проработал на космодроме более 40 лет, однако всегда стоял в теплом гараже и никогда не видел соли и дорожных реагентов. Кроме того, конструкция данной модели автобуса подразумевает изготовление бортов из цельных алюминиевых листов, которые не подвержены коррозии.
Билетная касса-полуавтомат на штатном месте
Осенью 2011 года ЛАЗ-695М, получивший ласковое имя «Маруся», был обменен на ПАЗ-4235 и перевезен за 1000 км из Архангельской области в Санкт-Петербург. В 2012 году автобус был покрашен в ярко красный цвет в фирменном стиле Retro-Bus. В то же время цветографическая схема максимально приближена к оригинальной заводской окраске.
В 2013 году салону автобуса был возвращен исторический вид. Свое место заняли оригинальные сиденья, обшитые дерматином, и касса-полуавтомат для продажи отрывных билетов. Сегодня «Маруся» — труженик. Машина перевозит гостей на экскурсионных маршрутах города на Неве. А еще автобус — желанный гость на автомобильных выставках и фестивалях, настоящее украшение торжественных мероприятий и, конечно, звезда теле- и киноэкрана. Например, весной этого года машина снялась в картине Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».
Кстати, «Маруся» — не единственный представитель Львовского автобусного завода в коллекции ретробасовцев. У питерских знатоков автостарины теперь есть и более поздний ЛАЗ-695Н по прозвищу «Наташа», выпущенный в 1995 году. Но это уже другая история.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ НА РОДИНЕ
На Украине тоже нашлось применение старым ЛАЗам — их начали переоборудовать под кофебусы. В Киеве уже эксплуатируются несколько подобных машин. На очереди еще одна новинка — ЛАЗ-695М. По сообщениям из прессы, машину отыскали в Харькове на машиностроительном заводе ФЭД, где ее собирались уже пустить на металлолом. Идея дать вторую жизнь 695-му пришла киевскому предпринимателю Вадиму Навроцкому. Восстановление, по его подсчетам, обойдется в 150 тыс. гривен.
Восстановленный харьковский автобус так и останется с тематикой ФЭДа. Также в нем будет представлен и сам Харьков как первая столица Украинской советской республики.
ЛАЗ-695M «ЛЬВIВ». ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Источник