Honest и аферисты
Когда человек приходит к нам в офис за экспертизой или за юридической защитой, мы , конечно, не знаем мошенник он или нет. Пока не начнем заниматься его делом.
Если речь идет о юридической защите, то с клиентом поначалу общаются наши менеджеры: заключают договор, получают от клиента документы. Далее юристы смотрят эти документы: всего ли там хватает.
Если юристы берут дело, то редко потом отказывают в ведении. Если не брать случаи мошенничества, то отказываются от одного-двух дел в год. Например, если в ДТП кто-то умер.
Чтобы получить деньги (возмещение ущерба), необходимо вступить в права наследования, и только потом судиться со страховой. Соответственно от такого дела мы отказываемся, потому что не можем помочь человеку на данном этапе. Или, например, собственник автомобиля живет в другой стране, тогда нужна от него доверенность. Или человек заключил с нами договор, мы оформили дело в суд, а страховая кампания взяла да и перечислила клиенту правильную сумму возмещения, которая устраивает клиента. В таком случае мы расторгаем договор или уменьшаем сумму требований по иску. Это, конечно, единичные случаи.
Однако нам приходится отказываться от дела, когда выясняется, что человек, который к нам обратился – мошенник.
Вот расскажу вам два случая.
Приходит человек и говорит: ”Было ДТП. Я попал в аварию. Я ехал. В меня въехали!” А потом оказывается, что не ехал, и вовсе и не он. Он на самом деле стоял и ДТП толком-то и не было. Ну ё-моё! Ты ж пришел выплату получить !И этот человек спрашивает: “ А штраф с меня взыщут?”
Как так могло произойти? Два друга “притерлись” машинами и вызвали гаишника. А гаишник “оказался” их третий друг. И он им написал, что обе машины тотальные. У одного КАСКО, у другого ОСАГО. И вот они с честными глазами приходят, заключают с нами договор, со словами: “Пацаны, выручайте!”. А потом сотрудник страховой компании и из рукава начинает доставать козыри. Оказывается и ДТП не было. И машина была битая четыре раза и после уже не ремонтировалась! Страховая документами подтверждает свою позицию!
Или второй случай.
В суде со стороны страховой компании против нашего клиента выступали аж четыре человека: – два юриста, начальник отдела регулирования убытков и их знакомый ФСБшник. И все они нашему юристу в один голос твердили: “ Истец – мошенник . Мы это точно знаем. Давай отказывайся от дела!”. А коллега отвечал: “Да какой он мошенник? Он бедняга! Машину разбил! В слезах был человек, а вы тут наговариваете.” Потому что представленные документы полностью подтверждали позицию клиента.
Клиент для нас – это законопослушный гражданин, если не доказано обратное.
Если речь идет о досудебной экспертизе, и в ходе её проведения оказывается, что клиент - мошенник, мы просто отказываем ему в ведении его дела в суде.
А если речь идет о судебной, то вот вам свежий случай из моей практики.
Поступила ко мне судебная экспертиза. Задачей эксперта было определить, относятся ли повреждения автомобиля к случаю произошедшей аварии, а так же было необходимо оценить стоимость ремонта.
И вот по этой экспертизе обратился ко мне представитель правосудия и говорит: “ Племянника моего обижают. А он ботаник, несмыслёныш. Вы уж там проведите экспертизу, как следует”.
А мы что? Мы разобрались, как следует. :)
Оказалось, что племянник совсем не ботаник. Машина у него стоит максимум 1,5 млн. рублей. Он её застраховал на 3 млн. А ещё на 1 млн застраховал дополнительное оборудование , типа обвеса, по левым чекам. Мы обвес посмотрели, оказалось - грубая подделка. Толи китайская толи российская: явно не родной обвес.
Машину племянник затоталил и захотел 4млн. страховой выплаты.
Мы провели экспертизу и стало ясно: парень на дорогом автомобиле, чтобы не рисковать жизнью, аккуратненько съехал в кювет на малой скорости. Увидел, что повреждения не достаточные, и машину не признают тотальной. Поэтому он решил добавить повреждения вручную. Так надобавлялся, что “независимая экспертиза” ему насчитала 5 млн. Но мы посмотрели, и по большей части повреждений отказали в связи с аварией. В результате вместо 5 млн. насчитали повреждений на 1 млн.
Я позвонил этому дяде, представителю правосудия, и объяснил , что его племянник далеко не ботаник, а великий комбинатор. А дядя удивляется: “Как же так? Не может быть! Надо что-то сделать. Он же у меня даже деньги занял!” Однако, что же я могу сделать? Дело уже отправлено в суд.
А мне этот дядя говорит: “ Вы станете известными в наших кругах! Вам заказы пойдут, только правильно все сделайте. К вам будут обращаться люди, которые пострадали от … нерадивых экспертов”. Я говорю – ну так мы и сделали честную экспертизу. А он: “ Ну вы подумайте, может быть можно помочь племяннику?” А я предложил им вдвоем приехать к нам, все рассказать и показать. Но дядя мне так и не перезвонил.
Скоро будет суд. И если “выдернут” меня туда на защиту экспертизы, придется объяснять ситуацию. Все-таки племяшка должен зарабатывать как-то более честно. Или не просить суд назначать к нам на экспертизу подобные дела.
Вообще случаев мошенничества в сфере страхования очень много. Я решил не рассказывать об этом во всех подробностях. Не хочу плодить мошенников.
К тому же, после введения новых тарифов по ОСАГО, мы ожидаем, что любители легких денег перекинутся уже в сегмент ОСАГО. Подробнее об этом напишу в отдельной статье или на эту тему выйдет официальный комментарии от нашей компании.
Вот допустим у меня уже было битое крыло (все это зафиксированно в страховой (фото и оценочный лист)). Я его не починил, тут опять кто-то приезжает в это же крыло. Есть ли какие то понижающие коэффициенты? И как эксперт догадается/докажит что крыло было битое и не отремонтированное?
Как именно? В основном достаточно знании трасологии и наличие инженерного мышления. Иногда нужна металловедческая экспертиза.
Очень интересует, что в этом плане изменится для обычных честных автомобилистов.
Вот мы получили первую выплату по ОСАГО. Пишем и отправляем досудебную претензию, выжидаем положенные сроки. И прямо перед подачей в суд закрываем счет, указанный в изначальном заявление на возмещение. А в исковом заявлении указываем реквизиты нового счета. В надежде на то, что юристы СК оттянут выплату прямо до первого заседания, и отправят деньги по реквизитам из страхового дела, а не полученным в исковом заявлении. Тогда формально СК не выполнила добровольно требования пострадавшего, и не сможет избежать 50% штрафа по ЗоЗПП.
В АРБИТРАЖНОЙ практике сформировалась устойчивая позиция "старших товарищей" (ВАС, ФАСО), согласно которой ВНЕсудебные экспертизы не принимаются судом в качестве именно экспертных заключений (по смыслу АПК) но принимаются как рядовые письменные доказательства. В судах общей юрисдикции как я понял такого нет?
Если стороны начинают зарубаться именно насчет величины ущерба, то дело уходит на судебную экспертизу, если нет, то вполне могут вынести по досудебной экспертизе, предоставленной истцом.
В нашей практике не редко встречается, что дело уходит на судебную экспертизу, там делают корявенько, и наши эксперты разносят ее в пух и прах, и в итоге получаем решение по досудебке.
В арбитраже чаще всего тоже по досудебке выносят.
выносят то выносят, вопрос именно в том КАК оценивается досудебка-как просто письм.док. или именно как заключение эксперта? Помогаю сейчас партнеру с одним делом, связано с жилстроем, так там мы добились на данном этапе того, что досудебка истца вообще судом в качестве заключения эксперта принята не была, суд назначил судебную.