Написать пост

Rosamaha

Дерзкий вызов: Subaru Leone 1971

История Subaru Leone - модели, которая стала прародителем популярной ныне Impreza и выпускалась во множестве типов кузова, даже в виде пикапа.....

До начала 70-х японская многопрофильная Fuji Heavy Industries перебивалась в автомобилестроении с кваса на воду. Под маркой Subaru («плеяды») выпускались смешные микролитражки K-car, а также - с 1966 - прогрессивная переднеприводная легковушка с оппозитной «четверкой» литрового рабочего объема. Отсюда и обозначение – 1000.

Впечатляет необычное для того времени разнообразие форм Leone.

Расклад стал быстро меняться после 1971, когда в серию запустили новую модель под амбициозным именем Leone (итал. – лев) – поначалу в виде 2-дверного купе. Под капотом размещался плоский 4-цилиндровый «оппозитник» серии EA, крутящий момент которого передавался на передние ведущие колеса; естественное развитие довольно удачной малолитражки 1000. А в 1972 разразилась сенсация: дебютировал «универсал» Leone, который в виде опции оснащался – страшно сказать – трансмиссией 4WD! Мало того, с 1975 с такой трансмиссией стали предлагать также и 4-дверные седаны: процесс пошел.

Львиная доля

Надо сказать, трансмиссия 4WD, какой оснащали Leone I поколения, еще не дотягивала до заветной «формулы Фергюсона». То есть, до постоянного полного привода; новая модель FHI обходилась без межосевого дифференциала, так что задний мост подключался (рычажок на центральной консоли) лишь временно – по дорожным обстоятельствам. И трансмиссию тогда еще не называли SymmetricalAWD… Японские инженеры увидели, сколь органично силовой агрегат Leone (схема transaxle) достраивается до полного привода: стоит только пробросить трансмиссионный вал от КПП до задней главной пары с дифференциалом. Плюс, естественно, полуоси с карданными шарнирами. Готово!

Трансмиссия 4WD, независимая подвеска всех колес.

Полноприводные легковушки вполне оправдали расчеты их создателей: по мокрой грязи, рыхлому снегу и гололеду новый Leone нарезал без напряжения. Проходимости способствовал, кстати, порядочный дорожный просвет - 17 см. Фермеры, охотники, рыболовы и вообще все те, кто выезжает за пределы сети дорог с усовершенствованным покрытием, оценили возможности полного привода, и продажи сравнительно недорогих компактов стали расти как на дрожжах. Показательна американская статистика: если в 1971 в Штатах удалось продать всего 12,5 тыс. «субариков» (микроавтомобиль 360 и модель 1000), то в 1981 там разошлись уже 152 тыс. легковушек Leone. И еще, и еще. Выразительная динамика – на самых разных рынках. Причем львиная доля продаж приходилась на полноприводные исполнения. Вполне понятно.

Среди разнообразных версий Leone I числился своего рода пикап под обозначением BRAT.

Впечатляет необычное для того времени разнообразие форм Leone: стандартный 4-дверный седан, 2-дверное купе, стильное купе-«хардтоп» (без центральных стоек кузова), утилитарный 5-дверный «универсал». А с 1977 выпускали еще и своего рода пикап под обозначением BRAT (Bi-drive Recreational All-terrain Transporter): 2-местный автомобильчик с кузовком. Выглядел пикап BRAT как масштабированная копия классических американских Chevrolet El Camino и Ford Ranchero, но отличался от них трансмиссией 4Wи независимой задней подвеской. Не то же самое.

Дверные стекла у Leone I еще плоские, но зато без рамок. Фирменная традиция, сохранившаяся до наших дней.

Так или иначе, седан Leone I - компактный 4/5-местный автомобиль (по нынешним понятиям, размерный класс B). Длина - 3990 («универсал» - 4010) мм, ширина – 1500, высота – 1395 (1420); колесная база – 2455 мм, колея - 1270/1220 мм. Довольно-таки узкий автомобильчик, и втроем сзади устраивались разве что «в натяг». Тогда как четверо взрослых располагались по местам более-менее свободно – и могли ехать, куда глаза глядят.

Прогрессивные решения

У модели 1000 новый Leone позаимствовал плоский цельноалюминиевый 8-клапанник с противолежащими цилиндрами. Получился компактный и легкий силовой агрегат – с невысоко расположенным центром тяжести. Конструктивно «оппозитник» Subaru до боли напоминает легендарную фольксвагеновскую «четверку»: центральный распредвал (под коленчатым валом), штанги и коромысла клапанного механизма, клиновидные камеры сгорания. Разве что охлаждение у двигателей FHI жидкостное (а не воздушное).

Между прочим, плоские «четверки» серии EA один в один повторяли 8-клапанник давно забытой немецкой модели Goliath 1100 образца 1957 года.

Оппозитные «четверки» хорошо уравновешены - и привлекают внимание характерным стрекочущим звуком. Их нередко слышно на дорогах и теперь… Полноприводные легковушки поначалу оснащались двигателем EA63, рабочий объем которого (при диаметре цилиндров и ходе поршней 85 х 60 мм) равнялся 1362 миллилитрам. Степень сжатия 9; с карбюратором Hitachi-Zenith-Stromberg «оппозитник» развивал до 80 л.с. (JIS) при 6400 мин-1. В 1976 на смену двигателю EA63 пришел EA71 с рабочим объемом, увеличенным до 1595 «кубиков». С парой карбюраторов Hitachi «четверка» выдавал до 95 сил (JIS) - при тех же 6400 мин-1. А в иных «заряженных» версиях двигатели Leone развивали максимальную мощность аж при 7 тыс. оборотов! Неслабый потенциал.

Полноприводный «универсал» Leone уверенно рассекает по бездорожью.

«Оппозитники» стыковались с 4-, а с 1975 года - с 5-ступенчатой ручной КПП. В виде опции предлагался также 3-скоростной гидромеханический «автомат». Что касается ходовой, то спереди у Leone I работали стойки McPherson с винтовыми пружинами, сзади (независимая) подвеска на косых продольных рычагах - с торсионами в роли упругих элементов. Покрышки размером 6.15 (диагональный корд) монтировались на 13-дюймовые колеса, позже стали применять «радиалки». В общем ничего особенного, но на держание дороги и управляемость «субарика» никто не жаловался – равно как и на плавность хода.

Передок стильного спорт-купе оформлен в своеобразном японском ключе.

Реечный рулевой механизм обходился без сервоусилителя, «баранка» делала 3,8 оборота от упора до упора. Тормоза поначалу барабанные, но спереди скоро появились дисковые. А 2-дверный Leone RX и вовсе стал одним из первых японских автомобилей с дисковыми тормозами «по кругу». Снаряженный вес полноприводного «универсала» образца 1976 («европейское» исполнение) с двигателем EA71 и 4-ступенчатой «ручкой» начинался от 975 кг. Двигатель со степенью сжатия 8,5 настраивали на 72 л.с. наибольшей мощности (DIN) при 5200 мин-1. Объявленная максимальная скорость – 146 км/ч, с места до 100 км/ч автомобиль якобы мог разогнаться за 18,1 сек. Умеренная динамика. Седан Leone с таким же силовым агрегатом чуть резвее, тогда как скорость спорт-купе GSR с «заряженным» 1,36-литровым «оппозитником» и 5-ступенчатой КПП достигала 170 км/ч. Еще только начало.

Leone I оставался на конвейере до 1981 года. В последующих поколениях (IIи III) иные версии оппозитных «четверок» стали оснащать турбонаддувом, в трансмиссии 4WD появился межосевой дифференциал – в комплекте с многодисковой вискомуфтой. Настоящая «формула Фергюсона», постоянный полный привод! «Субарики» быстро прогрессировали, и в 80-х заводская команда вывела «заряженные» полноприводные автомобили на трассы WRC (чемпионат мира по ралли) – поначалу без особых достижений.


И так до 1994, когда на смену Leone пришла новая легковушка (с трансмиссией Symmetrical AWD) - под названием Impreza. Имя оказалось счастливым: яркие спортивные успехи (кубки WRC в 1995, 2001 и 2003), признание по всему миру. Impreza и теперь на конвейере – уже в IV поколении. Дерзкий вызов японских автомобилестроителей, попадание в «десятку». И длинный список подражателей…

Источник
1 комментарий 3нравится избранное
vnztlv
TauRus36
Q2W
  • He1ix
    2 23 авг 2014 в 14:52
    По поводу необычного для того времени разнообразия - для того времени разнообразие кузовов одной модели скорее норма, чем исключение. А вот сейчас наоборот.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.