Нет повести печальнее на свете..
… чем повесть о советском человеке.
Человеке, который в начале 90-х вдруг оказался в мире, где вместо прошлого основательного времени «застоя», стало все зыбко и ненадежно. Где он от неуверенности и незнания стал похож на ребенка среди взрослых — стран «акул капитализма».
Ну а взрослым свойственно рассказывать детям сказки. А детям, соответственно, верить в них со всем нерастраченным жаром своей наивной души.
Вот и поверил наш хомо советикус, что стоит только махнуть волшебной палочкой и откуда ни возьмись враз появятся «деловые люди»
В ЗР это словосочетание писали без кавычек и давали рекламу под таким подзаголовком: Вниманию деловых людей! Под такими людьми, видимо, понимались те, у кого в мошне была иностранная валюта(произносить полушепотом с восторженным придыханием). Верилось, что зарплата вырастет в несколько раз, что товарное изобилие появятся благодаря совместным предприятиям с «фирмачами» с запада.
Вот в это неблагословенное время и стали возникать, как прыщи на коже подростка, СП, или совместные предприятия с советско-иностранным капиталом. Одной из разновидностей были прожекты постройки народных авто.
Далее я позволю себе немного процитировать кусочек статьи Владимира Матвейчука
…1988 г. Между Минавтосельхозмашем и Ford Europe «существует договоренность» о строительстве завода по производству седанов и хэтчбеков Scorpio в количестве 200 000 в год. Особо подчеркивалась, что речь идет именно о новом предприятии под Горьким, а не об использовании уже имеющихся мощностей ГАЗа.
1989 г. Подписано соглашение между концерном Fiat и Минавтосельхозмашем о создании СП «по выпуску в СССР нового автомобиля». Свои услуги предлагали немцы и японцы, но итальянцы согласились не только строить завод на 300 000 машин «с нуля», но и взять на себя заботу о получении кредита. Всю продукцию этого СП партнеры намеревались реализовывать как в СССР, так и за рубежом исключительно за твердую валюту. Во второй части соглашения оговаривалось создание еще одного аналогичного СП для выпуска до 600 000 малолитражек в год по типу ВАЗа на базе ставшего ненужным тракторного гиганта в Елабуге. Автомобиль не конкретизировался, однако, итальянская пресса утверждала, что в рамках «проекта А-93» наладят полноценное производство бестселлеров Uno и Panda. В начале 1990 г. приказал долго жить ЕлАЗ — «в связи с сомнениями итальянской стороны в целесообразности сотрудничества при экономической и политической нестабильности в СССР». А «русский Фиат» перешел в разряд договора о намерениях.
1991 г. Председатель Внешнеэкономического консорциума В. Дровосеков объявил о начале переговоров о создании СП «Пежо-ГАЗ» после посещения французами Нижнего Новгорода. Предполагалось наладить выпуск «заменителя» «Волги» на основе Peugeot 605. Через год заместитель директора ГАЗа по внешнеэкономическим связям Е. Ци-берев заявил, что на заводе об этом проекте ничего неизвестно. Более того, поскольку после развала СССР ГАЗ отлучили от щедрой материнской груди государства, «все крупномасштабные проекты не могут быть реализованы». Отметим, что тов. Циберев еще в 90-м побывал на головном заводе Peugeot в Сошо, а в интервью «Известиям» руководитель международных проектов фирмы Мишель Рот сказал, что «переговоры начались в июле 1989 г. по советской инициативе». Невероятно, но французы, после того как их кинули в России, умудрились связаться еще и с азербайджанцами — те под видом создания СП на недостроенном Гянджинском автозаводе исхитрились выцыганить у них 500 Peugeot 605 по бросовой цене.
1991 г. Согласно подписанному в ноябре Борисом Ельциным Указу о производстве в РФ автотракторной и сельхозтехники в России должна была быть создана сеть предприятий для лицензионного производства легендарных многофункциональных грузовиков Mercedes-Benz Unimog. На закупку лицензии и оборудования предполагалось взять в кредит 0,5 млрд. марок в немецких банках, но в 1992 г. наше правительство не предоставило требуемых гарантий, и проект заглох.
1992 г. В Шуе Ивановской области началась сборка псевдоджипа Ranger по лицензии малоизвестной английской фирмы FCV International Ltd. В том же году в Москве был продемонстрирован английский же родстер Reliant Scimitar SS-1 (любимая марка принцессы Дианы), лицензию на производство которой тоже приобрел холдинг «Автокам». Этому объединению со штаб-квартирой в Казани прочили роль противовеса «Автосельхозмашу» («АСМ-Холдинг» — его «правопреемник») — когда проект затевался в 1990 г., его состоятельность проверяли КГБ, Минфин и Минэкономики. Как впоследствии говаривал Черномырдин, «а получилось не получилось», — сначала проворовались англичане, поставив вместо 1000 оплаченных машинокомплектов — 50. Глава FCV Алекс Малинз, которому с пылом жал руку зампредсовмина и будущий секретарь Совета Безопасности Олег Лобов, получил пять лет за мошенничество. А в 96-м «Автокам», собиравшийся выпускать до 300 000 легковых машин в год, но освоивший только самостоятельное производство всех комплектующих для «Рейнжера», добили налогами…
К названному можно еще добавить несостоявшуюся постройку моторного завода на АЗЛК, проект выпуска там же Ситроенов, постановку под капот 2141фордовских дизелей и т.д.
Но заострить немного внимание хочу именно на проекте «Автокам» по выпуску джипиков «Рейнджер». Заострить потому, что сборку их пытались организовать в городе моего детства — г. Шуе Ивановской области.
Изначально на месте завода были болота. Натуральные болота на краю города, куда можно было дойти пешком за 10 минут. Но в самом начале 80-х родился проект завода роботов. То есть, конечно, строить там собирались Завод Автоматических Манипуляторов. Но даже на вывеске-указателе у дороги была гордая надпись Завод Роботов и стрелка в соответствующем направлении. Было построено невдалеке ПТУ, которое начало готовить рабочих соответствующих специальностей для этого завода. Но что-то не заладилось в постройке. То ли деньги кончились у министерства, то ли генсеки стали помирать с нехорошей регулярностью и от этого ослабла рука «руководящей и направляющей». Но дело заглохло на стадии возведения стен корпусов. Несколько лет на площадке была тишина, пока по городку не поползли сначала черные иномарки, а после их отъезда —слухи о том, что у нас будет свой автозавод. И правда, приезжали несколько раз важные бородатые телевизионщики с Центрального Телевидения. Обкомовские черные Волги с московскими и другими чужими номерами. А через некоторое время появились две «опытно-испытательские » машинки иностранных кровей. Вот их то я запомнил.
Потом их стало больше. Но через некоторое время прожект заглох. Оставшиеся на заводе машинки распродали рабочим. На этом все и закончилось. Больше я их не видел. Хотя нет, вру. видел одну прошлым летом. Еле признал.
Для иллюстративности тут полагалась бы фотография джипа, но поиски в инете ничего не дали. Поэтому выкладываю скан с журнала.
Добавлю немного о конструкции Рейнджера. Это был рамный автомобиль с приводом или на задние или на все четыре колеса. Корпус авто был полностью пластиковым. Английская фирма поставляла Автокаму так называемые «боди-кит» — комплект деталей для самостоятельной сборки на дому.
После того, как англичане обанкротились, заводчане разработали на основе Рейнджера собственную конструкцию с использованием деталей от Москвича-412 и назвали его «Кентавр 2160». Правда, эти усилия были тщетны.
Вот так и взрослела страна. Посмотришь назад в прошлое и ужаснешься. Как молоды мы были и наивны тогда.
Человеке, который в начале 90-х вдруг оказался в мире, где вместо прошлого основательного времени «застоя», стало все зыбко и ненадежно. Где он от неуверенности и незнания стал похож на ребенка среди взрослых — стран «акул капитализма».
Ну а взрослым свойственно рассказывать детям сказки. А детям, соответственно, верить в них со всем нерастраченным жаром своей наивной души.
Вот и поверил наш хомо советикус, что стоит только махнуть волшебной палочкой и откуда ни возьмись враз появятся «деловые люди»
В ЗР это словосочетание писали без кавычек и давали рекламу под таким подзаголовком: Вниманию деловых людей! Под такими людьми, видимо, понимались те, у кого в мошне была иностранная валюта(произносить полушепотом с восторженным придыханием). Верилось, что зарплата вырастет в несколько раз, что товарное изобилие появятся благодаря совместным предприятиям с «фирмачами» с запада.
Вот в это неблагословенное время и стали возникать, как прыщи на коже подростка, СП, или совместные предприятия с советско-иностранным капиталом. Одной из разновидностей были прожекты постройки народных авто.
Далее я позволю себе немного процитировать кусочек статьи Владимира Матвейчука
…1988 г. Между Минавтосельхозмашем и Ford Europe «существует договоренность» о строительстве завода по производству седанов и хэтчбеков Scorpio в количестве 200 000 в год. Особо подчеркивалась, что речь идет именно о новом предприятии под Горьким, а не об использовании уже имеющихся мощностей ГАЗа.
1989 г. Подписано соглашение между концерном Fiat и Минавтосельхозмашем о создании СП «по выпуску в СССР нового автомобиля». Свои услуги предлагали немцы и японцы, но итальянцы согласились не только строить завод на 300 000 машин «с нуля», но и взять на себя заботу о получении кредита. Всю продукцию этого СП партнеры намеревались реализовывать как в СССР, так и за рубежом исключительно за твердую валюту. Во второй части соглашения оговаривалось создание еще одного аналогичного СП для выпуска до 600 000 малолитражек в год по типу ВАЗа на базе ставшего ненужным тракторного гиганта в Елабуге. Автомобиль не конкретизировался, однако, итальянская пресса утверждала, что в рамках «проекта А-93» наладят полноценное производство бестселлеров Uno и Panda. В начале 1990 г. приказал долго жить ЕлАЗ — «в связи с сомнениями итальянской стороны в целесообразности сотрудничества при экономической и политической нестабильности в СССР». А «русский Фиат» перешел в разряд договора о намерениях.
1991 г. Председатель Внешнеэкономического консорциума В. Дровосеков объявил о начале переговоров о создании СП «Пежо-ГАЗ» после посещения французами Нижнего Новгорода. Предполагалось наладить выпуск «заменителя» «Волги» на основе Peugeot 605. Через год заместитель директора ГАЗа по внешнеэкономическим связям Е. Ци-берев заявил, что на заводе об этом проекте ничего неизвестно. Более того, поскольку после развала СССР ГАЗ отлучили от щедрой материнской груди государства, «все крупномасштабные проекты не могут быть реализованы». Отметим, что тов. Циберев еще в 90-м побывал на головном заводе Peugeot в Сошо, а в интервью «Известиям» руководитель международных проектов фирмы Мишель Рот сказал, что «переговоры начались в июле 1989 г. по советской инициативе». Невероятно, но французы, после того как их кинули в России, умудрились связаться еще и с азербайджанцами — те под видом создания СП на недостроенном Гянджинском автозаводе исхитрились выцыганить у них 500 Peugeot 605 по бросовой цене.
1991 г. Согласно подписанному в ноябре Борисом Ельциным Указу о производстве в РФ автотракторной и сельхозтехники в России должна была быть создана сеть предприятий для лицензионного производства легендарных многофункциональных грузовиков Mercedes-Benz Unimog. На закупку лицензии и оборудования предполагалось взять в кредит 0,5 млрд. марок в немецких банках, но в 1992 г. наше правительство не предоставило требуемых гарантий, и проект заглох.
1992 г. В Шуе Ивановской области началась сборка псевдоджипа Ranger по лицензии малоизвестной английской фирмы FCV International Ltd. В том же году в Москве был продемонстрирован английский же родстер Reliant Scimitar SS-1 (любимая марка принцессы Дианы), лицензию на производство которой тоже приобрел холдинг «Автокам». Этому объединению со штаб-квартирой в Казани прочили роль противовеса «Автосельхозмашу» («АСМ-Холдинг» — его «правопреемник») — когда проект затевался в 1990 г., его состоятельность проверяли КГБ, Минфин и Минэкономики. Как впоследствии говаривал Черномырдин, «а получилось не получилось», — сначала проворовались англичане, поставив вместо 1000 оплаченных машинокомплектов — 50. Глава FCV Алекс Малинз, которому с пылом жал руку зампредсовмина и будущий секретарь Совета Безопасности Олег Лобов, получил пять лет за мошенничество. А в 96-м «Автокам», собиравшийся выпускать до 300 000 легковых машин в год, но освоивший только самостоятельное производство всех комплектующих для «Рейнжера», добили налогами…
К названному можно еще добавить несостоявшуюся постройку моторного завода на АЗЛК, проект выпуска там же Ситроенов, постановку под капот 2141фордовских дизелей и т.д.
Но заострить немного внимание хочу именно на проекте «Автокам» по выпуску джипиков «Рейнджер». Заострить потому, что сборку их пытались организовать в городе моего детства — г. Шуе Ивановской области.
Изначально на месте завода были болота. Натуральные болота на краю города, куда можно было дойти пешком за 10 минут. Но в самом начале 80-х родился проект завода роботов. То есть, конечно, строить там собирались Завод Автоматических Манипуляторов. Но даже на вывеске-указателе у дороги была гордая надпись Завод Роботов и стрелка в соответствующем направлении. Было построено невдалеке ПТУ, которое начало готовить рабочих соответствующих специальностей для этого завода. Но что-то не заладилось в постройке. То ли деньги кончились у министерства, то ли генсеки стали помирать с нехорошей регулярностью и от этого ослабла рука «руководящей и направляющей». Но дело заглохло на стадии возведения стен корпусов. Несколько лет на площадке была тишина, пока по городку не поползли сначала черные иномарки, а после их отъезда —слухи о том, что у нас будет свой автозавод. И правда, приезжали несколько раз важные бородатые телевизионщики с Центрального Телевидения. Обкомовские черные Волги с московскими и другими чужими номерами. А через некоторое время появились две «опытно-испытательские » машинки иностранных кровей. Вот их то я запомнил.
Потом их стало больше. Но через некоторое время прожект заглох. Оставшиеся на заводе машинки распродали рабочим. На этом все и закончилось. Больше я их не видел. Хотя нет, вру. видел одну прошлым летом. Еле признал.
Для иллюстративности тут полагалась бы фотография джипа, но поиски в инете ничего не дали. Поэтому выкладываю скан с журнала.
Добавлю немного о конструкции Рейнджера. Это был рамный автомобиль с приводом или на задние или на все четыре колеса. Корпус авто был полностью пластиковым. Английская фирма поставляла Автокаму так называемые «боди-кит» — комплект деталей для самостоятельной сборки на дому.
После того, как англичане обанкротились, заводчане разработали на основе Рейнджера собственную конструкцию с использованием деталей от Москвича-412 и назвали его «Кентавр 2160». Правда, эти усилия были тщетны.
Вот так и взрослела страна. Посмотришь назад в прошлое и ужаснешься. Как молоды мы были и наивны тогда.
Собственно большинство сборочных предприятий, созданных или запланированных в девяностые стало пшиком. Елабужские блейзеры разве что припоминаются, да двигатели Рено на Москвичах. Впрочем и то и другое выпускалось в смешных количествах.
Виноват, не совсем точно сформулировал мысль. Надо было мне написать: из реализованных проектов припоминаются…