Написать пост

SaltLake

Технологии спорта



Производители вкладывают большие ресурсы в автоспорт, получая с этого тестирование своих технологий в самых суровых условиях, тем самым рекламируя свой продукт, да и по деньгам, наверняка, в накладе не остаются — ведь спорт это очень прибыльный бизнес. Но так ли это на самом деле?

Взять, к примеру, Nascar. На всех сток-карах стоят двигатели V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и (до 2012 года) карбюраторы. Карбюраторы... Что-то новыми технологиями тут и не пахнет. Ну хорошо, может пример неудачный. Посмотрим что там у королевы автоспорта. А там в этом году произошла революция — турбированные гибриды. Но если так подумать, что в этом революционного? Ведь тойота массово выпускает свои приусы с 97-го года — им пошел уже второй десяток лет. В турбине тоже ничего нового нет. Так где же те новые технологии, которые, казалось бы, должен приносить спорт?

А что же с рекламой? Ведь победа в крупных соревнований — это очень хороший козырь для производителя. Какой машине вы отдадите предпочтение? Разве не той, чей производитель титулован в крупнейших спортивных соревнованиях? Взять туже формулу — действующий четырехкратный чемпион мира катается на моторе... Renault? Нет, моторы у них безусловно хороши, но, вряд ли обладателю Logan до этого есть дело. Выходит, что и с рекламой не все так очевидно.

Многие недоумевают от того, что в спорте мотора хватает на одну гонку. Зачем он такой нужен? Казалось бы, что это развитие совсем не тех технологий, которые пойдут на конвейер. Ведь потребитель хочет, чтобы его машина служила вечно и в ней ничего не ломалось, а производитель хочет, чтобы машина отходила без проблем хотя бы гарантийный срок. Обе стороны хотят явно большей ресурсоемкости, чем "одна гонка".

Но в спорте ресурс только мешает. В гонке победит не тот, у кого машина надежнее, а тот у кого она легче. И пока пилоты борются между собой за доли секунд на трассе, механики в гаражах команды ведут свою борьбу за граммы.

Если мотора хватает больше чем на одну гонку, то он слишком тяжелый



Получается, что спорт позволяет производителям оттачивать технологии — производить свои агрегаты на грани технологического минимума.

Эволюция надежности

А что же с так называемыми гонками на выносливость? Например 24 часа Лемана или затяжные ралли? Если двух-трех часовые гонки являются репетицией, то, так называемый эндуранс, является самым настоящим экзаменом, сдав который, автопроизводитель побеждает в номинации "Самый прогнозируемый износ". У победителя будет самая совершенная технология производства агрегатов, служащих ровно столько, сколько потребуется.
24 комментария 4нравится избранное
snikeg
f1203
B-Vladi
Fukurokudzu
  • Q2W
    18 10 июл 2014 в 02:39
    И тут начинается большая и интересная статья про надёжные спортивные агрегаты.
    • B-Vladi
      10 июл 2014 в 02:50
      Ага, на самом интересном месте оборвалось =(
    • SaltLake
      10 июл 2014 в 03:04
      Кстати, про ресурс спортивных агрегатов. Формула 1. Сезон 2014. Количество этапов — 19. Минимальная протяженность гонки (согласно регламенту) — 305 км. На сезон отводится 5 двигателей. Общая протяженность сезона 19x305 = 5795 км. В пересчете на один мотор — 1159 км. Это даже меньше, чем "обкаточное" ТО. Конечно, там есть еще свободные заезды, квалификация, тесты.
      С надежностью все совсем плохо. Многие не доезжают до финиша по техническим проблемам и многие уже приблизились к лимиту моторов, а ведь еще только середина сезона.
      • vamp756
        2 10 июл 2014 в 07:41
        Нужно понимать что моторы там крутят до 19 тыс оборотов. Попробуй ка создать такой мотор за год на 6 горшках, и что бы он работал как надо, без сбоев.
        • remington12
          1 10 июл 2014 в 09:02
          Мотоциклетные 4-тактники крутят еще больше, при не сильно-то меньшем рабочем объеме.

          Но я тоже нихрена не понимаю, как разработка движка, который конструктивно мало общего имеет с серийно производимыми, может повлиять на будущие серийные двигатели.
          • vamp756
            1 10 июл 2014 в 10:01
            Ну что значит как - во первых миниатюризация. В спорте борются за каждый грамм и каждую лошадинную силу, нужно иметь самый легкий и мощный двигатель. Сравним машину двадцатилетней давности и нынешнюю. Там 12 цилиндров и огромный двигатель - теперь 6 цилиндров, мощности меньше но скорость машины на круге, не меньшая, за счет уменьшения массы. Эти наработки помогают производить и более компактные гражданские двигатели.

            Ну а вообще есть много чего что пришло из автоспорта: дифференциал повышенного трения, карбон, подрулевые лепестки, кпп с двойным сцеплением, лазерные фары, двигатели DOHC, Двигатели TFSI
      • Exxstyle
        16 июл 2014 в 12:14
        Сравнивать то что стоит в приусе и то произведение инженерной мысли что впихнули в болид F1 не совсем корректно. Да, турбированный, но тут только из батарей ERS выжимают 160 лошадок. Это не считая турбированного V6. А сколько там всего в приусе?

        Количество двигателей ограничено, но командам разрешили менять составные части двигателей. По сути, когда закончится последний двигатель, они будут собирать из нескольких неживых один живой.

        Многие не доезжают до финиша. Это так, но кто? Зачастую болиды с силовой установкой Рено, а еще на тестах и круга проехать не могли. А спустя 9 гонок у них есть победа и несколько подиумов. У них нет такой свободы как у автопроизводителей в плане доработки двигателей, этим и обуславливается не надежность силовой установки Рено. Исправят в межсезонье.
        • SaltLake
          2 16 июл 2014 в 14:52
          В том то и дело, как вы правильно заметили, мотор из спорта никогда не поставят на конвеер — это две параллельные вселенные.
          Главный посыл поста был в том, что спорт идеальный полигон для технологий программируемого старения. Но в комментариях почему-то начали защищать спорт. Да я против спорта ничего не имею, даже наоборот. С удовольствием смотрю формулу, наскар, некоторые ралли. Видимо, я не правильно донес свою мысль.
          • Exxstyle
            16 июл 2014 в 21:47
            Говорят, мерседесы в свою силовую установку вбухали такое количество американского бабла, что США с их госдолгом и не снилось. И сделали они это не ради побед и триумфов в чемпионате, а с прицелом на дорожные авто. Посмотрим..
  • Nanoo
    10 июл 2014 в 07:24
    Я так и не понял, в чем консенсус статьи
    • FiXIDeA
      8 10 июл 2014 в 10:54
      Все автопроизводители - мудаки, надо брать гранту, если коротко...
  • vamp756
    4 10 июл 2014 в 07:39
    Мотор на одну гонку - мотор служит мало (на самом деле и 2-3 гонки ходят) только лишь потому, что нет смысла на гонку ставить мотор который не выдает 100% своего ресурса, потому что очень важно выиграть гонку, именно эту конкретную гонку. У команд есть запас по моторам, 5-6 моторов на сезон, и это лишь ограничение регламента. Есть мотор - задача команды выжать из него все до капли, и что бы он не сгорел за гонку.

    Обычные гражданские моторы не горят лишь потому что ты не крутишь его до критических оборотов. Возьми любой гражданский мотор ресурс которого скажем 100 тыс, начни его крутить в красной зоне, и мотор выйдет из строя уже через час-два.

    В спорте важно создать такой мотор который выдаст колоссальное количество мощи и крутящего момента и да - он не рассчитан на долговечность, ибо законы физики все равно возьмут свое.

    Создать мотор для гонок и мотор для гражданских авто - абсолютно разные задачи.
  • vamp756
    4 10 июл 2014 в 07:54
    Приведу более простой пример - резина. Ну ведь никому в голову не приходит мысль, что резина Pirelli говно, потому что не выдерживает даже 15 кругов? Не приходит, потому что и так понятно, что это специальная гоночная резина, сделанная из сверхмягких материалов, что бы обеспечить максимальное сцепление с трассой, и плюс в последние годы гоночное руководство заставила производителя сделать резину быстроразрушаемой, только лишь для шоу, что бы было больше питстопов.

    И да - это спорт и шоу, тут все крутится вокруг зрителей. Зритель не хочет видеть гонки машин которые едут, не ломаются, не вылетают, не обгоняют. Что бы все это происходило, нужно сделать технику так, что бы перевес менялся прямо в процессе гонки, постоянно. То резина, то перегрев мотора, то перерасход топлива, то тормоза - все узлы работают на запредельных нагрузках, потому что - надо обогнать. И выиграть.
  • mkot
    10 июл 2014 в 08:39
    а такая красивая картинка в начале статьи. Что это, кстати?
    • vamp756
      10 июл 2014 в 08:40
      Похоже на KERS
      • mkot
        4 10 июл 2014 в 08:42
        Это звучит как "Похоже на "№;$%:". что же это?
        • vamp756
          10 июл 2014 в 09:43
          КЕРС - система рекуперации энергии. Когда болид тормозит, энергия преобразуется в электричество и накапливается в аккумуляторах, что бы потом, по нажатию кнопки, привести в действие электро мотор, и помочь основному двигателю при разгоне или обгоне.
      • remington12
        10 июл 2014 в 09:05
        И с блоком своего вариатора.
    • ipmil
      10 июл 2014 в 12:00
      • ipmil
        10 июл 2014 в 12:01
        видео из статьи.. можно включить субтитры и перевод
  • andrewcocos
    10 июл 2014 в 12:03
    Откуда ты знаешь, что на продажи Логанов не повлияла реклама в Ф1? И пиарят они не только Рено, но и Инфинити.
    • SaltLake
      2 10 июл 2014 в 12:13
      Ну потому что это смешно. Логан покупают потому что он дешевый, а не потому что в нем течет кровь формулы 1. Конечно же, менеджеры в салонах втирали несчастным дачникам что Renault поставляет двигатели для формулы.
      • andrewcocos
        10 июл 2014 в 13:24
        Да, но выбирая между Рено и Хюндаем, дачник вполне может выбирать по критерию "эти в формулах побеждают, а эти вобще незнамо кто".
    • vamp756
      10 июл 2014 в 12:26
      Есть заводские команды - есть не заводские. Редбулл - не заводская команда рено. Редбулл - не принадлежит рено. Они используют их двигатель, и от этого их команда должна клеить логотип рено. Так же - там спонсор и инфинити от чего и их логотип тоже присутствует. И те и другие имеют право на технологии которые рождаются в умах лучших инженеров. А уж как они потом этими технологиями распоряжаются - вопрос другой. Понятно что в логан не поставят систему рекуперации энергии. За то его поставят на другую машину, которая в других гоночных сериях будет занимать призовые места - от чего - рено снова выигрывает, потому что на подиуме (и перед глазами миллионов потенциальных потребителей) будет стоять гонщик с логотипа рено.
      • andrewcocos
        10 июл 2014 в 13:23
        Ну я как-то так и сказал. Инфинити - тоже по контракту с Рено, один концерн же.
  • andrewcocos
    10 июл 2014 в 12:09
    >> В гонке победит не тот, у кого машина надежнее, а тот у кого она легче.
    To finish first, first you have to finish. (c)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.