Технологии спорта
Производители вкладывают большие ресурсы в автоспорт, получая с этого тестирование своих технологий в самых суровых условиях, тем самым рекламируя свой продукт, да и по деньгам, наверняка, в накладе не остаются — ведь спорт это очень прибыльный бизнес. Но так ли это на самом деле?
Взять, к примеру, Nascar. На всех сток-карах стоят двигатели V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и (до 2012 года) карбюраторы. Карбюраторы... Что-то новыми технологиями тут и не пахнет. Ну хорошо, может пример неудачный. Посмотрим что там у королевы автоспорта. А там в этом году произошла революция — турбированные гибриды. Но если так подумать, что в этом революционного? Ведь тойота массово выпускает свои приусы с 97-го года — им пошел уже второй десяток лет. В турбине тоже ничего нового нет. Так где же те новые технологии, которые, казалось бы, должен приносить спорт?
А что же с рекламой? Ведь победа в крупных соревнований — это очень хороший козырь для производителя. Какой машине вы отдадите предпочтение? Разве не той, чей производитель титулован в крупнейших спортивных соревнованиях? Взять туже формулу — действующий четырехкратный чемпион мира катается на моторе... Renault? Нет, моторы у них безусловно хороши, но, вряд ли обладателю Logan до этого есть дело. Выходит, что и с рекламой не все так очевидно.
Многие недоумевают от того, что в спорте мотора хватает на одну гонку. Зачем он такой нужен? Казалось бы, что это развитие совсем не тех технологий, которые пойдут на конвейер. Ведь потребитель хочет, чтобы его машина служила вечно и в ней ничего не ломалось, а производитель хочет, чтобы машина отходила без проблем хотя бы гарантийный срок. Обе стороны хотят явно большей ресурсоемкости, чем "одна гонка".
Но в спорте ресурс только мешает. В гонке победит не тот, у кого машина надежнее, а тот у кого она легче. И пока пилоты борются между собой за доли секунд на трассе, механики в гаражах команды ведут свою борьбу за граммы.
Если мотора хватает больше чем на одну гонку, то он слишком тяжелый
Получается, что спорт позволяет производителям оттачивать технологии — производить свои агрегаты на грани технологического минимума.
Эволюция надежности
А что же с так называемыми гонками на выносливость? Например 24 часа Лемана или затяжные ралли? Если двух-трех часовые гонки являются репетицией, то, так называемый эндуранс, является самым настоящим экзаменом, сдав который, автопроизводитель побеждает в номинации "Самый прогнозируемый износ". У победителя будет самая совершенная технология производства агрегатов, служащих ровно столько, сколько потребуется.
С надежностью все совсем плохо. Многие не доезжают до финиша по техническим проблемам и многие уже приблизились к лимиту моторов, а ведь еще только середина сезона.
Но я тоже нихрена не понимаю, как разработка движка, который конструктивно мало общего имеет с серийно производимыми, может повлиять на будущие серийные двигатели.
Ну а вообще есть много чего что пришло из автоспорта: дифференциал повышенного трения, карбон, подрулевые лепестки, кпп с двойным сцеплением, лазерные фары, двигатели DOHC, Двигатели TFSI
Количество двигателей ограничено, но командам разрешили менять составные части двигателей. По сути, когда закончится последний двигатель, они будут собирать из нескольких неживых один живой.
Многие не доезжают до финиша. Это так, но кто? Зачастую болиды с силовой установкой Рено, а еще на тестах и круга проехать не могли. А спустя 9 гонок у них есть победа и несколько подиумов. У них нет такой свободы как у автопроизводителей в плане доработки двигателей, этим и обуславливается не надежность силовой установки Рено. Исправят в межсезонье.
Главный посыл поста был в том, что спорт идеальный полигон для технологий программируемого старения. Но в комментариях почему-то начали защищать спорт. Да я против спорта ничего не имею, даже наоборот. С удовольствием смотрю формулу, наскар, некоторые ралли. Видимо, я не правильно донес свою мысль.
Обычные гражданские моторы не горят лишь потому что ты не крутишь его до критических оборотов. Возьми любой гражданский мотор ресурс которого скажем 100 тыс, начни его крутить в красной зоне, и мотор выйдет из строя уже через час-два.
В спорте важно создать такой мотор который выдаст колоссальное количество мощи и крутящего момента и да - он не рассчитан на долговечность, ибо законы физики все равно возьмут свое.
Создать мотор для гонок и мотор для гражданских авто - абсолютно разные задачи.
И да - это спорт и шоу, тут все крутится вокруг зрителей. Зритель не хочет видеть гонки машин которые едут, не ломаются, не вылетают, не обгоняют. Что бы все это происходило, нужно сделать технику так, что бы перевес менялся прямо в процессе гонки, постоянно. То резина, то перегрев мотора, то перерасход топлива, то тормоза - все узлы работают на запредельных нагрузках, потому что - надо обогнать. И выиграть.
To finish first, first you have to finish. (c)