Штрафы, приставы, и выезд за границу
Хочу обсудить популяризовавшийся в последнее время запрет на выезд за рубеж.
Многие слышали, а кто-то и почувствовал на себе, что приставы получили право не выпускать гражданина за рубеж, если в отношении его ведется исполнительное производство. То есть при прохождении контроля на границе вас могут «тормознуть» за долги.
Самостоятельная трактовка этой нормы и злоупотребление ей началось сразу же. Например, ОВИР приостановили выдачу загранпаспортов граждам-должникам. В том числе и автомобилистам-должникам по штрафам.
Действия эти по моему мнению совершенно незаконны.
Статья 67 гласит:
«Статья 67.
Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
1. При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
3. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
4. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №291-О установлено, что норма, временно ограничивающая право гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.»
Теперь два вывода.
По поводу ОВИР — норма ограничения на выезд вряд ли распространяется на выдачу документа, удостоверяющего личность, каковым является загранпаспорт.
Второе — ограничение может быть наложено только по исполнительным листам, выданных судом. Постановления ИДПС таковым документом не являются, и основанием для ограничения выезда быть не могут.
У кого какие еще мнения?
Многие слышали, а кто-то и почувствовал на себе, что приставы получили право не выпускать гражданина за рубеж, если в отношении его ведется исполнительное производство. То есть при прохождении контроля на границе вас могут «тормознуть» за долги.
Самостоятельная трактовка этой нормы и злоупотребление ей началось сразу же. Например, ОВИР приостановили выдачу загранпаспортов граждам-должникам. В том числе и автомобилистам-должникам по штрафам.
Действия эти по моему мнению совершенно незаконны.
Статья 67 гласит:
«Статья 67.
Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
1. При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
3. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
4. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №291-О установлено, что норма, временно ограничивающая право гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.»
Теперь два вывода.
По поводу ОВИР — норма ограничения на выезд вряд ли распространяется на выдачу документа, удостоверяющего личность, каковым является загранпаспорт.
Второе — ограничение может быть наложено только по исполнительным листам, выданных судом. Постановления ИДПС таковым документом не являются, и основанием для ограничения выезда быть не могут.
У кого какие еще мнения?
А ведь и правда, они же рейды бывают устраивают по факту задолжности по штрафам, а не по факту судебного решения. Буду учитывать, если прикопаются. С другой стороны у меня нет задолжностей:) За три года оплатил один штраф и тот недавно получил за игнорирования регулировщика. Все прошлые штрафы потерялись.
Возможна такая ситуация?
О возбуждении в отношении вас исполнительного производства с предложением добровольно погасить задолженность вас были обязаны уведомить.
Вам остается:
1) Жаловаться в ГИБДД на незаконное постановление
2)Жаловаться старшему судебному приставу на допущенные нарушения в ведении исполнительного производства.
Если результата нет — в суд.
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Привязка ФССП к одной лишь судебной власти не корректна.
На основании «бумажек» ИДПС могут начать осуществлять свои функции без проблем.
Сейчас расскажу две истории.
Мой коллега добросовестно оплатил штраф, выписанный ГИБДД, однако в один прекрасный день ему отказались выдать загранпаспорт, потребовав обратиться в службу судебных приставов. Позвонив в службу, коллега выяснил, что оплаченный в этом году штраф значится как непогашенный. Подъехав лично и предъявив приставу квитанцию об оплате, выяснилось, со слов пристава что в некой «одной базе ваш штраф оплачен, а в другой нет, но мы сейчас поправим».
В результате этого инцидента, из-за неогласованности действий приставов и ГИБДД, был потерян рабочий день, а человек на ровном месте был вынужден доказывать, что он не верблюд.
А если бы эти безумцы «стопнули» его на границе?
2 февраля 2008 года, я получил почтой постановление от 17 июля 2007г. о возбуждении в отношении меня исполнительного производства по Постановлению ИДПС от 29.03.2007г.
С момента вынесения инспектором постановления, прошло 111 дней, со дня вступления его в законную силу прошел соответственно 101 день. Однако статьей 14 пунктом 5 ФЗ установлен трехмесячный срок на предъявление документа в службу приставов. Таким образом, пристав принял постановление в производство в нарушение срока, установленным законом.
О возбуждение исполнительного производства я был уведомлен 1 февраля 2008 года, то есть не в 5 дневный срок, как предусмотрено статьей 9 ФЗ, а в 5 месячный.
Штраф был оплачен мной приставу в феврале 2008г., через 5 с лишним месяцев после начала производства, в нарушение статьи 13 ФЗ, по которой срок отведенный приставу на исполнительные действия установлен в 2 месяца.
Вот так приставы незаконно взыскали с меня 50 рублей. Штраф тот я ОПЛАЧИВАЛ, но его изъял инспектор на посту ДПС, сказав что сейчас внесет его в базу. Не внес.
Да, я поступил глупо, отдав оригинал квитанции об оплате, теперь я так не делаю.
Приставы вели в отношение меня исполнительное производство с нарушением федерального законодательства.
И в результате этих незаконных действий, как со стороны инспектора, не внесшего штраф в базу, так и со стороны приставов, я мог бы не получить загран.