Написать пост

lolwut

Делаем гитару своими руками с минимумом усилий

Пост не в формате кадабры, заранее извиняюсь. Движок кадабры привычен и удобен для написания длиннопостов, потому решено было воспользоваться именно им. К тому же, "пробка" же для общения на любые темы. Почему бы про гитары не пообщаться с кадабровчанами )



Всю свою гитарную жизнь мне был интересен процесс создания инструмента. Я читал про фабрики, смотрел видео про отделения custom shop, наблюдал как рождаются из кусков древесины привычные и знакомые формы стратов и лесполов. Витали мысли - а не попробовать ли закупиться нужными материалами и выпилить аки Папа Карло собственную, сделанную своими руками гитару. Причем сделанную именно так, как я хочу, а не как решил отдел маркетинга какого-нибудь раскрученного брэнда. Останавливало отсутствие ряда дорогостоящих инструментов и оборудования - понадобился бы фрезерный станок как минимум. Да еще и навык работы с этими инструментами и оборудованием требовался явно не нулевой.

Но все так безысходно.

Оказалось, что существуют такие продукты, как Guitar Kit. То есть - это просто набор более-менее готовых деталей, из которых любой умеющий обращаться с отверткой человек сможет собрать вполне работоспособный инструмент. В него входит, как правило, уже обработанные и подготовленные к покраске корпус и гриф (в гриф уже набиты лады и вставлен анкер), набор фурнитуры (бридж, колки) и электроника. В некоторых наборах начального уровня электроника будет уже распаянной, и при сборке потребуется просто подключить разъемы, т.е. даже навык владения паяльником не понадобится.



В более продвинутых китах голова грифа оставлена невырезанной, и можно придать ей любую желаемую форму



Не долго думая, мной был приобретен набор Harley Benton Les Paul Kit - оно даже продавалось в одном из питерских магазинов, и даже не надо было ждать доставки. Цена вопроса около 4500р.

Подробнее



Поставляется он в вот такой коробке



Внутри упакованы корпус леспольной формы, гриф, бридж tune-o-matic, колки, кнопки для ремня, распаянная электроника, крышечки, крепеж - всего хватает.



Присутствует наглядная инструкция на немецком и английском. Позабавило, что есть расхождения между двумя версиями инструкции: в английской колки прикручивают ключом, а в немецкой - хардкорно пассатижами. ))



Корпус, увы, в отличии от тру-гибсон-леспола, сделан из липы. Топ - клен. Зато топ каноничной выпуклой arch-top формы. Были опасения, что он окажется плоским, но нет - все как надо.



В корпусе расфрезерованы и просверлены все необходимые полости, каналы и отверстия, приклеена пластиковая окантовка по периметру, древесина отшлифована и покрыта грунтом - то есть все готово к покраске и сборке. Кстати, "из-коробки" под покраску подготовлен только корпус, гриф предполагается оставить таким, как есть, на нем даже присутствует небольшой слой матового лака.



Тем не менее, есть некоторые требующие приложения рук недоделки. В полостях торчат заусенцы, занозы и опилки



Кстати, склеен корпус из трех кусков, что весьма сильно бросается в глаза с обратной его стороны )



Метод крепления грифа в нашем случае - на болтах. Карман грифа так же требует доработки - поверхность неровная и пятно контакта с грифом будет оставлять желать лучшего. Более того - угол наклона грифа, в случае если мы ничего не будем делать с карманом, окажется близок к 0 градусам, что кардинально неправильно для LP-подобной гитары. Нам нужно значение около 4 градусов - гриф должен быть завален, ибо у нас arch-top и tune-o-matic. Так что либо шлифуем карман и пятку грифа, либо подкладываем под пятку ближе 22му ладу какие-нибудь тонкие щепочки необходимой толщины. Без этого играть комфортно будет невозможно, так как струны будут висеть слишком высоко над грифом даже при максимально утопленном бридже.



Гриф сделан из клена, материал накладки - палисандр.



Голова весьма похожа на леспольную, и при желании можно ее сделать идентичной вырезав на ее торце так называемую "открытую книгу"



Стандартные для LP 22 лада, окантовка, инкрустация трапециями под перламутр - для бюджетного инструмента довольно симпатично выглядит



Увы, так же встречаются косяки. Неаккуратно вклеен один из ладов - из под него торчат остатки клея. В общем, лады потребуется шлифануть, чтобы добиться максимально низкого action (высоты струн) для комфортной игры без звона.



С пяткой грифа тоже не все хорошо. Вообще, есть ощущение, что для этих бюджетных китов используются грифы, которые попали под отбраковку на конвейерной линии Harley Benton и их пустили в бюджетные наборы. Тем не менее, это все не особо критично и поправимо



Зато с анкером все отлично - работает без нареканий, не заедает, прогиб грифа настраивается правильным образом.



Место вклейки головы в гриф сделано весьма аккуратно. Опасений, что голова треснет и отвалится, нет.



В целом гриф не без недостатков, но жить с ним можно. Чего не скажешь об электронике.



Во-первых это непонятные no-name звукосниматели. Во-вторых замечательная идея о соединении компонентов на разъемах разбивается о качество реализации - пайка хлипкая, контакт в разъемах ненадежный - если собираетесь на гитаре играть более чем пару раз в год, лучше от разъемов избавиться и припаять все по-человечески.

Уже на собранной гитаре обнаружилось, что схема пайки потенциометров громкости абсолютно неправильна - они работают как переменные резисторы, а не как потенциометры, что закономерно поганит звук и делает невозможной какую-либо адекватную работу с ручками. Посему - для нормального звука паяльник понадобится обязательно.

Покраска



Так как негоже оставлять гитару неокрашенной, начинаем подготовку корпуса и грифа. Для начала нужно определиться с окрасочными материалами. На эту тему можно написать отдельный трактат, потому постараюсь изложить все сжато и понятно.

Не стоит идти на поводу у инструкции, которая нам сообщает, что мы можем сходить в любой хозяйственный магазин и покрасить корпус краской из баллончика. Большое заблуждение, что электрогитаре не важно из какого материала она сделана - да, колебания струны снимаются звукоснимателем, но характер этих колебаний напрямую зависит от материала, с которым струна взаимодействует - это порожек, бридж, древесина корпуса и грифа, и их покрытие. Поэтому чем попало музыкальный инструмент красить нельзя.

Можно использовать нитрокраски, полиуретановые и краски на водной основе. Соответственно, лаки так же применяются либо на нитрооснове, либо полиуретановые. Нитро - более канонично (все старые инструменты покрыты именно нитролаком), меньше влияет на звук, но менее прочно. Полиуретан - прочнее, но сильнее влияет на звук.

Я выбрал краску на водной основе, а если точнее, то не совсем краску, а морилку Tury цвет "слива". Лак решил использовать нитроцеллюлозный ТЭКС НЦ-218.

Подготовку корпуса начинаем с зашкуривания и снятия слоя грунтовки - так как я решил использовать морилку, её следует наносить без грунта, чтобы она могла впитаться в древесину и прокрасить её. Заодно на этом этапе я подкорректировал профиль грифа - он был ближе к D-shape, а я его немного скруглил, приблизив к удобному мне C-shape. После этого заклеиваем полости малярным скотчем и приступаем к окраске.



Из-за того, что я поленился тщательно зашкурить корпус, кое-где остался грунт, потому морилка не хотела впитываться



Приходилось яростно ее втирать тампоном, иначе она просто бесследно стекала с поверхности.



Потратил на этот процесс несколько дней



Рабочее место )



Попытка сделать эффект sunberst увы не удалась. Может в другой раз...



Гриф тоже решил закрасить морилкой



В итоге этап нанесения краски-морилки завершился примерно вот этим:



Не все получилось так, как хотелось бы - виной моя лень, раздолбайство и кривизна рук. Теоретически, все можно было бы сделать красивее. Но, в принципе, получившийся винтажно-состаренно-потертый вид меня вполне устроил, в нем тоже было что-то забавное )

Далее предстояло нанести лак. Поскольку все происходило на территории обычной квартиры, предстояло решить проблему с вентиляцией - нитролак токсичен и вонюч. Более того, в тот момент была зима, а для работ с этим лаком требовалась строго определенная температура. Потому были закуплены респираторы и временно переоборудован балкон под импровизированную окрасочную камеру. Повешен термометр и установлена тепловая пушка для поддержания нужной температуры.

К карману грифа корпуса прикрутил деревянную рейку, чтобы было за что поворачивать корпус в процессе нанесения лака, и подвесил всю конструкцию на стремянку.



Гриф просто положил сверху стремянки



Старался делать слои как можно тоньше, и обойтись всего 4-5 слоями - хотелось максимально тонкого покрытия. Получились вот такие блестючие глянцевые гриф и корпус



Примеряем



Само собой, оставлять это в таком виде нельзя. Требуется шлифовка лака. Для начала нужно выждать время, пока слои лака окончательно высохнут и схватятся. В разных источниках читал о разных сроках для нитролака - кто-то говорит о неделе, а кто-то о 2х месяцах. Я ждал чуть меньше недели, возможно это не очень правильно, но хотелось уже скорее долгожданную гитару собрать и поиграть )

Для шлифовки были куплены листы наждачной бумаги зернистостью от 400 до 2500. Подробно технологию расписывать не буду, так как уже точно не помню сколько каждой градацией приходилось шлифовать. Действовал интуитивно, стараясь не переборщить, не перегреть лак - шлифовал руками, без машинки, тем не менее все равно старался не рисковать. Использовал воду. На шлифовку ушло пара вечеров.



В самом конце был применен автополироль и тряпочки из микрофибры. Постепенно гитара обрела более-менее цивилизованный вид



Остались последние штрихи этапа окраски - нанесение графитовой краски в полости, где будет находиться электроника для экранировки. Этим можно пренебречь, тем не менее, если хотим добиться отсутствия фона, наводок и избавиться от прослушивания радио "маяк" через гитарный усилитель, это стоит сделать.



Пластмассовые крышечки обклеиваем фольгой, для той же цели



Как последний штрих, решил применить спорную технологию - залитие жидкой канифоли в карман грифа. Канифоль, в теории, должна заполнить все микротрещины и полости в соединении грифа и корпуса, что даст большую площадь соприкосновения. Есть мнение, что это улучшает сустейн и звук в целом. Есть обратное мнение, что это просто эффект плацебо.

Сборка



Теперь можно собирать гитару. Тут все просто, ничего сложного и необычного.

Прикручиваем сперва гриф



Устанавливаем колки



Далее нужно вколотить опоры бриджа в корпус. Их четыре штуки. Процесс, увы не заснял. Берем молоток и вбиваем их в корпус. Я, в целях пущей паранойи, залил их предварительно столярным клеем, дабы лучше держались. При этом не забываем продеть провод заземления через канал к одной из опор. Впрочем, обо всем этом сказано в инструкции.



Далее переходим к электронике. Продеваем провода в каналы



Прикручиваем переключатель



Дальнейшую последовательность так же не заснял: сначала прикручиваем потенциометры, затем устанавливаем звукосниматели и в последнюю очередь ставим выходное гнездо на торце корпуса.

Осталось поставить держатели ремня и крышки полостей. Набор струн так же идет в комплекте, так что натягиваем струны и приступаем к первичной настройке. Если все сделали правильно, то должен получиться вот такой результат:

P.S.



Как это ни удивительно, получившийся на выходе инструмент вполне годен в применении. Да, это не леспол, но помним, что за это мы отдали всего 4500 (не считая лакокрасочных изделий). Звучит он на уровне гитар категории от 10000 до 20000. Решил его сравнить со своим Schecter Revenger 7, купленным за 12000, в который были установлены датчики EMG81-7(707) и произведен ряд доработок и порадовался тому, что самодельный леспол в принципе звучал не хуже (с поправкой на датчики)



Позже я поменял стоковый бриджевый ноунейм звукосниматель на Seymour Duncan JB. Результат замены можно услышать на видео ниже:



В результате, имея в арсенале Shecter Revenger 7 и Washburn Dime 332 я все равно большую часть времени играю на самодельном лесполе, настолько он получился удобным и приятно звучащим.
34 комментария 29нравится 7избранное
lindstrom
hiperon
Dretun
OlegTar
BeeRMaN
SLRover
SaltLake
Gluek
cooler777
All4DK
Drugfree
antoxa256
mvcdev
terekhovr
intersign
ilyxa
Turbocat
kapion
WIllyVel
  • Duckoff
    23 июн 2014 в 07:31
    Очень круто, но я бы наверное неосилил. Хотя желание попробовать появилось.
  • vnztlv
    23 июн 2014 в 09:32
    да, довольно интересно для любителей рукоделия. но что-то с покраской совсем не задалось тут, без фурнитуры напомнила урал))
    • lolwut
      23 июн 2014 в 12:40
      Плохо зашкурил и морилка не везде впиталась.
      Изначально то хотел санберст нарисовать, в идеале ))
      • vnztlv
        23 июн 2014 в 12:53
        но в конечном виде очень неплохо смотрится
  • Bach777
    23 июн 2014 в 09:45
    В тему приглашается @He1ix с разьяснениями по автокадабрам.
    • He1ix
      23 июн 2014 в 09:53
      Ты хочешь сравнить этот пост с тем непонятно чем из одной строчки, что написал ты? Серьезно?
      • Bach777
        23 июн 2014 в 10:39
        нет, я просто хочу поязвить)
        • He1ix
          23 июн 2014 в 10:41
          А, ну тогда все в порядке:)
  • llmaxxxll
    23 июн 2014 в 09:45
    забавно смотрицца леспол в режиме хай-гейн ))
  • WIllyVel
    2 23 июн 2014 в 09:50
  • CooLeroff
    23 июн 2014 в 10:21
    Крутоооо! You ROCK!)))
    • CooLeroff
      23 июн 2014 в 10:24
      Про Dog Walking в видео порадовало))
  • kapion
    2 23 июн 2014 в 10:36
    хорошо играешь)
  • Turbocat
    23 июн 2014 в 10:39
    Круто чо. За пантеру респект)
  • Vendict
    1 23 июн 2014 в 10:40
    >они работают как переменные резисторы, а не как потенциометры

    простите мою безграмотность, но можно пояснить схемой ?
  • intersign
    23 июн 2014 в 10:59
    Всегда думал что подобного вида гитары полые внутри, как и обычная акустическая. Почему-то думал. Классный пост, спасибо за раскрытые глаза =)
  • pandaemon
    23 июн 2014 в 11:55
    пфф, за 4.5к собрать инструмент? и звучать он будет на уровне зомби, но не как гитара за 20к.
    • lolwut
      23 июн 2014 в 12:43
      Да не, как картонный зомби не звучит. Звук нормальной добротной гитары средней категории. Другой вопрос, что комплектующие, как можно наблюдать, не без косяков и нужно их при сборке и настройке обязательно устранять. Иначе впечатления от инструмента будут на уровне пресловутого зомби.
      • pandaemon
        23 июн 2014 в 12:48
        ну начнем все-таки с того, что если и собирать самому, то детали из хорошего дерева нужны, такие комплекты есть? с красным деревом? плюс дорабатывать электрику однозначно
  • Turbocat
    23 июн 2014 в 12:16
    А что за усилитель/комбик и примочки?
    • lolwut
      23 июн 2014 в 12:50
      В описании видео написана цепочка. Увы, но я до сих пор не разжился нормальным аппаратом и играю дома через софт. E-MU 0202 -> Amplitube 3. Потому разницу между инструментами (особенно на перегрузе) софтовый процессов немного съел.

      В принципе, если интересно, могу записать видос сравнения гитар на ламповом маршалле. Но там шокирующего результата не будет - просто будет немного отчетливее заметна разница в характере звука. Кстати, мне даже больше нравится как в миксе лежит LP, играю на нем теперь больше чем на Шектере с EMG.
      • Turbocat
        23 июн 2014 в 14:20
        EMG мяснее и плотнее звучит
        • lolwut
          23 июн 2014 в 14:34
          Не то, чтобы "мяснее". Оно резкое и звонкое. Но из-за этой резкости впихнуть в микс гитару тяжелее - то её слишком много, то наоборот теряется.
          У SD JB звук помягче, с приятной такой небольшой естественной компрессией - может это из-за магнитов alnico. При записи и при игре в живую крутить ручки для достижения нужного звука приходится намного меньше.
  • Maksoff
    1 23 июн 2014 в 12:20
    Наверное болты не метрические - поэтому для америки в инструкции ключ нарисовали, а немцам, чтобы не мучались, плоскогубцы сразу предложили.
  • beliakov
    2 23 июн 2014 в 12:33


    Выглядит как место преступления - кого-то зверски убили гитарой :-)
  • pandaemon
    23 июн 2014 в 12:49
    не люблю я привинченный гриф, сустейн слабоват
  • Kalashmatik
    23 июн 2014 в 14:07
    Гитара для Gentoo'шника %)
    • lolwut
      4 23 июн 2014 в 14:11
      Ага. А вот гитара для slackware'щика -
  • Dretun
    23 июн 2014 в 23:15
    Необычный пост. Довольно интересно.
    Но где же любители по галдеть, что это ни как не относится к автомобилям?
    • WIllyVel
      24 июн 2014 в 09:47
      Он от таких любителей отмазался в шапке поста))
  • hiperon
    24 июн 2014 в 02:35
    Круто, я бы до такого не дошел, только в школе примочки паял для гитар по схемам из журнала "Радио", да и вся игра ограничилась только этими инструментами:

    Последняя давно уже на стенке висит в чехле.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.