Написать пост

MaxDM

Что делать при ДТП

Произошло самое неприятное — вы попали в ДТП. Увы, но такое случается даже с самыми опытными водителями. Что делать? Куда звонить? Какие справки собирать? Не нервничайте! Сейчас вы все узнаете!

До ДТП


Как это не покажется кощунственным, но к ДТП надо готовиться заранее — слишком много людей уже поплатились за свою самонадеянность и веру в слова «да я тысячу раз так делал».

Страховые полисы:
Именно поэтому позаботьтесь уже сейчас о страховке. Идеально, если у вас будет не только полис ОСАГО, но и каско (от испанского casco — «шлем»). Ведь в этом случае ущерб, который причинен вашему автомобилю (даже если виноваты вы) будет компенсировать страховая компания. Единственный минус полисов каско — цена. Обычно это 5-15% от стоимости самого автомобиля в год, причем чем старше машина, тем более высокие ставки применяют страховые компании.

Однако даже при покупке полиса ОСАГО, который защищает не Ваш автомобиль, а машину «того парня», нужно быть внимательным — старайтесь выбирать надежные и проверенные страховые компании. Дело в том, что сейчас в России действует система прямого урегулирования убытков. Это означает, что при ДТП вы можете обращаться за компенсацией в «свою» компанию, у которой вы и приобрели полис, а не в компанию виновника ДТП. Но помните — при работе по системе прямого возмещения необходимо выполнение двух условий: в результате ДТП причинен вред только имуществу и в ДТП участвовало не более двух транспортных средств (причем на оба автомобиля есть действующие полисы ОСАГО). Автомобиль с прицепом при этом рассматривается как два транспортных средства, поэтому если он является участником аварии, то воспользоваться системой прямого урегулирования не получится.

Также «Авто Mail.Ru» рекомендует подумать о покупке полиса ДСАГО (Добровольное страхование ответственности). Фактически это расширение ОСАГО. Этот полис предполагает оплату расходов на ремонт чужого транспортного средства или иного имущества, которое вы повредили, а также расходов за причиненный вред жизни или здоровью потерпевших. Напомним, что полис ОСАГО компенсирует ущерб имуществу при наличии только одного «потерпевшего автомобиля» на сумму не более 120 000 рублей (при наличии двух и более автомобилей — не более 160 000 рублей на все машины), а по жизни и здоровью — не более 160 000 рублей каждому пострадавшему. При этом нужно учитывать — сумма компенсации не может превышать 400 тысяч рублей. А что делать, если 120 тысяч рублей не хватит на ремонт автомобиля? В этом случае вы обязаны будете доплачивать владельцу пострадавшего авто из своего кармана (и вот тут-то и приходит на помощь полис ДСАГО).

Стоимость полиса ДСАГО может отличаться в зависимости от страховой компании. Но в среднем речь идет о следующих цифрах:
ДСАГО на сумму до 300 000 рублей — 500-750 рублей;
до 500 000 рублей — 800-1100 рублей;
до 1 млн — 1100-1300 рублей;
до 3 млн — 1600-3000 руб.

СОВЕТ: Оригинал полиса каско надо хранить дома. Однако обязательно перепишите его номер и телефоны страховой компании на карточку и всегда возите ее в машине. При аварии вы сможете позвонить страховщикам и вызвать аварийного комиссара (многие фирмы предоставляют эту услугу бесплатно). Кстати, аварийный комиссар иногда предоставляется и при покупке полиса ОСАГО.

Аптечка
Помимо страховых полисов «Авто Mail.Ru» рекомендует позаботиться о наличии в салоне автомобиля «правильной» аптечки. Дело в том, что в 2010 году в России был утвержден состав новых автомобильных аптечек, который не включает ни одного (!) лекарственного препарата. Теперь там только бинты, жгуты и лейкопластыри. А что делать, если у человека сердечный приступ? Не пластырем же его лечить... Да и таблетки против головной боли или диареи тоже неплохо иметь при себе. «Авто Mail.Ru» после консультации с врачами составил свой список лекарств, которые надо иметь в автомобильной аптечке.

Перекись водорода — универсальный антисептик и кровоостанавливающее, средство для первичной обработки поверхностей, загрязненных биоматериалами (должна быть непросроченной, и флакон следует заменять после каждого применения, чтобы жидкость «не выдохлась»).
«Парацетамол» или аналоги — малотоксичное обезболивающее и жаропонижающее.
«Каптоприл» 25 мг — пероральное средство для скорой помощи при подъеме давления.
Нитроглицерин, таблетки или капсулы сублингвальные — скорая помощь при стенокардии и инфаркте.
Раствор адреналина для инъекций с шприцем — для купирования тяжелого приступа аллергии или астмы. Де-факто его практически не приобрести (в цивилизованном мире продается в виде инжекторов, похожих на авторучку — EpiPen и другие бренды), поэтому заменой могут стать «Лоратадин» в таблетках (при аллергии) и «Сальбутамол» в ингаляторе (при астме).
Любой антацид («Маалокс», «Ренни», «Гастал» и т.д.) — безопасное средство для купирования боли в желудке и изжоги.
Препараты против диареи («Лоперамид» или аналоги).
«Искусственная слеза» — для промывания глаза при травме или попадании инородного тела.
«Оксиметазолин» (спрей) или аналоги — против насморка.
Спрей от ожогов («Пантенол» или аналоги).
Небольшая спринцовка (для промывания чего угодно, отсасывания слизи из дыхательных путей новорожденного при родах в пути).
Презервативы (помимо прямого назначения, могут использоваться для окклюзионной повязки и как емкость для воды).
Краткая и четкая инструкция по применению с описанием симптомов, при которых нужно применять препараты.
Фонарик (незаменим при оказании помощи в ночное время).
Пинцет (чтобы достать инородное тело).

Знак аварийной остановки, огнетушитель, шариковая ручка
По идее огнетушитель и знак должны быть в автомобиле в любом случае — без них вы не пройдете техосмотр. Однако сейчас новые машины категории «В» в возрасте до трех лет полностью освобождаются от прохождения ТО, и покупатели должны сами позаботься о приобретении знака и аптечки. Легковые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л (то есть маленький баллончик не подойдет). К тому же контролируйте срок годности огнетушителя и его давление (при наличии манометра).

При выборе знака аварийной остановки экономить не рекомендуется. Лучше брать знаки с металлическим основанием, что предотвратит его сдувание при малейшем порыве ветра.

Шариковая ручка тоже является незаменимым предметом при ДТП. Она потребуется при заполнении полиса ОСАГО.

Видеорегистратор
Одна из самых полезных вещей при ДТП. Благодаря ему вы всегда сможете понять, кто же был виноват в аварии, защитить себя в случае «подставы», а в некоторых случаях даже спастись от тюремного заключения.

Попал в аварию


Это все же произошло. Как, почему, зачем? Все эти вопросы вы себе будете задавать позже. Сейчас надо ответить на один — что делать?

Давать совет «после аварии нужно успокоиться» мы сейчас не будем. В условиях стресса он бесполезен. Лучше всего в такой ситуации действовать по инструкции.

Что надо сделать после аварии:
Включить аварийную сигнализацию.
Установить знак аварийной остановки. Согласно ПДД, знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.
Убедиться, что с вами, пассажирами, а также с людьми в другой машине все в порядке. Если понятно, что кто-то получил травму, то необходимо немедленно вызвать карету «скорой помощи» и по возможности оказать первую медицинскую помощь (именно здесь вам и может потребоваться «правильная» аптечка).
Вызовите «скорую помощь» (если необходимо) и сотрудника ГИБДД (если повреждения автомобилей минимальны, то можно обойтись и без этого). С мобильного телефона проще всего позвонить по номеру 112. Этот номер хорош тем, что он работает, даже когда на счету закончились деньги или SIM-карта заблокирована. Кроме того, с сотового телефона можно позвонить и на привычный номер 02. Однако для этого с мобильного телефона придется набрать +8 — код города — 02. А в будущем будьте готовы к тому, что набирать придется не 02, а 102 — по приказу Минкомсвязи в России уже начался переход на трехзначные номера экстренных служб. Кстати, в Белоруссии, Украине и Казахстане уже действует номер 102.
Позвоните в свою страховую компанию и сообщите о ДТП. Попросите страховую компанию вызвать аварийного комиссара (если подобная услуга предоставляется).
Заполните бланк полиса ОСАГО (лучше всего, если в этом вам поможет аварийный комиссар).

По возможности не надо передвигать машины или «отъезжать в сторонку» (даже если второй участник почему-то настойчиво предлагает это сделать).

Российские законы предусматривают лишь несколько случаев, когда вы можете покинуть место ДТП до приезда сотрудников полиции (пункт 2.5 ПДД). Это можно сделать, если есть пострадавший, которого надо срочно доставить в больницу, а других возможностей для этого нет (после приезда в больницу участник ДТП обязан вернуться на место аварии и дождаться полицию). Правда, до этого вы должны «зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия».

Вариант второй — если машины в результате аварии полностью перекрыли движение (в этом случае вы можете отъехать в сторонку). Российские ПДД и в этом случае требуют «предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия».

Третий случай — если нет пострадавших, а все участники аварии согласны с обстоятельствами ДТП, то можно приехать на пост ГИБДД и там заявить об аварии (пункт 2.6 ПДД). Правда, до этого момента участники аварии должны составить подробную схему ДТП с описанием всех обстоятельств аварии (время, видимость, погодные условия и так далее) и подписать ее. Также настоятельно рекомендуем сделать фото- и видеосъемку места ДТП, где будут видны номера транспортных средств, дорожные знаки, разметка и так далее.

Если же другой участник ДТП агрессивно предлагает «по-быстрому» решить вопрос на месте и компенсировать ему ущерб, то с большой долей вероятности перед вами мошенник. В этом случае без сомнений вызывайте ГИБДД. И главное, сохраняйте чувство собственного достоинства — мнение о том, кто прав, а кто виноват в аварии вы потом сможете высказать инспектору.

Лучше всего до прибытия инспектора ГИБДД сфотографировать поврежденные автомобили со всех сторон. Постарайтесь, чтобы в кадр попали, помимо машин дорожные знаки, светофор и так далее.

ВНИМАНИЕ: оставление водителем места ДТП влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.


Оформление справки без вызова сотрудника ГИБДД


Российское законодательство позволяет не вызывать сотрудника ГИБДД на место аварии. Однако это можно делать только при соблюдении ОДНОВРЕМЕННО всех указанных ниже пунктов:
В ДТП нет пострадавших;
В ДТП участвовало два транспортных средства, причем оба имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы водитель второй машины был вписан в полис). При этом важный нюанс — автомобиль с прицепом рассматривается как два отдельных транспортных средства, и если в аварию попала такая машина, то воспользоваться упрощенной схемой оформления нельзя. Также нельзя пользоваться «упрощенкой», если в ДТП участвует только один автомобиль;
Все (!) обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии. При наличии даже небольших споров придется вызывать сотрудника ГИБДД.
Размер ущерба, причиненного пострадавшему автомобилю, не превышает 25 тысяч рублей.
Если у вас есть полис каско, то обратите внимание, позволяют ли условия страховки оформлять аварии без вызова сотрудников ГИБДД (в противном случае страховая компания может отказать в возмещении ущерба).

Практика показывает, что больше всего споров вызывает «проблема 25 тысяч». Ведь при нынешних ценах на запчасти и ремонт определить «на глазок», сколько стоит восстановление поврежденной машины, довольно сложно (при этом обратите внимание — полис ОСАГО защищает только владельца «невиновного» автомобиля). Поэтому «Авто Mail.Ru» рекомендует пользоваться упрощенной схемой оформления аварий лишь в том случае, когда вы уверены, что нанесенный ущерб минимален (скажем, небольшие «травмы» получил лишь один элемент автомобиля). Конечно, можно оформлять аварии без сотрудников ГИБДД и при более серьезных ДТП, но при этом помните — потерпевшая сторона может позднее потребовать с виновника аварии компенсацию, если ремонт будет стоить больше 25 000 рублей!

Кстати, есть и еще один способ обойтись без вызова сотрудника ГИБДД даже при довольно сильных повреждениях автомобиля. Если водители согласны с обстоятельствами аварии, то они могут составить на месте схему ДТП, подписать ее и самостоятельно прибыть в подразделение ГИБДД для дальнейшего оформления — ПДД это позволяют.

Инструкция: как оформить ОСАГО при ДТП


При заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних бланков Извещений о ДТП. Если по каким-либо причинам у Вас отсутствует чистый бланк Извещения о ДТП, обратитесь к своему страховщику за его получением и храните его в своей машине.

Приступая к заполнению, обратите внимание, что Извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная Вами информация на верхней (лицевой) части Извещения о ДТП должна четко отпечатываться на нижнем листке. Поэтому рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелевой ручкой или чернилами, легко размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Кроме того, не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит комплект бланков Извещения о ДТП.

Вы должны заполнить лицевую часть Извещения о ДТП совместно с другим водителем-участником ДТП на месте происшествия. При заполнении каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках дорожно-транспортного происшествия, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении п. 14 Извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля, в зависимости от степени повреждения, выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями ТС на соответствующей стороне Извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры Вашего транспортного средства, учитывая, что:
стоянка — это не остановка. Если Ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить поз. 12 «Менял полосу» и поз. 13 «Обгонял».

В пункте 17 составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

При этом в подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне Извещения о ДТП информации и соответствие схемы ДТП реальной ситуации водителями ТС «А» и ТС «В» проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны Извещения о ДТП, которую каждый водитель оформляет самостоятельно. Оборотная сторона Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о ДТП и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне Извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке Извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено.

Кроме того, в случае если Ваш автомобиль оборудован системой видеорегистрации, рекомендуем Вам сделать об этом соответствующие пометки в пункте 7 оборотной стороны Извещения о ДТП и при возможности предоставить данную видеозапись в страховую компанию в качестве дополнительного доказательства факта и обстоятельств ДТП.

Имейте в виду, что если в Извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлияет как на срок осуществления выплаты по договору страхования, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк, либо большую букву Z, или записать «нет... (свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения порван, испорчен или трудно читаем, его нужно переписать.

Внимание! После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

Вызов сотрудника ГИБДД


Практика показывает, что чаще всего водителям все-таки приходится вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД. Если в аварии нет пострадавших, а обстоятельства ДТП понятны и не вызывают разногласий со стороны всех сторон, то инспектор может выдать необходимый комплект документов на месте (собственно говоря, об этом четко сказано в «Методических рекомендациях по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии»).

В него входит:
справка о ДТП форма № 154;
определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если не было нарушения ПДД) либо постановление по делу об административном правонарушении (если было нарушение ПДД);

Однако если обстоятельства аварии не ясны, то водителям придется приехать в ГИБДД для «разбора» и уже там получать все необходимые документы (при этом — справку о ДТП формы № 154 сотрудник ГИБДД в любом случае должен выдать на месте аварии).

Нужно ли после получения справок на месте аварии ехать в ГИБДД, чтобы поставить там печати? Ведь порой даже сами сотрудники ГИБДД предлагают за небольшую мзду поставить штамп на бланках... Однако проведенное «Авто Mail.Ru» расследование показало, что по российскому законодательству никаких дополнительных печатей, за исключением стандартных оттисков на бланках установленного образца (а других в ГИБДД выдавать не имеют права), быть не должно. В «Методических рекомендациях по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии» сказано: «бланки должны содержать угловой штамп органа внутренних дел с указанием реквизитов подразделения, включая адрес места расположения и справочные телефоны. Угловой штамп проставляется в левом верхнем углу справки и может наноситься как путем оттиска углового штампа, так и с помощью печатающих устройств. Наличие других оттисков печатей органа внутренних дел на данной справке недопустимо».

Да, мы знаем, что многие страховые компании, особенно в регионах России, заставляют «заверять» справки в ГИБДД. Но знайте — это незаконно. И печати с вас требуют исключительно для того, чтобы затянуть выплаты и заставить побольше побегать. «При требовании какой-то дополнительной „подтверждающей“ печати можно посоветовать автолюбителям сделать одну простую вещь — попросить у представителя страховой компании дать в письменном виде отказ в приеме документов с обоснованием причин. С высокой долей вероятности такого отказа никто не напишет, и документы у вас примут», — рассказал «Авто Mail.Ru» референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов. Еще один вариант — написать жалобу на действия сотрудников страховой компании в центральный офис или в Российский союз автостраховщиков. Или писать заявление в суд. Но во многих случаях проще оформить жалобу на действия региональных подразделений в головной офис страховой компании в Москве.

А что делать, если обстоятельства ДТП ясны, но сотрудник ГИБДД отказывается выдавать справки на месте аварии и предлагает встретиться через несколько часов в каком-нибудь месте или приехать в отделение ГИБДД. Увы, но те же «методические указания» формально предоставляют ему такую возможность: «в случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте ДТП (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого ДТП, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства), данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения могут быть осуществлены впоследствии в ином месте».

Как оформить протокол


При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:

Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
Особенности дороги (уклоны и прочее).
Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

СОВЕТ: все обстоятельства ДТП, особенности дорожного полотна, наличия ям и так далее лучше всего не только занести в документы, но и сфотографировать.

«Разбор» в ГИБДД


Если разобраться в обстоятельствах аварии на месте не удалось, то все участники ДТП должны будут явиться в отдел дознания ГИБДД для рассмотрения материалов дела — в народе эту процедуру обычно называют «разбор». Именно там сотрудник ГИБДД изучит все документы, опросит водителей и свидетелей (если они есть) и вынесет решение по делу.

Стоит обратить внимание, что ГИБДД устанавливает исключительно факт нарушения водителем правил дорожного движения. Но не занимается выяснением причинно-следственных связей между каким-то событием и аварией. Например, что ДТП произошло из-за большой ямы на дороге (в этом случае инспектор лишь фиксирует все обстоятельства ДТП, характер дорожного полотна и указывает, что выбоина могла быть «сопутствующим фактором» ДТП). Также в ГИБДД не выясняют степени виновности водителя в аварии — последнее особенно важно при так называемой «обоюдке», когда в ДТП виноваты оба водителя. Последние вопросы необходимо решать уже в суде.

На «разбор» вы имеете полное право пригласить адвоката. И если ДТП было довольно серьезным, то «Авто Mail.Ru» настоятельно советует это сделать — потраченные на юриста деньги могут затем с лихвой окупиться.

Все без исключения участники ДТП имеют право на этой стадии разбирательства:
знакомиться с материалами дела;
давать объяснения;
представлять доказательства, заявлять ходатайства;
выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
обжаловать постановление по делу.

Именно в группе «разбора» вам очень пригодятся записи с видеорегистратора, которые могут легко доказать вашу позицию. Однако нужно иметь в виду — если на видеорегистраторе видно, что вы нарушили ПДД, то никто не заставит вас предъявлять видеозапись. Согласно 51-й статье Конституции России «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Вы имеете полное право требовать проведения экспертизы, приобщения к делу тех или иных документов, вызова свидетелей и так далее (например, вы можете требовать запроса справок о состоянии освещения или дорожного полотна).

Если результаты «разбора» вас не устраивают, то вы имеете право в течение 10 дней его обжаловать. Снова считаете решение неправомочным? Тогда добро пожаловать в суд.

Что делать после ДТП


После того, как вы все пережили и получили от сотрудников ГИБДД необходимые справки, вам необходимо написать заявление в страховую компанию (если вы виновник аварии и у вас нет полиса каско, то страховая вам не нужна — в этом случае можете заниматься ремонтом поврежденного ТС). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента ДТП (если вы имеете полис каско, то сроки могут быть иными). Причем не обязательно лично — в законе сказано, что документы могут быть «направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие».

Если у вас есть полис каско, то проще всего обращаться за денежной компенсацией или направлением на ремонт в «свою» страховую компанию. Если же вы не являетесь виновником аварии и у вас есть только полис ОСАГО, то и в этом случае вы можете писать заявление в «свою» компанию — это называется система «прямого урегулирования убытков». Правда, для этого необходимо выполнение двух условий:
в результате ДТП причинен вред только имуществу;
в ДТП участвовало не более двух транспортных средств (причем на оба автомобиля есть действующие полисы ОСАГО). Автомобиль с прицепом рассматривается как два транспортных средства, поэтому если он является участником аварии, то воспользоваться системой прямого урегулирования не получится.

Если эти условия не выполняются, то обращаться надо в страховую компанию виновника аварии.

После подачи заявления в течение пяти дней страховая компания обязана организовать осмотр и экспертизу транспортного средства.

На рассмотрение дела, проведение экспертизы и выплату страховой компании дается 30 дней. При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации. Сумма пени не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему (то есть при повреждении только одного автомобиля пени не могут быть больше 120 тысяч рублей — именно столько можно получить по полису ОСАГО в качестве компенсации за повреждение «железа» при аварии двух автомобилей).

ВНИМАНИЕ: Если вы вызываете эвакуатор для транспортировки поврежденного автомобиля, то обязательно возьмите у водителя все необходимые квитанции и чеки. Возможно, эти траты вам позже удастся вернуть (если вас признают пострадавшим в аварии или если вы застрахованы по полису каско).

Отсюда.
10 комментариев нравится 8избранное
  • beliakov
    22 мая 2014 в 13:10
    Шариковая ручка тоже является незаменимым предметом при ДТП. Она потребуется при заполнении полиса ОСАГО.

    ШТОА??
    • Dar4eG
      22 мая 2014 в 13:15
      видимо, имелось ввиду "Извещение о ДТП", бумажонка, которая требуется потерпевшему с "у-меня-только-осаго" и, иногда, при наличии КАСКО и вине второго участника.

      но, обычно, ее можно заполнить и потом, вместо подписи второго участника написав, что он от подписи отказался.
      • beliakov
        22 мая 2014 в 15:12
        Другое дело.
  • Asmodeus
    22 мая 2014 в 14:14
    Название casco пошло из итальянского языка и означает борт (в смысле корабль, судно) или корпус. Дело в том, что прообразом современного каско было страхование именно в судоходстве.
  • Nigger
    4 22 мая 2014 в 15:02
    каско (от испанского casco — «шлем»)
    Че за дебилизм?
    КАСКО - Комплексное Автомобильное Страхование, Кроме Ответственности
    • Dar4eG
      2 22 мая 2014 в 15:18
      всегда хотел узнать, как эта аббревиатура расшифровывается :)
    • basilduty
      22 мая 2014 в 17:32
      Не, а чё? Действительно Шлем с испанского (в том числе), синоним escafandra - тож смешное слово, так в 22 веке будут на новых рынках развалах шмот космический торговать! )
      "Э слюшай, покупай да?. Эй скафандра новий, не ношиний, не смотри, что обгорелий! Один раз только под плазьму попал, да?"
  • basilduty
    22 мая 2014 в 17:21
  • basilduty
    1 22 мая 2014 в 17:52
    Правильная нудятина, если честно. Можно на ночь читать вместо снотворного
  • Petr346
    22 мая 2014 в 18:21
    Очень важный момент касательно схемы-пока она не будет полностью нарисована и подписана обоими участниками - машины не двигать. Несмотря на то, что присутствует инспектор и все сфоткал и запомнил. Ну и соответственно самому сделать как можно больше фото с привязкой к разметке знакам и тп. И быть готовым к тому что инспекторы готовы извернуться как угодно за деньги, желательно включать диктофон пока вы на посту(правда я не уверен что решился бы заявить им о том, что вымогательство зафиксировано)
  • f1203
    23 мая 2014 в 23:57
    Всё проще. Вызывать "хомячков" (группу разбора), а пока они будут ехать можно успеть всё сфотографировать, созвониться со страховой, просканировать интернет на тему "что нужно делать при ДТП", составить схему и многое другое. Я даже выспаться успел.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.