Написать пост

Coomquad

Будущее транспорта: глобальные тренды


На тему будущего, вообще, и транспорта будущего, в частности, достаточно много спекуляций. Особенно благодатным это поле является для молодых промышленных дизайнеров, живущих в некотором отрыве от настоящего.

В этом посте я попытался проанализировать тренды и отделить близкое вероятное от далекого невероятного. Если вы внимательно следили за тем что происходит в автоиндустрии и как развиваются технологии, то для вас срыва покров в этом тексте не будет. Но все же надеюсь, что некоторые идеи вас удивят.

Тренды
В своих лекциях о будущем, Рэй Курцвайл говорит (изобретатель синтезатора и ныне руководитель проекта разработки искусственного интеллекта в Google), что строить долгосрочные предсказания очень трудно, т. к. направление прогресса постоянно меняется. Но есть закономерности, которые сохраняются десятки лет. К ним можно отнести, например, закон Мура в электронике. Вероятно, существуют подобные законы и для транспортной отрасли.

Например, уже много лет количество автомобилей на душу населения стабильно растет во всех странах. Вполне очевидно, что так не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно должны произойти качественные изменения. Далее я попытался рассмотрю различные тренды и спрогнозировать их возможные последствия. Идеи отсортированы в порядке от «реальность / ближнее будущее» к «фантастика / отдаленное будущее». Поехали.

Электромобили
Возможно вы не знали, но электромобили существуют уже более 100 лет... Я сам узнал об этом, когда прочитал новость о том, что первым автомобилем, созданным Фердинандом Порше, был электромобиль Porsche 1. Но если так, причем здесь будущее спросите вы?


По объективным причинам (в основном из-за малой емкости аккумуляторов) электромобили не выпускались массово до недавнего времени. Но благодаря прогрессу, ситуация меняется: емкость батарей растет, время зарядки уменьшается, борцы за экологию и высокие цены на нефть в отдельных странах увеличивают напряжение на клеммах...


Даже Автоваз решил заняться производством электрокаров! Хотя, опыт одного голладского электромобилиста свидетельствует о том, что светлое электрическое будущее пока не наступило и потребуется еще несколько лет чтобы решить все проблемы.

Когда бездушные киловатты возьмут верх и начнут вытеснять теплых ламповых коней, поменяется еще кое-что. Новый виток развития получит солнечная (в первую очередь) энергетика. Дело в том, что на пути ее развития стоит две проблемы: дороговизна фотоэлементов и нестабильность выдаваемой мощности (ночью солнечные батареи не работают).

Первая должна решиться за счет улучшения технологии, а вторая — путем использования отслуживших свой срок автомобильных аккумуляторов. Потеряв всего 20-25% своей емкости, батарея уже не может быть использована в электромобле из-за значительного сокращения запаса хода. А вот для накопления и хранения солнечной энергии она вполне годится. Так массовый рынок электромобилей станет источником дешевых аккумуляторов для индустрии возобновляемой энергетики.

BMW без ноздрей
Этот тренд справедлив для всех автопроизводителей. Баварцев я выбрал только потому, что являюсь фанатом марки. Кроме того, «ноздри» это символ марки: BMW без ноздрей, как женщина без сисек. Поэтому расставание с ними будет наиболее мучительным.

Радиаторная решетка давно уже перестала быть необходимой для охлаждения двигателя. Эта инженерная задача теперь решается каким-то иным способом. И единственная причина по которой решетка все еще на месте состоит в том, что любой автомобиль без нее смотрится как автобус. Надеюсь ваша психика не пострадает от просмотра этой визуализации:


Особенно нелепо решетка выглядит у электромобилей. Например у Tesla, под капотом которой вообще нет мотора. Так что дизайнеры наверняка уже озабочены поиском переходного решения. А вот Porsche в этом вопросе повезло — у них сразу не было решетки спереди, а убрать ее сзади вообще не проблема.

Персональный транспорт
Тут я сразу начну с картинки и видео, чтобы описание было более предметным. Видео, к сожалению, на английском. Но зато картинка на русском :-)


К персональному транспорту можно отнести даже самокат, но в этот раз мы рассмотрим что-нибудь посерьезнее. На прошедшей в январе этого года в Лас Вегасе Выставке Потребительской Электроники (CES), было представлено много всего. В том числе работизированные автомобили и различные виды персонального транспорта. Идей того каким он может быть очень много. И какая из них победит пока не ясно. Но определенно можно сказать другое: в будущем персональный транспорт будет популярен и значительная часть людей в теплых и благоустроенных странах пересядут на него.

Пока на пути этого тренда одно основное препятствие — дороговизна. Шутка ли, мотоцикл с одним колесом (Ryno) стоит более $5000! Сколько двухколесных можно купить за эти деньги? Широко известный Segway стоит еще дороже. (Китайцы, правда уже решают эту проблему более доступными по цене копиями)

Вот еще парочку идей того, как может выглядеть персональный транспорт будущего:
- Одноколесный мотоцикл, пассажир сидит внутри колеса
- Orbit wheel, полеса надеваются на ноги
- Solowheel, колесо с мотором, размером с чемодан
- DTV Shredder, гусеничный скейтборд

Важным трендом в развитии транспорта являются беспилотные автомобили. Но это уже тема отдельного поста.

Это мой первый пост на Автокадабре. Буду рад прочитать ваши отзывы о статье в комментариях. Если материал показался вам интересным, обязательно дайте мне знать (ставьте лайки) — буду продолжать писать на эту тему. Или, возможно, выберу другую, которая больше интересует вас.
19 комментариев 12нравится избранное
angelform
Boomburum
Gr8y3z
kapion
severvam
Des63rus
ride
mvcdev
k102
CooLeroff
He1ix
lolwut
  • CooLeroff
    1 25 фев 2014 в 13:02
    Креатифф Гуд\Аффтар Молодец!
    Если серьезно, то очень интересно, продолжайте в том же духе! Лично меня, как владельца Приуса, такие вещи очень интересуют, спасибо за потраченное время на написание статьи!
    • Coomquad
      25 фев 2014 в 13:19
      Спасибо! Рад стараться :-)
  • He1ix
    25 фев 2014 в 13:05
    Почитал отзыв об i3, ужаснулся... Еле-еле проезжает сотню, стоит от 35 тыщ ойро, маленькая, страшная... Особенно повеселила опция Range Extender, то есть бензиновый генератор.
    • Coomquad
      25 фев 2014 в 13:19
      Ну допилят, куда они денутся. Прогресс не стоит на месте. Думаю в течение пары лет вопрос с батареями закроется. Сейчас пока массового рынка нет, вот и в R&D никто не вкладывается.
  • Timur1976
    4 25 фев 2014 в 14:35
    @Coomquad нормально, хорошее начало. :)
  • kapion
    25 фев 2014 в 14:48
    хороший пост, спасибо. про i3 можно было отдельный пост сделать;)
    • Coomquad
      25 фев 2014 в 15:49
      Что именно вас интересует? Отзыв есть по ссылке. Обзор прототипа я писал год назад тут: http://www.bmwlog.ru/all/avtomobili-buduschego-bmw-i3-concept/
      Обзор серийной модели сделать пока не представляется возможным :-)
      • kapion
        25 фев 2014 в 16:30
        ну вот это и имел ввиду. кадабра не твиттер, лучше полностью пост оформить, чтобы никуда не ходить по ссылкам.
  • basilduty
    4 25 фев 2014 в 15:28


    Какой-то косплей на Гарри Поттера ))))))
    • Coomquad
      25 фев 2014 в 15:45
      Вот я об этом же и говорю :-)
  • Gr8y3z
    2 25 фев 2014 в 16:38
    "Эта инженерная задача теперь решается каким-то иным способом"
    Но радиатор же никуда не делся! Так что хочу подискутировать!

    А так статья норм! ставлю лойс!
    • Q2W
      2 25 фев 2014 в 16:47
      Ну типа под бампером дырка обычно, через которую весь воздух идёт, который на радиатор.
      А радиаторная решётка, которая над бампером, чисто декоративной стала.
    • andrewcocos
      25 фев 2014 в 18:55
      Passat B3 ?
      • He1ix
        1 25 фев 2014 в 20:39
        Губу у него видел? Вот она - воздухозаборник. Причем если ее сломать об бордюр, например, будут проблемы с перегревом. Именно поэтому у B4 уже "классическая" морда, и на B3 тоже частенько ставят морду от B4.
        • andrewcocos
          1 25 фев 2014 в 20:42
          Не знал, забавно.
        • lolwut
          1 25 фев 2014 в 20:48
          Очень нравилась морда у B3. Что-то в ней такое локомотивно-тепловозное было. Эмблема VW как прожектор у ТЭП70 или ЧС200
          B4 уже не вызывал таких эмоций.
  • Olalod
    25 фев 2014 в 17:09
    Тема беспилотности и т.п. мне всегда напоминает это видео
  • Rai
    1 25 фев 2014 в 19:32
    Я тут покатался на моноклесе. Прикольно, несешь за ручку, поставил - поехал. Только народ на тебя смотрит как на клоуна, спешащего в цирк.
    • ride
      25 фев 2014 в 20:36
      как? где? записываются в клоуны...
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.