Будущее транспорта: глобальные тренды
На тему будущего, вообще, и транспорта будущего, в частности, достаточно много спекуляций. Особенно благодатным это поле является для молодых промышленных дизайнеров, живущих в некотором отрыве от настоящего.
В этом посте я попытался проанализировать тренды и отделить близкое вероятное от далекого невероятного. Если вы внимательно следили за тем что происходит в автоиндустрии и как развиваются технологии, то для вас срыва покров в этом тексте не будет. Но все же надеюсь, что некоторые идеи вас удивят.
Тренды
В своих лекциях о будущем, Рэй Курцвайл говорит (изобретатель синтезатора и ныне руководитель проекта разработки искусственного интеллекта в Google), что строить долгосрочные предсказания очень трудно, т. к. направление прогресса постоянно меняется. Но есть закономерности, которые сохраняются десятки лет. К ним можно отнести, например, закон Мура в электронике. Вероятно, существуют подобные законы и для транспортной отрасли.
Например, уже много лет количество автомобилей на душу населения стабильно растет во всех странах. Вполне очевидно, что так не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно должны произойти качественные изменения. Далее я попытался рассмотрю различные тренды и спрогнозировать их возможные последствия. Идеи отсортированы в порядке от «реальность / ближнее будущее» к «фантастика / отдаленное будущее». Поехали.
Электромобили
Возможно вы не знали, но электромобили существуют уже более 100 лет... Я сам узнал об этом, когда прочитал новость о том, что первым автомобилем, созданным Фердинандом Порше, был электромобиль Porsche 1. Но если так, причем здесь будущее спросите вы?
По объективным причинам (в основном из-за малой емкости аккумуляторов) электромобили не выпускались массово до недавнего времени. Но благодаря прогрессу, ситуация меняется: емкость батарей растет, время зарядки уменьшается, борцы за экологию и высокие цены на нефть в отдельных странах увеличивают напряжение на клеммах...
Даже Автоваз решил заняться производством электрокаров! Хотя, опыт одного голладского электромобилиста свидетельствует о том, что светлое электрическое будущее пока не наступило и потребуется еще несколько лет чтобы решить все проблемы.
Когда бездушные киловатты возьмут верх и начнут вытеснять теплых ламповых коней, поменяется еще кое-что. Новый виток развития получит солнечная (в первую очередь) энергетика. Дело в том, что на пути ее развития стоит две проблемы: дороговизна фотоэлементов и нестабильность выдаваемой мощности (ночью солнечные батареи не работают).
Первая должна решиться за счет улучшения технологии, а вторая — путем использования отслуживших свой срок автомобильных аккумуляторов. Потеряв всего 20-25% своей емкости, батарея уже не может быть использована в электромобле из-за значительного сокращения запаса хода. А вот для накопления и хранения солнечной энергии она вполне годится. Так массовый рынок электромобилей станет источником дешевых аккумуляторов для индустрии возобновляемой энергетики.
BMW без ноздрей
Этот тренд справедлив для всех автопроизводителей. Баварцев я выбрал только потому, что являюсь фанатом марки. Кроме того, «ноздри» это символ марки: BMW без ноздрей, как женщина без сисек. Поэтому расставание с ними будет наиболее мучительным.
Радиаторная решетка давно уже перестала быть необходимой для охлаждения двигателя. Эта инженерная задача теперь решается каким-то иным способом. И единственная причина по которой решетка все еще на месте состоит в том, что любой автомобиль без нее смотрится как автобус. Надеюсь ваша психика не пострадает от просмотра этой визуализации:
Особенно нелепо решетка выглядит у электромобилей. Например у Tesla, под капотом которой вообще нет мотора. Так что дизайнеры наверняка уже озабочены поиском переходного решения. А вот Porsche в этом вопросе повезло — у них сразу не было решетки спереди, а убрать ее сзади вообще не проблема.
Персональный транспорт
Тут я сразу начну с картинки и видео, чтобы описание было более предметным. Видео, к сожалению, на английском. Но зато картинка на русском :-)
К персональному транспорту можно отнести даже самокат, но в этот раз мы рассмотрим что-нибудь посерьезнее. На прошедшей в январе этого года в Лас Вегасе Выставке Потребительской Электроники (CES), было представлено много всего. В том числе работизированные автомобили и различные виды персонального транспорта. Идей того каким он может быть очень много. И какая из них победит пока не ясно. Но определенно можно сказать другое: в будущем персональный транспорт будет популярен и значительная часть людей в теплых и благоустроенных странах пересядут на него.
Пока на пути этого тренда одно основное препятствие — дороговизна. Шутка ли, мотоцикл с одним колесом (Ryno) стоит более $5000! Сколько двухколесных можно купить за эти деньги? Широко известный Segway стоит еще дороже. (Китайцы, правда уже решают эту проблему более доступными по цене копиями)
Вот еще парочку идей того, как может выглядеть персональный транспорт будущего:
- Одноколесный мотоцикл, пассажир сидит внутри колеса
- Orbit wheel, полеса надеваются на ноги
- Solowheel, колесо с мотором, размером с чемодан
- DTV Shredder, гусеничный скейтборд
Важным трендом в развитии транспорта являются беспилотные автомобили. Но это уже тема отдельного поста.
Это мой первый пост на Автокадабре. Буду рад прочитать ваши отзывы о статье в комментариях. Если материал показался вам интересным, обязательно дайте мне знать (ставьте лайки) — буду продолжать писать на эту тему. Или, возможно, выберу другую, которая больше интересует вас.
Если серьезно, то очень интересно, продолжайте в том же духе! Лично меня, как владельца Приуса, такие вещи очень интересуют, спасибо за потраченное время на написание статьи!
Обзор серийной модели сделать пока не представляется возможным :-)
Какой-то косплей на Гарри Поттера ))))))
Но радиатор же никуда не делся! Так что хочу подискутировать!
А так статья норм! ставлю лойс!
А радиаторная решётка, которая над бампером, чисто декоративной стала.
B4 уже не вызывал таких эмоций.