Памятка для «самоодураченных» покупателей.
Есть вещи, которые мы покупаем «вслепую», совершенно не обращая внимание на содержание. Нам для того, чтобы сделать выбор, важен бренд, упаковка, цена. А что внутри? Мы часто даже не догадываемся. Характерный пример — чай в пакетиках. Мы приходим в супермаркет, выбираем упаковку со знакомым логотипом, приносим домой и пьем. При этом понятия не имеем, где этот чай выращивали, как собирали, чем он отличается от других. Да, безусловно, есть гурманы, которые все это знают, но в масштабах страны их очень мало. А все остальные покупают… упаковку. Вы можете со мной не согласиться, но на автомобильном рынке сейчас происходит то же самое. Мы приобретаем что угодно, только не автомобиль с его достоинствами и недостатками. И в этом нам помогает огромное количество автомобильных мифов. Мы попытаемся вспомнить самые распространенные из них. Одна машина надежнее другой Это, пожалуй, самый авторитетный автомобильный миф. Каждый год множество журналов и «экспертных организаций», особенно в США, публикуют рейтинги надежности новых и подержанных автомобилей. А мы — автомобильные журналисты — пишем об этом новости, заявляя, что одни машины надежнее других. К сожалению, к реальной жизни это не имеет почти никакого отношения. Все такие рейтинги составляются по одной схеме — считается, как часто тот или иной автомобиль появляется на сервисе «внепланово», то есть между регулярными ТО. А теперь давайте подумаем, от чего это может зависеть. Во-первых, от регулярности ТО. Если у одной машины межсервисный пробег 10 тысяч километров, а другая по рекомендации производителя остается без присмотра сервисменов 20 тысяч, то у нее, безусловно, больше вероятность проявления той или иной неисправности. Значит ли это, что она менее надежна? Нет! Во-вторых, у разных машин разные владельцы. И это, пожалуй, главный фактор, который определяет место того или иного автомобиля в рейтингах. К примеру, мне известны несколько человек, которые ездили на «очень надежных» машинах и хвастались, что у них «ничего не ломается». Правда, потом на ТО выяснялось, что у одного автомобиля развалились опоры стоек, у другого — вытекли два амортизатора, и так далее. Тем не менее, если судить по вышеописанной схеме, то эти автомобили получаются надежными — владельцы не ощущали никакого дискомфорта и на сервис «внепланово» не обращались. Поэтому на самом деле для попадания в верхние строчки рейтинга автомобиль не должен «не ломаться». Он должен ломаться незаметно для владельца. Друг (брат, тесть, подруга…) ездит и хвалит Есть такая пословица: «Всяк кулик свое болото хвалит». В контексте автомобилей такая пословица актуальна вдвойне, особенно в России. Думаете, человек, выложивший несколько десятков тысяч долларов за автомобиль, будет объективно оценивать его достоинства и недостатки, а тем более признается — себе, не то, что вам — что он совершил ошибку и купил «не то»? Такие люди, безусловно, встречаются, но их очень мало. К тому же «советчик» подбирал машину для себя, а не для вас, и далеко не всегда по здравому расчету. К примеру я знаю несколько (!) человек, купивших машину, у которой «из-под заднего бампера подвеска не торчит». Есть, наоборот, примеры необоснованной антипатии к собственной машине. Один автовладелец однажды рассказывал, что его машина постоянно перегревается. Называл ее рухлядью, бил себя в грудь, что больше никогда не купит автомобиль этой марки… Вот только в ходе разговора выяснилось, что с этой неисправностью он ни разу (!) не обращался на сервис. Видимо думал, что должна починиться сама. Мораль здесь очень простая. Про свою машину готов довольно много рассказать любой. Только в большинстве случаев это будут лишь эмоции конкретного человека при общении с конкретным автомобилем, и почти никакого «конструктива». Как бы убедительно этот человек не рассказывал. В журнале написано… В журналах тоже работают люди, и они тоже могут быть необъективными. Кроме того, читая прессу, периодически сталкиваешься с банальной некомпетентностью авторов. И на мой субъективный взгляд (да простят меня коллеги по цеху), многое из написанного автожурналистами стоит «делить на восемь». К тому же все познается в сравнении. И если вы читаете одиночный тест-драйв, а тем более репортаж с презентации новой модели, то практически никогда не найдете там негатива. Потому что в этом случае журналисты, как правило, заочно сравнивают новую машину с предыдущей моделью, и логично, что видят они в первую очередь «исправленные недостатки». Существуют, с другой стороны, и сравнительные тесты. Но и они говорят лишь то, что «автомобиль А понравился человеку B (пускай даже авторитетному) больше чем автомобиль С в момент D». Не более того. Еще можно посмотреть на таблицы технических характеристик, или даже замеры, проведенные экспертами на полигоне. Они, к сожалению, тоже почти ни о чем не говорят. К примеру, есть такой параметр как «разгон до сотни». Конечно, он дает некое представление о динамических характеристиках автомобиля, но лишь «очень некое». На самом деле это почти как в известном анекдоте — «модель победы сферического коня в вакууме». «Сотня» — это всего лишь цифра с двумя нулями. И в обычной жизни никто не ставит перед собой цели разогнаться как можно быстрее именно до такой скорости. Иногда важно ускориться до 60, иногда до 120, иногда с 80 до 110… И здесь аутсайдер (если речь идет о сравнении автомобилей) в спринте до «сотни» может оказаться лидером. «Японцы» лучше (хуже) «европейцев» («американцев») В этом вопросе от поиска правды лучше сразу отказаться. Потому что сейчас, в эпоху глобализации, автопроизводители на разных континентах используют одно и то же (или похожее) оборудование для проектирования автомобилей, сварки, сборки, окраски… Они закупают у одних и тех же поставщиков коробки передач, системы впрыска, ABS и многое другое. При этом, безусловно, машины, произведенные в разных странах, отличаются. Но совсем не потому, что одни «умеют делать хорошо», а другие — нет (Китай в расчет не берем). Просто в мире есть миллионы покупателей, которые лучшей на свете машиной считают «итальянца», «японца», «француза» или «немца». И поддерживать такие мифы гораздо выгоднее, чем их опровергать. Российская сборка хуже иностранной Тут все просто. Каждый автопроизводитель дает на свои машины гарантию. И если они ломаются, ему придется чинить их за свой счет. А теперь скажите, какая компания в здравом уме вложит кучу (минимум сотни миллионов долларов) в российское сборочное производство, а потом будет выпускать там автомобили низкого качества и потихоньку разоряться на их гарантийном обслуживании? Она популярна в Америке, а значит… Не один раз я слышал от людей, что «американцы — самые требовательные покупатели в мире». И если машина популярна в Штатах, значит она однозначно «очень хорошая», если не «самая лучшая». Боюсь, что к действительности это не имеет никакого отношения. В США жесткая конкуренция, а как следствие — очень низкие цены на автомобили «народных» марок. К примеру в России один популярный семейный седан (не будем называть модель) с двигателем V6, шестиступенчатым «автоматом» и полным набором опций стоит более 45 тысяч долларов. А в США такая же, вроде бы, машина по прайсу обходится в 28 с небольшим тысяч долларов. А на деле и того ниже. Почему так дешево? Что нужно рядовому американцу — большой багажник, мягкая подвеска, легкий руль, максимальное число подстаканников, парочка ЖК-дисплеев, несколько подушек безопасности, выгодные условия по кредиту… и все. Управляемость, эргономика, качество отделки, дизайн, антикоррозионная обработка — это не так важно, а значит можно сэкономить. Когда-то Ford решил продавать в США европейские модели, в частности Scorpio и Mondeo. Эти попытки закончились неудачей. Американцы не поняли, почему у них такой маленький багажник, такая жесткая подвеска и при этом довольно высокая цена. Проще говоря, за океаном не оценили попытки немцев сделать машины гармоничным внешне и наделить их хорошей управляемостью. Впрочем далеко не все автомобили, что продаются в США — это максимально удешевленные «багажники с подстаканниками». Там есть спрос и на «хорошие», довольно дорогие автомобили, но только при условии «раскрученности» бренда. Например, там отлично продаются Mercedes, BMW и Volvo. Их владельцам наплевать на исполинские размеры багажника, корабельную плавность хода и прочие атрибуты американского автомобиля — они готовы платить за дизайн, качество и имидж. И для завоевания такой аудитории в свое время были созданы бренды Lexus, Infiniti, Acura и Amati (под этой маркой собиралась продавать дорогие машины Mazda). Это, пожалуй, был самый сложный для объяснения миф, поэтому позволю себе небольшое резюме. В США покупатели смотрят в основном на цену и бренд. Продукт, к сожалению, как и в России, большого значения не имеет. Новая модель всегда лучше старой… «Лучше» и «хуже» — очень относительные понятия. Новая модель как правило больше, комфортнее, безопаснее и отвечает более строгим экологическим нормам. Но ведь и подушки безопасности, и «гаджеты», и всевозможные катализаторы — все это стоит денег, а цена автомобиля у дилера остается на том же уровне. Почему? Потому что автопроизводители, выпуская новый автомобиль, пытаются не только сделать его привлекательнее предшественника, но и изрядно сэкономить. Для этого они строят несколько моделей на одной платформе, с максимальной унификацией. Некоторые узлы делают неразборными, чтобы проще была их установка. Чтобы тратить меньше денег на «железо», применяют высокопрочные стали и пластик. Километры проводки заменяют мультиплексной шиной… Как все это сказывается на автовладельцах? Если машина на гарантии и застрахована, то ему остается лишь радоваться всем этим нововведениям. А если автомобиль уже не новый, и весь ремонт, особенно кузовной, приходится выполнять за свои деньги, то очень даже сказывается. Ты понимаешь, что пластиковое крыло, в отличие от металлического, нельзя отрихтовать. Сталкиваешься с тем, что для диагностики любой неисправности нужен специальный компьютер, который есть только у дилеров, да и то не у всех, и так далее… Дороже значит лучше Ценообразование — хитрая наука, а на российском автомобильном рынке в особенности. Дело в том, что одни компании пытаются извлечь максимальную прибыль, а другие, наоборот, работают в убыток, стараясь завлечь покупателей феноменально низкими ценами. А жители Германии, Франции, Великобритании и других западноевропейских стран искренне удивляются, когда узнают, сколько у нас стоят те или иные автомобили. Причем дело тут не в абсолютном значении цены (она обусловлена таможенными пошлинами, затратами на логистику и прочими обстоятельствами), а в том, что довольно дорогой и качественный по их меркам автомобиль у нас считается дешевым. И наоборот, мы готовы платить немалые деньги за второсортную, по их мнению, машину. Чтобы понять, о чем я говорю, зайдите на немецкие или британские сайты известных вам автопроизводителей, посмотрите на прайс-листы и сравните их с нашими, а также между собой. Честное слово, это немало вас удивит. Эпилог Для чего мы писали все это? Да просто жаль, когда старания первоклассных инженеров, дизайнеров и испытателей пропадают зря. А покупатель, вместо того, чтобы разобраться в ассортименте и выбрать себе действительно хороший автомобиль, идет за тем, что «друг посоветовал» или «в телевизоре показали». Поэтому мы попытались рассказать вам о самых популярных мифах. Если вы прочитали все это и поверили, то у вас должен возникнуть вопрос: «Что делать?». Ответ простой. Помните, что вы покупаете автомобиль, а не статью в журнале и не строчку в рейтинге. И делать свой выбор надо в первую очередь, основываясь на своих, а не чужих впечатлениях. Все это не значит, что автомобильные журналы читать не надо. Надо. Там довольно много полезной информации. Но и вы не ленитесь: не покупайте автомобили вслепую, заказывайте тест-драйв, заходите в салоны конкурентов. И будет всем счастье. =)
И, кстати, нет идеальных машин, просто некоторые товарищи превращаются в фанатов :-)
По пунктам:
надежность — какой у нас человек смотрит регулярно рейтинги надежности и исходя из этого делает вывод??? У нас так: Блин, короче Васек купил рено, она у него сыпется, то тот датчик, то другой. А вон Толян беху купил даже масло не меняет и все окей.
Про похвалы и ругань знакомых. Просто у нас все обычно совета спрашивают у людей, которые с авто как-то связаны профессионально или увлекаются. Они бывают порой весьма объективны.
Про журналы — бред. Если читать авторитетную прессу (Авторевю самый яркий пример), а не колонку автоновостей на каком-нибудь сайте знакомств, то все очень наглядно. ОЦенивается не только разгон до сотни, но и простота управления газом, прогнозируемость торможения. Оценивается масса параметров! И каждый, у кого не опилки в голове, может взять за приоритетные показатели только те, которые нужны именно ему.
В Сша мало смотрять на бренд. Только на прайс.
Новая модель всегда! дороже старой, даже после рестайлинга. А для удешевления производства есть масса других способов. Ну и для диагностики авто лучше всегда прибегать к помощи специалиста.
Про ценообразование вообще не понял о чем автор. Просто тупо у нас процентов на 30-40 машины дороже и все. И при прикидывании цен на новую модель все равно все ориентируются на западные цены.
Вот так:) Извини, автор, я понимаю, что ты просто скопипастил, но пройти мимо я не мог)))
Он привлёк меня внешним видом, дизайном. Я ни на что больше не смотрел, кроме него.
Он был для меня лучшим автомобилем на тот момент. Когда пару месяцев потался,
привык к нему — стал воспринимать иначе. Задумался о «прожорливости», стоимости ТО,
сравнил отделку салона с конкурентами, комплектацию. И уже объективно понял, что я
просто «запал» на конфетку, внутри которой нет ничего особенного. Просто яркая обёртка.
Конечно, стоит отдать должное двигателю, подвеске, и внешнему дизайну. Но не более.
Сейчас я уже собрался менять Lancer X на более практичную и дешевую в обслуживании
машину, которая стоит практически те же деньги. Мой выбор пал на Hyundai Tucson. Да,
у него не такая броская внешность, не такая динамика. Но с точки зрения практичности
и моей личной оценки — он для меня намного лучше первой машины, хотя и является
более «старой» моделью. Вот так.
А потом просто приоритеты поменялись.
К примеру, при такой операции как перекидка руля, рулевая рейка самая дорогая запчасть, которую нужно поменять. Именно поэтому почти всегда ищется донор или просто б.у. рейка.
Я вот попал в небольшое ДТП как-то раз, помял крыло немного, повредил пластиковый бампер и фару.
Стоимость ремонта насчитали почти $7000.
И за 1000/10000 ТО я лучше буду платить по $50/$120 для Tucson-а, а не $150/$240…
Я каждый день на дорогах Киева вижу много Lancer X.
Раньше люди засматривались, взглядом провожали.
А сейчас она не более интересна, чем та же Honda Civic.
«И делать свой выбор надо в первую очередь, основываясь на своих, а не чужих впечатлениях.»
:-)
Так что чужое мнение важно, я думаю в том числе из-за этого многие здесь и будут находится;)