Непростая «Победа»
Ралли «Победа 2008», бесспорно запомнится. Зрителям и сотрудникам безопасности — погоней за вырвавшимся, на перекрытый спецучасток, нарушителем. Спортсменам – экспериментом организаторов со смешанным покрытием. Самим организаторам – неожиданными сложностями, с которыми пришлось столкнуться при подготовке ралли. Но обо всем по порядку.
Желание местных жителей проехать по перекрытому спецучастку, встречается всегда и везде. Но, как правило, вежливые объяснения судей и представителей службы безопасности воспринимаются, и с ворчанием, но все же подчинившись, люди покорно ждут снятия перекрытия. Порой требуется вмешательство сотрудников ДПС, для особо волнующихся автолюбителей.
Молодому человеку, решившему выехать на трассу СУ 4 со стороны финиша, после того как прошли уже нулевые экипажи, все эти преграды оказались нипочем. То ли алкоголь, то ли наркотики, задурманившие юный мозг, сделали свое дело, и темно-зеленая «девятка» пошла в лоб спортивному каналу. Старт был вовремя приостановлен, и навстречу нарушителю, вместо спортивных автомашин помчались два экипажа ДПС.
Однако перегороженная поперек дорога не остановила нетрезвого любителя скорости, и он, проигнорировав требования сотрудников ГАИ, рванул дальше. Каким чудом он не вылетел с дороги в толпу зрителей на Т-образном перекрестке – загадка и везение. Дошло до того, что инспекторам, бросившимся в погоню, пришлось применить табельное оружие. В конечном итоге нарушитель был пойман, а его дальнейшая судьба, скорее всего, зависит от решения суда. Правонарушений, за свой короткий путь в несколько километров, он насовершал более чем достаточно. Вот такой вот «биатлон» получился.
Фото: Юлия Котельникова
Ну а теперь пора вернуться к самому ралли. Необычный эксперимент, на который решились организаторы – применение смешанного покрытия на соревновании, связан с решением FIA о разрешении таких ралли с 2009 года. И первый опыт был поставлен на «Победе». По мнению организаторов, эксперимент оказался удачным, хотя спортсмены отзывались о новшестве достаточно сдержанно. Сергей Иванов, организатор ралли: «Не секрет что со следующего года, ралли с двумя типами покрытия возвращаются в Чемпионат Мира, о чем уже принято соответствующее решение FIA. А мы решили провести у себя такое экспериментальное ралли еще и по той причине, что отказались, от полностью грунтового ралли „Бородино“. И в трассе ралли „Победа“ мы совместили и грунтовые и асфальтовые спецучастки.
Данное решение было продиктовано, еще и желанием поднять спортивный интерес. Не секрет, что у раллистов, есть своя специализация – кому-то лучше дается асфальт, кому-то грунт. А при наличии в одной гонке „удобных“ и „неудобных“ для спортсмена дорог, шансы более-менее уравниваются, и требуется иначе строить тактику борьбы. На мой взгляд, эксперимент удался. Во всяком случае, спортсмены „проголосовали“ за него еще на этапе подачи заявок – 84 экипажа было заявлено, что для центрального региона своеобразный рекорд.
По поводу исчезнувшего „Бородино“ горевать не стоит — со следующего года в календаре клубных гонок появится зимнее ралли, которое будет проводится здесь же, в окрестностях Можайска. Несмотря на то, что эти дороги достаточно просты, в этом сомнений нет ни у кого, именно это является залогом массовости. Начинающие экипажи пробуют себя именно здесь, на простых и достаточно близких к Москве трассах, которые сравнительно малотребовательны к подготовке автомобиля». Андрей Гусев, комиссар по безопасности и маршруту: «Клубная серия в плане введения каких-то новшеств в ралли является первопроходцем и своеобразным полигоном для обкатки. Так было с системой Супер-ралли, которую мы впервые опробовали здесь, и вот теперь – смешанное покрытие.
Мы оцениваем технические аспекты, временные затраты и прочие моменты, чтобы потом применить это на „старших братьях“ — Кубке и Чемпионате России. Что меня поразило в этот раз – даже некоторые экипажи, которые едут в зачете „Клуб стандарт“ за отведенные 2 часа сервиса меняли подвеску с асфальтовой на грунтовую. Не говоря уже о более серьезных зачетах. Меня это обнадеживает, и я думаю, смешанное покрытие приживется в Российском ралли».
Однако мнения спортсменов пока не дают такой уверенности. Для многих новшество вызвало непонятные ощущения. Дмитрий Бессонов, пилот: «Тяжело перестраиваться. Еще вчера мы себе сделали пометочку на время сервиса — „Перестроить мозги“. Не в машине, а у самих себя. Пилотирование на грунте и асфальте сильно отличаются. А после этого ралли какое-то впечатление – ни два, ни полтора. Там проехали только вкатились, потом пришлось перестраиваться, тут проехали чуть-чуть. Нет целостности какой-то. Настройки машины пришлось делать усредненные, потому что полноценно за время сервиса перестроить машину под другой тип покрытия сложно. Для меня комфортнее ехать все-таки гонку с однородным покрытием». Рубен Ханбекян, пилот: «Такой формат проведения ралли, более сложный и более затратный с точки зрения обеспечения. В принципе он интересен, но лучше все-таки однородное покрытие. Для меня самый сложный момент во всем этом – перенастройка автомобиля. Моя машина была слабо готова к асфальту. Надо, либо готовить автомобиль к таким условиям гонок, но для этого надо быть уверенным, что они станут постоянными, либо ставить какие-то усредненные, что не позволит показывать максимальный результат ни на одном типе покрытия. Если организаторы примут решение проводить такие ралли, значит, будем к ним готовиться». Михаил Скрипников, пилот: «Для нас, участников Кубка Логан, это очень хороший переходный этап, перед следующей гонкой – ралли „Вираж“ в Гуково. Есть возможность привыкнуть к большим скоростям на грунте. Сам по себе формат, на мой взгляд, интересен. Но не для этих дорог. Слишком быстрые спецучастки, и быстро переключится, в плане пилотирования, с асфальта на гравий тяжело. Мы проводили и грунтовые и асфальтовые тренировки, у нас настраиваемая подвеска, и получилось проехать неплохо. Но у нас есть план на сезон, в котором и асфальтовые и грунтовые гонки и нам несколько проще в техническом плане. Другие экипажи, которые ограничены, скажем в финансировании, и целенаправленно едут только на ралли с одним из типов покрытия – им, безусловно, сложнее. Возможно, если бы не столь быстрые и прямые спецучастки, то реакция на такой „сдвоенный“ формат, была бы более положительная. А когда 80 процентов дистанции едешь на пятой передаче с газом в полу, это все-таки гонка моторов».
При организации ралли «Победа» приходится учитывать многие факторы. И огромное количество дачных участков, располагающихся в данном районе, и обилие населенных пунктов, по территории некоторых, как ни крути, пройдут скоростные участки. Несмотря на развешанные предупреждения о проведении ралли, и все согласования с администрацией района и ГАИ, часть местных жителей остается недовольна. Особенно это касается грунтовых спецучастков. Их можно понять. Мирная размеренная жизнь в зеленом уголке вдруг нарушается ревом спортивных автомобилей и клубами пыли. Но это единственное ралли, оставшееся в Подмосковье и организаторы стараются сделать все, чтобы сохранить гонку и не сильно досаждать местным жителям. Но возникают и сложности другого плана.
В администрацию Президента Российской Федерации, было направлено письмо за подписью нескольких десятков руководителей Военно-исторических клубов и других аналогичных организаций. В нем ревнители Российской истории, сетовали на то, что проведение ралли по дорогам Можайского района разрушает памятники истории. Сергей Иванов, организатор ралли: «Это письмо создало определенные трудности при проведении соревнования. Нам пришлось отказаться от использования в гонке дорог, упомянутых в означенном документе. Однако, как мне видится данная ситуация, письмо было написано неким хозяйствующим субъектом, каким-то образом причастным к дорогам в районе Бородинского музея-заповедника. А общественным организациям, перечисленным в документе, было в добровольно-принудительном порядке предложено под ним подписаться.
Цель, в общем–то, понятна. Желание получить денег от организаторов ралли. Само по себе письмо не выдерживает критики. Например, если посмотреть на карту, то Шевардинский редут, о котором в частности идет речь, находится в 500 метрах от трассы ралли и в 300 метрах от железной дороги Москва-Беларусь (Европа). И согласится с тем, что автомобили, проезжающие по трассе создают большие вибрации почвы, чем железнодорожные составы, разрушающие исторический памятник очень сложно. К сожалению, о существовании данного письма мы узнали за пару недель до старта, и поговорить с соответствующими органами власти не удалось. Но мы обязательно это сделаем и вернемся на эти трассы.
Тем более, что, на мой взгляд, ралли привлекает сюда массу зрителей и туристов, и лишить их возможности лишний раз посетить исторические места, было бы неправильно. К слову, я в этот раз сопровождал гостей ралли, и когда до перекрытия трассы я двигался по первому спецучастку и приблизился к зрительской зоне, возникло ощущение, что мы находимся как минимум на этапе чемпионата мира. Огромное число зрителей. Было очень отрадно видеть такой интерес к соревнованию».
Кроме интереса, ралли вызывает и недовольство местных жителей. Хорошо когда оно выражается просто в нелестных словах в адрес администрации, спортсменов и лично стоящих в перекрытии судей и сотрудников безопасности. Но бывают и более серьезные инциденты. Андрей Гусев, комиссар по безопасности и маршруту: «Совсем без проблем на ралли не бывает. Понятно, что всем угодить нельзя, хотя мы и стараемся сделать трассу так, чтобы, по возможности, не доставлять неудобств местным жителям и владельцам дачных участков, которых здесь, по-моему, около 30 тысяч.
Кто-то прорывается через перекрытие, кто-то просто скандалит. Я хочу искренне поблагодарить начальника ГАИ Можайского района Базина Юрия Анатольевича и ребят — сотрудников АльянсМоторСпорт, которых мы постоянно привлекаем для обеспечения безопасности. Эти две службы стараются сделать все, чтобы обеспечить безопасность, как спортсменов, так и самих жителей, чтобы они не попали в ДТП на трассе.
В этот раз мы столкнулись с двумя серьезными проблемами, которые к счастью удалось быстро разрешить. Первая, это прорвавшийся на трассу автомобиль, который был перехвачен сотрудниками ГАИ, и на одном из СУ местные жители пытались помешать движению спортивного канала путем постройки баррикад, но вмешательство сотрудников службы безопасности, нарядов ДПС и постовых милиционеров помогло разрешить конфликт и ралли продолжилось.
Но это ралли – единственное оставшееся в Подмосковье, и мы будем стараться изо всех сил, тем более имея поддержку местных властей, сохранить его».
Вот таким оказалось это ралли «Победа». Экспериментальным, сложным, напряженным. А ведь стоя на каком-нибудь СУ и снимая пролетающие мимо спортивные болиды, порой об этом даже не знаешь.
Павел Низкин, RallyRus, Москва
Желание местных жителей проехать по перекрытому спецучастку, встречается всегда и везде. Но, как правило, вежливые объяснения судей и представителей службы безопасности воспринимаются, и с ворчанием, но все же подчинившись, люди покорно ждут снятия перекрытия. Порой требуется вмешательство сотрудников ДПС, для особо волнующихся автолюбителей.
Молодому человеку, решившему выехать на трассу СУ 4 со стороны финиша, после того как прошли уже нулевые экипажи, все эти преграды оказались нипочем. То ли алкоголь, то ли наркотики, задурманившие юный мозг, сделали свое дело, и темно-зеленая «девятка» пошла в лоб спортивному каналу. Старт был вовремя приостановлен, и навстречу нарушителю, вместо спортивных автомашин помчались два экипажа ДПС.
Однако перегороженная поперек дорога не остановила нетрезвого любителя скорости, и он, проигнорировав требования сотрудников ГАИ, рванул дальше. Каким чудом он не вылетел с дороги в толпу зрителей на Т-образном перекрестке – загадка и везение. Дошло до того, что инспекторам, бросившимся в погоню, пришлось применить табельное оружие. В конечном итоге нарушитель был пойман, а его дальнейшая судьба, скорее всего, зависит от решения суда. Правонарушений, за свой короткий путь в несколько километров, он насовершал более чем достаточно. Вот такой вот «биатлон» получился.
Фото: Юлия Котельникова
Ну а теперь пора вернуться к самому ралли. Необычный эксперимент, на который решились организаторы – применение смешанного покрытия на соревновании, связан с решением FIA о разрешении таких ралли с 2009 года. И первый опыт был поставлен на «Победе». По мнению организаторов, эксперимент оказался удачным, хотя спортсмены отзывались о новшестве достаточно сдержанно. Сергей Иванов, организатор ралли: «Не секрет что со следующего года, ралли с двумя типами покрытия возвращаются в Чемпионат Мира, о чем уже принято соответствующее решение FIA. А мы решили провести у себя такое экспериментальное ралли еще и по той причине, что отказались, от полностью грунтового ралли „Бородино“. И в трассе ралли „Победа“ мы совместили и грунтовые и асфальтовые спецучастки.
Данное решение было продиктовано, еще и желанием поднять спортивный интерес. Не секрет, что у раллистов, есть своя специализация – кому-то лучше дается асфальт, кому-то грунт. А при наличии в одной гонке „удобных“ и „неудобных“ для спортсмена дорог, шансы более-менее уравниваются, и требуется иначе строить тактику борьбы. На мой взгляд, эксперимент удался. Во всяком случае, спортсмены „проголосовали“ за него еще на этапе подачи заявок – 84 экипажа было заявлено, что для центрального региона своеобразный рекорд.
По поводу исчезнувшего „Бородино“ горевать не стоит — со следующего года в календаре клубных гонок появится зимнее ралли, которое будет проводится здесь же, в окрестностях Можайска. Несмотря на то, что эти дороги достаточно просты, в этом сомнений нет ни у кого, именно это является залогом массовости. Начинающие экипажи пробуют себя именно здесь, на простых и достаточно близких к Москве трассах, которые сравнительно малотребовательны к подготовке автомобиля». Андрей Гусев, комиссар по безопасности и маршруту: «Клубная серия в плане введения каких-то новшеств в ралли является первопроходцем и своеобразным полигоном для обкатки. Так было с системой Супер-ралли, которую мы впервые опробовали здесь, и вот теперь – смешанное покрытие.
Мы оцениваем технические аспекты, временные затраты и прочие моменты, чтобы потом применить это на „старших братьях“ — Кубке и Чемпионате России. Что меня поразило в этот раз – даже некоторые экипажи, которые едут в зачете „Клуб стандарт“ за отведенные 2 часа сервиса меняли подвеску с асфальтовой на грунтовую. Не говоря уже о более серьезных зачетах. Меня это обнадеживает, и я думаю, смешанное покрытие приживется в Российском ралли».
Однако мнения спортсменов пока не дают такой уверенности. Для многих новшество вызвало непонятные ощущения. Дмитрий Бессонов, пилот: «Тяжело перестраиваться. Еще вчера мы себе сделали пометочку на время сервиса — „Перестроить мозги“. Не в машине, а у самих себя. Пилотирование на грунте и асфальте сильно отличаются. А после этого ралли какое-то впечатление – ни два, ни полтора. Там проехали только вкатились, потом пришлось перестраиваться, тут проехали чуть-чуть. Нет целостности какой-то. Настройки машины пришлось делать усредненные, потому что полноценно за время сервиса перестроить машину под другой тип покрытия сложно. Для меня комфортнее ехать все-таки гонку с однородным покрытием». Рубен Ханбекян, пилот: «Такой формат проведения ралли, более сложный и более затратный с точки зрения обеспечения. В принципе он интересен, но лучше все-таки однородное покрытие. Для меня самый сложный момент во всем этом – перенастройка автомобиля. Моя машина была слабо готова к асфальту. Надо, либо готовить автомобиль к таким условиям гонок, но для этого надо быть уверенным, что они станут постоянными, либо ставить какие-то усредненные, что не позволит показывать максимальный результат ни на одном типе покрытия. Если организаторы примут решение проводить такие ралли, значит, будем к ним готовиться». Михаил Скрипников, пилот: «Для нас, участников Кубка Логан, это очень хороший переходный этап, перед следующей гонкой – ралли „Вираж“ в Гуково. Есть возможность привыкнуть к большим скоростям на грунте. Сам по себе формат, на мой взгляд, интересен. Но не для этих дорог. Слишком быстрые спецучастки, и быстро переключится, в плане пилотирования, с асфальта на гравий тяжело. Мы проводили и грунтовые и асфальтовые тренировки, у нас настраиваемая подвеска, и получилось проехать неплохо. Но у нас есть план на сезон, в котором и асфальтовые и грунтовые гонки и нам несколько проще в техническом плане. Другие экипажи, которые ограничены, скажем в финансировании, и целенаправленно едут только на ралли с одним из типов покрытия – им, безусловно, сложнее. Возможно, если бы не столь быстрые и прямые спецучастки, то реакция на такой „сдвоенный“ формат, была бы более положительная. А когда 80 процентов дистанции едешь на пятой передаче с газом в полу, это все-таки гонка моторов».
При организации ралли «Победа» приходится учитывать многие факторы. И огромное количество дачных участков, располагающихся в данном районе, и обилие населенных пунктов, по территории некоторых, как ни крути, пройдут скоростные участки. Несмотря на развешанные предупреждения о проведении ралли, и все согласования с администрацией района и ГАИ, часть местных жителей остается недовольна. Особенно это касается грунтовых спецучастков. Их можно понять. Мирная размеренная жизнь в зеленом уголке вдруг нарушается ревом спортивных автомобилей и клубами пыли. Но это единственное ралли, оставшееся в Подмосковье и организаторы стараются сделать все, чтобы сохранить гонку и не сильно досаждать местным жителям. Но возникают и сложности другого плана.
В администрацию Президента Российской Федерации, было направлено письмо за подписью нескольких десятков руководителей Военно-исторических клубов и других аналогичных организаций. В нем ревнители Российской истории, сетовали на то, что проведение ралли по дорогам Можайского района разрушает памятники истории. Сергей Иванов, организатор ралли: «Это письмо создало определенные трудности при проведении соревнования. Нам пришлось отказаться от использования в гонке дорог, упомянутых в означенном документе. Однако, как мне видится данная ситуация, письмо было написано неким хозяйствующим субъектом, каким-то образом причастным к дорогам в районе Бородинского музея-заповедника. А общественным организациям, перечисленным в документе, было в добровольно-принудительном порядке предложено под ним подписаться.
Цель, в общем–то, понятна. Желание получить денег от организаторов ралли. Само по себе письмо не выдерживает критики. Например, если посмотреть на карту, то Шевардинский редут, о котором в частности идет речь, находится в 500 метрах от трассы ралли и в 300 метрах от железной дороги Москва-Беларусь (Европа). И согласится с тем, что автомобили, проезжающие по трассе создают большие вибрации почвы, чем железнодорожные составы, разрушающие исторический памятник очень сложно. К сожалению, о существовании данного письма мы узнали за пару недель до старта, и поговорить с соответствующими органами власти не удалось. Но мы обязательно это сделаем и вернемся на эти трассы.
Тем более, что, на мой взгляд, ралли привлекает сюда массу зрителей и туристов, и лишить их возможности лишний раз посетить исторические места, было бы неправильно. К слову, я в этот раз сопровождал гостей ралли, и когда до перекрытия трассы я двигался по первому спецучастку и приблизился к зрительской зоне, возникло ощущение, что мы находимся как минимум на этапе чемпионата мира. Огромное число зрителей. Было очень отрадно видеть такой интерес к соревнованию».
Кроме интереса, ралли вызывает и недовольство местных жителей. Хорошо когда оно выражается просто в нелестных словах в адрес администрации, спортсменов и лично стоящих в перекрытии судей и сотрудников безопасности. Но бывают и более серьезные инциденты. Андрей Гусев, комиссар по безопасности и маршруту: «Совсем без проблем на ралли не бывает. Понятно, что всем угодить нельзя, хотя мы и стараемся сделать трассу так, чтобы, по возможности, не доставлять неудобств местным жителям и владельцам дачных участков, которых здесь, по-моему, около 30 тысяч.
Кто-то прорывается через перекрытие, кто-то просто скандалит. Я хочу искренне поблагодарить начальника ГАИ Можайского района Базина Юрия Анатольевича и ребят — сотрудников АльянсМоторСпорт, которых мы постоянно привлекаем для обеспечения безопасности. Эти две службы стараются сделать все, чтобы обеспечить безопасность, как спортсменов, так и самих жителей, чтобы они не попали в ДТП на трассе.
В этот раз мы столкнулись с двумя серьезными проблемами, которые к счастью удалось быстро разрешить. Первая, это прорвавшийся на трассу автомобиль, который был перехвачен сотрудниками ГАИ, и на одном из СУ местные жители пытались помешать движению спортивного канала путем постройки баррикад, но вмешательство сотрудников службы безопасности, нарядов ДПС и постовых милиционеров помогло разрешить конфликт и ралли продолжилось.
Но это ралли – единственное оставшееся в Подмосковье, и мы будем стараться изо всех сил, тем более имея поддержку местных властей, сохранить его».
Вот таким оказалось это ралли «Победа». Экспериментальным, сложным, напряженным. А ведь стоя на каком-нибудь СУ и снимая пролетающие мимо спортивные болиды, порой об этом даже не знаешь.
Павел Низкин, RallyRus, Москва
Вобщем-то, понятно. Всем не угодишь.
А сколько таких правокачателей там на местах?
Причем, некоторые из них учиняют натуральные диверсии, вплоть до подкладывания «ежей» под колеса гонщикам и выкатывания бревен на дорогу.
То, что они при этом фактически покушаются на убийство совершенно невинных людей, их не останавливает.
А что до адекватности, так там еще есть «мамаша», которая продержала двух детей в машине все четыре часа, что ждала окончания перекрытия и жалуется, что дети плакали от этого ралли….
Во-первых, иногда и в «глуши» найдутся свои гоблины, во-вторых, «Победа» — последняя гонка, оставшаяся в окрестностях Москвы. Последняя возможность вытащить прессу, спонсоров.
Да и в глуши, как правило, проблемы с инфраструктурой — жить там негде, а гонка идет минимум 2-3 дня для спортсменов и команд.
Ну и до кучи — кому будут эти гонки в глуши нужны?:)
На мой взгляд, самая классная гонка для овощения:)
6-7 июня.