Предыстория борьбы с чиновничьими "мигалками"
В 1957 году глава МВД СССР Дудоров попытался упорядочить использование спецсигналов на автомобилях советского руководства и определить, чьим машинам полагаются эти символы власти.
На протяжении довольно долгого времени после революции главным отличительным признаком руководителя высокого уровня считалось само наличие у него персонального автомобиля.
Затем высшие чиновники мерились маркой и размерами автомобилей, а также тем, сколько автомобилей (для чиновника, охраны, семьи) полагалось по должности. А в 1930-1940-х годах для обеспечения безопасности при проезде вождя, чтобы потенциальные террористы не вычислили, в какой из машин кортежа находится Сталин, с его лимузинов начали снимать номера. А также ставить на них дополнительные мощные фары.
За высоким руководством, как водится, потянулась и остальная элита, и в результате ко второй половине 1950-х годов на улицах Москвы наблюдался полный сумбур в отличительных признаках начальственных авто, сбивавший с толку инспекторов ГАИ. Именно поэтому 17 июля 1957 года министр внутреннихдел СССР Н.П. Дудоров подписал распоряжение №230с "Об упорядочении применения дополнительных знаков и сигналов на автомобилях в городе Москве", в котором говорилось: "В городе Москве на легковых автомобилях установлено множество различных опознавательных знаков в виде дополнительных фар с желтым и белым светом, не предусмотренных заводами-изготовителями автомашин, окраски подфарников, окантовки номерных знаков светлыми металлическими рамками, изображения на ветровом стекле всевозможных знаков с номерами.
На отдельных автомашинах приспособлены сигналы типа "сирена". Наличие подобных сигналов, фар и других опознавательных знаков на автомобилях не предусматривается какой-либо необходимостью и лишь преследует цель преимущественного проезда, причем нередко по резервным зонам и осевым линиям улиц. Установлено, что такие автомобили двигаются с нарушениями правил движения, подают сигналы без крайней к тому необходимости и нередко создают опасную обстановку для остального транспорта и пешеходов.
Предлагаю:
1. Запретить в городе Москве установку на легковых автомобилях дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников, не предусмотренных заводами-изготовителями автомашин, а также окантовку номерных знаков и применение других отличительных обозначений, а имеющиеся снять.
Госавтоинспекции УВД исполкома Мосгорсовета к 2 5 июля 1957 года обеспечить выполнение этого требования всеми автохозяйствами города Москвы. Отделу РУД УВД исполкома Мосгорсовета после 25 июля 1957 года не допускать к движению автомобили, не имеющие на дополнительные фары специального разрешения.
2. Оставить в виде исключения дополнительные передние фары на легковых автомобилях согласно прилагаемому списку.
З. УВД исполкома Мосгорсовета пересмотреть все разрешения, выданные на установку сигналов типа "сирена", и оставить их лишь на оперативных автомобилях скорой помощи института им. Склифосовского; аварийных автомобилях Мосгаз, Мосводопровод, Мосэнерго и аналогичных служб управлений Моссовета; строевых пожарных автомобилях, входящих в боевой расчет; милицейских оперативных машинах — дежурного по городу, МУР и ОРУД. Предупредить водительский состав автомобилей с сигналом "сирена" о пользовании этим сигналом в исключительных случаях и лишь при крайней к тому необходимости. Водителей, не выполняющих этих требований, привлекать к строгой административной ответственности".
К распоряжению прилагался список тех, кому положены новые, узаконенные отличительные знаки:
"Список легковых автомашин, у которых оставить дополнительные передние фары и белую окантовку номерного знака.
Капитонов И. В.— секретарь МККПСС
Конотоп В. И.— секретарь МК КПСС
Марченко И. Т.— секретарь МГК КПСС
Бобровников Н. И.— председатель Моссовета
Игнатов Н. Ф.— председатель Мособ-лсовета
Кузьмин И. И.— заместитель председателя Совмина СССР
Хруничев М. В.— член Президиума Совмина СССР
Кучеренко В. А.— член Президиума Совмина СССР
Мацкевич В. В.— член Президиума Совмина СССР
Гришин В. В.— председатель ВЦСПС
Яснов М. А.— председатель Совмина РСФСР
Тарасов М. П.— председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
Громыко А. А.— министр иностранных дел СССР
Шелепин Н. А.- секретарь ЦК ВЛКСМ
Георгадзе М. П.— секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Руденко Р. А.— Генеральный Прокурор СССР
Конев И. С.— первый заместитель министра обороны СССР
Горшков С. Г.— первый заместитель министра обороны СССР
Малиновский Р. Я.— первый заместитель министра обороны СССР
Соколовский В. Д.— первый заместитель министра обороны СССР
Вершинин К. А.— Маршал Советского Союза
Необычного обладателя черной «Волги» отличало от обычного нали-
чие на машине специальных дополнительных фар
Москаленко К. С.— Маршал Советского Союза
Бирюзов С. С.— Маршал Советского Союза
Андреев А. А.— член Президиума Верховного Совета СССР
Коробов А. В.— управляющий делами Совета Министров СССР
Переверткин С. П.— первый заместитель Министра внутренних дел СССР
Толстиков О. В.— первый заместитель Министра внутренних дел СССР
Васильев С. А.— заместитель Министра внутренних дел СССР
Стаханов Н. П.— министр внутренних дел РСФСР
Барсуков М. В.— нач. Главного управления милиции
Лунев К. Ф.— первый заместитель председателя КГБ
Ивапгутин П. И.— первый заместитель председателя КГБ
Бельченко С. С. — заместитель председателя КГБ
Савченко И. Т.— заместитель председателя КГБ
Устинов В. К.— нач. 9 Управления КГБ
Белоконев В. С.— нач. Московского городского управления КГБ
Рокоссовский К. К.— заместитель министра обороны".
Для самого высокого начальства основной отличительный признак не изменился. Признаком принадлежности к высшему руководству осталось отсутствие номера. Но теперь только переднего.
И, как рассказывал мне бывший управляющий делами Совета министров СССР М.С. Смиртюков, получить право ездить без переднего номера было очень непросто. Даже сложнее, чем получить автомобиль, не соответствовавший должности.
"Чайки", к примеру, полагались чиновникам в ранге от министра и выше, а также председателям госкомитетов, за исключением Госкомспорта и Госкомархитектуры. В документах специально подчеркивалось, что в порядке исключения «Чайки» выделяются главе ТАСС, генпрокурору и председателю Верховного суда. Давали «Чайки» и некоторым зампредам Госплана и Госснаба.
Так что в общей сложности в обслуживании аппарата правительства было задействовано 90 "Чаек".
"Чайками",— вспоминал Михаил Смиртюков,— пользовались еще руководители Советов министров
союзных республик, секретари обкомов и облисполкомов. Первым мы выделяли новые машины.
А в области отдавали те, что уже были у нас в эксплуатации. Некоторое количество машин
продавали. По-моему, одну продали Патриарху".
Номенклатурная черная "Волга" ГАЗ-21 с дополнительными фарами на переднем бампере:
Членам президиума правительства — зампредам Совмина дополнительно выделялись "Волги" для обслуживания семьи. Замам министра полагались "Волги" с продолжавшего существовать автокомбината Мосгорисполкома. Такие же машины выделялись и для министров-пенсионеров, которые могли вызывать машину не более чем на 30 часов в месяц.
Приблизительно тот же порядок существовал и в ЦК, но там основной машиной оставалась долгие годы "Волга". А члены Политбюро и Секретариата ЦК, видимо, чтобы подчеркнуть свою руководящую и направляющую роль, в 1960-1970-х годах пересели на более престижные, чем "Чайки", "ЗИЛы". Секретари ЦК ездили на более компактном ЗИЛ-117, а члены Политбюро — на просторном ЗИЛ-114.
Местные руководители копировали московские порядки, и первые секретари обкомов и республиканских ЦК ездили без передних номеров. А секретари райкомов добывали для своих черных "Волг" не положенные им, но очень престижные дополнительные фары.
Времени прошло много, но что изменилось с тех пор, кроме типа спецсигналов?
Отсюда.