Про автомобильный туризм
Большой нудный пост, в котором постараюсь донести свою точку зрения про путешествия и "легализацию" прохождения определенных маршрутов, различия в категориях сложности и прочие аспекты. картинок нет.
Начну из далека - все вы наверняка слышали про бородатых туристов с палатками, водкой и гитарами - типа таких
В их рядах так же достаточно давно ходят холивары на тему легализации и бумажной волокиты, да и в целом то про что данный пост - корнями оттуда. В тайге издревле живут охотники-промысловики. Это их работа жить по несколько месяцев в гордом одиночестве дебрях, в окружении зверей. И для них весь этот ваш туризм - детские развлечения зажравшихся городских жителей =). Точно так же для дальнобойщиков, у которых подобные путешествия - работа - вызывает иногда недоумение когда люди едут за 1000км "просто посмотреть".
В целом - туризм - это вид спорта. Не важно - пеший, горный, вело, водный и прочие. как в любом спорте - им можно заниматься самостоятельно, во дворе, а можно тренироваться постоянно и участвовать в соревнованиях.
Туризм автомобильный в нашей стране был при СССР (не смотря на то что сам автомобиль был роскошью), но вместе с совком и заглох. Сейчас же группа инициативных товарищей, а по совместительству - оргов с http://orientirov.net/ озадачилась возрождением данного вида как официального вида туризма. Причём сразу в 2-х направлениях - автоориентирование и чемпионат маршрутов.
Ориентирование - имеет много общего с ралли 3 категории (любительский зачёт в котором может каждый принять участие), но в отличии от ралли - упор делается на ориентировании, запутанных заданиях и построениях по карте (как в классическом ориентировании) - в ралли ни кто не будет заставлять вас искать чекпоинт по азимуту =)) + требования к подготовке автомобилей сильно проще и участвовать можно на любой машине. Тут опубликован предварительный график чемпионата Москвы 2014 года. что бы он стал официальным - ждут бумажку, но вроде всё согласованно.
Чемпионат маршрутов же - мероприятие еще более простое и демократичное. Все мы ездим отдыхать (надеюсь). так вот затратив не много времени можно тот же самый отдых превратить в спортивное выступление. Всего то и нужно - за месяц до поездки предоставить маршрутную книжку в МКК (маршрутная квалификационная комиссия), а после поездки - туда же сдать отчет, который будет участвовать в чемпионате, а в будущем ляжет в архив и Вашим маршрутом могут воспользоваться другие туристы. Хотя на мой субъективный взгляд интернет этому более способствует, но я весьма ленив и до интернета добираюсь обычно долго, а в МКК устанавливают срок в 1 месяц на то что бы отчитаться и что бы не подвести товарищей - приходится не откладывать.... т.е. причина №1 - официоз позволяет не забивать на написание отчета + даётся готовая форма что бы не забыть действительно важные моменты.
Причина №2 - месяц до старта дисциплинирует и группу - гораздо меньше спонтанно желающих поехать в последний момент, а те кто хочет и готовы поехать - отваливаются более не охотно. При этом ни кто не мешает руководителю группы взять с собой таких вот "нежданчиков", если он сам к этому готов. Более того - отдельный интерес представляет составление маршрута, разбивка на дни и за тем соблюдение данного графика движения. Это не так просто, как может показаться...
Причина №3 - нужна именно группа. т.е. минимум 2 машины, а в тяжелых поездках и 3-4 - Вас не отпустят на сложный маршрут составом который с большой долей вероятности может не справится с маршрутом. + у группы будет человек, которому в определенное время нужно сообщать о положении дел. т.е. отсутствие своевременного сеанса связи (обычно смс) в указанную дату и время должно инициировать поисково-спасательные работы, чего при "диком" туризме не будет. по этой же причине важно соблюдать ранее заявленный маршрут.
+ в итоге будут справки о прохождении маршрута, спортивные книжки и со временем да же обещают разряды давать. Правда всё это пока только разрабатывается и сколько лет потребуется для получения КМС-а никто на данный момент точно и не скажет. Это конечно не самое главное в жизни, но ЧСВ щекочет =)))
теперь о категориях сложности маршрутов. Без справки о прохождении маршрута предыдущей категории сложности Вас не выпустят на сложный маршрут. при этом допускается в виде исключения например брать в 2КС 1 экипаж без опыта, но этот экипаж за этот маршрут получит справку только 1КС.
Категория Сложности в первую очередь оценивает сложность преодолеваемых препятствий, а не расстояний. более того - основная часть пройденного пути может приходиться на не активную часть маршрута и преодолеваться не своим ходом - например на автовозе или пароме. Активная же часть маршрута должна включать и некие преодолеваемые препятствия.
1КС - самые простые маршруты - по асфальту, длинной более 1000км и продолжительностью поездки более 2-х дней (что бы обычные ПВД не оформляли =)) При этом активная часть маршрута не обязательна должна быть всю 1000 - например можно 300 км ехать до точки старта, 400км - непосредственно маршрут и потом еще 300 - дорога домой в виде перегона.
В отчете всё равно нужно будет указать сложные участки и способы их преодоления. Например грунтовый съезд к достопримечательности или убитый участок дороги. Данная категория доступна для всех типов автомобилей.
2КС - тот же асфальт, но протяженность более 2500, + 100-200 км грейдеров. Грейдер в общем то считается дорогой с покрытием, но я встречал грейдеры, которые объективно хуже грунтовок. особенно в сухую погоду... Срок - более 7 дней. В отчете указываются сложные места - в этой категории их уже не так сложно найти, как в предыдущей. Данная категория доступна для всех типов автомобилей, подготовленных для передвижения по дорогам нашей страны. на феррари - будет сложно например...
3КС - от 2500км, от 7 дней. грунтовки, броды, леса и поля. в теории можно и на 2*4 автомобиле попробовать покататься, тем более на советском и в присутствии внедорожников, но на внедорожнике и проще и безопаснее - это уже их стихия.
4КС - как сказали орги: "Полная Чухлома на месяц" - для участников внедорожных покатушек этой фразы достаточно должно быть, а для всех остальных - гугл в помощь или забейте совсем - оно Вам не нужно =)))
В общем чем выше КС - тем сложнее и выше риск для жизни в том числе. у альпинистов например есть и 6 КС
Да, не маловажный момент - справки и прочие спортивности получают только пилот и штурман. пассажиры на заднем сиденье - просто репортеры и получают удовольствие =))
Ну и в завершении лично про себя - на эти майские откатан маршрут 2КС по карелии (по сути он 3-, но ни у кого 2КС не было), в планах - на майские 14 года - 3КС, в 15 году - 4КС.
для того что бы на майские 14 все смогли поехать - с 1 по 4 ноября катаем 1КС по ЦФО, а на НГ - 2КС по РБ.
В принципе я готов брать с собой тех, кто хочет "пощупать" всё это без бумажной волокиты - простые участники группы могут и не появляться в МКК (хотя МКК имеет право устроить группе проверку готовности на местности и для тяжелых маршрутов - скорее всего будет её проводить обязательно) и оказывать помощь для самостоятельного оформления маршрутов. Ибо обидно будет если такое интересное, на мой взгляд, начинание вновь заглохнет из-за отсутствия участников.
з.ы. если какие то аббревиатуры вызывают вопросы - пишите в комментариях - расшифрую.
upd: оф. бумага о чемпионате маршрутов http://fst-otm.net/_ld/0/64__-.jpg
Начну из далека - все вы наверняка слышали про бородатых туристов с палатками, водкой и гитарами - типа таких
В их рядах так же достаточно давно ходят холивары на тему легализации и бумажной волокиты, да и в целом то про что данный пост - корнями оттуда. В тайге издревле живут охотники-промысловики. Это их работа жить по несколько месяцев в гордом одиночестве дебрях, в окружении зверей. И для них весь этот ваш туризм - детские развлечения зажравшихся городских жителей =). Точно так же для дальнобойщиков, у которых подобные путешествия - работа - вызывает иногда недоумение когда люди едут за 1000км "просто посмотреть".
В целом - туризм - это вид спорта. Не важно - пеший, горный, вело, водный и прочие. как в любом спорте - им можно заниматься самостоятельно, во дворе, а можно тренироваться постоянно и участвовать в соревнованиях.
Туризм автомобильный в нашей стране был при СССР (не смотря на то что сам автомобиль был роскошью), но вместе с совком и заглох. Сейчас же группа инициативных товарищей, а по совместительству - оргов с http://orientirov.net/ озадачилась возрождением данного вида как официального вида туризма. Причём сразу в 2-х направлениях - автоориентирование и чемпионат маршрутов.
Ориентирование - имеет много общего с ралли 3 категории (любительский зачёт в котором может каждый принять участие), но в отличии от ралли - упор делается на ориентировании, запутанных заданиях и построениях по карте (как в классическом ориентировании) - в ралли ни кто не будет заставлять вас искать чекпоинт по азимуту =)) + требования к подготовке автомобилей сильно проще и участвовать можно на любой машине. Тут опубликован предварительный график чемпионата Москвы 2014 года. что бы он стал официальным - ждут бумажку, но вроде всё согласованно.
Чемпионат маршрутов же - мероприятие еще более простое и демократичное. Все мы ездим отдыхать (надеюсь). так вот затратив не много времени можно тот же самый отдых превратить в спортивное выступление. Всего то и нужно - за месяц до поездки предоставить маршрутную книжку в МКК (маршрутная квалификационная комиссия), а после поездки - туда же сдать отчет, который будет участвовать в чемпионате, а в будущем ляжет в архив и Вашим маршрутом могут воспользоваться другие туристы. Хотя на мой субъективный взгляд интернет этому более способствует, но я весьма ленив и до интернета добираюсь обычно долго, а в МКК устанавливают срок в 1 месяц на то что бы отчитаться и что бы не подвести товарищей - приходится не откладывать.... т.е. причина №1 - официоз позволяет не забивать на написание отчета + даётся готовая форма что бы не забыть действительно важные моменты.
Причина №2 - месяц до старта дисциплинирует и группу - гораздо меньше спонтанно желающих поехать в последний момент, а те кто хочет и готовы поехать - отваливаются более не охотно. При этом ни кто не мешает руководителю группы взять с собой таких вот "нежданчиков", если он сам к этому готов. Более того - отдельный интерес представляет составление маршрута, разбивка на дни и за тем соблюдение данного графика движения. Это не так просто, как может показаться...
Причина №3 - нужна именно группа. т.е. минимум 2 машины, а в тяжелых поездках и 3-4 - Вас не отпустят на сложный маршрут составом который с большой долей вероятности может не справится с маршрутом. + у группы будет человек, которому в определенное время нужно сообщать о положении дел. т.е. отсутствие своевременного сеанса связи (обычно смс) в указанную дату и время должно инициировать поисково-спасательные работы, чего при "диком" туризме не будет. по этой же причине важно соблюдать ранее заявленный маршрут.
+ в итоге будут справки о прохождении маршрута, спортивные книжки и со временем да же обещают разряды давать. Правда всё это пока только разрабатывается и сколько лет потребуется для получения КМС-а никто на данный момент точно и не скажет. Это конечно не самое главное в жизни, но ЧСВ щекочет =)))
теперь о категориях сложности маршрутов. Без справки о прохождении маршрута предыдущей категории сложности Вас не выпустят на сложный маршрут. при этом допускается в виде исключения например брать в 2КС 1 экипаж без опыта, но этот экипаж за этот маршрут получит справку только 1КС.
Категория Сложности в первую очередь оценивает сложность преодолеваемых препятствий, а не расстояний. более того - основная часть пройденного пути может приходиться на не активную часть маршрута и преодолеваться не своим ходом - например на автовозе или пароме. Активная же часть маршрута должна включать и некие преодолеваемые препятствия.
1КС - самые простые маршруты - по асфальту, длинной более 1000км и продолжительностью поездки более 2-х дней (что бы обычные ПВД не оформляли =)) При этом активная часть маршрута не обязательна должна быть всю 1000 - например можно 300 км ехать до точки старта, 400км - непосредственно маршрут и потом еще 300 - дорога домой в виде перегона.
В отчете всё равно нужно будет указать сложные участки и способы их преодоления. Например грунтовый съезд к достопримечательности или убитый участок дороги. Данная категория доступна для всех типов автомобилей.
2КС - тот же асфальт, но протяженность более 2500, + 100-200 км грейдеров. Грейдер в общем то считается дорогой с покрытием, но я встречал грейдеры, которые объективно хуже грунтовок. особенно в сухую погоду... Срок - более 7 дней. В отчете указываются сложные места - в этой категории их уже не так сложно найти, как в предыдущей. Данная категория доступна для всех типов автомобилей, подготовленных для передвижения по дорогам нашей страны. на феррари - будет сложно например...
3КС - от 2500км, от 7 дней. грунтовки, броды, леса и поля. в теории можно и на 2*4 автомобиле попробовать покататься, тем более на советском и в присутствии внедорожников, но на внедорожнике и проще и безопаснее - это уже их стихия.
4КС - как сказали орги: "Полная Чухлома на месяц" - для участников внедорожных покатушек этой фразы достаточно должно быть, а для всех остальных - гугл в помощь или забейте совсем - оно Вам не нужно =)))
В общем чем выше КС - тем сложнее и выше риск для жизни в том числе. у альпинистов например есть и 6 КС
Да, не маловажный момент - справки и прочие спортивности получают только пилот и штурман. пассажиры на заднем сиденье - просто репортеры и получают удовольствие =))
Ну и в завершении лично про себя - на эти майские откатан маршрут 2КС по карелии (по сути он 3-, но ни у кого 2КС не было), в планах - на майские 14 года - 3КС, в 15 году - 4КС.
для того что бы на майские 14 все смогли поехать - с 1 по 4 ноября катаем 1КС по ЦФО, а на НГ - 2КС по РБ.
В принципе я готов брать с собой тех, кто хочет "пощупать" всё это без бумажной волокиты - простые участники группы могут и не появляться в МКК (хотя МКК имеет право устроить группе проверку готовности на местности и для тяжелых маршрутов - скорее всего будет её проводить обязательно) и оказывать помощь для самостоятельного оформления маршрутов. Ибо обидно будет если такое интересное, на мой взгляд, начинание вновь заглохнет из-за отсутствия участников.
з.ы. если какие то аббревиатуры вызывают вопросы - пишите в комментариях - расшифрую.
upd: оф. бумага о чемпионате маршрутов http://fst-otm.net/_ld/0/64__-.jpg
Вам мало травм и трупов на асфальте? в СССР такого не было, как минимум не в таких количествах. Топить патриоты в болотах - дело не хитрое и не обязательно под Питер ездить. Моя цель - донести до читателей сам факт того что оно есть и как работает. В прошлом году - этого не было.
А вертолет не прилетит. дорого это.
Два экипажа с нормальным экипом, CB-рации и вперед. Друг друга всегда вытащат.
Причём руководил группой - прошлый председатель ФСТМ (под которой работает МКК Москвы) - понятное дело, что его искали особенно тщательно.
я более о том, что по просьбе ФСТ - быстрее искать начнут, чем по просьбе родственников. Родственникам будут предлагать подождать месяцок - другой - такая у нас страна, да и искать то не понятно где - нитка же маршрута не заявлялась никуда.
Вероятность в катастрофу на авто выше, но с шансом выжить конечно же..
И конечно лучше не попадать, но бывает всякое...
Единственное, что нравится, что при написании маршрута другие уже могут использовать его...
Я бы тоже написал, но маршрут уже знакомый достаточно и я езжу один, жаль время на остановки для заполнения журнала...