Написать пост

MaxDM

Сегодня 56 лет самой знаменитой горьковчанке-нижегородке

56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я "Волга" - автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине.


Люксовый хром


"Волга" выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось "люксовый хром". На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки их нержавеющей стали. Во второй серии "Волг" (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетку радиатора (обычная красилась в цвет кузова).

Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи "Волга" на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине.

В экспортном исполнении на "Волгу" помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу "люксовым хромом" на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, "Волги" второй серии с решеткой радиатора от первой - ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда.

Volga Diesel


В Антверпене по инициативе бельгийского дилера "Волги" была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel.

Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским.

Вези меня, олень


Самым желанным для коллекционеров "волговским" украшением является накапотная фигурка оленя - символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее "каплей" - травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров.

В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев "Волг" снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей - с облупленным хромом, а то и без задних ног, - люди ищут годами. Кстати, для установки фигурка подходит лишь капот первой серии "Волги", на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские.

Машина - зверь


С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль "Волги" цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя.

Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде.

Догонялка


На базе "Волги" была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась "машина сопровождения", в просторечии - "догонялка". Двигатель V8 от "Чайки" объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали.

На "догонялку" вернулась автоматическая коробка передач - на обычных "Волгах" ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт.

На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная "Волга" - за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины.

Звезда экрана


"Волга" - один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех "Волг" в "Мертвом сезоне" был выполнен на ГАЗ-23 - у обычных "Волг" на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине "Три тополя на Плющихе" тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21.

Наконец, "Берегись автомобиля" можно считать не только одной из самых ярких советских кинокомедий, но и рекламным фильмом ГАЗ. Помните, как Юрий Деточкин летит по шоссе под бессмертный вальс Андрея Петрова? Современным клипам до них далеко.
Берегись автомобиля...
— Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
— Поглядим.
— Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
— Послушаем.
— А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
— Пощупаем.
— Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
— Понюхаем.
— Мне кажется, там…
— Вы отоприте гараж-то!..
Во всех приведенных выше фильмах, а также в "Бриллиантовой руке" снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская "Волга". В "Мертвом сезоне" она была занята в обычных сценах, от погони в "Берегись автомобиля" уходил каскадер на специально подготовленной машине.

Место в истории


Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.

Отсюда.
14 комментариев 14нравится 5избранное
toff
Kuper
antoxa256
mvcdev
ese
Slava27
Gluek
MaxKadett
Tangerine
Nexan
intersign
dkoknk
a1den
scl
  • Napseg
    1 15 окт 2013 в 14:58
    Хм.. Круглая дата.
  • intersign
    15 окт 2013 в 15:02
    Норм, 13 лет всего производили. 24-й кузов, без малого 40 лет клепали с небольшими изменениями. Хотя на фоне амеров 21-я уже к середине 60-х выглядела, гм, устаревшей. Про элементарные АКПП, ГУР, ЭСП, кондей даже и не говорю...
    • Dozer
      4 15 окт 2013 в 18:28
      • intersign
        1 15 окт 2013 в 19:27
        Вот вот! Как обычно, с форда.
      • Nexan
        15 окт 2013 в 23:50
        Ну, про оленя, это уже явно чтобы дое...аться. Десятки машин можно найти с похожими фигурками на капоте. А насчёт Форда, вроде как официально же это всё. Да и лучше пусть на основе современных авто иностранного производства делают свои модели, чем приору рестайлить светодиодными фонарями.
        • Dozer
          2 16 окт 2013 в 00:11
          олень замер слишком в той же позе.

          ага, над китайцами ржать, когда они беэнве и лексус копируют, это всегда пожалуйста, а как "советские ученые (с)" так сразу можно чтоле?

          на счет официального. если мне не изменяет память, таковыми были переделки форд А, форда Б, виллиса и грузовиков до 40-х годов. потом началась обычная советская копипаста.
          • Nexan
            16 окт 2013 в 02:12
            Боже упаси, никаких советских учёных, и над китайцами я не смеюсь, так же как и над первым автомобильным. Какая цена, такие и авто. Тем более, что китайцы в последнее время активно избавляются от репутации самосворачивающихся консервных банок, их вон даже в такси стали использовать. Лет через пять может корейцев догонят.
            Насчёт копипасты, вполне возможно, у нас же это любили. В любом случае, сейчас есть все возможности для создания необходимых договорённостей между автопроизводителями, Волга Сайбер тому яркий пример. Жаль, что на ней остановились, предварительно переколхозив Сэбринг/Стратус под лозунгами "улучшения для эксплуатации в российском климате".
            Олень таки в другой позе, присмотрись.
            • Dozer
              16 окт 2013 в 11:50
              себринг надо было продавать без изменений и с шильдом крайслер, да.

  • Timur1976
    15 окт 2013 в 15:13
    На последней фотке точно Волга?
    • Slava27
      1 15 окт 2013 в 17:06
      CLK там, с элементами волги...
  • ATHeiSt
    15 окт 2013 в 15:15
    На последнем кадре неплохо, но такие колхозные диски, что просто плеваться хочется... как будто хороших дисков нет.
    • CooLeroff
      15 окт 2013 в 19:36
      Это мерсовские диски
      • degrion
        15 окт 2013 в 22:44
        Это и есть мерс. w208
        • CooLeroff
          15 окт 2013 в 23:32
          Знаю.. Мой любимый кузов=)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.