Не Харлеем единым... Часть I
Если кто-то произносит "американский мотоцикл" у подавляющего большинства возникает только одна ассоциация - "а, "Харлей-Давидсон", да, слыхали". Некоторые, более продвинутые, ещё вспомнят про великую марку Indian, полвека бывшей сильнейшим конкурентом HD. А точнее - единственным. А ведь на заре века моторов на территории США существовало почти ТРИ СОТНИ мотопроизводителей! Некоторых из ныне забытых или почти забытых сегодня покажу. А когда победю побежду если справлюсь со своей непобедимой ленью - со временем постараюсь о некоторых рассказать поподробнее - кое-какие марки заслуживают отдельных больших постов. А пока просто фотообзорчик. Он получился достаточно объёмным, но всё равно не охватывает и десятой части всего многообразия американского мотопрома. Правда, подавляющее большинство фирм не просуществовали и пары лет и практически не оставили за собой следов, но и те, что оставили, внушают.
Начну, безусловно, с Зубра. Или, если принимать во внимание американские реалии - с бизона, тем более, что и по возрасту своему и по значению фирма Indian - один из старейших и знаменитейших мотопроизводителей не только в Штатах, но и во всём мире. Об истории марки я уже писал , так что не буду на этом останавливаться.
Ныне практически забытая, однако внесшая немалый вклад в развитие мотоцикла марка Orient. Первый в Новом Свете производитель, начавший серийное производство мотоциклов. На мотоцикле этой марки был установлен первый американский рекорд скорости для мотоциклов (66,4 км/ч, 1900 год), выиграна первая в США дорожная мотогонка Ирвингтон-Милбурн 30 мая 1902 года, они впервые получили V-образный двухцилиндровый двигатель в 1903 году. В 1905 году компания переключилась на выпуск автомобилей.
Компания "E.R. Thomas Motor Company" была основана Эрвином Россом Томасом в конце 1890-х годов в Баффабо, Нью-Йорк на волне велосипедного бума. Начав с производства велосипедов, Томас вскоре, как и множество велосипедных компаний, решил совместить велосипед и новомодный двигатель внутреннего сгорания, начав выпуск трициклов с мотором, а затем и двухколёсных моделей. ER Thomas Motor Company, "Авто-Би" или "Auto-Bike" начала производство в 1901 году, что делает ER Thomas одним из первых мотопроизводителей в США. Позже компания начала производство автомобилей, один из которых, Thomas Flyer, прославил её имя, выиграв супермарафон "Нью-Йорк - Париж" в 1908 году. Этой грандиозной гонке был посвящёна замечательная комедия "Большие Гонки" с Натали Вуд, Тони Кёртисом и Джеком Леммоном.
Merkel
Фирма Merkel Motor Company была основана в 1901 Джозефом Меркелем в Манисти, штат Мичиган. Merkel начала с производства велосипедов с приводом от двигателя в Милуоки, штат Висконсин, но к 1908 году его компания объединилась с Light Manufacturing & Foundry Co. из Поттстауна, Пенсильвания, став Merkel-Light Motor Company. Запатентованную Меркелем пружинную вилку "Merkel-style fork" в дальнейшем использовали и другие производители спортивных мотоциклов. Впервые была использована задняя подвеска с моноамортизатором; подача смазки в двигатель под давлением, впускной клапан, приводимый в движение распредвалом, а рама, созданная для модели Milwaukee Merkel позже использовалась для постройки первого "настоящего" мотоцикла Harley-Davidson. В 1905-м году, через три года после основания компании, в Merkel началось производство спортивных мотоциклов. Еще через пять лет, после того, как компания была приобретена Miami Cycle Manufacturing Company, с конвейера начала сходить легендарнейшая серия мотоциклов Flying Merkel. Несмотря на то, что к 1914 году выпускаемые модели комплектовались кикстартером, подвесками, двухскоростной трансмиссией и мощным 1000-кубовым V-твином, Flying Merkel стал последним предложением компании.
California/Yale - объединю эти две марки, поскольку они были очень тесно связаны
Машиностроительный концерн Consolidated Manufacturing Co., среди прочей продукции выпускавший и велосипеды марок Yale и Snell, в 1903 году приобрёл компанию "California Motor Co." из Сан-Франциско, Калифорния, начавшей годом ранее производство мотоциклов по проекту Роя С. Маркса, создателя первого американского мотоцикла в 1896 году. На мотоцикле "Калифорния" Джорж Уайман в 1903 году впервые пересёк США от побережья до побережья на механическом транспортном средстве, затратив на этот подвиг (а тогда это был реально подвиг!) 53 дня. На "Калифорниях" впервые в Америке появилась подрессоренная передняя подвеска.
До 1908 года мотоциклы выпускались пол марками California-Yale и California-Snell, мало чем отличаясь от прототипа 1902 года. В 1908 они получили новую современную ходовую часть и марку Yale. В 1912 году вышел в свет мотоцикл с литровым V-twin и цепной передачей, а в 1914 и с двухступенчатой коробкой передач с ножным переключением. В 1915 году концерн свернул мотопроизводство, предпочтя ему куда более выгодные военные заказы.
Этот кадр просто роскошен: мотоцикл "Калифорния" (хотя на баке стоит "Калифорниец") на фоне гоночной шведской Husqvarna 1935 года и грандиозного Brough Superior SS100:
Неудивительно, что олдтаймеры вызывают неподдельный интерес и уважение. Это не пластмассовые одноразовые изделия с "запланированным сроком жизни" как ныне. Как в песне замечательной Тикки Шельен: "но все эти герои китайской сборки радуют недолго и не чинятся". Это сделано, чтобы служить надёжно и долго.
Мне, привыкшему к брутальной чугунине современных "Харлеев" и старающимся "харлея перехарлеить" японцам, удивительно видеть ажурность и невесомость конструкции "антиков".
Отсюда.
Начну, безусловно, с Зубра. Или, если принимать во внимание американские реалии - с бизона, тем более, что и по возрасту своему и по значению фирма Indian - один из старейших и знаменитейших мотопроизводителей не только в Штатах, но и во всём мире. Об истории марки я уже писал , так что не буду на этом останавливаться.
1906 Indian 'Camel Back' 2 1/4 hp IOE Single:
1911 Indian Twin 1000cc TT Racer - мотоцикл-победитель гонки Tourist Trophy:
1915 Indian Twin 1000cc Motorcycle & Sidecar:
Ныне практически забытая, однако внесшая немалый вклад в развитие мотоцикла марка Orient. Первый в Новом Свете производитель, начавший серийное производство мотоциклов. На мотоцикле этой марки был установлен первый американский рекорд скорости для мотоциклов (66,4 км/ч, 1900 год), выиграна первая в США дорожная мотогонка Ирвингтон-Милбурн 30 мая 1902 года, они впервые получили V-образный двухцилиндровый двигатель в 1903 году. В 1905 году компания переключилась на выпуск автомобилей.
1900 Orient Light Roadster:
Компания "E.R. Thomas Motor Company" была основана Эрвином Россом Томасом в конце 1890-х годов в Баффабо, Нью-Йорк на волне велосипедного бума. Начав с производства велосипедов, Томас вскоре, как и множество велосипедных компаний, решил совместить велосипед и новомодный двигатель внутреннего сгорания, начав выпуск трициклов с мотором, а затем и двухколёсных моделей. ER Thomas Motor Company, "Авто-Би" или "Auto-Bike" начала производство в 1901 году, что делает ER Thomas одним из первых мотопроизводителей в США. Позже компания начала производство автомобилей, один из которых, Thomas Flyer, прославил её имя, выиграв супермарафон "Нью-Йорк - Париж" в 1908 году. Этой грандиозной гонке был посвящёна замечательная комедия "Большие Гонки" с Натали Вуд, Тони Кёртисом и Джеком Леммоном.
1901 E.R. Thomas "Auto-Bi":
Merkel
Фирма Merkel Motor Company была основана в 1901 Джозефом Меркелем в Манисти, штат Мичиган. Merkel начала с производства велосипедов с приводом от двигателя в Милуоки, штат Висконсин, но к 1908 году его компания объединилась с Light Manufacturing & Foundry Co. из Поттстауна, Пенсильвания, став Merkel-Light Motor Company. Запатентованную Меркелем пружинную вилку "Merkel-style fork" в дальнейшем использовали и другие производители спортивных мотоциклов. Впервые была использована задняя подвеска с моноамортизатором; подача смазки в двигатель под давлением, впускной клапан, приводимый в движение распредвалом, а рама, созданная для модели Milwaukee Merkel позже использовалась для постройки первого "настоящего" мотоцикла Harley-Davidson. В 1905-м году, через три года после основания компании, в Merkel началось производство спортивных мотоциклов. Еще через пять лет, после того, как компания была приобретена Miami Cycle Manufacturing Company, с конвейера начала сходить легендарнейшая серия мотоциклов Flying Merkel. Несмотря на то, что к 1914 году выпускаемые модели комплектовались кикстартером, подвесками, двухскоростной трансмиссией и мощным 1000-кубовым V-твином, Flying Merkel стал последним предложением компании.
1911 Flying Merkel Belt Drive Single Cylinder:
1911 Flying Merkel Racer:
Flying Merkel V-twin:
California/Yale - объединю эти две марки, поскольку они были очень тесно связаны
Машиностроительный концерн Consolidated Manufacturing Co., среди прочей продукции выпускавший и велосипеды марок Yale и Snell, в 1903 году приобрёл компанию "California Motor Co." из Сан-Франциско, Калифорния, начавшей годом ранее производство мотоциклов по проекту Роя С. Маркса, создателя первого американского мотоцикла в 1896 году. На мотоцикле "Калифорния" Джорж Уайман в 1903 году впервые пересёк США от побережья до побережья на механическом транспортном средстве, затратив на этот подвиг (а тогда это был реально подвиг!) 53 дня. На "Калифорниях" впервые в Америке появилась подрессоренная передняя подвеска.
До 1908 года мотоциклы выпускались пол марками California-Yale и California-Snell, мало чем отличаясь от прототипа 1902 года. В 1908 они получили новую современную ходовую часть и марку Yale. В 1912 году вышел в свет мотоцикл с литровым V-twin и цепной передачей, а в 1914 и с двухступенчатой коробкой передач с ножным переключением. В 1915 году концерн свернул мотопроизводство, предпочтя ему куда более выгодные военные заказы.
1912 Californian:
Этот кадр просто роскошен: мотоцикл "Калифорния" (хотя на баке стоит "Калифорниец") на фоне гоночной шведской Husqvarna 1935 года и грандиозного Brough Superior SS100:
Неудивительно, что олдтаймеры вызывают неподдельный интерес и уважение. Это не пластмассовые одноразовые изделия с "запланированным сроком жизни" как ныне. Как в песне замечательной Тикки Шельен: "но все эти герои китайской сборки радуют недолго и не чинятся". Это сделано, чтобы служить надёжно и долго.
Мне, привыкшему к брутальной чугунине современных "Харлеев" и старающимся "харлея перехарлеить" японцам, удивительно видеть ажурность и невесомость конструкции "антиков".
1912 Yale Model 25:
1912 Yale Single:
1913 Yale Board Track Racer 1000cc:
1914 Yale boardtrack racer Тормоза отсутствуют как класс!
Отсюда.
Боже, как я её хотел.