Отличия в ПДД России и Беларуси
Материал для статьи собирался пока я учил белорусские ПДД в виду объективных причин после успешно сданного экзамена в московской автошколе (п. 45 "..выдача иностранным гражданам российских водительских удостоверений производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания.."). Поэтому адресована статья в первую очередь тем, кто нуждается в расстановке по полочкам отличий в Правилах РБ и РФ, также тем, кто собирается поехать в поисках приключений к соседям, а может просто хочет сейчас порешать задачки.
20 с лишним лет самостоятельного пути повлияли на Правила дорожного движения России и Беларуси. Теперь на дорогах братской республики можно получить штраф за то, что вашем городе соответствует Правилам. Попробуйте не ошибиться, решая вот такую экзаменационную задачу:
На каком рисунке показан безопасный способ разворота вне перекрестка с использованием прилегающей территории справа?
1. На левом
2. На правом
3. А меня не учили так разворачиваться(
За ответом и другими отличиями в ПДД добро пожаловать под кат
Учитывая невозможность вставить опрос сразу после обсуждаемой задачи, от оформления задач в виде опросов пришлось отказаться(
Россияне, которые выбрали вариант 1. На левом молодцы, а вот 3ий вариант специально для белорусов. Инструктор, у которого я брал несколько уроков в Минске, громко ругался, когда я выполнял его команду "Разворот" так, как меня научили в Москве. Будучи в Беларуси вам следует разворачиваться следующим образом:
Почему? Что ж, я открываю ПДД.
ПДД РБ п. 74 и ПДД РФ п. 8.12: Движение задним ходом запрещается на перекрестках.
"А как же ПДД РФ 1.2 определение Перекрестка. "Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий". Тут же прилегающая территория!" - возмутились российские автолюбители. "В Беларуси пересечение с выездом с прилегающей территорией - это перекресток (ПДД РБ п. 2.45), сам выезд - второстепенная дорога (ПДД РБ п. 2.11)." - ответил белорусский гаишник и оформил нарушение.
Кстати, коль выезд с прилегающей территории не является перекрестком в РФ, то можно и на знаках экономить. Например, едете вы в зоне действия знака ограничение скорости, и тут такой выезд с прилегающей - знаками приоритета не обозначен - газ жать и ускоряться еще рано! А вот в Беларуси в такой ситуации вам еще раз знак ограничения продублируют после перекрестка).
Что ж, продолжаем листать ПДД союзных государств; впереди много букв, пристегнитесь;) (и если все россияне сразу пристегнулись ПДД РФ п. 2.1.2, то в Беларуси согласно ПДД РБ п. 9.5 остаются категории водителей, которым ремень может не сковывать движение).
Едете вы по МКАДу, а за вами (поли/мили)ция со включенными маячками синего и красного цвета. Что делать:
1. Перестроюсь и пропущу
2. К обочине и полная остановка
Россияне опять выбрали 1ый ответ (ПДД РФ п. 3.1, 3.2, 3.3), но МКАД - это ещё и Минская Кольцевая Автодорога (хотя пишут, что переименовали)! И белорусам нужно смотреть на цвет маячка (ПДД РБ п. 26, 28), поэтому их ответ 2. Остановиться на обочине и пропустить милицейскую машину c красными маячками или кортеж.
Что это за знак?
1. Особый вид мед. помощи вдоль дорог РБ
2. Знак "Врач". Устанавливается на авто по желанию водителя, если водитель - врач.
В России крест по-прежнему красного цвета (знаки 7.1, 7.2). Беларусь изменила цвет крестов на зеленый в соответствии с международной конвенцией, согласно которой красный - это цвет чрезвычайных ситуаций. Поэтому не удивляйтесь ПДД РБ знак "Пункт первой медицинской помощи".
А помните комментарий к знаку 6.3.1 Место для разворота в российских Правилах? "Поворот налево запрещается". В ПДД РБ такой приписки нет, что не запрещено, то разрешено, поэтому в Минске (например, тут) вы можете повернуть налево в месте установки знака ПДД РБ знак 5.11.1 "Место для разворота"
Ну, что, устали читать? Хотите остановиться? Представьте что где-нибудь под Могилевом! Стоянка за городом в РБ запрещена (ПДД РБ п. 145.1), даже на обочине. В России ПДД РФ п. 12.5 можно остановиться вне проезжей части.
А кто-нибудь оставлял машину под таким знаком?
На то, чтобы вечером переставить машину на другую сторону в России вам дадут 2 часа: c 19 до 21. В Беларуси 5 часов: с 19 до 24 (РФ, РБ).
В Беларуси целых три знака, предупреждающих о Неровностях на дорогах.
Попали в ДТП - аварийка и знак аварийной остановки. Не менее 15м в городе, 40м за городом в РБ и на 30м за городом в РФ.
А вот тут применяется правило, которого нет в ПДД РФ, но которое есть в билетах и на дорогах Беларуси (на светофоре горит красный и зеленая стрелка направо в дополнительной секции):
Правильный ответ в Беларуси 1. Ожидать, т.к. висят знаки направления движения по полосам. Если бы знаков не было, то водитель синей машины должен был бы поехать направо, хотя ему туда и не надо. Просто нужно выполнять ПДД РБ п. 104, абзац 2.
Белорусский трамвай будет моргать аварийкой при приближении к остановке и стоя на ней (ПДД РБ п. 51.9), согласно ПДД РБ п. 120 двигаться вдоль стоящего на остановке трамвая можно только если он уже закрыл двери и выключил аварийную сигнализацию, т.е. завершил посадку-высадку пассажиров. В России можно ехать, если пешеходы не движутся к нему и от него (не создают помех) (ПДД РФ п. 14.6).
Прочитайте внимательно ПДД РБ п. 63 и ПДД РФ п. 8.5. В Беларуси выезжать с круга можно в несколько рядов, в РФ - выезд с круга только из одного крайнего правого ряда.
В РБ в Правилах оговорен порядок разъезда правыми бортами на перекрестках при одновременном повороте встречных ТС налево (ПДД РБ п. 65.1), в РФ разрешены оба варианта, рекомендации ГАИ советуют разъезжаться правыми бортами, чтоб не образовывать deadlock.
Правила, запрещающие разворот в РБ п. 72 и в РФ п. 8.11 отличаются тем, что еще на 15 метров до и после пешеходного перехода запрещен разворот, кроме случая, разрешенного на перекрестке (т.е. если можно разворачиваться, то можно и метры не считать). Про туннели в белорусских правилах в данном пункте ни слова, в России разворот в туннелях запрещен. Аналогично отличаются и пункты, касающиеся обгона ( РБ п. 96, РФ п. 11.4) - в РБ по 50м до и после пешеходного обгонять нельзя и не упоминается туннель.
В России движение далее 2ой полосы для грузовиков запрещено только на магистралях (ПДД РФ п. 16.1), в Беларуси - на всех дорогах (ПДД РБ п. 79.4). На магистралях Беларуси запрещена буксировка (ПДД РБ п. 131.5), в России такого запрета нет.
При движении по российским дорогам всегда должен быть включен ближний свет фар (ходовые огни), а в Беларуси пункт 166 регламентирует применение ближнего света - в общем случае днем можно ездить с выключенным светом фар.
Как видите, Правила дорожного движения в союзных республиках отличаются. Интересный пример есть тут (про знак движение только прямо) и тут (доп. стрелка - отличия в правилах РФ и РБ от Украины). Белорусские ПДД толще российских, дотошней (раз, два), многие моменты дублируются, меньше ссылок на другие пункты (например, пункт про стоянку в ПДД РФ п. 12.5 - это ссылка на пункт про остановку).
В завершении, хотелось бы показать, как делать не надо, "поиграв на баяне": YouTube. Русский в Минске, YouTube. Белорусы в Москве; призвать не нарушать свои и чужие правила. Удачи на дорогах и положительных впечатлений от путешествия в другие страны.
А вот на закрытых площадках поучить парковаться - пожалуйста, если есть 2 года стажа.
(http://kodeksy-by.com/pdd/glava/22.htm)