Ответы Александра Илюхина, часть 1 - Зимнее вождение
Привет, Автокадабра! Экспертам нашего клуба часто задают различные вопросы - на некоторые из них мы решили записать видеоответы. Предлагаем вам ознакомиться с ними.
В этой части:
» Скользкая дорога. Опасности и типичные ошибки
» Как правильно поворачивать и разгоняться на скользкой дороге?
» Приемы исправления ошибок и стабилизация автомобиля на скользкой дороге
» Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что обратить внимание при покупке новых покрышек?
» Запотевание стекол. Что делать?
Александр Илюхин - вице-чемпион СССР по картингу, вице-чемпион СССР по мотоспорту, мастер спорта, ведущий преподаватель кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Университета физической культуры спорта и туризма (РГУФКСМиТ). Александром установлены 2 рекорда скорости России, созданы публикации и книги по картингу и безопасному управлению автомобилем. Александр Илюхин является ведущий инструктор клуба «Экстрим Драйв».
1. Что такое скользкая дорога?
Рекомендации - обучаться понимать свой автомобиль на скользкой дороге, понимать управляющие действия, которые вы можете осуществлять со своим автомобилем: с тормозной педалью, педалью газа. Рекомендация одна - учиться! Учиться управлять автомобилем на скользкой дороге в безопасном месте.
На скользкой дороге самый правильный разгон - так называемый ступенчатый. Когда вы нажимаете на педаль газа, чувствуете, что ваши колеса не буксуют - нажимаете дальше, опять чувствуете этот момент, что ваши колеса не поскальзываются - нажимаете чуть дальше.
Примеры скользкой дороги - грязь. Приехали к себе на дачу, к кому-то на дачу, там скользкая дорога. Трава сырая тоже элемент скользкой дороги. Опять-таки мокрая дорога, мы сейчас с вами не затрагиваем вопросы аквапланирования.
Что такое мокрая дорога? Это когда коэффициент сцепления ваших шин снижается по сравнению с обычным покрытием.
2. Как правильно поворачивать на скользкой дороге? Как правильно разгоняться на скользкой дороге?
Картина сейчас будет где-то недалеко. Вы стоите ранним утром, 3-4 утра. Законопослушный водитель, горит красный свет, перед вами совершенно пустой перекресток. Но вы не поедете: мало ли, там видеокамера, либо вы просто культурный водитель - ну, чего туда ехать, горит красный, нельзя. Вы стоите, позевывая, посмотрели в зеркало заднего вида и увидели, что там мчится какой-то объект, который прозевал этот красный свет и начинает упражняться в торможении. Вы понимаете, что сейчас он вам придаст ускорения, надо сваливать.
Нажимаем на педаль газа, неважно, что у вас - механика, автомат, не принципиально. Нажимаем на педаль газа, автомобиль стоит на месте. Какое наше следующее действие? Сильнее нажать на педаль газа, правильно? Правильно, раз не выполняет, надо ему еще усложнить задачу, он и так не может уехать. Мы еще и еще усложняем задачу, пока нам некий объект не придаст ускорения, и мы не уезжаем.
Вспоминаем следующую ситуацию. Нужно останавливаться. Экстренное торможение. Мы нажимаем на тормоз - не останавливается автомобиль. Что мы дальше делаем? Сильнее жмем.
Когда здесь на пруду проводились занятия, преподаватель уже устал по рации кричать, подходит к автомобилю, стучит, стекло опускается, он говорит: отпустите педаль газа! Водитель смотрит с недоверием: была же команда уехать, отпускает педаль газа - о чудо! Автомобиль поехал. То же самое с педалью тормоза обстоит.
Запомните, что на скользком покрытии педаль газа - это не педаль скорости. Если автомобиль не едет, нет смысла туда давить!
Сейчас будет скользко, если ваш автомобиль не едет, приотпустите педаль газа, может быть, он поедет, если задача не усложнена.
3. Приемы исправления ошибок на скользкой дороге, стабилизация автомобиля на скользкой дороге
Что нужно сделать в этой ситуации, когда скользят передние колеса? На газ надавить, повернуть руль, попробовать съехать. Мы повернем туда, а он не едет, мы с вами уже договорились, что профессиональный водитель довернет руль до конца.
А в чем сложность этой ситуации? А в том, что мы так редко в нее попадаем, под снос передних колес, что не знаем, что и делать.
А давайте в условиях нашего тренажерного зала попробуем что-то сделать, научиться в первом приближении выходу из этой ситуации без перехвата, когда мы рулевое колесо вращаем.
Первое, что мы сделаем. Как правило, мы поворачиваем резко: не едет туда автомобиль. Какую мы парадоксальную делаем вещь? Чуть распрямите рулевое колесо для того, чтобы передние колеса восстановили коэффициент сцепления.
Второе. Мы, может быть, довернем еще раз или поставим руль прямо. Что у нас получается. Повернули резко - он туда не идет, не получается. Наша задача - чуть уменьшить угол поворота передних колес, чтобы автомобиль вошел в поворот. Парадоксально? Парадоксально.
4. Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что еще обратить внимание при покупке новых покрышек?
Все зависит от уровня подготовки водителя, потому что водители-профессионалы вообще не любят шипованную резину. С одной стороны, шипы там помогают на каком-то покрытии, а на сухом асфальте, наоборот, удлиняют тормозной путь. Как вы понимаете устройство резины. Давайте так, что такое плавающий шип? Резина состоит из нескольких слоев, так изготавливается резина. И если завод-изготовитель придумывает, что ваша резина будет с плавающим шипом, у вас резина шипуется в зависимости от того, как она нагревается при вождении автомобиля. Если у вас асфальт, то, условно говоря, этот шип утапливается ниже и начинает работать часть покрышки без шипов. Если у вас более холодный асфальт, то за счет того, что нижний слой у вас замерзает - начинает выдавливать этот шип наверх.
Я лично предпочитаю вождение автомобиля без шипов, потому что шипы рождают некую эйфорию безнаказанности. И вопрос, что даже если вы на шипованной резине остановитесь замечательно и прекрасно, то где гарантия того, что за вами едущий автомобиль тоже имеет шипы?
Распространенная моя рекомендация: лучше купить резину нешипованную, но зимнюю, а на оставшиеся деньги пройти подготовку, допустим, у нас в клубе "Экстрим драйв".
5. Запотевание стекол. Что делать?
Приоткрыть окошко. Самый простой выход. Либо пассажирское, либо свое, лучше два окошка, тогда у вас будет меньше запотевать.
Включите обогрев, теплый воздух будет сдувать конденсат.
Но есть более глобальные проблемы, которые нас ожидают - это зима. И приехав с определенным конденсатом, вы с утра будете долго-долго очищать свой автомобиль.
У меня соседи иногда удивляются, почему у меня в автомобиле не замерзают стекла. Я делаю одну несложную операцию: когда я оставляю автомобиль на ночь на парковку, я слегка, чуть-чуть, еле заметно оставляю окно открытым. Соответственно, конденсату есть куда деться. Выхожу с утра, все чистят скребками свои стекла автомобилей, а я совершенно спокойно сажусь и еду.
eXtrimDrive
В этой части:
» Скользкая дорога. Опасности и типичные ошибки
» Как правильно поворачивать и разгоняться на скользкой дороге?
» Приемы исправления ошибок и стабилизация автомобиля на скользкой дороге
» Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что обратить внимание при покупке новых покрышек?
» Запотевание стекол. Что делать?
Александр Илюхин - вице-чемпион СССР по картингу, вице-чемпион СССР по мотоспорту, мастер спорта, ведущий преподаватель кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Университета физической культуры спорта и туризма (РГУФКСМиТ). Александром установлены 2 рекорда скорости России, созданы публикации и книги по картингу и безопасному управлению автомобилем. Александр Илюхин является ведущий инструктор клуба «Экстрим Драйв».
1. Что такое скользкая дорога?
Рекомендации - обучаться понимать свой автомобиль на скользкой дороге, понимать управляющие действия, которые вы можете осуществлять со своим автомобилем: с тормозной педалью, педалью газа. Рекомендация одна - учиться! Учиться управлять автомобилем на скользкой дороге в безопасном месте.
На скользкой дороге самый правильный разгон - так называемый ступенчатый. Когда вы нажимаете на педаль газа, чувствуете, что ваши колеса не буксуют - нажимаете дальше, опять чувствуете этот момент, что ваши колеса не поскальзываются - нажимаете чуть дальше.
Примеры скользкой дороги - грязь. Приехали к себе на дачу, к кому-то на дачу, там скользкая дорога. Трава сырая тоже элемент скользкой дороги. Опять-таки мокрая дорога, мы сейчас с вами не затрагиваем вопросы аквапланирования.
Что такое мокрая дорога? Это когда коэффициент сцепления ваших шин снижается по сравнению с обычным покрытием.
2. Как правильно поворачивать на скользкой дороге? Как правильно разгоняться на скользкой дороге?
Картина сейчас будет где-то недалеко. Вы стоите ранним утром, 3-4 утра. Законопослушный водитель, горит красный свет, перед вами совершенно пустой перекресток. Но вы не поедете: мало ли, там видеокамера, либо вы просто культурный водитель - ну, чего туда ехать, горит красный, нельзя. Вы стоите, позевывая, посмотрели в зеркало заднего вида и увидели, что там мчится какой-то объект, который прозевал этот красный свет и начинает упражняться в торможении. Вы понимаете, что сейчас он вам придаст ускорения, надо сваливать.
Нажимаем на педаль газа, неважно, что у вас - механика, автомат, не принципиально. Нажимаем на педаль газа, автомобиль стоит на месте. Какое наше следующее действие? Сильнее нажать на педаль газа, правильно? Правильно, раз не выполняет, надо ему еще усложнить задачу, он и так не может уехать. Мы еще и еще усложняем задачу, пока нам некий объект не придаст ускорения, и мы не уезжаем.
Вспоминаем следующую ситуацию. Нужно останавливаться. Экстренное торможение. Мы нажимаем на тормоз - не останавливается автомобиль. Что мы дальше делаем? Сильнее жмем.
Когда здесь на пруду проводились занятия, преподаватель уже устал по рации кричать, подходит к автомобилю, стучит, стекло опускается, он говорит: отпустите педаль газа! Водитель смотрит с недоверием: была же команда уехать, отпускает педаль газа - о чудо! Автомобиль поехал. То же самое с педалью тормоза обстоит.
Запомните, что на скользком покрытии педаль газа - это не педаль скорости. Если автомобиль не едет, нет смысла туда давить!
Сейчас будет скользко, если ваш автомобиль не едет, приотпустите педаль газа, может быть, он поедет, если задача не усложнена.
3. Приемы исправления ошибок на скользкой дороге, стабилизация автомобиля на скользкой дороге
Что нужно сделать в этой ситуации, когда скользят передние колеса? На газ надавить, повернуть руль, попробовать съехать. Мы повернем туда, а он не едет, мы с вами уже договорились, что профессиональный водитель довернет руль до конца.
А в чем сложность этой ситуации? А в том, что мы так редко в нее попадаем, под снос передних колес, что не знаем, что и делать.
А давайте в условиях нашего тренажерного зала попробуем что-то сделать, научиться в первом приближении выходу из этой ситуации без перехвата, когда мы рулевое колесо вращаем.
Первое, что мы сделаем. Как правило, мы поворачиваем резко: не едет туда автомобиль. Какую мы парадоксальную делаем вещь? Чуть распрямите рулевое колесо для того, чтобы передние колеса восстановили коэффициент сцепления.
Второе. Мы, может быть, довернем еще раз или поставим руль прямо. Что у нас получается. Повернули резко - он туда не идет, не получается. Наша задача - чуть уменьшить угол поворота передних колес, чтобы автомобиль вошел в поворот. Парадоксально? Парадоксально.
4. Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что еще обратить внимание при покупке новых покрышек?
Все зависит от уровня подготовки водителя, потому что водители-профессионалы вообще не любят шипованную резину. С одной стороны, шипы там помогают на каком-то покрытии, а на сухом асфальте, наоборот, удлиняют тормозной путь. Как вы понимаете устройство резины. Давайте так, что такое плавающий шип? Резина состоит из нескольких слоев, так изготавливается резина. И если завод-изготовитель придумывает, что ваша резина будет с плавающим шипом, у вас резина шипуется в зависимости от того, как она нагревается при вождении автомобиля. Если у вас асфальт, то, условно говоря, этот шип утапливается ниже и начинает работать часть покрышки без шипов. Если у вас более холодный асфальт, то за счет того, что нижний слой у вас замерзает - начинает выдавливать этот шип наверх.
Я лично предпочитаю вождение автомобиля без шипов, потому что шипы рождают некую эйфорию безнаказанности. И вопрос, что даже если вы на шипованной резине остановитесь замечательно и прекрасно, то где гарантия того, что за вами едущий автомобиль тоже имеет шипы?
Распространенная моя рекомендация: лучше купить резину нешипованную, но зимнюю, а на оставшиеся деньги пройти подготовку, допустим, у нас в клубе "Экстрим драйв".
5. Запотевание стекол. Что делать?
Приоткрыть окошко. Самый простой выход. Либо пассажирское, либо свое, лучше два окошка, тогда у вас будет меньше запотевать.
Включите обогрев, теплый воздух будет сдувать конденсат.
Но есть более глобальные проблемы, которые нас ожидают - это зима. И приехав с определенным конденсатом, вы с утра будете долго-долго очищать свой автомобиль.
У меня соседи иногда удивляются, почему у меня в автомобиле не замерзают стекла. Я делаю одну несложную операцию: когда я оставляю автомобиль на ночь на парковку, я слегка, чуть-чуть, еле заметно оставляю окно открытым. Соответственно, конденсату есть куда деться. Выхожу с утра, все чистят скребками свои стекла автомобилей, а я совершенно спокойно сажусь и еду.
eXtrimDrive
Я выбираю шипы на полноприводе.
Купите (скачайте) игру Richard Burns Rally (для тех, кто не владеет англицким языком, советую на русском), игровой руль и пройдите курс обучения, а потом полный сезон в чемпионате.
Всё выше описанное отточите. На дороге, особенно зимой, будете ездить более уверенно.
p.s. соблюдать ПДД и трезво оценивать возможности и ситуацию - не отменяется.
Он лично дает советы и в игре демонстрирует как надо, а ты пытаешься повторить.
т.е. в игре получаешь не представление о физике авто, а именно о том, как лучше проойти (в боевом режиме) поворот на гравии, или на снегу, или на асфальте, как обращаться с туроованной машиной, как ведет себя машина на неровной дороге, как лучше тормозить на различных покрытиях.
В этом сок этой игры.
https://www.youtube.com/watch?v=UMUjq2oGC1s :)
Или даже так: https://www.youtube.com/watch?v=d1iEtjs6S80 8))
Ну... или хотя бы руль Logitech G25 \ G27 - будет добром :)
http://www.playseat.com/ru/logitech-G27-review
А игра хоть и старая. Но атмосферы + реализма такого больше наверное нигде нет.
Реальный автомобиль не заменяет, конечно, но очень помогает, ибо реакция машин там довольно похожа на реальную реакцию, и ты можешь попробовать разные действия, и увидеть, что происходит.
Также водителям рекомендую Live for Speed, она тоже помогает понять поведение машины, но на асфальте. В RBR асфальт, всё-таки, ниочинь. А снег и гравий - отлично, мокрая дорога тоже.
У меня руль погиб от усердия прохождения :)
Из современных симуляторов могу посоветовать Forza Motorsport 4 (Xbox) или Test Drive Unlimited 2 (PC) - и там и там отключаем все помощники и на этом можно очень круто отработать всё вышеописанное.
После того как пройдете игру целиком - можно ехать на парковку к супермаркету и тренироваться там.
В TDU, особенно втором - тоже. Даже в NFS Shift физика более "реальная", чем в TDU.
В Forza не играл.
На асфальте признанные симуляторы - это LFS, rFactor, GTR2.
Ралли-симулятор ровно один - RBR, всё остальное аркады разной степени шлачности. Удовольствие дают, навыков - нет.
Впрочем, достаточно покататься в этих играх, а затем на реальной машине, чтобы всё увидеть самому.
Сколько бессоных ночей было проведенно за связкой PS3>5&logitech G25.
Первый признак симулятора - это учёт нагрева резины и тормозов.
Ну и конечно лучше получить просто удар сзади, чем сначала спереди, потом сзади.
Короче херня все эти школы вождения. На них ходят люди, которые там ни чему не научатся. Или научатся, но не сумеют применить полученные знания в жизни.
Тут опять же многое от человека зависит ) На днях прошёл зимний курс вождения на льду - если раньше льда боялся как огня, то сейчас наоборот хочется на него выбраться.
:))) разумеется ни о какой полезной сути этой игры речи не шло.
Самое невероятное происходит сейчас. Мой мелкий (3,5 года) играет в Forza на xBox
уже около месяца. Сначала это были заезды от стены до стены. Теперь же, он сам "крутит руль" в заносе в нужную сторону и спокойно уделывает 12 компьютерных игроков. Правда пока еще на легком уровне. Куда крутить руль я ему не объяснял, это приходит само, когда есть желание ездить. Просто ездить. Ну и как следствие еще около 40 моделей различных машинок дома :)))
И он оказался прав. Я сижу тут и утверждаю всем, что ни кто не умеет ездить и ни кто не умеет учить :)
Не надо так категорично заявлять. Очень многое зависит от учителя, это понятно. Но не меньше, а то и больше от ученика. Если человек не хочет учиться - он не научится.
как то оно приходит само собой чтоли,и про газ и про тормоз и про стекла...
еще перед тем как закрыть машину на ночь или на день рабочий можно подержать чуток открытой дверь,чтобы выравнять температуру....