Написать пост

ExtrimDrive

Ответы Александра Илюхина, часть 1 - Зимнее вождение

Привет, Автокадабра! Экспертам нашего клуба часто задают различные вопросы - на некоторые из них мы решили записать видеоответы. Предлагаем вам ознакомиться с ними.


В этой части:
» Скользкая дорога. Опасности и типичные ошибки
» Как правильно поворачивать и разгоняться на скользкой дороге?
» Приемы исправления ошибок и стабилизация автомобиля на скользкой дороге
» Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что обратить внимание при покупке новых покрышек?
» Запотевание стекол. Что делать?

Александр Илюхин - вице-чемпион СССР по картингу, вице-чемпион СССР по мотоспорту, мастер спорта, ведущий преподаватель кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Университета физической культуры спорта и туризма (РГУФКСМиТ). Александром установлены 2 рекорда скорости России, созданы публикации и книги по картингу и безопасному управлению автомобилем. Александр Илюхин является ведущий инструктор клуба «Экстрим Драйв».

1. Что такое скользкая дорога?



Рекомендации - обучаться понимать свой автомобиль на скользкой дороге, понимать управляющие действия, которые вы можете осуществлять со своим автомобилем: с тормозной педалью, педалью газа. Рекомендация одна - учиться! Учиться управлять автомобилем на скользкой дороге в безопасном месте.

На скользкой дороге самый правильный разгон - так называемый ступенчатый. Когда вы нажимаете на педаль газа, чувствуете, что ваши колеса не буксуют - нажимаете дальше, опять чувствуете этот момент, что ваши колеса не поскальзываются - нажимаете чуть дальше.

Примеры скользкой дороги - грязь. Приехали к себе на дачу, к кому-то на дачу, там скользкая дорога. Трава сырая тоже элемент скользкой дороги. Опять-таки мокрая дорога, мы сейчас с вами не затрагиваем вопросы аквапланирования.

Что такое мокрая дорога? Это когда коэффициент сцепления ваших шин снижается по сравнению с обычным покрытием.

2. Как правильно поворачивать на скользкой дороге? Как правильно разгоняться на скользкой дороге?



Картина сейчас будет где-то недалеко. Вы стоите ранним утром, 3-4 утра. Законопослушный водитель, горит красный свет, перед вами совершенно пустой перекресток. Но вы не поедете: мало ли, там видеокамера, либо вы просто культурный водитель - ну, чего туда ехать, горит красный, нельзя. Вы стоите, позевывая, посмотрели в зеркало заднего вида и увидели, что там мчится какой-то объект, который прозевал этот красный свет и начинает упражняться в торможении. Вы понимаете, что сейчас он вам придаст ускорения, надо сваливать.

Нажимаем на педаль газа, неважно, что у вас - механика, автомат, не принципиально. Нажимаем на педаль газа, автомобиль стоит на месте. Какое наше следующее действие? Сильнее нажать на педаль газа, правильно? Правильно, раз не выполняет, надо ему еще усложнить задачу, он и так не может уехать. Мы еще и еще усложняем задачу, пока нам некий объект не придаст ускорения, и мы не уезжаем.

Вспоминаем следующую ситуацию. Нужно останавливаться. Экстренное торможение. Мы нажимаем на тормоз - не останавливается автомобиль. Что мы дальше делаем? Сильнее жмем.

Когда здесь на пруду проводились занятия, преподаватель уже устал по рации кричать, подходит к автомобилю, стучит, стекло опускается, он говорит: отпустите педаль газа! Водитель смотрит с недоверием: была же команда уехать, отпускает педаль газа - о чудо! Автомобиль поехал. То же самое с педалью тормоза обстоит.

Запомните, что на скользком покрытии педаль газа - это не педаль скорости. Если автомобиль не едет, нет смысла туда давить!

Сейчас будет скользко, если ваш автомобиль не едет, приотпустите педаль газа, может быть, он поедет, если задача не усложнена.

3. Приемы исправления ошибок на скользкой дороге, стабилизация автомобиля на скользкой дороге



Что нужно сделать в этой ситуации, когда скользят передние колеса? На газ надавить, повернуть руль, попробовать съехать. Мы повернем туда, а он не едет, мы с вами уже договорились, что профессиональный водитель довернет руль до конца.

А в чем сложность этой ситуации? А в том, что мы так редко в нее попадаем, под снос передних колес, что не знаем, что и делать.

А давайте в условиях нашего тренажерного зала попробуем что-то сделать, научиться в первом приближении выходу из этой ситуации без перехвата, когда мы рулевое колесо вращаем.

Первое, что мы сделаем. Как правило, мы поворачиваем резко: не едет туда автомобиль. Какую мы парадоксальную делаем вещь? Чуть распрямите рулевое колесо для того, чтобы передние колеса восстановили коэффициент сцепления.

Второе. Мы, может быть, довернем еще раз или поставим руль прямо. Что у нас получается. Повернули резко - он туда не идет, не получается. Наша задача - чуть уменьшить угол поворота передних колес, чтобы автомобиль вошел в поворот. Парадоксально? Парадоксально.

4. Шипованная и нешипованная резина. Что выбрать? На что еще обратить внимание при покупке новых покрышек?



Все зависит от уровня подготовки водителя, потому что водители-профессионалы вообще не любят шипованную резину. С одной стороны, шипы там помогают на каком-то покрытии, а на сухом асфальте, наоборот, удлиняют тормозной путь. Как вы понимаете устройство резины. Давайте так, что такое плавающий шип? Резина состоит из нескольких слоев, так изготавливается резина. И если завод-изготовитель придумывает, что ваша резина будет с плавающим шипом, у вас резина шипуется в зависимости от того, как она нагревается при вождении автомобиля. Если у вас асфальт, то, условно говоря, этот шип утапливается ниже и начинает работать часть покрышки без шипов. Если у вас более холодный асфальт, то за счет того, что нижний слой у вас замерзает - начинает выдавливать этот шип наверх.

Я лично предпочитаю вождение автомобиля без шипов, потому что шипы рождают некую эйфорию безнаказанности. И вопрос, что даже если вы на шипованной резине остановитесь замечательно и прекрасно, то где гарантия того, что за вами едущий автомобиль тоже имеет шипы?

Распространенная моя рекомендация: лучше купить резину нешипованную, но зимнюю, а на оставшиеся деньги пройти подготовку, допустим, у нас в клубе "Экстрим драйв".

5. Запотевание стекол. Что делать?



Приоткрыть окошко. Самый простой выход. Либо пассажирское, либо свое, лучше два окошка, тогда у вас будет меньше запотевать.

Включите обогрев, теплый воздух будет сдувать конденсат.

Но есть более глобальные проблемы, которые нас ожидают - это зима. И приехав с определенным конденсатом, вы с утра будете долго-долго очищать свой автомобиль.

У меня соседи иногда удивляются, почему у меня в автомобиле не замерзают стекла. Я делаю одну несложную операцию: когда я оставляю автомобиль на ночь на парковку, я слегка, чуть-чуть, еле заметно оставляю окно открытым. Соответственно, конденсату есть куда деться. Выхожу с утра, все чистят скребками свои стекла автомобилей, а я совершенно спокойно сажусь и еду.

eXtrimDrive
-9 комментарий 12нравится 15избранное
Expeditor
Max-r
steinebel
MaxKadett
Allalala
vanchez
diereq
cooler777
Kalashmatik
Marlboro
Boomburum
kulakowka
  • temasan
    2 23 янв 2013 в 18:24
    По шипам не согласен абсолютно. Ну да на асфальте побольше тормозной путь, но ты об этом заранее знаешь. Зато шанс стать "коровой на льду" меньше.
    • IgorAntarov
      23 янв 2013 в 20:32
      Это священной войны вопрос.., без абсолютной правды )
      Я выбираю шипы на полноприводе.
  • mrstepanov
    7 23 янв 2013 в 18:26
    Заметка всем начинающим и не очень автомобилистам.
    Купите (скачайте) игру Richard Burns Rally (для тех, кто не владеет англицким языком, советую на русском), игровой руль и пройдите курс обучения, а потом полный сезон в чемпионате.
    Всё выше описанное отточите. На дороге, особенно зимой, будете ездить более уверенно.
    p.s. соблюдать ПДД и трезво оценивать возможности и ситуацию - не отменяется.
    • Boomburum
      1 23 янв 2013 в 18:29
      Впервые слышу о такой игре (реквестую обзор в компьютерной кадабре)). Но в целом согласен - понять физику заносов и управления атвомобилем задним ходом на играх вполне себе можно.
      • mrstepanov
        23 янв 2013 в 19:59
        Суть именно в обучалке от одного из лучших в мире ралли - Ричарде Бёрнсе.
        Он лично дает советы и в игре демонстрирует как надо, а ты пытаешься повторить.
        т.е. в игре получаешь не представление о физике авто, а именно о том, как лучше проойти (в боевом режиме) поворот на гравии, или на снегу, или на асфальте, как обращаться с туроованной машиной, как ведет себя машина на неровной дороге, как лучше тормозить на различных покрытиях.

        В этом сок этой игры.
      • IgorAntarov
        2 23 янв 2013 в 20:40
        RBR - наверное самая лучшая игра про ралли вообще. Особенно на правильном оборудовании:
        https://www.youtube.com/watch?v=UMUjq2oGC1s :)

        Или даже так: https://www.youtube.com/watch?v=d1iEtjs6S80 8))

        Ну... или хотя бы руль Logitech G25 \ G27 - будет добром :)
        http://www.playseat.com/ru/logitech-G27-review

        А игра хоть и старая. Но атмосферы + реализма такого больше наверное нигде нет.
      • theFerret
        24 янв 2013 в 11:23
        Лучший симулятор ралли, до сих пор. Игра 2004 года, то есть за 9 лет так и не сделали симулятора лучше.

        Реальный автомобиль не заменяет, конечно, но очень помогает, ибо реакция машин там довольно похожа на реальную реакцию, и ты можешь попробовать разные действия, и увидеть, что происходит.

        Также водителям рекомендую Live for Speed, она тоже помогает понять поведение машины, но на асфальте. В RBR асфальт, всё-таки, ниочинь. А снег и гравий - отлично, мокрая дорога тоже.
    • Spirit999
      2 23 янв 2013 в 18:35
      Да в ричард бернсе пройти обучение это уже подвиг :)
      У меня руль погиб от усердия прохождения :)
      • Moonshine
        23 янв 2013 в 19:59
        Выпускная гонка это жесть. Я только через несколько лет редких игр смог пройти её на золото.
        • theFerret
          24 янв 2013 в 11:26
          На втором месяце игры побил рекорд учебной трассы на несколько секунд.
    • vamp756
      1 23 янв 2013 в 18:45
      Я в свое время практиковался на Colin Mcrae Rally, физика процесс пришла именно оттуда.

      Из современных симуляторов могу посоветовать Forza Motorsport 4 (Xbox) или Test Drive Unlimited 2 (PC) - и там и там отключаем все помощники и на этом можно очень круто отработать всё вышеописанное.

      После того как пройдете игру целиком - можно ехать на парковку к супермаркету и тренироваться там.
      • Moonshine
        23 янв 2013 в 19:03
        В ТДУ 2 на грунте творится какой-то кошмар, мало похожий на реальность. Ну и вообще это аркада. Только RBR, только хардкор в общем.
        • vamp756
          23 янв 2013 в 19:08
          ТДУ - не супер симулятор, но на асфальте можно понять как выходить из заносов, на разноприводных машинах. Большего там не взять.
      • theFerret
        1 24 янв 2013 в 11:28
        В Колине физики нихрена нет, не путайте людей.
        В TDU, особенно втором - тоже. Даже в NFS Shift физика более "реальная", чем в TDU.

        В Forza не играл.

        На асфальте признанные симуляторы - это LFS, rFactor, GTR2.
        Ралли-симулятор ровно один - RBR, всё остальное аркады разной степени шлачности. Удовольствие дают, навыков - нет.
        • vamp756
          24 янв 2013 в 11:46
          Не путай людей сам. Мы говорим не о физике которая нужна пилотам формулы 1 для самых реалистичных ощущений. Мы говорим о банальном понимании, куда крутить руль и что нажимать, простейшие симуляторы тех лет дали полную картину. Colin McRae Rally 04 дала понимание о разности приводов, о том как управлять на асфальте и снегу и прочие плюшки. Это азы. Как ни крути на симуляторах мы получаем только фундаментальный кирпич, а за навыками - уже за реальную машину надо садится.
          • theFerret
            24 янв 2013 в 14:27
            Я людей не путаю. Игры серии Колин МакРей неправильно показывают реакцию машины. Реакция там настолько схематична (а в некоторых местах вообще неверна, например, зависимость силы сцепления колеса от загрузки подвески), что даёт не пользу, а вред.

            Впрочем, достаточно покататься в этих играх, а затем на реальной машине, чтобы всё увидеть самому.
            • vamp756
              24 янв 2013 в 15:55
              Я про серию игр тебе не говорю. Говорю про конкретно CMR 04. Та же Foraza о которой я упоминал, где FM4 это очень хороший симулЯтор, а вот Forza Horizon - уже аркада. Уровни реалистичности везде разные. Тем более ни ты, ни я не ездили на настоящих раллийных авто, с шипами в два сантиметра длинной, правильно ;)
    • Q2W
      23 янв 2013 в 18:49
      Тогда уж GT4/5, там физика вообще супер реалистичная.
      • vamp756
        23 янв 2013 в 18:52
        GT и Forza 4 на разных игровых консолях вообще говорят самые лучшие. Джойстика хватает, руль даже не обязательно.
        • Spirit999
          23 янв 2013 в 18:54
          Ох!
          Сколько бессоных ночей было проведенно за связкой PS3&GT5&logitech G25.
        • Q2W
          23 янв 2013 в 19:01
          Хз, я когда стал с рулём в GT4 ездить, стало намного лучше. Джойстик, даже с "сиськами" против руля ни о чём.
          • Spirit999
            23 янв 2013 в 21:47
            +1 на руле с тсукуба 1.5 секунду снял с лучшего результата на джостике.
      • theFerret
        24 янв 2013 в 11:29
        Я не играл в это, но вопрос - там нагрев резины учитывается при расчётах?
        Первый признак симулятора - это учёт нагрева резины и тормозов.
        • Q2W
          24 янв 2013 в 11:40
          Да, ещё как! =)
  • degrion
    4 23 янв 2013 в 18:46
    Шипованная резина лучше, если включать здравый смысл и держать дистанцию. Скольжение вашего автомобиля не спасёт от удара сзади.

    Ну и конечно лучше получить просто удар сзади, чем сначала спереди, потом сзади.

    Короче херня все эти школы вождения. На них ходят люди, которые там ни чему не научатся. Или научатся, но не сумеют применить полученные знания в жизни.
    • vamp756
      23 янв 2013 в 18:48
      Научатся, почему. Просто не нужно мешать всех в одну тарелку, кому то сложно въехать в теорию, боятся. А у кого то рулежка в крови.
      • degrion
        23 янв 2013 в 18:56
        Ответил ниже.
    • Boomburum
      23 янв 2013 в 18:49
      >> На них ходят люди, которые там ни чему не научатся. Или научатся, но не сумеют применить полученные знания в жизни.
      Тут опять же многое от человека зависит ) На днях прошёл зимний курс вождения на льду - если раньше льда боялся как огня, то сейчас наоборот хочется на него выбраться.
      • degrion
        23 янв 2013 в 18:55
        Согласен, есть люди, которые не знают о своих талантах. Я сужу по своей практике. Обычно если человеку дано, то он сам постепенно понимает что и как. У меня есть знакомый, с которым все боятся ездить. Он недавно прошёл курс подготовки в какой то школе вождения. Ровным счётом ни чего не изменилось, кроме умных разговоров.
        • Boomburum
          23 янв 2013 в 18:57
          Ну и автошкола автошколе рознь )) Не хочу защищать ни людей, ни Автошколы, но спрос рождает предложение и т.д. - думаю, уж что-что, а автошколы точно не первые в списке "ненужных вещей" в этом мире )
          • degrion
            23 янв 2013 в 19:00
            Я не говорил, что они бесполезны..)
          • degrion
            23 янв 2013 в 19:04
            И да, то что я сказал выше, что школы вождения херня, не значит что я сказал "они бесполезны".
        • vamp756
          23 янв 2013 в 19:03
          Дело даже не в "дано или не дано". Я сам вырос на гоночных симуляторах, потому что душа к ним лежала. Первые гоночные симуляторы это были что то вроде этого

          :))) разумеется ни о какой полезной сути этой игры речи не шло.

          Самое невероятное происходит сейчас. Мой мелкий (3,5 года) играет в Forza на xBox
          уже около месяца. Сначала это были заезды от стены до стены. Теперь же, он сам "крутит руль" в заносе в нужную сторону и спокойно уделывает 12 компьютерных игроков. Правда пока еще на легком уровне. Куда крутить руль я ему не объяснял, это приходит само, когда есть желание ездить. Просто ездить. Ну и как следствие еще около 40 моделей различных машинок дома :)))



          • degrion
            23 янв 2013 в 19:08
            Меня однажды, в возрасте примерно 6 лет выгнали с аттракциона. Это были небольшие электромобильчики. Ездили они медленно и я быстро нашёл траекторию, по которой можно было ездить не отпуская педаль газа. Служитель аттракциона испугался, что я спалю мотор. Тогда отец сказал, что моё будущее предопределено.

            И он оказался прав. Я сижу тут и утверждаю всем, что ни кто не умеет ездить и ни кто не умеет учить :)
          • Timur1976
            24 янв 2013 в 02:19
            Фото коллекции машинок в студию :)
        • temasan
          23 янв 2013 в 20:47
          Если человеку дано, то он сам постепенно поймет как управлять самолетом.
          Не надо так категорично заявлять. Очень многое зависит от учителя, это понятно. Но не меньше, а то и больше от ученика. Если человек не хочет учиться - он не научится.
          • Timur1976
            1 24 янв 2013 в 02:18
            Вот самолетом-то как раз, самому без мануала и инструктора понять сложно. Я когда в первый раз Ил-2 запустил, сразу "Вылет" нажал. Ё... Там приборов столько, куда что тыкать, где чего включать, как рулить этой штукой? Там только для взлета кучу операций надо сделать, не все так просто. Это в машине - завел, коробку включил, сцепление, если есть, отпустил и поехал. В самолете все намного сложнее, и просто так вы не взлетите.
  • scl
    1 23 янв 2013 в 21:19
    полезные советы,только я так делал буквально поле того сел через месяц уже за руль
    как то оно приходит само собой чтоли,и про газ и про тормоз и про стекла...
    еще перед тем как закрыть машину на ночь или на день рабочий можно подержать чуток открытой дверь,чтобы выравнять температуру....
  • Timur1976
    24 янв 2013 в 02:16
    Если на дороге скользко, и не могу тронуться на светофоре, перевожу автомат на 2-ку, и плавненько стартуем. Когда голодед на дорогах не убран был, ездил только на 2-ке, ибо скорость больше 20км/ч поднимать было бессмысленно. Очень доставляют товарищи, которые, если не могут стронуться, давят гашетку до полного, вот жесть начинается. Верещит, свистит, нифига не едет, только елозит. Вот думаю, мож там водитель совсем без головы?
  • beliakov
    24 янв 2013 в 10:44
    Если потеют стекла а обдув не помогает, значит салонный фильтр поменять надо.
    • Timur1976
      24 янв 2013 в 10:58
      Или проснуться, и понять, что вообще-то, это стекла дома запотели :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.