Написать пост

SHakeR

Индия

[ Статья на конкурс ]

Приблизительно месяц назад любимая работа отправила меня в командировку в Индию на две недели. Вернувшись, в начале декабря, домой, мысль написать на кадабре отчет о поездке частенько посещала голову, но все никак не могла оформиться во что-то конкретное.
Прошу не судить строго за качество фотографий, так как времени было мало и очень много фоток было снято из окна машины по пути на работу.



Под катом много фоток, немного видео и отчет о поездке.


О перелете
Итак, добирались мы до этой славной страны тремя перелетами: Санкт-Петербург – Дубай(ОАЭ) – Ченнай(Индия) – Визакхапатнам(Индия). Индия встретила нас международным аэропортом города Ченнай(старое название – Мадрас). Прилетели мы вовремя и до последнего перелета оставалось, примерно, 2 часа. За это время нам надо было пройти паспортный контроль, получить чемоданы и пройти регистрацию на следующий рейс. Встав в очередь на паспортный контроль, и оказавшись в середине очереди, уже через полчаса в голову стали закрадываться мысли «а успеем ли на следующий рейс» - это, кстати, одна из особенностей индийского менталитета: все происходит очень медленно, размерено и неспешно. Еще через полчаса поймали девушку-аборигена, объяснив, что через час у нас следующий рейс, получили в ответ «OK» и она ушла. Больше мы ее не видели  Пройдя, наконец, контроль, побежали на регистрацию и выяснилось, что у одного из коллег проблемы с билетом (его не оказалось в базе авиакомпании). Посовещались, выдохнули и купили товарищу билет на следующий рейс.
И вот мы прилетели в город Визакхапатнам (или просто Визак) штата Андра Прадеш.
Аэропорт встретил нас гордой надписью большими буквами соответствия международными стандартам ISO :) и вот мы, наконец, в Индии.
На выходе из аэропорта нас ждали две Toyota Innova с водителями. Зачем бронировать авто с водителем, я понял уже по пути в отель: в Индии соблюдать ПДД – не комильфо. Обгон грузовика (мотоцикла, трактора, да и вообще всего что мешает проехать) с выездом на встречку через двойную сплошную – легко! В общем, в отель я приехал слегка поседевшим и шокированным.
Так как командировка удачно пришлась на мой день рождения, сам Бог велел вечером посидеть у бассейна с бокалом чего-нибудь горячительного и желательно местного. Так как часть моих коллег уже не в первой подобной командировке, решено было взять местного пива «Kingfisher» и ром «Old Monk». К слову об алкоголе: продается исключительно в wine-shop'ах, которые работают до 10 вечера, но если есть желание продолжить веселье, местные таксисты привезут вас в лавку где из-под полы можно будет и после 10 купить алкоголь. Местный алкоголь своеобразен. В винных лавках можно купить все что угодно: виски,брэнди и т. д., но пить можно только 2 наименования местного рома - «Old Monk» и «McDowel Celebration». Все остальное (в том числе и именитые напитки) пахнет откровенным палевом. Вышеназванные же напитки приятны на вкус и гарантируют чистую голову утром. Местных сивушных запах нисколько не пугает: они совершенно спокойно покупают пластиковые «мальки» с виски (или ромом), пакетик с водой (чтобы запивать или разбавить напиток в стакане) и, не отходя от кассы, глушат. Поэтому пробираться к кассе приходилось разгребая ногами пустые бутылки и использованные пакетики из-под воды. Тем не менее, пьяных в хлам рядом с такими магазинами ни разу не видел. Цена алкоголя в пересчете на наши деньги – копейки, например, бутылка 0.7 «Old Monk» стоит 140 рублей или 240 местных рупий. Некоторое время назад, чтобы продавцы не заламывали бешеные цены, на всех продуктах стали писать рекомендованную цену и, если кажется, что вас пытаются обмануть, требуя большую сумму, то зарвавшемуся продавцу всегда можно показать ценник на продукте. В большинстве случаев такой прием срабатывал. 
Дальше была неделя работы.

О еде
Дома, в СПб, в индийском ресторане никогда не был, и поначалу пища в ресторане при гостинице была для меня просто открытием (люблю острую пищу). Но неделю спустя от острого устаешь просто потому что в меню было всего 2-3 блюда (в лучшем случае) без перца. Все остальное очень… нет лучше так: ОЧЕНЬ острое. Начиная от супа и заканчивая тушеными овощами.
Из мяса у них в основном только курица: корова священна для индусов, свинина запрещена для мусульман.
В гостинице был отдельный столик с европейскими блюдами, но и это редко спасало: говядину и свинину по вышеописанным причинам готовить повара не умеют. Все мясо (кроме курицы) зажарено до состояния подошвы ботинка. Картошка фри – единственное спасение.
На улице было стремно питаться: вдоль улиц тянутся неглубокие каналы для сточной воды, куда мужское население (в том числе и местные продавцы фастфуда «на колесах») регулярно отливает не стесняясь прохожих, соответственно, гигиены – никакой.
Однако, ситуация постепенно меняется: еще пару лет назад в городе стояла отвратительная вонь из-за местных речек, которые проходят через весь город и большого количества мусора. Начали появляться очистные сооружения, стали убирать мусор и запах практически весь пропал – остался только вблизи этих каналов.


О транспорте

На работу нас возили на уже упоминавшейся Toyota Innova. Машинка вместительная – вместе с водителем туда легко помещается шесть мужиков(за откидывающихся креслах третьего ряда втроем, конечно, тесновато, но нормально), задняя подвеска жестковата. Полностью набитая людьми машина довольно резво разгоняется благодаря дизельному движку, в поворотах особых кренов не замечал.


Местное население перемещается в основном на мотоциклах. Мотоциклы местного производства, выглядят вполне неплохо, но про ездовые качества ничего сказать не могу – не ездил.
Женщины ездят в автомобилях исключительно в качестве пассажиров, либо самостоятельно, но только на мокиках.


Если никакого транспорта во владении нет, а доехать куда-либо надо, то добро пожаловать в общественный транспорт, представленный разнообразными автобусами. Но чтобы попасть в автобус надо постараться – двери всегда открыты и на остановках они не останавливаются полностью, а лишь слегка снижают скорость и люди запрыгивают на ходу, причем порог у них достаточно высоко расположен :)



Для тех, кто хочет добраться до места назначения быстрее, есть юркие моторикши (или как называют их бывалые – «мотодрыжки»). Этот вид транспорта – дикая смесь маршруток и такси. При желании в такую малышку может влезть до десяти (а то и больше!!!) человек. В движение это чудо инженерной мысли приводит слабенький дизельный (!!!) движок. Слабенький, потому что трех русских мужиков эта мотодрыжка, переключаясь с первой на вторую и обратно, с трудом дотащила в горку (а некоторые модели дохли уже на въезде). Один раз мне довелось прокатиться на переднем сидении, рядом с водителем – впечатления без мата сложно передать  Это смесь страха, что эта хлипкая конструкция перевернется на повороте, страха, что случайно выдвинутую за границу кузова конечность снесут, и просто восторга. Особо стоит упомянуть рессорную заднюю подвеску – на неровностях пассажирам не позавидуешь :)
Производятся такие конструкции индийскими автозаводами, Например, очень много мотодрыжек производства фирмы Mahindra или Ape.



Кстати, раз уж упомянул про местное автопроизводство: в Индии действует интересный закон – хочешь производить автомобили в нашей стране? Производи, но только в содружестве с НАШИМИ автоконцернами. :) Поэтому, если встретите Renault Logan или Suzuki Swift, рядом с шильдиком основного производителя будет шильдик Maruti(Swift) или Mahindra(Logan). Один раз даже видел на дороге Logan где не было даже упоминания о Renault (на фотке это, к сожалению плохо видно) – Mahindra Verito(www.mahindraverito.com).


Помимо вышеназванных марок по дорогам также колесит большое количество Honda City ZX, Toyota Innova(в основном такси), Hyundai Accent, Hyundai Verna (наш Solaris).
Для любителей Шкоды: была замечена шкода Rapid, однако местный рэпид не похож на европейские эскизы и больше напоминает смесь октавии (сзади) и фабии (перед).


Ну и, конечно, нельзя не сказать про местных мировых автогигантов: Mahindra и Tata. Эти автопроизводители обеспечивают транспортом всю Индию начиная от мокиков и заканчивая промышленной техникой при невысоких ценах. Почему ценник небольшой(одна из самых дешевых машин в мире) можно понять на примере малолитражки Tata Nano: кузов – из пластика, очень компактная, работает на дизеле, никаких изысков в интерьере (пластик дверей, например, даже не полностью закрыт велюром).


И ни одной китайской машины! Здесь все очень просто – Индия находится в контрах с Китаем и потому на ни одного товара производства Китая вы не найдете.


Большинство транспорта имеет дизельные двигатели. Причина проста – дизельное топливо дешевое и экономичной – в Индии ДТ стоит 40 рупий (24 рубля), бензин – 60 рупий (36 рублей).

А еще встетил вот такое чудо:


Кузов из пластика и... питается электричеством. Да-да, индийский электромобиль, правда не видел даже эту малышку в движении - за две недели она была припаркована в одном и том же месте.


О ПДД
Здесь я вот совсем ничего не понял: ПДД вроде есть, знаки – висят, разметка – нанесена… Но никто по правилам не ездит и при этом водители понимают друг друга. За 2 недели пребывания в Индии я видел только одно ДТП – грузовик притерся к автобусу.
Я был просто поражен тем, что уходя со встречки, перестраиваясь в пробках, обгоняя друг друга, водители расходятся в нескольких сантиметрах между машинами. Вот тут всерьез задумаешься о третьем глазе и других мистических вещах, ибо практически все ездят либо со сложенными зеркалами (автомобили), либо повернутыми так, чтобы лучше было видно себя любимого в отражении (моторикши).
При этом все постоянно друг другу сигналят, моргают аварийкой и дальним светом. Логики сигналов я не уловил. Какофония стоит невообразимая.
Возможно секрет их «безопасного» вождения скрыт в скорости движения – по городу редко кто едет быстрее 40-50 км/ч.

Разъехались в сантиметрах друг от друга не снижая скорости



А вот так выглядит стандартная поездка на моторикше:


О пешеходах
Переходить дороги опасно и у нас, но в Индии поначалу по полчаса стоишь на пешеходном переходе, ждешь, когда тебя пропустят… потом плюешь на всех и ищешь возможность перебежать. Потом, попривыкнув, искать переход уже не обязательно – все переходят дорогу где захочется и найдется возможность. Однако, если пешеход уже переходит дорогу водители будут сигналить, но остановятся и дадут возможность закончить переход.
Причина такого поведения кроется вовсе не в гуманности индусов, а в банальном страхе водителя за свою жизнь. Случись что – на нерадивого водителя набросится толпа и может линчевать его прямо на месте ДТП. Даже если в пяти метрах будет стоять полицейский, он и шагу не сделает, чтобы остановить суд Линча – полицейские в Индии практически безоружны (тростниковая палка не в счет) – попасть под раздачу может каждый. Поэтому в памятке туристу (лично не видел, но коллеги, участвовавшие в инструктаже перед командировкой, рассказывали) черным по белому написано: если вы ехали в такси и оно попало в ДТП, при первой же возможности выйдите из машины и отойдите подальше.
Вот такой вот эмоциональный народец эти индусы.

О менталитете
О менталитете можно говорить долго и нудно. Можно даже целую отдельную статью написать 
Если вкратце, то индусы все делают очень неспешно и небрежно. Особенно если над ними не стоит человек с палкой :)
Например, мы жили в пятизвездочном отеле. В ванной отделанной гранитными плитами было куча следов цемента на самих плитах, стыки кривые… Сейчас вы наверное скажете, что я роняю монокль в бокал мартини слишком придираюсь, но у них такой подход везде.
Возможно это причина этому – необходимость занять в работе как можно больше населения и использовать меньше техники. Забавно, да? Я вот тоже недоуменно смотрел на то как меняют асфальт на дороге: стоят два индуса и ЛОМОМ отколупывают старый асфальт в течение 3 дней, а рядом стоит бульдозер, который мог бы эту работу сделать за 20 минут.
Или вместо того, чтобы положить нормальный асфальт, на одном из участков дороги ЖЕНЩИНЫ вручную выкладывали дорогу здоровыми кирпичами. Ехать по такой дорогу со скоростью больше 20 км/ч можно только если подвеску не жалко.
Но в целом, это добрый и отзывчивый народ. По крайней мере, к белому человеку все относятся с уважением, возможно причиной этому служит длительное присутствие англичан и других европейцев в качестве колонизаторов.
У индусов даже примета есть: прикосновение к белому человеку приносит удачу. :) Достаточно весело было наблюдать, как в один из выходных дней мы пошли в зоопарк (довольно классный, кстати, зоопарк - просторные загоны, много зверей) и мой коллега стал фотографировать медведя, оборачивается, а сзади стоит толпа индусов и фотографирует моего коллегу. Многие сами просились сфотографироваться с нами, давали подержать грудничков.
С преступностью и банальными карманными кражами не столкнулись. В этом плане в Индии все спокойно и можно днем и ночью гулять не опасаясь за свою безопасность.
Забывать о предосторожностях тоже не стоит: Индия находится на втором месте в мире по количеству больных лепрой (прокаженных). На улицах можно встретить попрошаек с отсутствующими пальцами на руках и ногах, что является одним из признаков болезни, и этих людей стоит обходить стороной.


О покупках
Если судьба занесет Вас в Индию, советую отложить денег на одежду. Причем, сумма потребуется небольшая, так как все стоит в пересчете на наши деньги очень недорого, а качество вещей приятно удивит. Себе я купил 4 пары шорт за 1500 рупий (900 рублей), джинсы Lee за 1900 рупий (1100 рублей), кучу футболок, рубашек и ни одна из вещей не была сделана из синтетики.
Однако, все вышенаписанное имеет место быть только для мужчин. В крупных торговых центрах, например, мужской одежде, парфюму и т.д. отводится 2 этажа, а женщинам – один, да и то напополам с детской одеждой.
Женщинам там тоже будет чем порадовать глаз и тело. Огромное количество украшений из жемчуга отличного качества и по низкой цене (в среднем по 600-700 рублей за набор из ожерелья и сережек). Очень много золота 916 пробы, но тут есть минус – золото очень желтое, есть, конечно, магазины, торгующие привычным для нас золотом, но цены на такие изделия практически такие же как и у нас. Очень красивые и теплые платки из качественного кашемира с ручной вышивкой стоимостью примерно 300 рублей – можно купить как себе, так и в качестве хорошего сувенира. Особо стоит отметить индийскую косметику: все сделано из натуральных веществ и даже самые отъявленные кожные аллергики будут в восторге. Косметика Himalaya стоит там вообще копейки.

Так что добро пожаловать в Индию.


P.S. а еще это мой первый пост и пробег 100 :)
32 комментария 36нравится 2избранное
Tasc
Turbocat
Rusman
misha-aksenov
andrewcocos
Allalala
Enoo2007
Boomburum
Kuper
AlexSmall
MaxKadett
severvam
Rosamaha
Olegovich
xDemon
ShameAndFame
Dretun
TsaaRr
elgordeeva
  • under
    4 05 янв 2013 в 20:46
    Здорово! Вот бы мне такую работу с командировками в разные экзотические страны :)
    • SHakeR
      05 янв 2013 в 20:58
      Да... наша служба и опасна и трудна :)
  • firej
    3 05 янв 2013 в 21:29
    отличный рассказ! спасибище! )
  • Kalashmatik
    1 05 янв 2013 в 22:09
    да их пдд это целая история
    • SHakeR
      1 05 янв 2013 в 22:16
      Все верно.
      Но коров, переходящих улицу не видел :) Они просто гуляют по дорогам, особенно старые коровы: убить корову нельзя(грех, преступление), поэтому старое животное просто выгоняют из дома на "выльные хлеба".
  • aqvaer
    3 06 янв 2013 в 03:00
    Спасибо! Очень понравилось! Голосовать буду за вас! Согласен полностью насчёт работы из под палки, только так можно добиться результата. По другому будут делать всё , чтобы ничего не делать. Уж довелось поработать с ними. А так добродушный и незлобный народ, приятны в общении, после неких нравоучений вполне культурны, ну и конечно очень религиозны.
  • Timur1976
    06 янв 2013 в 04:46
    Перефразируя одну комедию - "я приехал к вам из дикой индии, где по улицам бродят толпы диких обезъян" :-)
  • Timur1976
    1 06 янв 2013 в 04:49
    По поводу алкоголя. Смотрел лекции Жданова, он интересные вещи говорил. В частности, что у людей на западе в мозгу есть какой-то фермент, который при попадании алкоголя, помогает его расщеплять без ущерба для организма, ну и дескать, чтобы опьянеть, им надо очень много выпить. А у россиян, такого нету, и поэтому нам хватает не так много, поэтому и пьяных на улицах намного больше. Что-то типа так. Все не помню, могу что-то переврать, давно смотрел.
    • ShameAndFame
      5 06 янв 2013 в 11:50
      меньше смотрите подобный бред, только по большой укурке можно такого придумать
    • SHakeR
      06 янв 2013 в 12:35
      Я бы не стал так уж сильно верить в это. Но у северных народов (чукчи и т.д.) действительно привыкание к алкоголю происходит очень быстро.
      А вот европейцы - такие же как мы, разница только в месте обитания: где теплее (например, та же Испания) алкоголь выходит быстрее из организма.
      То же самое и у индусов - высокая температура, плюс высокий градус потребляемых напитков и пьяным Вы себя почувствуете быстро, но опьянение быстро и уйдет.
      • Timur1976
        06 янв 2013 в 13:41
        Так и думал, что где-то подвох. А как насчет того, что в своих лекциях он про шампанское рассказывал, тоже бред?
        • SHakeR
          06 янв 2013 в 13:46
          Да я, честно говоря, ни одной его лекции не слышал :)
          • Timur1976
            06 янв 2013 в 13:51
            23 лекции примерно по 10 минут. Смотреть тут
            По поводу шампанского интересные вещи говорит, не знаю, насчет правда это, или нет :-)
            • SHakeR
              06 янв 2013 в 15:03
              Биолог, сидящий рядом со мной, говорит, что про шампанское - правда :)
              • Timur1976
                06 янв 2013 в 16:14
                жесть.... ну его нафиг, не буду больше пить шампанское :))
                • SHakeR
                  06 янв 2013 в 19:10
                  Правильно! Пейте водку сок! :)
                  • Timur1976
                    07 янв 2013 в 08:28
                    Так я и так почти не пью, только по праздникам большим. И то, максимум это вино красное, и соки да, люблю. Газировки не люблю и не пью.
  • Timur1976
    3 06 янв 2013 в 04:58
    Кстати, вот еще пешеход с камерой переходит дорогу. На большинстве авто действительно нет зеркал.
    • lumpur
      06 янв 2013 в 15:07
      Я бы отменил все планы на той стороне дороги и вернулся бы, еще когда за индусом не успел. :D
      • SHakeR
        06 янв 2013 в 19:19
        Первое время действительно страшно, но потом привыкаешь. Бояться не стоит - не задавят, себе дороже :) Зато если Вы пойдете напролом, то Вас либо объедут, либо остановятся (в миллиметрах, правда).
    • SHakeR
      06 янв 2013 в 19:13
      Да-да! Один-в-один! Однако, там где был я, было не настолько плотное движение.
  • Dretun
    2 06 янв 2013 в 11:23
    Их "шкода Rapid" — наш половик (Поло седан.) Силуэт кузова сбоку 100% и сзади почти один в один, лишь мордочка от Фабии ))
    • SHakeR
      1 06 янв 2013 в 12:36
      А мне показалось, что корпус больше напоминает октавию :)
  • Rosamaha
    2 06 янв 2013 в 15:29
    По фото заметил, что все автомобильные номера - разные по стилю (шрифты разные, ещё и курсив присутствует у некоторых). Получается у них нет определённого стандарта или они сами номера клепают?
    • SHakeR
      1 06 янв 2013 в 15:46
      Я тоже так понял - у всех разные шрифты и нет единого стиля.
      Спасибо, что хоть единый формат номера есть :)
      • Rosamaha
        06 янв 2013 в 15:54
        На "Рапиде" так вообще выпуклые, насколько можно увидеть по фото :D
        • SHakeR
          2 06 янв 2013 в 15:59
          Ага, выпуклые.
          В Индии, кстати, тоже есть понт красивых номеров: один раз вечером видел как от отеля (при отеле была хороший ночной клуб) отъезжали 7 машин с номером "1", вместо последних четырех цифр на номерах "для остальных людей" :)
  • Timur1976
    06 янв 2013 в 16:15
    Дикие люди, эти индусы :)
    • Enoo2007
      07 янв 2013 в 17:32
      Зря вы так, очень приветливые и дружелюбные.
      • Timur1976
        08 янв 2013 в 04:20
        Да я так, шучу. Коммент был к фразе - если попали в дтп - бегите, а то местные разорвут на части :)
  • tion
    1 25 янв 2013 в 04:15
    По поводу сигналов. Один сигнал - я еду (ну вот просто такая констатация факта))); два сигнала - пропусти; три сигнала обычно используют в закрытых поворотах, чтобы обозначиться. И так же со световыми сигналами.
    И кстати, приоритет проезда всяких перекрестков у них определяет просто: кто больше, тот и первых или кто раньше подаст сигнал "я ежу".
    По началу такая кокофония пугает, а потом привыкаешь!
    • SHakeR
      25 янв 2013 в 08:12
      По поводу сигналов. Я так и не смог найти зависимость наблюдая за нашим водителем - давил чаще всего явно больше даже трех раз :)

      А про перекрестки согласен, но все равно как-то иррационально и очень непривычно :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.