105 лет московскому такси
В этом году исполняется 105 лет московскому такси. Летом 1907 года газета “Голос Москвы” писала, что какой-то автолюбитель прикрепил к своему автомобилю плакат: “Извозчик, такса за проезд по соглашению”. К сожалению, история не сохранила для нас имени новатора, но его инициатива произвела большой фуррор в Москве и России. В 1911 году в Москве насчитывалось уже 54 таксомотора из 654 автомобилей всего, а в 1912 году – зарегистрированных таксомоторов было уже 109 из 946 автомобилей всего.
В эти выходные перед входом в Парк Горького Департамент транспорта организовал выставку ретро-машин, многие из которых ходили по Москве в качестве такси, а также автомобилей, которые планируется принять в качестве стандартных такси для всего города.
Москва – один из немногих городов России, где фактически нет единого стандарта такси. Имеется множество зарегистрированных компаний, у каждой свои машины в своей окраске (или без нее), при этом большую часть перевозок осуществляют нелегальные извозчики.
Сейчас рассматривается вариант введения единых стандартов внешнего вида и окраски такси. Кроме того, рассматривается ряд конкретных моделей для использования под такси.
Все выбранные машины российской сборки (Калужская и Ленинградская область).
В данном случае разрабатывается идея создания единого стандарта для всех официальных перевозчиков.
В машинах должны будут принимать карточки. Правда, на данном этапе сами работники различных такси говорят, что даже при наличии системы пользуются ей пассажиры редко, предпочитая оплату наличными.
На представленных машинах для примера показано “Московское такси”.
В машинах на видном месте должно быть представлено удостоверение таксиста. На примере показан Брюс Уиллис.
Привычного дополнительно приделанного счетчика нет, система встроена в автомобиль и вся информация выводится на стандартный монитор.
На боку должны быть четко указаны тарифы той или иной компании.
Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу выставил перед входом в Парк Горького интересные образцы из своей коллекции.
1, 2, 3 и 4-миллионные автомобили Москвич, сошедшие с конвейера московского автозавода.
Первая централизованная служба такси была запущена в 1925 г., когда Моссоветом были закуплены 120 автомобилей марки Рено и Фиат.
Renault NN, выпускался в 1924 – 1928 (после модернизации – до 1930), 4-х цилиндровый двигатель 950 куб.см., 15 л.с.
Ильф и Петров в “Золотом теленке” так писали про это эпохальное событие:
“В тот день, когда Адам Казимирович собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов “рено”. Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать. Пальму он сдал на хранение в извозчичью чайную “Версаль” и выехал на работу в провинцию”.
В 1920-х служба такси появилась только в Москве и Ленинграде, хотя извозчики, судя по знаменитой песне Утесова, существовали и даже после открытия в Москве метро в 1935 г.
Форд-А, производство которого было налажено в 1934 г. в Нижнем Новгороде под маркой ГАЗ-А стал первым массовым советским такси.
ГАЗ-А с характерным таксометром за стеклом перед пассажирским сиденьем и старым гербом Москвы на задней дверце.
Послевоенное такси на машине “Победа”.
Салон такси “Победа” в 1956 г. У Метрополя.
Характерные шашечки появились на такси в 1948 г., в 1950-х из Англии пришли и знаменитые восьмиклинные форменные фуражки.
Такси на базе “Москвича”.
Знаменитый зеленый огонек.
Таксомоторный парк, конец 1970-х.
В кошельки таксисты после смены вкладывали выручку, путевой лист и опись.
via