Написать пост

donriga

Если лопнул тормозной шланг

Для эксперимента выбрали два отечественных автомобиля – «Ладу-112» и «Шевроле-Нива». У обоих диагональные двухконтурные системы тормозов. Такая схема наиболее современна, поскольку при отказе любого контура эффективность оставшегося теоретически должна составить ровно половину. А как на практике?

Нормативы эффективности торможения рабочей и запасной тормозными системами определены ГОСТ Р 51709-2001. В нем приведены величины тормозного пути и замедления со скорости 40 км/ч. Несовременно! Мы будем тормозить со 100 км/ч – уже давно во всем мире пользуются именно таким порогом, оценивая эффективность тормозов на сухом асфальте.
Начинаем с «двенадцатой» – эта машина полегче, да и к земле поближе – не так страшно прыгать в объятия таинственного эксперимента. Определяем тормозной путь при исправной системе. Тормозим на грани юза, добиваясь максимального замедления, то есть водитель имитирует ABS, стараясь не допустить блокировки колес.

Несколько повторов – и удается поймать нужное усилие на педали. Ее приходится плавно дожимать – передние тормоза нагреваются и их эффективность падает. При этом тормозной путь со 100 км/ч – 43,9 м.

Отсоединив заднюю трубку от главного цилиндра, «половиним» тормоза: теперь машина будет тормозить только двумя колесами – передним левым и задним правым. Повторяем упражнение.

Ход педали увеличился примерно в два раза, но при этом она не провалилась до самого пола вопреки рассказам бывалых. Машина норовит прыгнуть влево – в сторону тормозящего переднего колеса, и, чтобы удержать ее в пределах полосы, приходится доворачивать руль вправо примерно на 40–50 градусов. Но и тогда «Лада» рыскает по полосе.

За три попытки разброс тормозного пути – от 93,1 до 112,1 м. Средняя величина – 103,5 м, то есть тормозной путь увеличился в 2,36 раза! Причина в том, что часть сцепной силы, работающая при исправных тормозах только на замедление, при торможении одним контуром тратится на поддержание курса, то есть на борьбу с уводом. Часть эта, как видим, довольно существенная.

Повторяем замеры с другим контуром. Вначале ставим трубку на место, прокачиваем систему и убеждаемся, что воздуха в ней нет – тормозной путь не превышает 44 м. Затем отсоединяем трубку другого контура.

При экстренном торможении эффект аналогичен – увод в сторону переднего колеса с исправным тормозом, в нашем случае вправо. Тормозной путь увеличился до 101,2–110,8 м. Среднее значение – 105,1 м, то есть увеличение – в 2,39 раза.

Разница в эффективности контуров – всего 1,5%, средний тормозной путь – 104,3 м, среднее замедление – 3,68 м/с2.

Проверим, как поведет себя автомобиль, если его курс при торможении не корректировать рулем. Очередной подход – руль только «прямо». Но когда автомобиль уходит на соседнюю полосу, приходится доворачивать баранку, чтобы удержаться от перестроения в следующий ряд. Если рулем не работать вовсе, до полной остановки автомобиль сменит не менее двух полос!

У нас за рулем был профессиональный испытатель, часто работающий в экстремальных режимах. К тому же торможение мы проводили на сухом асфальте с высоким коэффициентом сцепления. Скорее всего, на мокрой или обледеневшей дороге удержать машину на курсе будет невозможно. На бытовом языке это означает занос и разворот, который может окончиться весьма печально.

Настает черед «Шевроле-Нивы». В штатном режиме при торможении с сотни тормозной путь составил в среднем 53,3 м. Но наша задача – не сравнивать машины между собой, а оценить разницу в эффективности тормозов. Сколько же метров мы будем тормозить одним контуром?

Несколько заездов – и ответ готов: в среднем – 121,6 м. Но увеличение пути меньше, чем на «двенадцатой», – всего в 2,28 раза. А вот ощущения менее приятные, и дело не в большом ходе тормозной педали – он увеличился примерно так же, как на «Ладе», – а в поведении автомобиля.

При торможении на грани юза машину тянет в сторону работающего переднего тормоза, как и на «Ладе», только слабее. Корректирующее действие рулем, чтобы удержаться на своей полосе, меньше – баранку нужно повернуть на 30–40 градусов. В торможении без блокировки колеса, по мере нагрева тормозов, требуемое усилие на педали ощутимо растет. Но если колесо блокируется, от чего удержаться довольно сложно, водителя ждет неприятный сюрприз – «Шеви-Нива» рвется в противоположную сторону, куда ее тянет повернутое для удержания курса переднее колесо с отключенным контуром.

Подведем итог: при отказе одного из контуров тормозной путь увеличивается почти в два с половиной раза. При этом оба автомобиля заметно рыскают по дороге и норовят перескочить на соседнюю полосу, а если вовремя не отреагировать, то и дальше. Поведение каждой машины имеет свои нюансы. «Ладу» тянет сильнее, чем «Шеви-Ниву». Зато вседорожник при блокировке переднего колеса меняет направление «увода».

Наши рекомендации

При внезапном резком увеличении хода педали тормоза не паникуйте, продолжайте давить на нее до включения в работу оставшегося исправного контура. Будьте готовы довернуть руль в нужную сторону, чтобы удержать машину в своем ряду.

Давите на педаль осторожно, стараясь точно дозировать прилагаемое усилие. Блокировка переднего колеса приведет к увеличению тормозного пути, а иногда к смене направления увода.

При блокировке переднего колеса (сопровождается специфическим свистящим звуком) слегка ослабьте нажим на педаль, но полностью ее не отпускайте.

Не пытайтесь качать педаль тормоза, отпуская ее полностью даже на короткое время – подобные действия приведут к лишнему расходу тормозной жидкости через неисправный контур, а потерянное время только увеличит остановочный путь.

При аварийном торможении старайтесь объехать препятствие, если соседние полосы свободны, но помните, что столкновение на соседней полосе Правила дорожного движения трактуют не в вашу пользу.
8 комментариев 14нравится 13избранное
Kuper
xomyak
grus-grus
cooler777
chubbchubbs
nooze
AlexSmall
bpukoc
TsaaRr
SleepShadow
Buch
Fukurokudzu
fail
donriga
  • GloooM
    24 ноя 2011 в 21:24
    А какова реакция на машинах оборудованных ABS+EBD ? Она в этом деле как-то может помочь?
    • Fukurokudzu
      24 ноя 2011 в 21:48
      ага. еще про ESP интересно. начнет доворачивать машину и ппц :)
  • Dostavalli
    24 ноя 2011 в 22:55
    Во вам делать нехрена там)
  • nooze
    25 ноя 2011 в 09:05
    У меня как-то лопнул тормозной шланг и я въехал в оку
    Легко отделался еще
    • smartello
      25 ноя 2011 в 17:27
      Да, ока местами глубокая, мог и утонуть!
  • Kuper
    25 ноя 2011 в 15:50
    Интересная статья) Буду знать, как вести себя в такой ситуации за рулем Шнивы)
  • Denius
    15 дек 2011 в 22:25
    Расскажу как сам попал в ситуацию с лопнувшим шлангом. Дело было еще в 99, прав не было, машина была (ВАЗ 21043 1991 г.в., пробег по заявлению предыдущего владельца 25 тыс.км.), ездить хотелось, сотрудников ГАИ на дорогах в районе было не увидеть. Поэтому решил от метро до дома (10 минут езды по почти пустым дорогам) подвезти друга с его мамой. Мне в общем-то повезло, ехал по бульвару, надо было повернуть налево, оттормозился нормально, пересек зеленку и стал тормозить перед дорогой обратного направления. Вот в этот момент шланг и лопнул (оказался старый, я потом все менял по кругу, впечатление от резинок было удручающее). Остановиться как планировал я не мог, мне надо дорогу уступать, а меня несет вперед, по главное же в правый бок летит зубила, которая меня к тому же из-за кустов возможно и не видит (у нас в этом месте часто бились и бьются, хотя кустики подрезали, видимость лучше не стала). Сработало на рефлексах (кстати, педаль ушла в пол, честно-честно): я стал пробивать резкими ударами до самого пола, создавая как бы удар по колодкам и добиваясь их временного хотя бы прижатия, параллельно врубил пониженную и плавно натянул ручник (был март, но риска заноса не было, сухо). Скорость была невелика, никаких 100 км/ч, не более 20-25 км, для остановки хватило пары метров, водителя девятки я, конечно, напугал, но ДТП избежал. После у меня еще дважды рвало главный цилиндр, первый - опять же беда с резинками, второй - оказался бракованный. Оттормаживался почти таким же способом, но со скоростей 50-60 км (частично скорость гасилась работающей системой с 80-100 до 50-60). Но когда выходил из строя главный цилиндр, то педаль сопротивлялась хоть как-то, тормозить штатной системой можно было, а передачами и ручником просто помогал.
  • pumereta
    07 сен 2012 в 05:53
    Скажу отцу, чтоб впредь предохранялся… Безопасный секс тот, который не приводит к женитьбе. Лучше плохо, чем никогда. Что ж это за пьянка, если на следующий день не стыдно!
    Кровавая жатва смотреть
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.