Написать пост

ecologiarus

Чем дышим?

Недавно в пробке был замечен водитель новой машины японского производства, сидел он в салоне своего авто совсем один и всё бы ничего, если бы ни одно НО. На лице его красовалась марлевая повязка.
Сначала я подумал что он просто чудак. Зачем в машине с салонным фильтром и наверняка рециркуляцией воздуха сидеть в марлевой повязке, которая от попадания частиц, прошедших через салонный фильтр мало поможет, а крупные загрязнители наверняка осядут в штатном фильтре.
А потом задумался: что нас окружает в пробках? Какая доля в отработавших газах чистого воздуха? Как это влияет на наш организм?

Итак по порядку. Доля выбросов от автотранспорта в общем количестве выбросов загрязняющих веществ в атмосферу велика. По России в год транспорт выбрасывает в атмосферу порядка 13500 – 14000 тыс. тонн (это не опечатка) загрязняющих веществ из которых доля автотранспорта порядка 12000 тыс.тонн, оставшееся делят ЖД транспорт, воздушный транспорт, морской, внутренний водный, дорожные машины (заметьте отделены от автотранспорта). Для примера скажу, что выбросы от стационарных источников, обслуживающих транспорт (фабрики, заводы, котельные и т.д.) за тот же период времени пополняют содержание вредных веществ в атмосфере всего на 420 – 450 тыс.тонн. Всё начинается с нефти , из которой получают топливо. В состав органической массы нефтяного топлива входят такие элементы как: углерод, водород, кислород, азот и сера. Негорючая часть нефти (которая не органика) содержит влагу и минеральные примеси. В идеальной модели ДВС (двигателя внутреннего сгорания) топливо сгорает полностью и, в результате получаем на выходе углекислый газ, водяной пар и диоксид серы. Но в жизни идеальные модели не работают и зачастую вместо тривиального углекислого газа, который с легкостью перерабатывают растения, получается куда более вредный угарный газ. Вообще отработавшие газы ДВС содержат около 200 компонентов с периодом существования (т.е. нахождения в первоначальном состоянии) от нескольких минут до 4-5 лет.
Существует 8 групп загрязняющих веществ отходящих от транспорта по воздействию на организм человека. Первая группа.
Нетоксичные вещества, такие как азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ, которые, по сути являются естественными компонентами воздуха. Вторая группа.
Эта группа состоит всего из одного вещества – из угарного газа. Из школьного курса мы знаем, что газ этот без цвета, запаха, да ещё и легче воздуха. Отравление угарным газом опасно тем, что нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и возникает нарушение функционирования всех систем организма. Головная боль, пульсирование в висках, потемнение в глазах, сонливость – всё это признаки отравления угарным газом. Третья группа.
Оксиды азота. Образуются в камере сгорания при температуре 2800 градусов по Цельсию. Оксид азота практически всегда окисляется до диоксида азота. Газ тяжелый и поэтому любит притаиться в низинках, пробка для него очень благоприятная среда обитания. Воздействие на организм человека более вредное, чем от угарного газа, попадая на слизистые оболочки диоксид азота образует азотистую и азотную кислоту, она приводит к раздражению и даже микроповреждениям тканей. Вторичное воздействие оксидов азота проявляется в нарушении сердечной деятельности из-за накопления в организме нитритов. Четвертая группа.
Это различные углеводороды: парафиновые, нафтеновые, ароматические (бензольные), всего около 160 компонентов. Характерный признак наличия в выхлопе углеводородов – это белый или сизый дым из выхлопной трубы (неполное сгорание топлива). Они опасны своим канцерогенным действием, т.е. способствуют образованию и развитию злокачественных новообразований (по простому – раковых клеток). Углеводороды под действием естественного ультрафиолета вступают в реакцию с оксидом азота, в результате получаются вещества – фотооксиданты, которые являются основой смога. Фотооксиданты вредны для человека тем, что способствуют развитию легочных заболеваний. Пятая группа.
Её составляют альдегиды, такие как формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Наибольшее количество их образуется во время работы двигателя на холостом ходу, когда температура сгорания топлива не высокая. Фармакологическое действие – раздражение слизистых оболочек. Шестая группа.
Основой группы является сажа и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и т.д.). Сама сажа не оказывает серьезного вредного воздействия на организм, просто раздражая дыхательные пути, опасен оседающий на поверхности частичек, бенз-а-пирен (см. 4 группу). Седьмая группа.
В составе группы сернистые соединения, неорганические газы на основе серы, такие как сернистый ангидрид, сероводород. Повышенным содержанием серы знаменита нефть с отечественных месторождений, поэтому и топливо из неё получается с высоким содержанием серы. Вредное воздействие выражено раздражением слизистых оболочек, нарушением окислительных процессов и белкового обмена. Восьмая группа.
Компоненты этой группы свинец и его соединения. В последнее время идет снижение выбросов свинца за счет применения более качественного топлива (этилированный бензин запрещен к продаже), но избавиться от него до конца не так просто, т.к. присадки для повышения октанового числа пока ещё распространены. В придорожном пространстве половина свинца практически сразу оседает на поверхностях, а оставшийся ещё несколько часов находится в воздухе. Способен накапливаться в организме человека.
Всё это исследование заставило задуматься ещё раз: «а может быть не такой уж и чудак, этот человек в марлевой повязке?».
Огромное спасибо книге Е.И. Павловой «Экология транспорта» за помощь в написании материала.
10 комментариев нравится избранное
  • Erlioniel
    22 фев 2008 в 11:16
    А лучше вообще не жить — живее будешь.
    Уж сколько вредного вокруг нас, не сосчитать.
  • EVRiNOM
    22 фев 2008 в 14:57
    Как страшно жить… И дальше, к сожалению, будет только хуже, если конечно не придумают двигатель, который и в реальных условиях будет работать по «идеальной модели» =)
  • Ell
    22 фев 2008 в 15:29
    Не знаю, но даже при присутствии салонного фильтра периодически стираю с лобового стекла черный налет. Что там в легких одному патологоонатому виднее :/
  • OlegusMDH
    22 фев 2008 в 15:43
    В пробках езжу с рециркуляцией, воздух снаружи не забирается.
  • Ell
    23 фев 2008 в 00:33
    @OlegusMDH Окна не потеют?
  • OlegusMDH
    23 фев 2008 в 00:49
    @Ell Со временем начинают запотевать, приходится отключать на короткое время.
  • Shapa
    23 фев 2008 в 04:23
    @OlegusMDH и сколько можно выдержать с рециркуляцией? :) пробки бывают и по 3 часа в москве насколько знаю…
  • OlegusMDH
    23 фев 2008 в 04:34
    @Shapa Я в Питере натыркался не попадать в большие пробки и больше часа уже давно не стоял. До запотевания минут на 20-30 хватает, потом перерыв. Но это незаменимая вещь, когда стоишь за чадящим Камазом.
  • Shapa
    23 фев 2008 в 04:37
    @OlegusMDH угу, у меня в лексусе автоматом включается внутренний цикл когда воздух грязный
    проблема в том что даже часовая пробка — цикл внутренний не спасет особо ;)
    либо дышать углекислым газом либо «воздухом» ;)
    так что не панацея…
  • ice9
    23 фев 2008 в 23:22
    >На лице его красовалась марлевая повязка.
    Может человек после какой-нибудь операции ехал и/или выглядел не очень приятно. Возможно, у него серьезная аллергия на пыль, которой в салоне всегда немного есть. В общем, разные случаи бывают.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.