Написать пост

jam2k

кручение автобаранки

Лекция Школы высшего водительского мастерства часть 2.
Некоторые действия водителя можно сравнить с работой промышленного робота. В процессе управления автомобилем водитель постоянно использует определенный набор стандартных действий, причем каждое из этих действий выполняется чисто автоматически. А что касается сознания водителя, то оно занято контролем непрерывно меняющейся дорожной обстановки и планированием тактики проезда того или иного участка дороги. Поэтому «бывалому» водителю очень редко приходится задумываться о технике работы своих собственных ног и рук, он просто не имеет права уделять им внимание.
К Вам это тоже придет, но дабы в будущем Ваши автоматические действия были конкретны и правильны, сначала необходимо заложить правильную их основу.
У любого человека есть свои вредные и полезные привычки, но ведь когда-то их не было?! Поэтому сегодня мы с Вами начнем формировать Ваши полезные привычки при работе руками и ногами, а чуть позже и головой. Для этого Вам придется потратить некоторое время на тренировку.
В данной главе мы ограничимся рассмотрением работы рук с рулевым колесом и рычагом переключения передач. При этом двигатель Вашего автомобиля можно (и нужно) не запускать.
С ногами чуть сложнее. Во время тренировки ног, как правой, так и левой, двигатель автомобиля должен работать. Поскольку запускать двигатель мы с Вами будем только в третьей главе этого раздела, то с работой ног разберемся там же. А пока займемся руками. Работа рулем
Насчет постоянного «места жительства» кистей Ваших рук на рулевом колесе, мы вроде бы договорились… Но ведь руль-то иногда надо крутить! А как? Вот с этим сейчас и разберемся.
Если сегодня за окном зимняя стужа, то Вам крупно повезло. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, следует обеспечить полную свободу передним колесам своего автомобиля. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому попросите своего помощника перегнать машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал песком с солью блестящее зеркало замерзшей лужи.
А если на дворе… июль?! Тогда советую приобрести диски «Здоровье» или «Грация».
Угадали, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них «туда-сюда». Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц «слабого пола», но и значительно большую нагрузку. Поэтому, если Вы подложите по одному диску под каждое из передних колес, то тем самым обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса.
Попросите своего помощника наехать передними колесами на эти диски, поставить машину на «ручник» (стояночный тормоз) и заглушить двигатель. Затем усаживайтесь на водительское сиденье и приступайте к тренировкам. Руление без отрыва кистей рук
Это совсем несложно. Надо соблюсти только одно условие – «приклеить» кисти своих рук к рулю в штатном положении. Штатное положение — правая рука без четверти три, левая рука — без четвери десять. Руки не перемещаются относительно обода рулевого колеса.
Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо
«А как же я поверну во двор под углом 90°? Ведь я туда не попаду?!»
Согласен, не попадете. Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса – это обычный способ руления:
- при корректировке прямолинейного движения автомобиля,
-при отъезде от тротуара,
- перед остановкой,
- при перестроении в соседнюю полосу,
- при плавном объезде препятствия.
Иными словами, этот способ руления применяется тогда, когда необходимо незначительно изменить направление движения машины, с последующим ее возвратом в положение прямолинейного движения. Если кисти рук остаются в своем «доме» на ободе рулевого колеса, то Вы всегда имеете возможность моментально поставить руль прямо!
Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. после поворота руля направо или налево на угол 80–90°, Вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но Вы должны не позволить им этого сделать. Почувствуйте и запомните ощущения в руках, возникающие при их «укрощении», они нам сейчас понадобятся. Руление перехватом
Когда водитель «со стажем» хочет сделать поворот, он не очень-то задумывается о том, что будут делать его руки. Ну а нам с Вами придется тщательно к этому подготовиться.
Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей «правши» и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука.
Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона
Кстати, «левшам» советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на «правшей». Работа руками при повороте налево
Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево Однако после поворота руля на угол 80–90°, локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в Ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
– правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
– левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
Дальше (поз. 4) правая рука начинает чувствовать себя «неважно», поэтому ей необходимо занять более удобную для себя позицию (поз. 5), при этом:
– левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
– правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в Ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется. Пора сделать некоторые выводы.
При повороте руля налево:
- правая рука – выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота,
- левая рука – выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 «перехвата» рулевого колеса, мы с Вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо.
Работа руками при повороте направо
Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую Вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном – основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает.
Внимательно рассмотрите рисунок 13, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 «перехватов»).
Думаю, что Вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного «корявые», то это не беда. После непродолжительной тренировки все у Вас будет получаться более элегантно.
Прежде, чем начинать активно крутить руль «туда-сюда», Вам следует познакомиться с некоторыми ошибками Ошибки при работе рулем
Из общеизвестных ошибок вытекают следующие рекомендации:
– Следите за тем, чтобы руль вращался без остановок, для чего руки должны периодически передавать «лидерство» друг другу.
– Не выворачивайте «наизнанку» свои руки, пытаясь продолжить вращение руля в запретной зоне (рис. 11 в).
– При «перехвате» руля вспомогательной рукой (при переносе ее наверх, выше основной руки), нельзя разносить кисти рук относительно друг друга больше, чем на ширину одного-двух кулаков (рис. 12 и 13, поз. 4).
– Пальцы кистей рук практически не должны участвовать в рулении. Ранее мы с Вами договаривались о том, что они лишь слегка «обнимают» руль, плотный «контакт» с ободом руля должны иметь только ладони.
А теперь самое главное. Не смотрите на свои руки, они смущаются и начинают делать всякую ерунду! Если Вы будете уделять своим рукам не столь пристальное внимание, то они станут работать значительно лучше. Ведь рассмотренные выше движения вполне естественны для рук человека. И вообще, учитесь доверять своему телу, тогда не только руки будут работать правильно и изящно, но все остальное в управлении автомобилем дастся Вам легче.
Теперь Вы знаете, как должны работать Ваши руки при повороте рулевого колеса на угол более 90°, и чем Вы будете заниматься в ближайшие полчаса – надо начинать активную тренировку. Не знаю, сколько Вам потребуется времени для того, чтобы «укротить» руль (или свои руки), но сделать это надо сейчас. В тот момент, когда машина начнет движение, мыслей о руках на руле уже не должно быть! Руление одной рукой
«Это еще как и зачем? Двумя бы научиться!» – мрачный возглас тех, кто уже понял, что для осуществления первой в жизни поездки придется изрядно потрудиться.
А я и не говорю, что прямо сейчас Вам надо «отрезать» одну руку. Можно вернуться к этому месту в книге позже, но вернуться все равно придется. Без умения рулить одной рукой, Вы никогда не сможете «без проблем» поставить машину задним ходом в гараж. Да и при движении вперед иногда приходится прибегать к этому варианту поворота руля. Работая одной рукой, правой или левой в зависимости от необходимости, водитель имеет возможность поворачивать руль с максимальной скоростью и точностью.
Насчет скорости, думаю, понятно – не надо переносить руку. А точность достигается тем, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса, и водитель точно знает, сколько оборотов или полуоборотов ему надо сделать, чтобы моментально поставить руль в положение прямолинейного движения. Однако хватит слов, давайте переходить к делу.
Начнем с поворота рулевого колеса направо, поскольку в первую очередь Вам понадобится умение поворачивать руль одной рукой именно направо. Вы столкнетесь с этим на экзаменах в ГИБДД.
Поворот руля одной рукой
Итак, поворот направо. Засуньте свою правую руку в карман или хотя бы пристройте ее к себе на колени – она не должна участвовать в последующих действиях и не должна мешаться. Забудьте о том, что она вообще у Вас есть!
Положите ладонь левой руки на рулевое колесо в отведенное для нее место (поз. 1). И не забудьте ее «притереть», сейчас это очень важно. Кисть Вашей левой руки должна и будет оставаться в своем «доме» до окончания руления!
Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо.
Когда руль будет повернут почти на 180° (поз. 2–3), Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили («растопырили») пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем «доме» против часовой стрелки (поз. 3).
Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, Вы продолжаете поворачивать руль дальше, через «запретную» зону (поз. 4). Как только «дом» левой руки вместе с кистью выйдет из «запретной зоны», можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами.
Далее, Вы без проблем доворачиваете руль до начального положения (рис. 15, поз. 5), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно.
Продолжить несложно, надо лишь повторить все вышеописанные действия. А для того, чтобы вернуть руль обратно, в обратном порядке все надо и проделать.
Уверен, после непродолжительной тренировки этот способ руления Вам понравится, а для успешного въезда в экзаменационный «бокс» он просто необходим. Плюс ко всему, при рулении одной рукой, у Вас освобождается вторая рука, дело же для нее всегда найдется.
Это был поворот направо, когда работала только левая рука. Для поворота налево Вам надо лишь поменять руку, а все остальное – без изменений. Левую руку в карман, правую в свой «дом» и поехали. Крутим, «растопыриваем», прокручиваем, проходим «запретную» зону и так далее.
Я понимаю, что задал Вам трудную задачу и, что уйдет немало времени, пока движения Ваших рук станут точными, красивыми и естественными. Поэтому не советую пытаться освоить работу рулем «за один присест». Несколько минут сегодня, несколько завтра, но не бросайте это дело, так как «без рук», как «без рук».
20 комментариев 4нравится 4избранное
marik
akeeper
ice9
Elias
  • Steelgreyhound
    19 фев 2008 в 12:40
    Отличная статья!)
  • jam2k
    19 фев 2008 в 12:47
    @Steelgreyhound спасибо, друх :-)
  • juks
    19 фев 2008 в 13:00
    Вот неплохое пособие по рулению :-)
  • basic
    19 фев 2008 в 13:14
    @juks подвесил, блин =) Чувак нормально дубасит =)
    По теме можно еще посмотреть, например, как ДжиДжи жжот
  • juks
    19 фев 2008 в 13:18
    @basic Сам раза три просмотрел :-)
    Да там было ещё видео, где на таком же порше, но по реальной глине. Но что-то его удалили, гады
  • basic
    19 фев 2008 в 13:20
    @juks Порше-херше… не доросли еще мы:(Кто там про картинг хлестался (;? Давай уже организуем =)
  • juks
    19 фев 2008 в 13:37
    @basic Думаю со дня на день. Может завтра? А ты на машине каждый день? Куда я собираюсь, туда без машины не попасть.
  • juks
    19 фев 2008 в 13:39
    @basic Круто, на одно колесо — круто, дрифт крутой, и женщина-штурман тоже :-)
  • basic
    19 фев 2008 в 13:48
    @juks Я как раз забил на машине ездить на работу — время дороже, так что ой, хотя, при желании можно собраться-окрыситься =) Может, 21го, сразу после интернет-конфы? Предлагаю что-нить в пределах пешей доступности, например Картинг-2002, если он еще фунциклирует.
  • juks
    19 фев 2008 в 13:57
    @basic Я не пойду на интернет-конфу :-) Может буду на машине — дам знать
  • basic
    19 фев 2008 в 13:59
    @juks ОК. Но, кмк, лучшим решением будет конешн в выходные собраться и не вдвоем =) Выкупить трассу на часок и погонять. С утра субботы в 10дюймах вполне себе реально.
  • juks
    19 фев 2008 в 14:03
    @basic Не, в 10 дюймов я больше не пойду. Там какие-то придурки работают, и машины ушатанные. Трассу выкупать тоже нет смысла: они тянут время постоянно, так не выгодно. Лучше в будни: там, где я говорю заезд стоил 290 рублей, если не подорожал.
  • basic
    19 фев 2008 в 14:30
    @juks ок, сигнализируйте как-чего
  • Sim
    19 фев 2008 в 14:55
    @juks Скорость большая, и газу не дал на последнем повороте:(
  • ice9
    19 фев 2008 в 16:23
    >Лекция Школы высшего водительского мастерства часть 2.
    Эта лекция — глава из книги Зеленина С.Ф. «Учебник по вождению автомобиля».
  • jam2k
    19 фев 2008 в 16:27
    @ice9 я знаю. циганков этого и не скрывал, и соответсвенно его ученик в Самаре Анвер, что применяют различные лекции, учебники и прочее, добавляют свое и в массы.
  • ice9
    19 фев 2008 в 16:38
    @jam2k Я никого не обвиняю, но неплохо бы указывать источник, тем более, если это изданная книга.
    Ну и, наверное, было бы здорово выложить её целиком.
  • jam2k
    19 фев 2008 в 16:56
    @ice9 у меня нет ссылки на источник. данная текстовка — с диктофона с лекции. Картинки с пособия.
    Сам бы почитал с удовольствием первоисточник
  • ice9
    19 фев 2008 в 17:06
    @jam2k google -> «зеленин учебник по вождению pdf»
  • ice9
    19 фев 2008 в 17:11
    @jam2k Не так давно листал этот pdf. Книга по-моему более чем достойна того, чтобы её приобрести.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.