Как избежать аварии (часть 3)
Нельзя возобновлять движение до тех пор, пока причина воспламенения не будет установлена, а неисправность - устранена, включая повреждения, причиненные огнем. При возникновении пожара в зоне бензобака нужно немедленно остановить автомобиль подальше от людей, деревянных сооружений, других транспортных средств и сразу же покинуть его, отбежав на безопасное расстояние, так как в любую секунду может раздаться взрыв. Надо спасаться самому и предупредить окружающих.
Пытаться гасить огонь в такой ситуации очень опасно. При пожаре в салоне или багажнике надо вести себя, как при обычном пожаре, используя огнетушители и любые подручные средства: песок, воду, брезент или другой плотный материал, которым можно накрыть огонь и прекратить доступ к нему кислорода. Загоревшееся сиденье, если оно быстро снимается, лучше вынуть из салона, чтобы предупредить распространение огня. При возникновении пожара на автомобиле с газовой аппаратурой необходимо выключить зажигание и закрыть газовые вентили. В процессе тушения пожара, по возможности, газовые баллоны следует обильно поливать холодной водой, чтобы исключить повышение давления в них.
Течь нефтепродуктов из цистерны или топливного бака
На перевозке светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизтопливо) особую опасность представляет техническая неисправность, при которой возникает значительная их утечка из цистерны или топливного бака автомобиля. Как показывает практика, непринятие своевременных мер безопасности в таких случаях может привести к очень тяжелым последствиям при случайном возгорании разлившихся нефтепродуктов.
При обнаружении в пути следования течи нефтепродуктов необходимо немедленно отвести транспортное средство за пределы дороги, а если это невозможно, то в место с наименьшей интенсивностью движения транспорта и пешеходов. По возможности ликвидировать течь; место, где стоял во время ликвидации течи автомобиль, обезвредить с помощью дегазаторов. Если течь нефтепродуктов невозможно устранить, необходимо немедленно:
• выставить дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен» впереди и сзади на расстоянии не менее 30 м от границ растекшихся нефтепродуктов
• сообщить по возможности (с помощью пешеходов, водителей транспортных средств) о случившемся пожарной охране, Госавтоинспекции и в автопарк
• не отлучаться с места происшествия и принимать все меры к недопущению транспортных средств и людей в зону разлившегося топлива
Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
Причины остановки могут быть различными: неисправность двигателя или неправильный выбор скорости движения в сочетании с неумелым манипулированием органами управления. Такая остановка, даже кратковременная, создает реальную угрозу столкновения с поездом. В этих условиях каждый водитель должен уметь быстрыми и решительными действиями обеспечить безопасность пассажиров и транспортных средств.
Прежде всего надо высадить людей из автомобиля и удалить их на безопасное расстояние. Одновременно надо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Далее водитель должен принять все возможные меры к освобождению переезда. Во многом эти меры зависят от характера поломки или неисправности автомобиля, а также от имеющихся в распоряжении водителя средств.
Надежнее всего отбуксировать или столкнуть с переезда застрявший автомобиль другим транспортом. При достаточном количестве людей можно попытаться откатить машину вручную. Если отсутствует посторонняя помощь, водитель должен сам попытаться передвинуть автомобиль. При исправном и хорошо заряженном аккумуляторе это можно сделать, включив первую или заднюю передачу, вращая коленвал двигателя с помощью стартера.
Малотоннажные грузовые и легковые автомобили могут быть передвинуты при включении первой или задней передачи, вращением коленвала заводной рукояткой. Зажигание в этот момент должно быть выключено во избежание случайного запуска двигателя и самопроизвольного движения автомобиля. Некоторые поломки трансмиссии и ходовой части, такие как обрыв полуосей или их шпилек, карданного вала, включение одновременно двух передач, обрыв шпилек колеса и ряд других, требуют обязательной буксировки транспортного средства. Если удалить автомобиль с переезда не удается, водитель должен поступить в соответствии с требованиями п.16.6 Правил дорожного движения.
Движение в сильный дождь
При движении по глубоким лужам брызги воды могут попасть в моторный отсек и привести к остановке силового агрегата из-за влаги на проводах, катушке зажигания или на распределителе. Если двигатель заглохнет, надо попытаться остановиться на обочине и подождать, пока он просохнет.
При проезде глубоких луж вода, попадая на тормозные накладки и барабаны, играет роль своеобразной смазки и резко снижает эффективность торможения. Поэтому после движения по таким участкам дороги следует сразу снизить скорость и «просушить» тормоза. Для этого, убедившись, что сзади на близком расстоянии нет машин, на небольшой скорости надо несколько раз нажать на тормозную педаль, пока не почувствуется, что тормоза держат нормально. Можно «просушить» тормоза и при медленном движении с нажатой тормозной педалью.
Смещение груза
Иногда в транспортном потоке можно наблюдать автомобили, кузова которых расположены непараллельно поверхности дороги, когда перевозимый груз (контейнер, бетонная плита) переместился к одному из бортов кузова. Смещение груза может происходить также при перевозке автомобилями-самосвалами цементно-бетонной смеси и силового агрегата строительного раствора.
Аналогичная картина наблюдается и при перевозке жидкостей в не полностью заполненных автоцистернах. При резком маневрировании жидкий груз под воздействием центробежной силы смещается к одной из сторон кузова (цистерны) и создает дополнительный опрокидывающий момент. Смещение груза затрудняет управление автомобилем. В таких случаях даже на прямолинейных участках дорог водителю приходится прикладывать дополнительные усилия к рулевому колесу, чтобы автомобиль двигался по прямой.
Опытные водители (в том числе и легковых автомобилей) размещают груз таким образом, чтобы кузов автомобиля располагался параллельно дороге, с учетом поперечного уклона проезжей части.