Написать пост

kay
kay

Ездим по сугробам и льду или тренируем прокладку между рулем и сидением

По следам негативных комментариев в посте про застрявшую Шниву. Сугроб там был везде одинаковый. Водитель просто затормозил, чего не следует делать на такой дороге, и скорее всего у него была либо летняя резина, либо всесезонка. Мало того он вместо того, чтобы сразу раскачаться, начал шлифовать лед. И кстати я всегда помогаю, когда не тороплюсь. За последние два месяца вытаскивал УАЗ патриот на летней резине из сугроба, девятку, которая села шлифовать лед, Тойоту Целику, застрявшую в снегу, 4 раза прикуривал авто в морозы.

Два года я играл в Dozor на Getz с автоматом и клиренсом 13 см (без нагрузки) с экипажем в 5 человек и ни разу не застревал так, чтобы машину пришлось откапывать или толкать. Если Вы не хотите стать героем подобного видео попробую дать несколько советов, чтобы не застрять. Надеюсь хоть кому-то они покажутся полезными. Полноприводные автомобили затрагивать не буду.



Постараюсь перечислить наиболее частые случаи:
1) Авто просто садится брюхом на препятствие или сугроб, который расположен перпендикулярно кузову посередине. Т.е. авто становится "качелей", когда передние или задние колеса не имеют сцепления.
2) Авто тупо въехало в сугроб по уши. Такое встречается, если выкинуло с трассы или водитель просто неадекватен.
3) Авто садится на сугроб, который расположен вдоль кузова, чаще всего застревает передняя часть.
4) Авто колесом или колесами попадает в накатанную ледяную ямку.
5) Авто начинает буксовать при подъеме на ледяном склоне.

В первом случае помочь можно лопатой или увеличением массы той части автомобиля, где находятся ведущие колеса.

Во втором случае поможешь только лопатой или домкратом (об этом ниже).

В третьем случае, если застряла передняя часть переднеприводного автомобиля, то выкрутиться можно не выходя из автомобиля. Первым делом ни в коем случае нельзя сильно газовать и научиться работать тормозом и сцеплением одновременно. Сразу же нужно включить заднюю передачу и медленно попробовать сдвинуться назад. Если не получилось, то крутим руль влево или вправо (чаще всего таким образом получается увеличить сцепление колес с ненакатанной частью колеи), пробуем выехать чуть вперед и зажимаем тормоз, чтобы машина не откатилась. Ставим правую ногу так, чтобы возможно было жать ей на тормоз и газ (или левой ногой тормоз и сцепление, кому как удобно; можно воспользоваться и ручником, но нужно блокировать именно ведущие колеса), включаем заднюю передачу и пробуем подать назад так, чтобы тормоз был отпущен в момент газа. И такими темпами раскачивать машину. Тормоз необходимо зажимать по той причине, что нужно создать потенциальную энергию, которая потом преобразуется в кинетическую вместе с крутящим моментом. Я часто замечаю, что раскачиваются не работая тормозом и при переключении передач с первой на заднюю машина опять скатывается в сугроб, этот метод не столь эффективен. На авто с автоматом данная процедура проще: левую ногу ставим на тормоз, а правую на газ.
С задним приводом чуть посложнее, т.к. ведущие колеса нельзя повернуть, но тут можно использовать ручник вместо тормоза.

В четвертом случае, когда попадаешь в ледяную накатанную ямку чаще всего спасает наличие зимней резины. Со всесезонкой или летней резиной при раскачивании сложно будет удержать машину у края ямки. Вот еще один совет с просторов интернета:
Если возить с собой пепел (без гвоздей и сухой храня в широкогорлой бутылке) то, посыпав его под колесо можно без труда выехать. Эффект в 1000 раз лучше чем с песком. Работает как наждачная бумага. Хотя кто-то предлагал и резиновые коврики с саморезами (короткие шурупы).

В последнем случае, когда я вижу, что впереди подъем, а на нем авто, я предпочту притормозить метров за 5-10 до него, подождать, пока подъем освободиться и я смогу на нем вовремя остановиться, чтобы не впечататься во впереди идущую машину, и чтобы заехать на горку разгоняюсь. Всегда важно увеличивать дистанцию между машинами так, чтобы можно было разогнаться и чтобы впереди идущая машина могла по возможности скатиться вниз и снова разогнаться для преодоления препятствия.

Теперь общие советы:
Если помочь можно только лопатой или при помощи посторонних, и ни того ни другого поблизости нет, то понадобится домкрат и кирпич (либо что-то, что можно подложить под домкрат). Под домкрат выбираем место с наихудшим сцеплением ведущих колес, ставим кирпич, на него домкрат и поднимаем машину. Тут нужно быть аккуратным, чтобы машина не упала. Как только колесо поднимется достаточно высоко, под него нужно накидать снега, земли, песка, в общем того, в чем застряла машина. Утрамбовываем все то, что накидали, и опускаем домкрат. По возможности повторяем процесс для другого колеса. Затем нужно попробовать тронуться с места, и если получилось то тогда уже можно давить гашетку, чтобы выбраться. Если же затормозить, то машина скорее всего опять застрянет.

Если нужно припарковаться в сугроб без лопаты, то делать это надо неведущими колесами и постепенно: на метр въехал, на метр выехал, на два метра въехал, на два выехал и т.д.

В автошколах обычно говорят про то, как следует тормозить на скользкой дороге, а вот про то как правильно трогаться ни слова. Если нужно преодолеть нерегулируемый перекресток со второстепенной дороги и резко стартануть, то не стоит постоянно давить педаль газа в пол. Когда колеса потеряли сцепление, то просто попеременно слегка нажимайте педаль газа и машина выедет с перекрестка гораздо быстрее.

Если требуется выехать из колеи, то для этого необходимо остановиться, желательно в том месте, где высота колеи минимальна. Выкрутить руль в противоположную выезду сторону, включить заднюю передачу и чуть-чуть сдать назад. Затем включаем первую передачу и сначала немного двигаемся в противоположную сторону выезда, а затем быстро выворачиваем руль в нужную строну и как только выехали так же быстро вернуть руль в положение прямо. Если при этом не научиться быстро крутить руль, то машину может занести.
28 комментариев 3нравится 2избранное
pomkaster
Ascold
Vadnak
  • DeadTrickster
    25 янв 2011 в 13:29
    про домкрат не догадывался, спасибо
  • Movario
    25 янв 2011 в 13:37
    У меня еще плюсик для твоего предыдущего поста остался. Держи. Долго сомневался что поставить, и ты за меня решил. Так держать.
  • ISA
    25 янв 2011 в 13:39
    В целом очень неплохая статья для начинающих водителей!
  • justtoxa
    25 янв 2011 в 13:51
    почему нужно тормозить именно ведущие колёса для того чтобы не потерять потенциальную энергию? Разве данная задача не будет выполнена с помощью ручного тормоза в независимости от привода!?
  • kay
    25 янв 2011 в 13:56
    @justtoxa Ручник блокирует только задние колеса, передние же остаются незаблокированными, в переднеприводном авто это снижает вероятность того, что автомобиль не двинется с места.
  • phoptik
    25 янв 2011 в 14:02
    «На авто с автоматом данная процедура проще: левую ногу ставим на тормоз, а правую на газ.»
    и помимо того, что вы по прежнему будете в сугробе как бонус ещё можно подпалить фрикционные диски.
  • kay
    25 янв 2011 в 14:02
    @phoptik Я сказал «ставим», а не нажимаем одновременно.
  • phoptik
    25 янв 2011 в 14:04
    @kay иии что дальше?
  • kay
    25 янв 2011 в 14:05
    @phoptik И как же это негативно влияет на авто?
  • phoptik
    25 янв 2011 в 14:06
    @kay Я спросил — дальше то что делать? поставили мы обе ноги на тормоз и газ, зачем?
  • justtoxa
    25 янв 2011 в 14:07
    @kay все равно непонятно, перефразирую вопрос: каким образом связанно то, какие колёса тормозить, с приводом автомобиля, в ситуации когда нужно зафиксировать машину на вершине горки?
  • kay
    25 янв 2011 в 14:10
    @phoptik Чтобы как можно быстрее колеса получили во момент, когда отпускаешь тормоз. Вторая нога будет занята на сцеплении. Вообще эту технику давно используют.
  • murkysun
    25 янв 2011 в 14:14
    @kay Почитал по ссылке.
    Сколько видео не смотрел, при перегазовках всегда пользуются правой ногой гонщики. Жмут правой И газ И тормоз.
    Может мне только такие видео попадались?
  • kay
    25 янв 2011 в 14:16
    @murkysun Возможно.
  • phoptik
    25 янв 2011 в 14:16
    @kay А, ну то есть всё равно нужно будет нажать тормоз, включить заднюю скорость, не много дать газу и отпустить тормоз?
    Ну в следующий раз попробую так, но чёта жалко автомат, им и так сугробы рыть не советуют очень…
    Я лично уже наловчился реже попадать в такие ситуации, оглядываю место куда ща буду выезжать заранее быстро сажусь и с разгону штурмую сугробы во дворе, иначе если медленно выезжать или остановиться — капут :)
  • vamp756
    25 янв 2011 в 14:24
    @phoptik На самом деле он прав. Да нельзя давить одновременно на две педали, но бывают случай когда нужно например преодолеть высокое но короткое препятствие — например колею поперек — сначала ты давишь на газ, очень медленно, поднимая авто, затем как только ты оказался на вершине, колесо тут же начнет с него «падать» и вот тут нужно быстро успеть перекинуть ногу на тормоз, иначе плюхнешься с размаху и есть риск повредить передний бампер. Не хватает времени что бы перекинуть ногу, поэтому подстраховываю иногда левой. Часто паркуюсь во дворе, где уже не остается места — наряду с джипами, там глубокие, снежные колеи — проехать можно но очень медленно, и в некоторых местах — только так.
  • vaser
    25 янв 2011 в 14:26
    Че-то как-то без финтов. Не сказал про торможение ведущей оси для перераспределения момента. Не сказал про нужность и ненужность пробуксовки в различных случаях. Ямка у тебя вообще какая-то в вакууме. Ну и импульсный разгон по льду — брехня, импульсный разгон хорош на снегу, так как позволяет протектору самоочищаться, а на льду надо всячески избегать пробуксовки. И как бы медленно это не казалось помнить, что с пробуксовкой еще медленнее.
    И да, надо всегда помнить, что под колесо можно подложить коврик.
  • vaser
    25 янв 2011 в 14:29
    @vamp756 Странно, а я успеваю тормозить как обычно.
  • sevich
    25 янв 2011 в 14:54
    Хороший пост, спасибо, плюсую.
    Пару приемов не знал.
  • ex2425
    25 янв 2011 в 15:12
    Тормоз необходимо зажимать по той причине, что нужно создать потенциальную энергию, которая потом преобразуется в кинетическую вместе с крутящим моментом
    My brainz have blown up…
  • Leviathan
    25 янв 2011 в 16:23
    @ex2425 Да нет, все правильно. «Поднимаешь» ведущие колеса на край «ямки», где они застряли, удерживаешь тормозом, переключаешь с первой на заднюю (или наоборот) и потом одновременно отпускаешь тормоз и даешь газ — колесо «падает» в яму, ускоряясь одновременно от гравитации и момента двигателя, и с другой стороны может подняться выше. Так через несколько повторений и выезжаешь.
  • Anub1s
    25 янв 2011 в 19:00
    На полном приводе сложнее застрять, но все же можно )
    около дома, узкое паркинг место, начал карячицо задом, слева ( лев зад колесо ) бугор снега замерзший, на него с разгону залетел, а прав. зад. в воздух поднялось( фото ), спереди тратуар и лед, шлефует и фсе, прав перед колесо на тратуаре и вжато почти полностью, и получилась диагональная распорка, лев зад и прав перед уперты, а лев. перед( почти висит ) и прав. зад. колеса тупо буксуют
    помогло отключение антибукса и есп, только тогда в еле еле но смог тронутся
  • RainbowDemon
    25 янв 2011 в 19:43
    @Anub1s Классическая диагоналка — втыкаешь блокировки и поехал.
  • Anub1s
    25 янв 2011 в 23:38
    @RainbowDemon это не полноценный джип с блокировками, а типичный паркетник с халдексом
  • itch
    26 янв 2011 в 09:06
    про резиновый коврик с саморезами хороший совет
    надо парочку таких завести когда в зиму поеду
    p.s. сразу не догнал зачем саморезы — неужто ехать по ним :)))
  • iXax
    26 янв 2011 в 12:51
    А что делать на АКПП?
  • Hunter777
    26 янв 2011 в 18:13
    Понижающий ряд + блокировка диф. и вехала без проблем, там диагоналку словить нереально. Так что в данном случае проблема была в прокладке между рулем и сиденьем.
  • Phaeton
    26 янв 2011 в 21:02
    @iXax нверное то же самое, только не давить одновременно газ с тормозом, и никаких раскачек с переключением рычага коробки на противоположную, пока полностью еще не остановился
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.