Депутаты предлагают разогнать ГАИ и создать министерство безопасности дорожного движения
Депутаты предлагают разогнать ГАИ и создать в России единый федеральный орган, отвечающий за безопасность дорожного движения, – министерство безопасности дорожного движения автомобильного транспорта. При этом ведомстве, а не при МВД, должна будет работать дорожная полиция. Нашей стране будет полезен опыт Грузии, где практически отменены стационарные посты и вводится видеонаблюдение за дорогами, считают в Госдуме. Эксперты согласны, что Госавтоинспекция в России давно нуждается в реформировании, но столь радикальные меры, как ее упразднение, могут только ухудшить ситуацию.
По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД РФ, за 10 месяцев 2007 года в России зафиксировано более 193 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27,2 тыс. и пострадало более 243 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 3,6%, число погибших – на 3,4%, а число раненых – на 3,6%. Согласно статистике, почти все ДТП (84% случаев) произошли из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Эксперты убеждены, что причиной повального несоблюдения правил является коррумпированность сотрудников ГИБДД, которые, вместо того чтобы наказывать недисциплинированных граждан, занимаются сбором взяток. Если проблема коррупции не будет решена в ближайшее время, то гибель людей на дорогах станет похожа по своим масштабам на эпидемию.
Россия не единственная страна, столкнувшаяся с коррупцией в правоохранительных органах. Подобные проблемы коснулись в свое время Грузии, Украины, Белоруссии и некоторых других стран бывшего СССР. Наиболее радикально этот вопрос был решен в Грузии и на Украине, где в 2004–2005 годах ГАИ была попросту упразднена. Взамен была введена патрульная полиция, которая по численности сотрудников была меньше почти в шесть раз. При этом новая служба отличалась высокими зарплатами, что позволяло решать проблему коррупции.
Такая модель понравилась и многим российским чиновникам. Об этом неоднократно заявляли бывший полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Тем не менее российские власти не торопятся принимать какие-либо меры для решения проблемы. Как отмечают эксперты, наоборот, все чаще правительство одобряет законы, стимулирующие ухудшение ситуации. «Увеличение штрафов, которое уже частично вступило в силу и заработает в полном объеме с Нового года, не снизило количество нарушений со стороны водителей, просто взятки стали больше», – сказал РБК daily вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
Эксперты убеждены, что применение украинского и грузинского опыта в России неприемлемо. «Какая разница, как дорожная служба будет называться? Проблема взяток как была, так и будет присутствовать в ее деятельности. Сокращение штата и увеличение зарплат ни к чему не приведет. Рано или поздно найдутся недовольные, которые скажут, что зарплаты все равно слишком маленькие, а штата сотрудников не хватает. Тем более что по зарплатам мы упираемся в закон, согласно которому зарплата сотрудника дорожной службы не должна превышать зарплату сотрудника уголовного розыска», – отмечает Леонид Ольшанский.
Согласен с коллегой и руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков. «Столь радикальные меры в России ни к чему не приводят», – сказал он РБК daily. По его словам, когда в Грузии была отменена ГАИ, первый месяц ситуация на дорогах вообще никак не контролировалась. «Мы не можем допустить этого в России. Даже несколько дней могут стать плачевными», – заявил он.
Тем не менее эксперты уверены, что необходимость реформирования дорожной инспекции назрела уже давно. По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в России надо реформировать полностью всю систему милиции. «Необходимо разделить муниципальную и федеральную милицию. Именно на муниципальном уровне должна существовать патрульная служба. В ее обязанности должен входить только контроль за обстановкой на дороге. Однако патруль не должен заниматься вопросами регистрации транспортных средств или техобслуживания», – пояснил он РБК daily.
После создания такой службы, говорят эксперты, необходимо увеличить ответственность инспекторов за их участками. «Действительно, можно несколько сократить количество сотрудников и увеличить зарплаты. В России увеличение зарплат, конечно, не решит проблему коррупции, но позволит возложить на работников правоохранительных органов большую ответственность. Каждый сотрудник должен отвечать за свой участок, причем он должен не только контролировать движение автомобилей, но и следить за исправностью светофоров, ровностью дороги, правильностью разметки и другими важными факторами, от которых зависит безопасность движения. Важно, чтобы при ДТП виноватым мог оказаться и сотрудник патруля, который недосмотрел, например, за состоянием дороги. Страховая компания должна иметь возможность требовать возмещения убытка и с сотрудника патруля. Когда человек рискует деньгами или даже головой, он работает гораздо более ответственно», – уверен Владимир Южаков.
Кроме того, эксперты считают необходимым ввести повсеместную систему видеонаблюдения, которая не только фиксировала бы нарушения водителей, но и противозаконные действия инспекторов дорожной службы. «Когда человек находится под видеонаблюдением, он не станет брать взятки. Кроме того, система видеонаблюдения не требует такого количества сотрудников правоохранительных органов на улицах и значительно упрощает процедуру разбирательства при ДТП», – заметил РБК daily депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. По его словам, самым главным является ужесточение контроля и санкций за противозаконные действия сотрудников ГАИ.
Белорусский опыт показывает, что навести порядок на дорогах можно с помощью репрессивных мер. В этой стране за взяточничество сотрудники правоохранительных органов сидят в тюрьмах, а у нарушителей ПДД забирают права на три года, здесь невозможно пройти техосмотр за взятку или откупиться даже за минимальное нарушение. Согласно статистике, подобные меры полностью решили проблему на дорогах Белоруссии. Количество ДТП в стране снизилось на 4%. Именно такие меры могут быть полезны для России, считают эксперты.
via РБК Daily
По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД РФ, за 10 месяцев 2007 года в России зафиксировано более 193 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27,2 тыс. и пострадало более 243 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 3,6%, число погибших – на 3,4%, а число раненых – на 3,6%. Согласно статистике, почти все ДТП (84% случаев) произошли из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Эксперты убеждены, что причиной повального несоблюдения правил является коррумпированность сотрудников ГИБДД, которые, вместо того чтобы наказывать недисциплинированных граждан, занимаются сбором взяток. Если проблема коррупции не будет решена в ближайшее время, то гибель людей на дорогах станет похожа по своим масштабам на эпидемию.
Россия не единственная страна, столкнувшаяся с коррупцией в правоохранительных органах. Подобные проблемы коснулись в свое время Грузии, Украины, Белоруссии и некоторых других стран бывшего СССР. Наиболее радикально этот вопрос был решен в Грузии и на Украине, где в 2004–2005 годах ГАИ была попросту упразднена. Взамен была введена патрульная полиция, которая по численности сотрудников была меньше почти в шесть раз. При этом новая служба отличалась высокими зарплатами, что позволяло решать проблему коррупции.
Такая модель понравилась и многим российским чиновникам. Об этом неоднократно заявляли бывший полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Тем не менее российские власти не торопятся принимать какие-либо меры для решения проблемы. Как отмечают эксперты, наоборот, все чаще правительство одобряет законы, стимулирующие ухудшение ситуации. «Увеличение штрафов, которое уже частично вступило в силу и заработает в полном объеме с Нового года, не снизило количество нарушений со стороны водителей, просто взятки стали больше», – сказал РБК daily вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
Эксперты убеждены, что применение украинского и грузинского опыта в России неприемлемо. «Какая разница, как дорожная служба будет называться? Проблема взяток как была, так и будет присутствовать в ее деятельности. Сокращение штата и увеличение зарплат ни к чему не приведет. Рано или поздно найдутся недовольные, которые скажут, что зарплаты все равно слишком маленькие, а штата сотрудников не хватает. Тем более что по зарплатам мы упираемся в закон, согласно которому зарплата сотрудника дорожной службы не должна превышать зарплату сотрудника уголовного розыска», – отмечает Леонид Ольшанский.
Согласен с коллегой и руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков. «Столь радикальные меры в России ни к чему не приводят», – сказал он РБК daily. По его словам, когда в Грузии была отменена ГАИ, первый месяц ситуация на дорогах вообще никак не контролировалась. «Мы не можем допустить этого в России. Даже несколько дней могут стать плачевными», – заявил он.
Тем не менее эксперты уверены, что необходимость реформирования дорожной инспекции назрела уже давно. По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в России надо реформировать полностью всю систему милиции. «Необходимо разделить муниципальную и федеральную милицию. Именно на муниципальном уровне должна существовать патрульная служба. В ее обязанности должен входить только контроль за обстановкой на дороге. Однако патруль не должен заниматься вопросами регистрации транспортных средств или техобслуживания», – пояснил он РБК daily.
После создания такой службы, говорят эксперты, необходимо увеличить ответственность инспекторов за их участками. «Действительно, можно несколько сократить количество сотрудников и увеличить зарплаты. В России увеличение зарплат, конечно, не решит проблему коррупции, но позволит возложить на работников правоохранительных органов большую ответственность. Каждый сотрудник должен отвечать за свой участок, причем он должен не только контролировать движение автомобилей, но и следить за исправностью светофоров, ровностью дороги, правильностью разметки и другими важными факторами, от которых зависит безопасность движения. Важно, чтобы при ДТП виноватым мог оказаться и сотрудник патруля, который недосмотрел, например, за состоянием дороги. Страховая компания должна иметь возможность требовать возмещения убытка и с сотрудника патруля. Когда человек рискует деньгами или даже головой, он работает гораздо более ответственно», – уверен Владимир Южаков.
Кроме того, эксперты считают необходимым ввести повсеместную систему видеонаблюдения, которая не только фиксировала бы нарушения водителей, но и противозаконные действия инспекторов дорожной службы. «Когда человек находится под видеонаблюдением, он не станет брать взятки. Кроме того, система видеонаблюдения не требует такого количества сотрудников правоохранительных органов на улицах и значительно упрощает процедуру разбирательства при ДТП», – заметил РБК daily депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. По его словам, самым главным является ужесточение контроля и санкций за противозаконные действия сотрудников ГАИ.
Белорусский опыт показывает, что навести порядок на дорогах можно с помощью репрессивных мер. В этой стране за взяточничество сотрудники правоохранительных органов сидят в тюрьмах, а у нарушителей ПДД забирают права на три года, здесь невозможно пройти техосмотр за взятку или откупиться даже за минимальное нарушение. Согласно статистике, подобные меры полностью решили проблему на дорогах Белоруссии. Количество ДТП в стране снизилось на 4%. Именно такие меры могут быть полезны для России, считают эксперты.
via РБК Daily
<habracut text="подробный анализ текстуры бороды Кукуца" /> — так можно превратить ссылку «читать дальше» в любой текст
-- разве этот не работает?