Написать пост

monolith

Обогрев зимой: взгляд в прошлое



Зима – не самое легкое время для автовладельцев. Различные устройства пытались облегчить их участь еще сто лет назад. На заре автомобилизма доминировали открытые кузова, в которых единственной защитой от суровой погоды был легкий однослойный тент – с подобным «укрытием» тогда ездили и в дождь, и в снег, и в морозы. Иногда к тенту пристегивались брезентовые боковины с целлулоидными окошечками, но и вряд ли меняло «микроклимат». От непогоды спасала только одежда – теплый шлем на меху, плотно прилегающие шоферские очки, сапоги, краги и обязательно меховая шуба или доха с высоким воротником.
.

Самым первым элементом комфорта и стала жесткая крыша над головой, но закрытые кузова получили распространение лишь в 20-х годах, да и первые попытки отогреть салон можно назвать лишь экспериментами. Так, салоны пытались обогреть с помощью тепла от выхлопных труб. Зимой такая мера была эффективна, хотя и не избавляла от обледенения стекол, которые водители натирали солью. Тогда же появились и обогреватели Geschwa, которые помещались под ноги и выделяли тепло от экзотермической реакции нескольких химических веществ. Но время действия такого обогревателя не превышало и одного часа, дальше требовалась дозаправка.

Фирмы Webasto и Bosch предлагали электрообогреватель стекла – экран с тонкими вольфрамовыми нитями накаливания, которое изнутри ставилось вплотную к лобовому стеклу и обогревало его. Но куда более эффективным способом стала опционная установка отопителя с подводом теплого воздуха к стеклу. Сами же отопители, в которых использовался принцип отвода горячей воды из системы охлаждения и подача его по специальным патрубкам в салон, появились лишь в начале 30-х годов только на дорогих моделях, а повсеместное распространение они получили только в послевоенные годы. Другой проблемой оказалось запотевание стекол при разнице температур – водители вынуждены были протирать стекла. Лишь на модели премиум-класса Mercedes-Benz W140 появилось двойное остекление в виде стекол-теплопакетов, избавившее от этой напасти.

Первая «зимняя резина» появилась еще в начале прошлого века – на тонкие колеса большого диаметра с деревянными спицами надевали цепи противоскольжения, с которыми стало легче преодолевать снежные сугробы. Тогда же американские машины зимой переобувались в покрышки с крупным рисунком-елочкой и надписью non skid – «не скользящая». В Европе со скольжением боролись с помощью шипов – в 1905 году немецкая компания Continental начала производить противоскользящую шипованную резину. Но менять покрышки у своих машин в соответствии с сезоном автомобилисты приучатся лишь к концу ХХ века.

Облегчить зимнюю участь производители старались даже в мелочах. Фирма Bosch еще в 1930-м году представила противотуманные фары, сделавшие езду в плохих погодных условиях более освещенной. Фирма Webasto с 60-х годов предлагала автономные отопители для прогрева двигателя и салона перед пуском в мороз.

Тогда же стал внедряться и антифриз. До этого шоферы ездили на воде – перед ночной стоянкой она обязательно сливалась из системы охлаждения, а утром водитель выходил с ведром кипятка. А для того чтобы во время недолгой стоянки двигатель не остывал, капот укутывали плотными «одеялами». К борьбе с зимними стихиями в 80-е годы подключились и электронные технологии – система управления тягой TCS предотвращала пробуксовку колес, посылая сигнал системе впрыска, которая в свою очередь автоматически уменьшала число оборотов двигателя до тех пор, пока пробуксовка не прекращалась. Но, несмотря, на век электронных технологий в ходу до сих пор такие древние методы как прогрев мотора горящим факелом из промасленной тряпки или эвакуация аккумулятора на ночевку в теплую квартиру.
2.12.2010 | 09:36
© При перепечатке ссылка на AUTO.RU обязательна
22 комментария 1нравится 1избранное
iNight
  • dimon777
    02 дек 2010 в 10:47
    спасибо, интересная статья
  • barsuk777
    02 дек 2010 в 10:58
    Респект автору, интересно
  • monolith
    02 дек 2010 в 11:01
    наверное больших сил стоило это все раскопать.
  • ISA
    02 дек 2010 в 11:14
    Блин как представишь тогдашние годы, аш жудко становится!
    А статья очень понравилась!
  • Ald
    02 дек 2010 в 11:19
    @monolith Думаю, сотрудники автомузеев так не считают =) Никак не могу откопать советский джип, у которого обогрев лобового был прямо из-под капота. То есть, тёплый воздух дул из моторного отсека на стекло снаружи. Забыл как он называется =(
  • horses
    02 дек 2010 в 11:34
    © При перепечатке ссылка на AUTO.RU обязательна
    Автор, а где ссылка то?
  • Pechenka
    02 дек 2010 в 11:42
    @ISA Зато весело наверное было. Все время новые технологии, прогресс.
  • cor
    02 дек 2010 в 11:53
    а в Якутии как и 50 лет назад дизеля зимой вообще не глушат
  • monolith
    02 дек 2010 в 12:04
    @horses кэп жжот!
  • phoptik
    02 дек 2010 в 12:07
    Познавательно, на мало, хочу ещё :)
  • Ald
    02 дек 2010 в 12:08
    @phoptik Отправьте СМС на номер
  • monolith
    02 дек 2010 в 12:09
    если настроение будет напишу сам статью, я интересуюсь такими вещями, много чего интересного старики мне рассказывли про машины :)
  • cor
    02 дек 2010 в 12:10
    @monolith прикольно наверно было зимой машину с ручника заводить
  • RainbowDemon
    02 дек 2010 в 12:12
    Эх, хорошо раньше было.
  • Angol
    02 дек 2010 в 13:12
    @cor Зато согреешься
  • komun1st
    02 дек 2010 в 15:45
    До этого шоферы ездили на воде – перед ночной стоянкой она обязательно сливалась из системы охлаждения, а утром водитель выходил с ведром кипятка.
    Я вот от этого офигел
  • Typuk
    02 дек 2010 в 19:37
    @komun1st тесть старенький трактор и по сей день так делает
  • Shark66
    03 дек 2010 в 10:53
    @Typuk а тосол не судьба залить? или система трубок не приспособлена?
  • Typuk
    03 дек 2010 в 14:19
    @Shark66 я хз, но он работает в Уфе начальником гаража крупной конторы, я думаю что он знает что делает :) Не мне ему советы давать )))
  • Spyhunter
    04 дек 2010 в 10:42
    @Angol Зато насколько удобно!!! Вот сядет на современной машине аккумулятор и что? Нужно бежать искать где-бы зарядить, или искать, кто дасть прикурить или с толкача и т.д. Короче удовольствия мало.
    А в старых машинах крутанул пару раз и поехал.
    У отца давно был Москвич 412 — так периодически заводил его таким образом.
    Жаль, перестали делать это в новых машинах.
  • Phaeton
    06 дек 2010 в 00:18
    @Spyhunter кстати говоря, это панацея в морозы
  • Phaeton
    06 дек 2010 в 00:21
    @Typuk сам видел подобное, трактор колесо пробил, тракторист послал все и всех на 3 буквы, открутил вентиль и съебался… я не сразу догнал, что за хренотень там льется у него на землю
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.