Обогрев зимой: взгляд в прошлое
Зима – не самое легкое время для автовладельцев. Различные устройства пытались облегчить их участь еще сто лет назад. На заре автомобилизма доминировали открытые кузова, в которых единственной защитой от суровой погоды был легкий однослойный тент – с подобным «укрытием» тогда ездили и в дождь, и в снег, и в морозы. Иногда к тенту пристегивались брезентовые боковины с целлулоидными окошечками, но и вряд ли меняло «микроклимат». От непогоды спасала только одежда – теплый шлем на меху, плотно прилегающие шоферские очки, сапоги, краги и обязательно меховая шуба или доха с высоким воротником.
.
Самым первым элементом комфорта и стала жесткая крыша над головой, но закрытые кузова получили распространение лишь в 20-х годах, да и первые попытки отогреть салон можно назвать лишь экспериментами. Так, салоны пытались обогреть с помощью тепла от выхлопных труб. Зимой такая мера была эффективна, хотя и не избавляла от обледенения стекол, которые водители натирали солью. Тогда же появились и обогреватели Geschwa, которые помещались под ноги и выделяли тепло от экзотермической реакции нескольких химических веществ. Но время действия такого обогревателя не превышало и одного часа, дальше требовалась дозаправка.
Фирмы Webasto и Bosch предлагали электрообогреватель стекла – экран с тонкими вольфрамовыми нитями накаливания, которое изнутри ставилось вплотную к лобовому стеклу и обогревало его. Но куда более эффективным способом стала опционная установка отопителя с подводом теплого воздуха к стеклу. Сами же отопители, в которых использовался принцип отвода горячей воды из системы охлаждения и подача его по специальным патрубкам в салон, появились лишь в начале 30-х годов только на дорогих моделях, а повсеместное распространение они получили только в послевоенные годы. Другой проблемой оказалось запотевание стекол при разнице температур – водители вынуждены были протирать стекла. Лишь на модели премиум-класса Mercedes-Benz W140 появилось двойное остекление в виде стекол-теплопакетов, избавившее от этой напасти.
Первая «зимняя резина» появилась еще в начале прошлого века – на тонкие колеса большого диаметра с деревянными спицами надевали цепи противоскольжения, с которыми стало легче преодолевать снежные сугробы. Тогда же американские машины зимой переобувались в покрышки с крупным рисунком-елочкой и надписью non skid – «не скользящая». В Европе со скольжением боролись с помощью шипов – в 1905 году немецкая компания Continental начала производить противоскользящую шипованную резину. Но менять покрышки у своих машин в соответствии с сезоном автомобилисты приучатся лишь к концу ХХ века.
Облегчить зимнюю участь производители старались даже в мелочах. Фирма Bosch еще в 1930-м году представила противотуманные фары, сделавшие езду в плохих погодных условиях более освещенной. Фирма Webasto с 60-х годов предлагала автономные отопители для прогрева двигателя и салона перед пуском в мороз.
Тогда же стал внедряться и антифриз. До этого шоферы ездили на воде – перед ночной стоянкой она обязательно сливалась из системы охлаждения, а утром водитель выходил с ведром кипятка. А для того чтобы во время недолгой стоянки двигатель не остывал, капот укутывали плотными «одеялами». К борьбе с зимними стихиями в 80-е годы подключились и электронные технологии – система управления тягой TCS предотвращала пробуксовку колес, посылая сигнал системе впрыска, которая в свою очередь автоматически уменьшала число оборотов двигателя до тех пор, пока пробуксовка не прекращалась. Но, несмотря, на век электронных технологий в ходу до сих пор такие древние методы как прогрев мотора горящим факелом из промасленной тряпки или эвакуация аккумулятора на ночевку в теплую квартиру.
2.12.2010 | 09:36
© При перепечатке ссылка на AUTO.RU обязательна
А статья очень понравилась!
Автор, а где ссылка то?
Я вот от этого офигел
А в старых машинах крутанул пару раз и поехал.
У отца давно был Москвич 412 — так периодически заводил его таким образом.
Жаль, перестали делать это в новых машинах.