Написать пост

Frantic

Liebherr T 282 B - один из самых больших тяжеловозов в мире

На кадабре нашел факт, что Liebherr T 282 B самый большой грузовик в мире. Покопал гугл и нашел более широкое описание, думаю будет интересно.

Грузовик-монстр создан компанией Liebherr, которую часто именуют немецкой, но это верно лишь отчасти.

Фактически Liebherr — это транснациональная группа, насчитывающая более 80 фирм, расположенных на всех континентах, а холдинговая компания группы — Liebherr-International AG — базируется в Швейцарии.

Её создатели рассчитывают продавать десятки таких гигантов ежегодно. Потенциальный рынок, по их расчётам — 75 штук в год.



Угольные, медные, железные и золотые рудники и карьеры в США, Чили, ЮАР и Австралии ждут эту технику с нетерпением. Ведь самый большой в мире грузовик поднимает (номинально) 363 тонны породы.

Полный вес машины составляет 592 тонны. Длина машины — 14,5 метров, ширина — 8,8 метра, а высота — 7,4 метра.

Несмотря на столь внушительные параметры, он может разгоняться до 64,4 километров в час и вполне безопасно останавливаться.


Когда T 282 B поднимает кузов, его козырёк взмывает на высоту 13,3 метра

Тут пора нам заглянуть внутрь многотонного зверя. Разумеется, как давно принято для сверхтяжёлых карьерных самосвалов, трансмиссия здесь электрическая.

То есть огромный дизель приводит электрогенератор, который питает тяговые электромоторы (их два, по одному на каждое заднее колесо).

Однако в отличие от сопоставимых по размерам машин конкурентов здесь применена электрическая система на переменном токе.

Пусть она более сложная и дорогая, но зато более экономичная, более лёгкая, намного более надёжная и почти не нуждающаяся в обслуживании, чем привод на токе постоянном.


Часть рамы, "отвечающая" за кузов с породой. Литые детали приварены в местах наибольших напряжений (фото с сайта liebherr.com).


T 282 B — самый большой в мире грузовик с электромоторами переменного тока.

Двигатели предложены разные на выбор — или помощнее, или подешевле. Самый мощный движок — это 3650 "лошадок", "выращенных" совместными усилиями американской Detroit Diesel и германской MTU.

Весит этот табун 10,5 тонн, цилиндров в двигателе 20, а рабочий объём мотора — 90 литров.



Передняя подвеска: независимая, на двойных А-образных рычагах, прямо как на спортивном авто. Но что это за лесенка вглубь машины? (фото с сайта liebherr.com).

Тут стоит добавить, что объём топливного бака у этого движущегося дома составляет 4 тысячи 730 литров.

Впрочем, разогнать такую гору — это полдела. Куда интереснее, как её остановить.

Основное торможение происходит за счёт работы электромоторов в режиме генераторов. При этом они вместе развивают тормозную мощность в 6030 лошадиных сил.

Трудно представить аккумуляторы, способные впитать такой выброс энергии, потому, как ни грустно, вся она рассеивается в атмосфере на специальных реостатах.

Обычные, похожие на автомобильные, тормоза у машины тоже есть. Собственно, это — дань безопасности, да и удерживать монстра на стоянке — тоже как-то нужно.

Но вот в работу эти тормоза (дисковые, к слову, на всех колёсах) включаются лишь на скорости ниже 0,8 километра в час.

При этом тормозами управляет компьютер, мягко останавливая машину, замедленную электрической системой, и удерживая её на месте, даже если водитель отпустил педаль тормоза.



Кабина водителя расположена не на самом краю "верхней палубы", а чуть в глубине. Оказывается, это для того, чтобы кабина не пострадала при наезде машины сзади на такой же грузовик. Передний бампер, кстати, напрямую связан с рамой, удерживающей 400-тонный кузов (фото с сайта liebherr.com).

Заметим, небольшой уклон ведь можно и не заметить. Представьте, что было бы, если бы машина начала бы потихоньку разгоняться, после того, как водитель покинул её?

Кстати, и управлять машиной на склонах карьера благодаря электронике не так уж сложно — в состав системы управления входит "круиз-контроль", не позволяющий машине разгоняться под гору или напротив — автоматически добавляющий мощности на подъёме.

Чтобы закончить с управлением, добавим, что в повороте автоматика подаёт больше тяги на внешнее заднее колесо и ограничивает тягу колеса внутреннего по отношению к повороту, облегчая манёвр монстра.

Не меньших усилий потребовало от инженеров создание рамы, поддерживающей кузов с породой (общая его масса, вместе с "железом", превышает 400 тонн).

Тут есть ряд оригинальных вещей. Например, сложная схема подвески кузова, включающая скручивающиеся трубы, сглаживающие напряжения деформации, которые возникают при загрузке машины и её поездке.

К этому нужно добавить продуманное сочетание литых и прокатных деталей из высокопрочной стали и ещё — 100-процентный ультразвуковой контроль сварки. После этого уже не приходится удивляться гарантии на раму в 60 тысяч часов.

Из других особенностей машины нужно отметить второе (пассажирское) кресло в кабине и дисплей вместо традиционной панели приборов, на который может выводиться масса информации (о работе двигателя, о загрузке машины, о неисправностях и так далее) и сами "классические" приборы, например, изображение аналогового спидометра со стрелкой и круглой шкалой.

Учитывая, сколько ступеней нужно преодолеть, чтобы попасть в кабину, инженеры придумали ещё одну полезную во многих случаях фишку — выключение двигателя и обесточивание машины кнопкой, расположенной внизу, близ земли.

На фоне таких приятных мелочей настоящей загадкой является факт, что высокомощные противотуманные фары, кондиционер и CD-плеер предлагаются опционально. И это на машине, которая стоит $3 миллиона. Не понять нам немецкого подхода к экономии.

п.с. Выписки с других статей в интернете:


Максимальная полезная нагрузка Liebherr T282B составляет 363 тонн.

На гиганте установлена низкопрофильная резина размером 55/80R63 (хотя слово низкопрофильная как-то не вяжеться).

При покупке грузовика его доставляют по частям и окончательно собирают на месте у заказчика.

Конкуренты: Caterpillar 797F и Bucyrus MT6300AC .

19 комментариев нравится избранное
  • vintyara
    08 сен 2010 в 10:13
    Клева :) Было интересно почитать!
  • vaser
    08 сен 2010 в 10:26
    Интересно, спасибо.
    55/80 — это в каких единицах?
  • SergeyC
    08 сен 2010 в 10:41
    Спасибо за статью!
  • Ell
    08 сен 2010 в 10:53
    Водитель в кабине наверное обосреца 20 раз в процессе сталкивания))0
  • Frantic
    08 сен 2010 в 10:54
    @vaser
    Tire Size
    55/80R63
    Pattern
    USA03
    Star Rating
    **
    Tread Depth
    87
    Standard Rim / Flange
    41.00/5.0
    Section Width
    1379
    Overall Diameter
    3887
    Minimum Dual Spacing
    68.5
    Static Loaded Radius
    66.0
    TKPH
    1843
    Weight (lbs)
    10377
    размеры в дюймах (1 дюйм = 2,54см)
  • shirixae
    08 сен 2010 в 10:56
    @vaser Естессно в дюймах.
  • Frantic
    08 сен 2010 в 11:00
    @Ell Мне интересно другое… как ему потом ездить на обычной легковушке…
    На таком корыте наверное атрофируеться чувство страха ДТП…
  • limitium
    08 сен 2010 в 11:03
    В пробки на таком
  • Feachezavr
    08 сен 2010 в 11:08
    Сколько ж у нее расход если бак 5000 литров?)
  • Ell
    08 сен 2010 в 11:29
    @Frantic Я думаю что-то между ебанись и дохуя :)
  • Ell
    08 сен 2010 в 11:29
    @Feachezavr Я думаю что-то между ебанись и дохуя :)
  • Ell
    08 сен 2010 в 11:29
    @Ell Промазал :)
  • limitium
    08 сен 2010 в 11:35
    @Ell лошбан :)
  • renic
    08 сен 2010 в 11:35
  • phoptik
    08 сен 2010 в 11:41
    Спасибо за обзор!
    Очень бы хотел побывать на этой машине и посмотреть как она работает. И звук запуска двигателя… эх надеюсь когда-нибудь увижу, пусть это будет маленькой мечтой :)
  • ArSoron
    08 сен 2010 в 12:02
    "Кабина водителя расположена не на самом краю «верхней палубы», а чуть в глубине. Оказывается, это для того, чтобы кабина не пострадала при наезде машины сзади на такой же грузовик."
    Сразу вспоминаются правила проезда перекрестков для БелАЗов…
  • Frantic
    08 сен 2010 в 12:25
    @renic поцанчек чотко приехал на стрелку…
  • Frantic
    08 сен 2010 в 12:26
    @Feachezavr Мне кажеться очень зависит от того, включен кондиционер в салоне или нет…
    Наверное на гору еще и выключают… что б тянула лучше!
  • PbICb
    08 сен 2010 в 12:30
    www.youtube.com/watch?v=azEvfD4C6ow
    не совсем в тему, но видео забавное (ассоциировалось сразу с такой махиной) =) Да и сам bagger 288 заслуживает внимания =)
  • Typuk
    08 сен 2010 в 20:32
    @Frantic на работе чувак на Камазе работает, как-то ехал по гравийке на своей десятке и наехал на камень, сантиметров 30 высотой. Говорит задумался и на автомате даже не задумался, что едет на легковушке. Потом долго передок и потроха восстанавливал
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.