Написать пост

ecologiarus

Ява, модели и автоистория - мешанина из мыслей!

Как много хочется рассказать, совершенно под конец нету времени, но улучив минутку, всё таки пишу, пишу сюда. Именно здесь прочитают и поймут, а может и не прочитают, а может и не поймут, но всё же напишу. Качество фото сразу вызывает опасение, но пусть это будет некоторый трэш жанр. Я пытался выдавить всё из доступного мне света и места, как видно ни то ни другое не удачно. Буду продолжать поиски, а пока вот такое изображение, на котором показан мотоцикл Ява 350, так называемая "старуха". Ну неужели я расскажу только об этой модели, об этом мотоцикле?



Чтоже меня так тронуло, что в коллекции оказалась эта модель, в нехарактерном для меня масштабе. Да всё просто. Мечтал я о таком мотоцикле, даже ездил на таком, т.е. точно знал о чем мечтаю! Эти 6 вольт, плюс которых был запущен по раме, а минус вешался непосредственно проводом на потребители, вот такая нестандартная схема была, хотя она характерна для того времени, но уж не знаю точно почему, толи из-за потерь заряда аккумулятора, толи из-за повышенной корозийности такого решения, потом схема была пересмотрена и на машинах и мотоциклах позже стали вешать массу на раму/кузов. Но это мы отвлеклись.

Все кому приходилось сесть после отечественного мотоцикла на Яву, сразу проникались этой техникой, ведь это были копии более продвинутых мотоциклов, более известных фирм. В этом смысле Чехия находилась очень удачно, входя с одной стороны в соцлагерь, не чураясь с другой стороны запада и веяний с него. Чем мотоцикл сразу трогает? Всем! И накладками хромированными на вишневом баке, удивительным стартером, который при заведенном моторе становился ножкой переключения скоростей, спидометром с обратной оцифровкой, стрелка была как бы подвешена и показывала скорость справа налево. Ну чтоже, потрогали, посмотрели, запускаем?

Заведенный мотор просто восхищает бархатным низким звуком, его не перепутаешь ни с чем, это Ява. Ещё несколько минут назад в голове крутились завистливые "купил Яву - копай яму", уже сейчас всё забылось, только ехать, красота, звук, скорость, динамика! Дополнительно, следует отметить, что мотоцикл этот мог иметь и боковую коляску, уж я-то это точно помню! Когда народ стал потихоньку притаскивать себе такие замечательные мотоциклы, а тем более передавать их более молодому поколению, тогда сразу на свалках вокруг деревень появлялись сначала коляски, потом рамы от колясок, потом гнутые вилки, куски моторов, лопнувшие рамы. Примерно так заканчивали многие Явы, и хорошо, что за этим скрывались только переломы, мотоцикл провоцировал. Ява - некий такой провокатор для советского выпускника школы, это вам не Ижак, тем более не Восход или Минск.

Сложностей с таким мотоциклом было море. Коробка полуавтомат, в которой постоянно разваливались сухари синхронизаторов и тогда поездки превращались в мученье. Специалистов по ремонту таких агрегатов было не много, тем более у многих была привычка вообще заменять подшипники просто шариками в россыпь с солидолом, а чтобы заполнить остальное пространство - добавляли песок! Когда я такое увидел первый раз был просто шокирован. Но это было выходом, хоть и не правильным, в эпоху поголовного дефицита.

Дальше, дальше, дальше. Итак, история из жизни. Всё ещё в тот же дефицит друг выпросил у отца Яву, чтобы покататься, я, конечно, оказался рядом и не мог этого пропустить, мы всё проверили. Маловато было только бензина. Без тени сомнения, мы нашли канистру с тремя литрами чего-то, получившегося в результате перегонки нефти. Запах было понять сложно. В баке у нас литра три бензина, литра три ещё в канистре, а это час-два катания на мечте. Разбавляем то, что налито в канистре с маслом, всё четко по пропорциям, заливаем, пытаемся завести. Дрын, дрын, никак. Проверяем всё ещё раз, дрын, дрын, дрын. Никак. Начинаем с толкача, вообще мертвый номер. Делаем последнюю попытку. Затаскиваем мотоцикл на самую длинную и высокую горку, толкаем, к концу горки мотоцикл заводится, изрыгая из глушителей бело-сизый дым. запах этого дыма вообще не передаваем. Звук не тот, но уже ничего не имеет значения, мы катаемся и так и сяк, час, второй, не глушим, вдруг не заведется. Потом подъехали к дому друга, чтобы отдать мотик её законному владельцу. Подъезжаем, глушим, он не глохнет, снимаем клемму с аккумулятора не глохнет, сдергиваем провод со свечи и после ещё нескольких секунд работы мотоцикл таки глохнет.

В канистре была соляра, отец парня её налил в канистру из под бензина. Надо отдать должное, что после промывки бака и залития в него нормальной бензомасляной смеси, мотоцикл завелся с пол тыка и ничто не напоминало о наших дизельных покатушках.

Славный был мотоцикл. Славное было время. Это было замечательно - это наша история. Самая настоящая история. И если у нас нету настоящего нашего авто и мотопрома, когда всё превращается в копии, а иногда в пародии, тогда всё равно остается история. Пусть она плохая или хорошая, но она наша и она такая, какая есть. Историю обязательно надо помнить, надо пересказывать нашим потомкам, но не надо пытаться призраков продолжать тащить в будущее, отрицая прогресс. Я за наши машины, за наши надежные, современные, безопасные, востребованные и адекватно стоящие автомобили, надеюсь когда-нибудь мы это увидим и это станет продолжением истории отечественного автопрома.

Модельки это часть нашей автоистории, пусть иногда и не нашей, но моя коллекция начиналась и продолжается в основном именно как отечественная автоистория. И как ни странно мы видим тоже самое, что и в реальной жизни. Русские фирмы-производители моделек (а чаще всего модельки авто были конверсионной продукцией наших оборонных предприятий, впрочем как и мототехника и т.д.) многие рухнули, а те что не рухнули продолжают штамповать всё тоже самое, что и в 70-80-х годах, только упрощая, делая меньше открывающихся деталей и деталей вообще. Зато производители, европейские и азиатские предлагают нам же нашу историю в лучшем качестве и за меньшие деньги.

Кстати!
Это не самое большое из моделек, что удалось надыбать:) Мои выборы и терзания по поводу Р/У машинки как-то сами собой материализовались в электробагги 1/10 шасси DF-02, но с нестандартными колесами, а от "монстра" - это снизило динамику, но позволило добиться зрелищности и безопасности при катании дома, старший сын достаточно ловко научился не играть в кегли, в роли которых выступали стулья и прочая мебель. А чтобы большие колеса веселее вращались моторчик всё-таки тюненый.

А сейчас, я дописываю свою статью, а по ящику в очередной раз показывают как хорошо были сделаны наши машины, в частности ГАЗ-66. Ломать что-то легко, гораздо труднее хранить. Хотя для многих это просто устаревший грузовик, а для меня очередная мечта из прошлого, но об этом в другой раз.

Всем привет, удачи и спасибо за терпение.
13 комментариев нравится избранное
  • Kalashmatik
    28 дек 2009 в 00:05
    Крутооо! Еще бы опус про «чезет» навеяло воспоминаниями ^_^
  • ecologiarus
    28 дек 2009 в 00:10
    @Kalashmatik Просто уверен был, что там именно этот трэк. Да. Можно было продолжать и написать всю правду, о том, что такое Ява для мальчишки из 80-х. Но не всё же сразу-то в конце концов. А сдача стеклотары и покупка на вырученные средства мотоцикла, не такая уж и небылица;) Правда не совсем так как в песне поется но факт такой имел место быть! Дорога к мечте обладания мотоциклом была не простой и часть средств на покупку моего первого Восхода 1972 года выпуска была заработана именно так, как ни странно. Кстати не помню что было раньше, покупка мотоцикла или песню я услышал.
  • Rodik
    28 дек 2009 в 00:13
    Спасибо за отличный пост.
    Боже, как меня накрыло, Ява-старуха… У меня, ее, конечно, не было, дорого, меньше 400 рублей не просили, а новый Ижак стоил 560. Поэтому ограничился Восходом 3м — взял за 200, подержанный -заработал тем, что Спектрумы собирал, а новая Ява 890 рублей, — просто запредельные деньги были.
  • razonar
    28 дек 2009 в 00:42
    Семен просто супрер! Смотрю на работе полегчало ;)
  • Shizja
    28 дек 2009 в 10:32
    помнится, у меня у брата ЯВА была… я всегда боялась на ней ездить, может потому что маленькая совсем была, а может просто без причины… :)
    прочитала и вспомнилось прям! приятно!
  • MaximKraev
    28 дек 2009 в 11:26
    ааааа, уже год восстанавливаю такую, отхромировал накладки на бак, есть весь хром НОВЫЙ, кроме глушаков, придётся заказывать их скорее всего, новая поршневая группа, коробка в отличном состоянии, сам мотоцикл без ржавчины, только краска совсем потускнела и облупилась, по-этому готовлю к покраске, а самое главное МОТОЦИКЛ С ДОКУМЕНТАМИ!!!
  • ecologiarus
    28 дек 2009 в 11:50
    @MaximKraev Максим, волею судеб у меня, как у ценителя всего старого, всего старого связанного с техникой и с мотоциклами, как у ценителя мотоцикла мечты есть кое что от такой Явы, но где это «кое-что» не помню, думаю где-то на даче в коробках с запчастями. Кажется у меня есть бак (но не уверен), точно есть хромированные накладки на бак и пробка от него, карбюратор, и защитные такие крышечки на двигатель, которые ставятся сверху и прикрывают карбюратор, ещё есть спидометр. Т.е. я приближаюсь к мечте по частям:) В общем если что-то очень нужно, то обсуждаемо, только бы вот найти это всё.
  • ecologiarus
    28 дек 2009 в 11:58
    @MaximKraev И да! Ты молодец, конечно! Я вот тоже хочу найти такой мотоцикл с документами, пусть и не в лучшей форме, но всё же. Вообще есть идея обзавестись некоторыми экземплярами типа Ковровец, Иж 49, Иж 56, Юпитер -2, Ява старуха, Иж ПС, может и ещё чем-то, но это пока только мечты. «Москва» уплыла у меня сквозь пальцы, я расстроен до сих пор.
    А получилось всё так. Тестю и его сыну (брат жены короче) отдали такой мотоцикл за несложную подсобную работу, заплатить старушке нечем было, а мотоцикл всё равно только место занимал в теплом (!) чулане. Мотоцикл был в идеале просто, даже краска родная, некоторые резинки только засопливили. А я в это время на сборах был, которые продлились почти 2 месяца. Когда я приехал, то мотик уже был отдан другу брата жены, тот его в свою очередь ушатал за неделю и пропил, а сам в армию свалил.
    В армии дружок получил травму — возвращался с побывки и поучаствовал в пьяной драке, где потерял глаз и был комисован, ничего естественно не помнит про мотоцикл, ни кому продал, ни с кем его добивал.
    Вот такая грустная история, которая не дает мне покоя до сих пор. Так умирают легенды.
  • golovan
    28 дек 2009 в 16:13
    И у меня Ява — мотоцикл из детства:
    мне и приятелю года по 3 или 4, в нашем дворе у подъезда стоят две вишнёвые с хромом почти новенькие Явы и мы на них залезли, стали рулить, одна Ява упала, конечно, никак не можем поднять, а тут отец с работы идёт.
    Вот так и покатались :))
  • MaximKraev
    28 дек 2009 в 20:40
    @ecologiarus В принципе все детали у меня есть, вплоть до багажника, я как любитель старины сначала хотел восстановить в оригинале, чтоб как с завода, но времени катастрофически не хватает, да и болезней у стандартного достаточно много, хочется более менее надёжную машинку, поэтому буду менять на 12 вольтовое обрудование, бесконтактное зажигание, а так же заднюю подвеску переведу на подшибники, + новую резину надо. Накладки на бак и крышку мне заново отхромировали на заводе. В действительности можно поискать запчасти и мотоциклы по гаражам, очень часто у людей стоят вот такие экземпляры по 10 лет, и даже в неплохом остоянии. Мне как раз так и повезло, достался мот + запчасти к нему, от оригинальной поршневой (цилиндры, поршня, кольца) до хромированных деталей.
  • ecologiarus
    28 дек 2009 в 21:58
    @MaximKraev Да, это действительно везенье! Вот я на такой случай и надеюсь, если честно.
  • MaximKraev
    29 дек 2009 в 09:20
    @ecologiarus jawaold.su/ вот ресурс по явам, там много очень полезной информации, иногда и коней продают/покупают, с документами и в хорошем состоянии найти сложно, лучше всё-таки по гаражам/деревням проверить, и дешевле и получше экземпляры бывают.
  • ecologiarus
    29 дек 2009 в 10:10
    @MaximKraev Спасибо огромное!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.