Мотоправа
Немного в сторону от основной тематики, но пусть будет.
Итак, сказ о том, как я в Финляндии получал категорию А.
Сразу оговорюсь - получал я по упрощенной схеме, так как категория B уже была открыта.
Итак, в августе, собравшись с духом и деньгами, притопал в офис автошколы. Поговорив, узнал, когда первое занятие и записался. Поехали.
I. Теория
Вышло всего два занятия часа по два. Инструктор использовал слайды, сделанные во флэше для союза автошкол, рассказывал и показывал основы, попутно приводя какие-то примеры из своей практики для иллюстрации. На втором занятии выдали книжку, в которой изложено примерно все то, о чем рассказывал инструктор.
В самом начале нам рассказали о подкатегориях категории А:
- А1, с 16 лет, выдается по экзамену, дает право управлять мотоциклом с двигателем объема до 125см3 и мощностью до 11kW
- А, с 18 лет, выдается по экзамену либо автоматом при наличии A1, мощность до 25kW, удельная мощность до 0.16kW/кг (вылибо)
И далее две возможности:
- А, с 20 лет, выдается автоматом, если до этого уже была какая-либо категория А более двух лет.
- А, c 21 года, выдается по экзамену, причем экзамен сдается на мотоцикле мощностью не менее 35kW.
II. Практика
Вышло четыре или пять раз по полтора часа. Поскольку я шел по последнему пути (А, c 21 года), то и мотоцикл мне достался большой. Даже слишком большой: если не ошибаюсь, это была какая-то из Yamaha R6.
Сначала была площадка. В качестве площадки была выбрано большая заасфальтированная зона, куда зимой свозится снег. На площадке меня ждал закрытый прицеп с мотоциклом и несколькими комплектами защитной одежды разных размеров, инструктор расставил конуса для экзаменационных упражнений (всего шесть упражнений, о которых позже), там же и объяснял, что да как. Пара-тройка занятий.
Дальше - город. В ухо вставлен наушник от рации, я на мотоцикле, сзади - инструктор на машине, едем. Петляем по улицам. Перекрестки, круговые развязки, проселки. Первый раз на автостраде, 120, потихоньку сдувает с седла, восторг в перемешку со страхом от летящего в метре от лица асфальта.
III. Экзамен - теория
На самом деле, теоретический экзамен должен был (и был) сдан до первого выезда в город. Экзамен в моем случае простой - десять вопросов, на каждый три варианта ответов, можно сделать три ошибки. Лень считать вероятность успешной сдачи при случайных нажатиях кнопок, но что-то немаленькое должно получиться. :) Сложнее было получить допуск к экзамену: для этого надо было пять раз успешно пройти тест на сайте, а в тесте все строже: во-первых, не исключена общая часть, которую я, как уже имеющий права категории B, не сдавал, во-вторых, не допускалось ни одной ошибки в этих десяти вопросах.
Успешно, с первого раза с одной ошибкой. :)
Еще одна заметка - принимает экзамены не полиция, а другая организация.
IV. Экзамен - практика
Сам экзамен состоит из двух частей: управление (площадка) и движение (город).
На площадке - шесть упражнений, на каждое по две попытки. Итак, по порядку:
1) медленная езда - полоса шириной 1м и длинной 20м. Нормативов нет, но экзаменатор может попросить повторить;
2) слалом (змейка) - полоса шириной 5 метров, вдоль осевой линии стоят четыре конуса с интервалом в 3 метра. Въезжаешь на полосу, круг вокруг первого конуса, змейка через все, круг вокруг последнего и выезд;
3) двойная перестановка на скорости 50км/ч - разгон, въезд на полосу через первые воротца, объезд конусов посередине и выезд через вторые воротца;
4) воротца на скорости 30км/ч - фактически, тоже двойная перестановка, но по большей амплитуде. В середине не объезд конусов, а надо попасть в воротца;
5) движение с остановкой - разгон до 40км/ч, полная остановка, затем снова движение с двойной перестановкой;
6) экстренное торможение - со скорости 50км/ч, тормозной путь не более 14 метров.
Скорость экзаменатор замеряет радаром, все расстояния прописаны, в случае мокрого покрытия некоторые расстояния могут быть увеличены (например, тормозной путь в последнем случае - до 17 метров). Экзаменатор так же оценивает, насколько интенсивно сдающий использует органы управления.
Сдал с первого раза, несмотря на опасения завалить воротца. И все с первых попыток. ;)
В городе все просто - с полчаса катания с выездом на автостраду, по той же схеме, что и с инструктором: наушник в ухе, машина сзади. В первый раз завалил в первые же две минуты - не уступил помехе справа в промзоне, но откатал положенное время, получил еще пару небольших замечаний и предписание на три дополнительных часа практики. Со второго раза сдал успешно, закрыв, фактически, мотосезон: раздевшись и сев в машину, некоторое время просто смотрел на поваливший минуту назад снег. :) А через три недели сходил в полицию и получил права.
Сразу оговорюсь - получал я по упрощенной схеме, так как категория B уже была открыта.
Итак, в августе, собравшись с духом и деньгами, притопал в офис автошколы. Поговорив, узнал, когда первое занятие и записался. Поехали.
I. Теория
Вышло всего два занятия часа по два. Инструктор использовал слайды, сделанные во флэше для союза автошкол, рассказывал и показывал основы, попутно приводя какие-то примеры из своей практики для иллюстрации. На втором занятии выдали книжку, в которой изложено примерно все то, о чем рассказывал инструктор.
В самом начале нам рассказали о подкатегориях категории А:
- А1, с 16 лет, выдается по экзамену, дает право управлять мотоциклом с двигателем объема до 125см3 и мощностью до 11kW
- А, с 18 лет, выдается по экзамену либо автоматом при наличии A1, мощность до 25kW, удельная мощность до 0.16kW/кг (вылибо)
И далее две возможности:
- А, с 20 лет, выдается автоматом, если до этого уже была какая-либо категория А более двух лет.
- А, c 21 года, выдается по экзамену, причем экзамен сдается на мотоцикле мощностью не менее 35kW.
II. Практика
Вышло четыре или пять раз по полтора часа. Поскольку я шел по последнему пути (А, c 21 года), то и мотоцикл мне достался большой. Даже слишком большой: если не ошибаюсь, это была какая-то из Yamaha R6.
Сначала была площадка. В качестве площадки была выбрано большая заасфальтированная зона, куда зимой свозится снег. На площадке меня ждал закрытый прицеп с мотоциклом и несколькими комплектами защитной одежды разных размеров, инструктор расставил конуса для экзаменационных упражнений (всего шесть упражнений, о которых позже), там же и объяснял, что да как. Пара-тройка занятий.
Дальше - город. В ухо вставлен наушник от рации, я на мотоцикле, сзади - инструктор на машине, едем. Петляем по улицам. Перекрестки, круговые развязки, проселки. Первый раз на автостраде, 120, потихоньку сдувает с седла, восторг в перемешку со страхом от летящего в метре от лица асфальта.
III. Экзамен - теория
На самом деле, теоретический экзамен должен был (и был) сдан до первого выезда в город. Экзамен в моем случае простой - десять вопросов, на каждый три варианта ответов, можно сделать три ошибки. Лень считать вероятность успешной сдачи при случайных нажатиях кнопок, но что-то немаленькое должно получиться. :) Сложнее было получить допуск к экзамену: для этого надо было пять раз успешно пройти тест на сайте, а в тесте все строже: во-первых, не исключена общая часть, которую я, как уже имеющий права категории B, не сдавал, во-вторых, не допускалось ни одной ошибки в этих десяти вопросах.
Успешно, с первого раза с одной ошибкой. :)
Еще одна заметка - принимает экзамены не полиция, а другая организация.
IV. Экзамен - практика
Сам экзамен состоит из двух частей: управление (площадка) и движение (город).
На площадке - шесть упражнений, на каждое по две попытки. Итак, по порядку:
1) медленная езда - полоса шириной 1м и длинной 20м. Нормативов нет, но экзаменатор может попросить повторить;
2) слалом (змейка) - полоса шириной 5 метров, вдоль осевой линии стоят четыре конуса с интервалом в 3 метра. Въезжаешь на полосу, круг вокруг первого конуса, змейка через все, круг вокруг последнего и выезд;
3) двойная перестановка на скорости 50км/ч - разгон, въезд на полосу через первые воротца, объезд конусов посередине и выезд через вторые воротца;
4) воротца на скорости 30км/ч - фактически, тоже двойная перестановка, но по большей амплитуде. В середине не объезд конусов, а надо попасть в воротца;
5) движение с остановкой - разгон до 40км/ч, полная остановка, затем снова движение с двойной перестановкой;
6) экстренное торможение - со скорости 50км/ч, тормозной путь не более 14 метров.
Скорость экзаменатор замеряет радаром, все расстояния прописаны, в случае мокрого покрытия некоторые расстояния могут быть увеличены (например, тормозной путь в последнем случае - до 17 метров). Экзаменатор так же оценивает, насколько интенсивно сдающий использует органы управления.
Сдал с первого раза, несмотря на опасения завалить воротца. И все с первых попыток. ;)
В городе все просто - с полчаса катания с выездом на автостраду, по той же схеме, что и с инструктором: наушник в ухе, машина сзади. В первый раз завалил в первые же две минуты - не уступил помехе справа в промзоне, но откатал положенное время, получил еще пару небольших замечаний и предписание на три дополнительных часа практики. Со второго раза сдал успешно, закрыв, фактически, мотосезон: раздевшись и сев в машину, некоторое время просто смотрел на поваливший минуту назад снег. :) А через три недели сходил в полицию и получил права.
У меня на сайте есть две серии про то как это происходит у нас. Буквально этим летом сдавал.
Лично мне кажется, что наш экзамен просто фуфло, максимум — дебилов отсеять. В Финляндии, очевидно, подходят к этому вопросу очень толково.
А вообще да — не самый простой язык.
Вроде как, можно даже на русском всё это провернуть
С частными лицами работа по обучению на права для квадроциклов и снегоходов осуществляется по личному заявлению.
Срок обучения на права для снегоходов и квадроциклов 1 месяц.
Сдача экзаменов в Технадзоре.
Выдача удостоверений тракториста – машиниста категории А.
У нас в городе для сдачи экзамена предоставляют ИЖ, а если получится выйти на особого человека, то он за деньги на 50-кубовой двухтактной хонде (CRM50) обучает и дает сдавать. Эх, Россия…