Написать пост

whiskey

Мотоправа

Немного в сторону от основной тематики, но пусть будет. Итак, сказ о том, как я в Финляндии получал категорию А.

Сразу оговорюсь - получал я по упрощенной схеме, так как категория B уже была открыта.

Итак, в августе, собравшись с духом и деньгами, притопал в офис автошколы. Поговорив, узнал, когда первое занятие и записался. Поехали.

I. Теория
Вышло всего два занятия часа по два. Инструктор использовал слайды, сделанные во флэше для союза автошкол, рассказывал и показывал основы, попутно приводя какие-то примеры из своей практики для иллюстрации. На втором занятии выдали книжку, в которой изложено примерно все то, о чем рассказывал инструктор.

В самом начале нам рассказали о подкатегориях категории А:
- А1, с 16 лет, выдается по экзамену, дает право управлять мотоциклом с двигателем объема до 125см3 и мощностью до 11kW
- А, с 18 лет, выдается по экзамену либо автоматом при наличии A1, мощность до 25kW, удельная мощность до 0.16kW/кг (вылибо)
И далее две возможности:
- А, с 20 лет, выдается автоматом, если до этого уже была какая-либо категория А более двух лет.
- А, c 21 года, выдается по экзамену, причем экзамен сдается на мотоцикле мощностью не менее 35kW.

II. Практика
Вышло четыре или пять раз по полтора часа. Поскольку я шел по последнему пути (А, c 21 года), то и мотоцикл мне достался большой. Даже слишком большой: если не ошибаюсь, это была какая-то из Yamaha R6.

Сначала была площадка. В качестве площадки была выбрано большая заасфальтированная зона, куда зимой свозится снег. На площадке меня ждал закрытый прицеп с мотоциклом и несколькими комплектами защитной одежды разных размеров, инструктор расставил конуса для экзаменационных упражнений (всего шесть упражнений, о которых позже), там же и объяснял, что да как. Пара-тройка занятий.

Дальше - город. В ухо вставлен наушник от рации, я на мотоцикле, сзади - инструктор на машине, едем. Петляем по улицам. Перекрестки, круговые развязки, проселки. Первый раз на автостраде, 120, потихоньку сдувает с седла, восторг в перемешку со страхом от летящего в метре от лица асфальта.

III. Экзамен - теория
На самом деле, теоретический экзамен должен был (и был) сдан до первого выезда в город. Экзамен в моем случае простой - десять вопросов, на каждый три варианта ответов, можно сделать три ошибки. Лень считать вероятность успешной сдачи при случайных нажатиях кнопок, но что-то немаленькое должно получиться. :) Сложнее было получить допуск к экзамену: для этого надо было пять раз успешно пройти тест на сайте, а в тесте все строже: во-первых, не исключена общая часть, которую я, как уже имеющий права категории B, не сдавал, во-вторых, не допускалось ни одной ошибки в этих десяти вопросах.

Успешно, с первого раза с одной ошибкой. :)

Еще одна заметка - принимает экзамены не полиция, а другая организация.

IV. Экзамен - практика
Сам экзамен состоит из двух частей: управление (площадка) и движение (город).

На площадке - шесть упражнений, на каждое по две попытки. Итак, по порядку:
1) медленная езда - полоса шириной 1м и длинной 20м. Нормативов нет, но экзаменатор может попросить повторить;
2) слалом (змейка) - полоса шириной 5 метров, вдоль осевой линии стоят четыре конуса с интервалом в 3 метра. Въезжаешь на полосу, круг вокруг первого конуса, змейка через все, круг вокруг последнего и выезд;
3) двойная перестановка на скорости 50км/ч - разгон, въезд на полосу через первые воротца, объезд конусов посередине и выезд через вторые воротца;
4) воротца на скорости 30км/ч - фактически, тоже двойная перестановка, но по большей амплитуде. В середине не объезд конусов, а надо попасть в воротца;
5) движение с остановкой - разгон до 40км/ч, полная остановка, затем снова движение с двойной перестановкой;
6) экстренное торможение - со скорости 50км/ч, тормозной путь не более 14 метров.
Скорость экзаменатор замеряет радаром, все расстояния прописаны, в случае мокрого покрытия некоторые расстояния могут быть увеличены (например, тормозной путь в последнем случае - до 17 метров). Экзаменатор так же оценивает, насколько интенсивно сдающий использует органы управления.

Сдал с первого раза, несмотря на опасения завалить воротца. И все с первых попыток. ;)

В городе все просто - с полчаса катания с выездом на автостраду, по той же схеме, что и с инструктором: наушник в ухе, машина сзади. В первый раз завалил в первые же две минуты - не уступил помехе справа в промзоне, но откатал положенное время, получил еще пару небольших замечаний и предписание на три дополнительных часа практики. Со второго раза сдал успешно, закрыв, фактически, мотосезон: раздевшись и сев в машину, некоторое время просто смотрел на поваливший минуту назад снег. :) А через три недели сходил в полицию и получил права.
24 комментария нравится избранное
  • aLexusPro
    12 ноя 2009 в 14:42
    Очень интересно, огромное спасибо!
    У меня на сайте есть две серии про то как это происходит у нас. Буквально этим летом сдавал.
  • aLexusPro
    12 ноя 2009 в 14:44
    @aLexusPro Я к тому, что все желающие могут оценить разницу в подготовке наших и не наших мотоциклистов. У меня тоже экстерн с категории Бэ.
    Лично мне кажется, что наш экзамен просто фуфло, максимум — дебилов отсеять. В Финляндии, очевидно, подходят к этому вопросу очень толково.
  • TBC
    12 ноя 2009 в 14:51
    Интересно. А у нас вроде бы даже в городе не надо сдавать, только площадку…
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 14:53
    @aLexusPro Посмотрел — интересно, площадка, похоже, по сложности вполне нормальная. А вот указание маневров руками — это что-то из методик годов 60х? :)
  • ecologiarus
    12 ноя 2009 в 15:03
    @whiskey Площадка сложнее на сколько я могу судить из описанных тобой расстояний и скоростей. Да указание руками оттавизм, но его никто не отменял.
  • gregst
    12 ноя 2009 в 15:11
    а когда змецку проходишь можно ногами на землю наступать?
  • Kalashmatik
    12 ноя 2009 в 15:12
    Очень интересно, спасибо. Хчется спросить, у Вас такой хороший Финский? Из моих товарищей кто пытался осилить ПМЖ там, очень не лестно о нем отзывались.
  • ecologiarus
    12 ноя 2009 в 15:12
    @gregst У нас в стране нет, а вот этот момент стал тоже интересен, как оно там в Финляндии.
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 15:14
    @gregst Нет, касание земли допускается в пятом и шестом упражнениях при остановке.
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 15:15
    @Kalashmatik Официальный экзамен сдал, что, впрочем, ничего не значит. :) Могу в какой-то мере общаться с использованием рук и словаря. На теории большую часть рассказываемого улавливал.
    А вообще да — не самый простой язык.
  • ZooZ
    12 ноя 2009 в 15:40
    Очень любопытно, но я скажу честно, еще когда примерно лет 12 назад, пришел открывать категорию, предложили за умеренную плату, открыть и категорию А, открыл без проблем, да и на мотоцикле могу ездить уверенно.Правила одинаково писаны для всех.
  • tmr
    12 ноя 2009 в 15:41
    @whiskey Терве, мина олен tmr ;)
  • Barman
    12 ноя 2009 в 15:48
    @Kalashmatik Сдал в Финляндии на категорию В. Сдавал на английскои, и теорию, и практику. На теории для не носителей языка нет ограничения по времени.
    Вроде как, можно даже на русском всё это провернуть
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 15:53
    @Barman Найти даже англоязычную школу для категории А проблематично. Теоретический экзамен можно сдавать на английском. :)
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 15:53
    @tmr Пяйва-пяйва. ;)
  • aLexusPro
    12 ноя 2009 в 16:05
    @whiskey Чисто практически — да. Но можно это считать усложняющей эквилибристикой :)
  • aLexusPro
    12 ноя 2009 в 16:05
    @TBC Именно так.
  • zubrabubra
    12 ноя 2009 в 17:37
    на снегоход нужны права? или нет…
  • whiskey
    12 ноя 2009 в 17:40
    @zubrabubra Точно не скажу — не знаю. Но, если память мне не изменяет, зимой снимал по правам категории B.
  • vaser
    12 ноя 2009 в 18:00
    @zubrabubra Нужны. Категория А в правах тракториста-механизатора. Выдает ГосТехНадзор.
  • ZooZ
    12 ноя 2009 в 18:27
    @zubrabubra НОУ «Тушинский Учебный Комбинат» объявляет набор на курсы подготовки водителей внедорожных мотосредств (квадроциклов (ATV), снегоходов).
    С частными лицами работа по обучению на права для квадроциклов и снегоходов осуществляется по личному заявлению.
    Срок обучения на права для снегоходов и квадроциклов 1 месяц.
    Сдача экзаменов в Технадзоре.
    Выдача удостоверений тракториста – машиниста категории А.
  • Zeratul
    13 ноя 2009 в 00:07
    Шикарно, учиться на Ямахе Р6, которая является некислым таким спортбайком.
    У нас в городе для сдачи экзамена предоставляют ИЖ, а если получится выйти на особого человека, то он за деньги на 50-кубовой двухтактной хонде (CRM50) обучает и дает сдавать. Эх, Россия…
  • whiskey
    13 ноя 2009 в 08:56
    @Zeratul Да, у инструктора было два байка — второй для тех, кому меньше 20 лет вроде (то есть, действует ограничение на мощность). И вторым был Yamaha Virago.
  • vaser
    13 ноя 2009 в 11:16
    @Zeratul Ну ты прочти внимательно, там же сложная градация получается.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.