Написать пост

Skarj

Как японцам удалось создать такие хорошие автомобили?

Из книги Ли Якокка. «Карьера менеджера»
«Как японцам удалось создать такие хорошие автомобили? Все начинается с рабочих. Прежде всего, издержки на рабочую силу в Японии намного ниже, чем у нас. Заработки японских рабочих составляют около 60 процентов американских. У них нет таких автоматических доплат на удорожание жизни, привязанных к индексу потребительских цен, какие имеют американские рабочие. У них нет такого же, как у нас, набора выплачиваемых фирмой медицинских пособий, которые обходятся потребителю в несколько сот долларов на автомобиль.

К тому же производительность труда японских рабочих выше, чем у нас. Я не говорю, что они квалифицированнее, нет, просто они работают на основе иной системы правил.
В Японии рабочие подразделяются лишь на два разряда: квалифицированных и неквалифицированных. В зависимости от того, что требуется сделать в данный день, рабочий может выполнять самые различные функции. Если на полу грязно, он возьмет метлу и подметет его, не считаясь с тем, входит это в его прямые обязанности или нет. Естественно, такое чувство ответственности порождает высокую степень производительности.
Подобная система была бы немыслимой в Детройте, где у каждого рабочего свой строго очерченный круг обязанностей. По сравнению с господствующими на японском заводе простотой отношений и здравым смыслом наша система профсоюзных правил и инструкций выглядит просто нелепой. В номенклатуре профсоюза автомобильных рабочих насчитывается теперь около 150 категорий работников. Если позиция японского рабочего выражается вопросом „чем я могу помочь“, позицию американского рабочею чаще всего характеризует отговорка „это не мое дело“.
Японские профсоюзы осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с администрацией. Каждая сторона понимает, что ее судьба прямо зависит от успеха Другой. Отношения между рабочими и администрацией покоятся на принципах сотрудничества и взаимного уважения. Они резко отличаются от отношений антагонизма и взаимной подозрительности, давно ставших традицией в нашей стране.
Японский рабочий в высшей степени дисциплинирован. Если что-нибудь выходит из строя, он немедленно устранит неполадки. Если на конвейере происходит сбой, он его остановит и дождется наведения порядка.
Японским рабочим свойственно большое чувство гордости. Свою работу они рассматривают как долг, как жизненную миссию. В Японии вы не услышите рассказов о том, что рабочие приходят в цех под хмельком. Там нет такого явления, как промышленный саботаж, и не заметно отчуждение рабочего.
В самом деле, я однажды прочитал, что японским компаниям приходится наказывать своих низовых менеджеров за то, что они слишком часто требуют выхода на работу в отпускное время или в выходные дни. Можно себе представить такое где-нибудь в Мичигане или в Огайо?
Управленческий корпус в Японии также строит свою деятельность на системе принципов, которые нам могут показаться странными, но которые на деле способствуют достижению общего успеха. Типичный японский менеджер в автоиндустрии получает намного меньшее жалованье, чем американский. Ему не предлагают купить по льготной цене акции компании, в которой он работает, не начисляют вознаграждений за выслугу лет.
На каком-то этапе своей карьеры японский менеджер мог работать непосредственно у конвейера. Американские менеджеры были бы, вероятно, шокированы, когда бы узнали, что главный директор-распорядитель „Мицубиси“ некогда возглавлял профсоюз этой же компании. В отличие от своих коллег в Детройте японский менеджер живет в том же мире, что и рабочие, а не исключительно в жизни избранных.
А все это сводится к тому, что в Японии правительство, рабочие и менеджеры компаний — все действуют в одной упряжке. В нашей стране менеджеры и профсоюзы традиционно выступают как противники. И что бы там ни считала публика, правительство и частная индустрия также не сотрудничают друг с другом.»
16 комментариев 1нравится 1избранное
zhant
  • Nekrasovp
    18 янв 2008 в 17:23
    всем рекомендую данную книгу! одна из лучших книг с мемуарами великих менеджеров! Сравнить только что с Фордом но у него более филосовская!
  • nidasav
    18 янв 2008 в 17:25
    Что-то непонятно в какой стране живёт автор данного текста…
  • Skarj
    18 янв 2008 в 17:29
    @nidasav США
  • nidasav
    18 янв 2008 в 17:36
    @Skarj Ага. Теперь ясно. Просто я не мог себе представить что бы в Росии или Украине набор выплачиваемых фирмой медицинских пособий, которые обходятся потребителю в несколько сот долларов на автомобиль, к примеру.
    Спасибо. Статья хорошая.
  • Penetrator
    18 янв 2008 в 17:49
    Не зацепил. Почитайте лучше Деминга, Ишикаву. С них начинается японское качество. А из представленного обзора никаких выводов не сделать, только констатация факта. Лучше предпосылки, анализ и механизмы, а не поверхностное описание. Поэтому не зацепило. Читать не буду.
  • Lebedev
    18 янв 2008 в 17:51
    Классная книга, очень затягивает. Это не нудный пересказ того, как он работал в Форде, а потом в Крайслере, а автобиография человека, посвятившего свою карьеру автомобильному бизнесу. Руководству ВАЗа давно пора прочитать эту книжку.
  • Nekrasovp
    18 янв 2008 в 17:51
    @Penetrator Выдержка ничего не говорит о книжке уж поверь мне! Ли Якока обще признанный гений менеджмента
  • Benja
    18 янв 2008 в 18:06
    А я пять лет живу в Японии…Все что написано недалеко от истины…но есть очень много НО…я считаю японское общество загнивающим…это верх того, что мы строили при куммунистах….у них сейчас человек никто, а общество — всё…они умирают на рабочем месте (смотрите последние новости о смерти рабочего в Тойоте)…у них нет отпусков…они первратили людей в роботов…отдельные японцы сами об этом говорят, но втихую — у них не принято высказывать свое мнение…лучшее, что я читал про Японию — это «День сурка»…поищите в интернете…написана книга грамотно и человеком русским изнутри…
  • qpyrac
    18 янв 2008 в 18:53
    @Benja в книге речь идёт о годах так 70-х примерно;)
  • qpyrac
    18 янв 2008 в 18:55
    читал эту книгу. очень понравилось и всем советую прочитать! Ли Якокка и вправду великий гений, поднявший «Крайслер» из того положения, когда, в принципе, не выживают….
    И потом, ну как «отец» «Мустанга», не может быть гением?)))
  • Maestro
    18 янв 2008 в 18:58
    Почему японские автомобили такие хорошие и недорогие?
    Всё очень просто!
    Для начала снизим зарплату рабочим на 60%. Это раз.
    Зачем рабам, ой простите, рабочим соц. пакет? Правильно — незачем. Это два.
    Думаете кто-то будет жаловаться? — Хрен! Не тот менталитет.
    Кто-то уйдёт на другую работу? — Хрен! У них так не принято.
    Далее — пусть вкалывают по выходным. Пусть моют за собой полы. Пусть по 10 лет ждут должности, на которой з/п будет на целых пять процентов выше.
    Думаете они будут халтурить? — Хрен! Стадо, пардон, рабочие завода «свою работу рассматривают как долг, как жизненную миссию.»
    Так что не надо нашему АвтоВАЗу учиться менеджменту у японцев, пусть лучше чертежи изучают…
  • uzhas
    19 янв 2008 в 01:47
    @Maestro точно подмечено. Штатовские рабочие автомобильных заводов по сравнению с японцами в масле катаются. Очень серьезные зарплаты, страховка, различные льготы и отпускные. Пенсионеры тоже не страдают, очень много денег тратится на социалку рабочих. А лучше бы слегка снизили, сделали как у простых смертных — состязательность бы увеличилась, расходы бы значительно уменьшились. Не доводить, коенчно, до японской крайности. Просто уравнять с рабочими других сфер американской промышленности.
  • Skarj
    19 янв 2008 в 14:30
    @Penetrator Это просто цитата из книги на указанную в заголовке тему. А книга на самом деле совсем о другом. Самому книга тоже очень понравилась, всем рекомендую
  • Skarj
    19 янв 2008 в 14:31
    @Maestro Согласен полностью, слепо перенимать чужой опыт без поправки на наш русский менталитет — это заведомо гиблое дело. Нам нужно идти своим путем! %)
  • Maestro
    19 янв 2008 в 17:12
    @Maestro Если просто скопировать японскую систему управления, то наши рабочие будут в отместку делать автомобили ТАКОГО качества, что автолюбители взвоют…)
  • IcesCream
    20 янв 2008 в 15:32
    Спасибо за интересный пост.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.