Слесарно-чувственный полет мысли
Тут подловил себя на странной мысли. Когда мы что-то делаем, нами движут некоторые ожидания, мы ждем каких-то результатов. До определенного момента есть опасения, вдруг что-то не так, или что-то не получится. Но наступает момент, когда понимаешь, что надо действовать, ждать помощи и поддержки уже не откуда, надо просто делать и всё. В этот момент уже не важно ожидание, важен процесс работы, конечная цель в виде какого-то символичного образа ветает в органах чувств. Объект настолько прочувствован, что кажется можно его материализовать лишь усилием мысли. Руки следуют за этой самой мыслью, работа кипит самоотверженно, и, когда закончены труды, перед глазами то, что ещё некоторое время назад было лишь образом в фантазии.
Не случайно я упомянул инструмент творца художественного искусства, ведь если развивать мысль дальше и проводить параллели, то получается, что ящик инструментов – ящик с красками и кистями, отдельные коробочки и наборы ключей – это мольберты, вороток для ключей-головок – это ни что иное как кисть, а сами ключи-головки – различные краски, с помощью которых создается объект слесарного искусства. Но отдельные ключи ещё только полутона, так как для создания скульптурной композиции техники необходимы и другие полутона – это детали и крепеж.
Детали и крепеж – как много зависит от этого, какой трепет рождается внутри, когда берешь в руки новую, в упаковке деталь, а чтобы её прикрепить к основе произведения берешь новые, или хорошенько отчищенные болты и гайки, на глаз определяя размеры. Очень важное значение имеет состояние болтов, чтобы грани на них были выполнены с оружейной точностью, когда ключ, ещё только поднося к граням, начинал сам проситься в посадочное место. Ключ попадает на грани и они образуют практически единое целое, с легким намеком на трение при посадке.
Порядок в мастерской, которая к слову у художников и скульпторов называется студией, не всегда идеален – у одних это проявление мастерства и творческой безалаберности, правда у других беспорядок бывает в порядке вещей. В творческом беспорядке нету ничего предосудительного, да что-то валяется на первый взгляд, но оказывается, что тот или иной ключ или та или иная деталь лежит именно там, откуда её проще всего взять, чтобы поставить на место не отвлекаясь на окружающий мир и не теряя творческого запала. Совсем другое дело, когда беспорядок – стиль жизни, когда всё валяется и никто не может даже предположить, что и где лежит, почему краска синего цвета, т.е. головка на 13 валяется именно под кучей запчастей в сильно замасленной сковороде (и что она делает здесь, в мастерской, кто её сюда притащил, зачем в ней масло моторное, хотя по смыслу должно быть сливочное или растительное – история умалчивает). Лишь в сравнении понимаешь, что то, что для одних может казаться беспорядком для творца является нормальной и удобной обстановкой.
Как и у художника игра красок и спектр зависят от полноты ящика с красками и чувственного образа творца (музы, если хотите), так и у слесаря – творца автомобильного искусства всё зависит от количества и качества гаечных ключей, чем больше всяческих шестигранников, внутренних и внешних звездочек, в том числе и не стандартных метрических, но и других, накидных и рожковых ключей, универсальных съемников и специфических устройств для снятия и установки деталей, тем полнее спектр выполняемых работ, тем интереснее и сложнее может получиться результат. Отдельно надо рассказать про применение нестандартного крепежа – это воспитывает! Если у дилетанта звездочка на 5/16 вызывает негодование и желание заменить её на болт с обычной головкой, под стандартный метрический ключ, то для творца, для настоящего ценителя важно сохранить аутентичность начальной конструкции, заставляет прекратить работу, прерваться на поиск нужного ключа хорошего качества. Иначе ничего не получится, всё будет валиться из рук и не получаться, нарушая гармонию в зоне ремонта, нарушая нормальный порядок течения времени, которого не ощущаешь, если всё хорошо.
Время! Время понятие в искусстве, в технике, да и просто в жизни понятие переменное. Время может тянуться или лететь, стоять и даже раскручиваться в другую сторону. Когда идет работа по реконструкции событий прошлых лет, тогда время начинает обратный ход. Настоящему творцу важно попасть в ту эпоху, которую он старается передать в своем произведении искусства, понять, как жили в то время, какая была культура. Пусть это будет хотя бы обычное стереотипное представление, но если его почувствовать и пропустить через себя, то конечный результат сможет вызвать ностальгические мурашки на теле у ценителей. Время останавливается для творца, ничто не связывает его с внешним миром. Создавая, двигаясь к конечному результату, порой кажется, что всё ещё утро, а на самом деле уже вечер, и процесс увлекает настолько, что обманутыми остаются все процессы в организме, практически сама Природа обманута лишь одним стремлением и творческим порывом.
Талант – это та кульминация моего повествования, к которой я старался подвести, создав настроение читателя. Без таланта никуда, даже самый замечательный комплект инструмента в неталантливых руках, как минимум, бесполезен. Талант надо развивать, если есть предпосылки. Но как понять, что есть талант к слесарному искусству, я к сожалению не знаю. Даже имея неутолимую тягу к технике, ко всем этим замечательным блестящим, вороненым, титановым, хром-ванадиевым ключам и инструментам, ко всем отверточкам с разноцветными ручками, можно не иметь таланта для использования всего этого великолепного арсенала. Можно остаться статистом на всю жизнь, имея талант в чем-то другом. Некоторым даже нравится созерцать работу талантливого человека, когда он использует их инструмент – необычайно дорогой и приятный, купленный про запас, чтобы было. Есть и обратная сторона, есть много талантливых автослесарей без собственного инструмента. К сожалению, возможно и такое.
У меня талант был, видимо, изначально. Развивать его помогал старенький запорожец, когда я в гараже у отца перебирал болты и гайки, раскладывая их по ящичкам. У меня было много всего интересного, что я разбирал и собирал в гараже. Мне приносили и отдавали какую-нибудь рабочую деталь от автомобиля, потом я её перебирал и собирал обратно, пока отец был занят ремонтом автомобиля. А потом приходил какой-нибудь сосед по гаражам и видя эту деталь, перебранную и абсолютно исправную, менял мне её на что-то из того, чего я ещё не разбирал. Пусть обмен был не равноценным с экономической точки зрения, но для меня экономика и финансы в то время были на самом последнем месте, а может и вообще выпадали за грань рассматриваемого мира.
Потом были мотоциклы, моторы и моторчики, грузовики и велосипеды – всё это в той или иной степени разбиралось, собиралось и перебиралось. Накапливался опыт. Теперь, перечитав всё, что я написал выше я понимаю откуда берется это ощущение на кончиках пальцев, когда собрав механизм, чувствуешь, понимаешь, что это будет работать, будет работать правильно и однозначно, а ведь порой, что-то делается только на этих вот ощущениях, иногда не нужен микрометр или щуп, чтобы понять что зазор идеален, размер выверен и паразитных вибраций и биений не будет. Ощущения свои надо слушать, природа дала человеку практически идеальный набор механизмов диагностики, общий состав ощущений, полученный от органов чувств обрабатывается нервной системой, превращая в понимание правильности предпринятых действий и подобранных фактур и материалов. Все приборы способны только усиливать органы чувства, кому-то они нужны больше, кому-то меньше.
Вот так я представляю и ощущаю мир, когда начинаю ремонт машины, да и вообще техники. Главное чтобы дело было в радость, чтобы появилась та самая техническая муза и образ конечного результата, своего рода локальная мечта, осуществление которой в моих руках. Вот тогда я беру в руки кисти и начинаю с помощью полутонов и красок создавать технические скульптуры.
Не случайно я упомянул инструмент творца художественного искусства, ведь если развивать мысль дальше и проводить параллели, то получается, что ящик инструментов – ящик с красками и кистями, отдельные коробочки и наборы ключей – это мольберты, вороток для ключей-головок – это ни что иное как кисть, а сами ключи-головки – различные краски, с помощью которых создается объект слесарного искусства. Но отдельные ключи ещё только полутона, так как для создания скульптурной композиции техники необходимы и другие полутона – это детали и крепеж.
Детали и крепеж – как много зависит от этого, какой трепет рождается внутри, когда берешь в руки новую, в упаковке деталь, а чтобы её прикрепить к основе произведения берешь новые, или хорошенько отчищенные болты и гайки, на глаз определяя размеры. Очень важное значение имеет состояние болтов, чтобы грани на них были выполнены с оружейной точностью, когда ключ, ещё только поднося к граням, начинал сам проситься в посадочное место. Ключ попадает на грани и они образуют практически единое целое, с легким намеком на трение при посадке.
Порядок в мастерской, которая к слову у художников и скульпторов называется студией, не всегда идеален – у одних это проявление мастерства и творческой безалаберности, правда у других беспорядок бывает в порядке вещей. В творческом беспорядке нету ничего предосудительного, да что-то валяется на первый взгляд, но оказывается, что тот или иной ключ или та или иная деталь лежит именно там, откуда её проще всего взять, чтобы поставить на место не отвлекаясь на окружающий мир и не теряя творческого запала. Совсем другое дело, когда беспорядок – стиль жизни, когда всё валяется и никто не может даже предположить, что и где лежит, почему краска синего цвета, т.е. головка на 13 валяется именно под кучей запчастей в сильно замасленной сковороде (и что она делает здесь, в мастерской, кто её сюда притащил, зачем в ней масло моторное, хотя по смыслу должно быть сливочное или растительное – история умалчивает). Лишь в сравнении понимаешь, что то, что для одних может казаться беспорядком для творца является нормальной и удобной обстановкой.
Как и у художника игра красок и спектр зависят от полноты ящика с красками и чувственного образа творца (музы, если хотите), так и у слесаря – творца автомобильного искусства всё зависит от количества и качества гаечных ключей, чем больше всяческих шестигранников, внутренних и внешних звездочек, в том числе и не стандартных метрических, но и других, накидных и рожковых ключей, универсальных съемников и специфических устройств для снятия и установки деталей, тем полнее спектр выполняемых работ, тем интереснее и сложнее может получиться результат. Отдельно надо рассказать про применение нестандартного крепежа – это воспитывает! Если у дилетанта звездочка на 5/16 вызывает негодование и желание заменить её на болт с обычной головкой, под стандартный метрический ключ, то для творца, для настоящего ценителя важно сохранить аутентичность начальной конструкции, заставляет прекратить работу, прерваться на поиск нужного ключа хорошего качества. Иначе ничего не получится, всё будет валиться из рук и не получаться, нарушая гармонию в зоне ремонта, нарушая нормальный порядок течения времени, которого не ощущаешь, если всё хорошо.
Время! Время понятие в искусстве, в технике, да и просто в жизни понятие переменное. Время может тянуться или лететь, стоять и даже раскручиваться в другую сторону. Когда идет работа по реконструкции событий прошлых лет, тогда время начинает обратный ход. Настоящему творцу важно попасть в ту эпоху, которую он старается передать в своем произведении искусства, понять, как жили в то время, какая была культура. Пусть это будет хотя бы обычное стереотипное представление, но если его почувствовать и пропустить через себя, то конечный результат сможет вызвать ностальгические мурашки на теле у ценителей. Время останавливается для творца, ничто не связывает его с внешним миром. Создавая, двигаясь к конечному результату, порой кажется, что всё ещё утро, а на самом деле уже вечер, и процесс увлекает настолько, что обманутыми остаются все процессы в организме, практически сама Природа обманута лишь одним стремлением и творческим порывом.
Талант – это та кульминация моего повествования, к которой я старался подвести, создав настроение читателя. Без таланта никуда, даже самый замечательный комплект инструмента в неталантливых руках, как минимум, бесполезен. Талант надо развивать, если есть предпосылки. Но как понять, что есть талант к слесарному искусству, я к сожалению не знаю. Даже имея неутолимую тягу к технике, ко всем этим замечательным блестящим, вороненым, титановым, хром-ванадиевым ключам и инструментам, ко всем отверточкам с разноцветными ручками, можно не иметь таланта для использования всего этого великолепного арсенала. Можно остаться статистом на всю жизнь, имея талант в чем-то другом. Некоторым даже нравится созерцать работу талантливого человека, когда он использует их инструмент – необычайно дорогой и приятный, купленный про запас, чтобы было. Есть и обратная сторона, есть много талантливых автослесарей без собственного инструмента. К сожалению, возможно и такое.
У меня талант был, видимо, изначально. Развивать его помогал старенький запорожец, когда я в гараже у отца перебирал болты и гайки, раскладывая их по ящичкам. У меня было много всего интересного, что я разбирал и собирал в гараже. Мне приносили и отдавали какую-нибудь рабочую деталь от автомобиля, потом я её перебирал и собирал обратно, пока отец был занят ремонтом автомобиля. А потом приходил какой-нибудь сосед по гаражам и видя эту деталь, перебранную и абсолютно исправную, менял мне её на что-то из того, чего я ещё не разбирал. Пусть обмен был не равноценным с экономической точки зрения, но для меня экономика и финансы в то время были на самом последнем месте, а может и вообще выпадали за грань рассматриваемого мира.
Потом были мотоциклы, моторы и моторчики, грузовики и велосипеды – всё это в той или иной степени разбиралось, собиралось и перебиралось. Накапливался опыт. Теперь, перечитав всё, что я написал выше я понимаю откуда берется это ощущение на кончиках пальцев, когда собрав механизм, чувствуешь, понимаешь, что это будет работать, будет работать правильно и однозначно, а ведь порой, что-то делается только на этих вот ощущениях, иногда не нужен микрометр или щуп, чтобы понять что зазор идеален, размер выверен и паразитных вибраций и биений не будет. Ощущения свои надо слушать, природа дала человеку практически идеальный набор механизмов диагностики, общий состав ощущений, полученный от органов чувств обрабатывается нервной системой, превращая в понимание правильности предпринятых действий и подобранных фактур и материалов. Все приборы способны только усиливать органы чувства, кому-то они нужны больше, кому-то меньше.
Вот так я представляю и ощущаю мир, когда начинаю ремонт машины, да и вообще техники. Главное чтобы дело было в радость, чтобы появилась та самая техническая муза и образ конечного результата, своего рода локальная мечта, осуществление которой в моих руках. Вот тогда я беру в руки кисти и начинаю с помощью полутонов и красок создавать технические скульптуры.
Размазывать одну мысль три абзаца — это к Льву Николаичу.