Написать пост

Saltommeister

Ситуация с Автовазом или как выжить в условиях кризиса

Друзья, вчера ехал домой и слушал «Эхо», как всегда ведущие и гости затронули очень интересную тему. Я не мог остаться безучастным и не мог не привести часть беседы. Я уже не в первый и видимо не в последний раз убеждаюсь, что всегда есть выход из любой ситуации и тем более, что у нас в стране есть люди, которые прекрасно понимают как нужно действовать.

Только вот я в ужасе от того, что этим людям не дают действовать. (умолкаю, читайте).

Источник на сайте «Эхо Москвы» (можно скачать и послушать, 6МБ).



«К. ПОХМЕЛОВ: Много вопросов, как всегда, в ваш адрес приходит. Есть вопросы, как бы это сказать, по направлениям. Вот начнем, допустим, с вопросов направления автопрома нашего и не только. «Не считаете ли вы, - спрашивает Василий из Самарской области, - что государство должно упорядочить подход к госпомощи предприятиям? Не правильнее ли помогать людям, а не компаниям? Не лучше ли сначала провести аудит компаний, соискателей господдержки? Взять наш «АвтоВАЗ», - уточняет наш слушатель. – В прошлом году продали четверть завода французам, много было шума про это. А куда делись огромные деньжищи? Почему их не использовали на борьбу с кризисом, а вместо этого протянули руку за господдержкой? Сколько можно терпеть неэффективных и непрозрачных управленцев, и когда будет на них управа?»

М. ХАЗИН: Хороший вопрос. Видно, что у человека наболело. Но давайте мы на него попытаемся ответить не с точки зрения конкретных проблем типа куда украли очередной миллион, этот вопрос мы тоже затронем, а с точки зрения стратегии. Дело в том, что произошло принципиальное изменение ситуации экономической в мире. На протяжении почти 30 лет, ну, условно говоря, с 81-го года, когда началась программа стимулирования спроса совокупного в США, «программа рейганомики», рынки, в общем, росли. Были отдельные локальные кризисы, были отдельные проблемы. Например, в России после 91-го года. Но в общем и целом рынки росли. Общее стратегическое правило гласит: на растущих рынках надо получать и аккумулировать прибыль. А сейчас ситуация радикально изменилась. И вот давайте посмотрим. Тут речь шла про «АвтоВАЗ», давайте… У «АвтоВАЗа» есть, так сказать, мама – исходный «Фиат». Вот «Фиат», если вы посмотрите, все 2000-е годы влачил ну не то чтобы жалкое существование, но, в общем, он был все время на пределе рентабельности. Все время планы: то, соответственно, продать 50 процентов «Дженерал Моторс», то еще чего-то, то получить какую-то поддержку, еще чего-то. И вдруг неожиданно начинается кризис, и «Фиат» покупает «Крайслер».

К. ПОХМЕЛОВ: «Опель»…

М. ХАЗИН: Борется за «Опель», но пока еще не купил, но борется. Вопрос: откуда деньги? Они что, сдурели, что ли? Ответ на самом деле следующий: «Фиат» - это собственность очень богатого семейства Агнелли, которое до тех пор, пока все было на росте, поставило туда наемного менеджера, дало ему некоторые ресурсы и сказало «вот с этими ресурсами, соответственно, выкручивайся». И с учетом рынка менеджеры и выкручивались. Как только начался спад и стало понятно, что этот спад длинный, мы уткнулись в ситуацию, что надо менять стратегию. На длинном спаде получать прибыль невозможно. Что нужно делать на длинном спаде? Нужно захватывать рынки. Грубо говоря, если у вас было 3 процента рынка, нужно сделать 6, потом 9, а потом 15. И тогда на следующем росте вы будете получать сильно большую прибыль. Разумеется, это требует некоторых ресурсов. Вот поэтому я и говорил, что на росте нужно их аккумулировать. У семейства Агнелли ресурсы есть независимые, и они их дали «Фиату». И поэтому «Фиат» купил «Крайслер», и поэтому «Фиат» сейчас борется за «Опель». «Фиат» борется за то, чтобы стать крупнейшей автомобильной компанией Европы, а может быть, и мира, если все пойдет удачно. Значит, еще раз повторяю, это стратегия. Теперь давайте смотреть на российскую ситуацию. Компания «АвтоВАЗ» обладает уникальным конкурентным преимуществом, абсолютно уникальным. Почему? Это единственная сегодня компания, которая может делать автомобиль европейского качества, в общем, ну, скажем, за 4 тысячи долларов. Не за полторы, конечно, как индусы, но они делают машину индийского качества. Китайцы, может быть, и могут сделать машину за 4 тысячи долларов, но это будет машина китайского качества, и что там будет с людьми, если она попадет в небольшую аварию, это большой вопрос. Мы можем сделать. Разумеется, теоретически вот сейчас, по ситуации на сегодня, за 4 тысячи не получится, и здесь мы переходим к вопросу нашего читателя. Почему? Он говорит, что… ну сейчас я как бы расширю вопрос, потому что понятно… Значит, смотрите, «АвтоВАЗ», там колоссальный менеджмент, который получает колоссальный бонус. Достаточно сказать, что губернатор Артяков, который являлся председателем Совета директоров «АвтоВАЗа», задекларировал чуть ли не полтора миллиарда рублей в 2006 году, когда он был председателем Совета директоров. Сейчас он губернатор Самарской области. Полтора миллиарда – это больше, чем средняя зарплата на «АвтоВАЗе» в 100 тысяч раз. Это вывод капитала из компании. В 2006 году еще был рост, сейчас спад. Сейчас надо… Вот «АвтоВАЗу» бы купить «Опель» и на его мощностях строить эти самые машины за 4 тысячи долларов. И европейский рынок будет принадлежать «АвтоВАЗу», ну, там, наполовину. Вместо этого возникает целая куча вопросов. «АвтоВАЗ» зачем-то покупает платформу «Рено». Зачем она нужна? «Рено» в убытках, «Рено» в условиях продолжения кризиса банкрот. Зачем платформа «Рено»? У «АвтоВАЗа» есть свое, еще раз говорю, уникальное преимущество. Не нужно пытаться из «АвтоВАЗа» делать «Мерседес». Дальше. На «АвтоВАЗе» сегодня команда менеджеров, которая пришла туда под ситуацию роста и вынимая из «АвтоВАЗа» денег. Вот ведь в чем проблема. Полтора миллиарда Артякова – это из этой же серии. То есть на самом деле там сегодня сидит команда, которая психологически ориентирована на вывод денег из компании, которая получает большие прибыли. А у компании, насколько я понимаю, только в первом квартале убытки как за весь прошлый год. Но это, впрочем, совершенно естественно. То есть в этой бы ситуации деньги вложить. Да, разумеется, «АвтоВАЗ» хочет получить поддержку государства. Но под что? Где эта программа? Вот почему сегодня объявляет Сбербанк, что будет бороться за «Опель»? Сбербанк с кем-то там собирается бороться за «Опель». Сбербанк никогда не управлял автомобильным производством, это глупость какая-то. Ну хорошо, если так, то пускай Сбербанк «АвтоВАЗу» поможет и с ним идет. Тут, по крайней мере, понятно, какая экономическая стратегия. Но еще раз повторяю, вот как бы тот самый миллиард, о котором говорит читатель, который дали «АвтоВАЗу» год тому назад под какой-то там пакет акций, он же тоже не вложен. Давайте его вкладывать в развитие сегодня под понятные конкурентные преимущества. На самом деле, еще раз повторяю, вот то, что сейчас я описал, это очень важный психологический момент. Группа менеджеров, которая ориентирована на вытаскивание денег из компании в условиях бума и получения прибыли, не может быстро переориентироваться, и те деньги, которые она вытащила, еще какие-то начать вкладывать. Это совершенно другая психология, другой мотив поведения и т.д., и т.п. Теоретически надо бы их заменить, поставить других людей, объяснить, что им государство даст любые деньги, но под программу, и не им в руки, а, соответственно, вот они договорятся там о покупке каких-то заводов в Европе, вот, соответственно, на покупку этих заводов и дадут деньги. И тогда с учетом, я еще раз говорю, конкурентного преимущества «АвтоВАЗа» в условиях кризиса можно совершить реальный рывок. Почему я так все это подробно рассказываю про «АвтоВАЗ»? Потому что это типовая ситуация в любой отрасли. На росте получают прибыль, на спаде захватывают рынки. Тот, кто сумел за счет большой прибыли получить некоторую финансовую подушку, которую можно сегодня пустить в развитие, тот выигрывает. Вот почему бессмысленно копить финансовую подушку, чтобы потом ее тратить, прожирать на потребление. Ее надо пускать как бы на вполне конкретную вещь – надо захватывать рынки. Тем более что в случае «АвтоВАЗа» понятно, чего и как делать. Я понимаю, что мы не можем захватить рынок микропроцессоров. Ну, у нас нет микропроцессоров. Вы знаете, анекдот был такой: «В советское время советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире». Но они хоть были и работали себе вполне, и в космос летали, и ракеты летали, все было… А сегодня их нет. А соответственно, в этом случае пока еще есть, так надо хватать, пока есть такая возможность. Вот я боюсь, что она будет упущена. И при этом да, конечно, теоретически можно сказать типа «давайте напустим на «АвтоВАЗ»… «АвтоВАЗ», еще раз говорю…

К. ПОХМЕЛОВ: Как пример.

М. ХАЗИН: Один из… Счетную палату, прокуратуру, еще чего-то, будем искать этот миллиард. Ну найдем. А толку-то? Понятно же, что «АвтоВАЗ» сегодня часть холдинговой системы. Этот миллиард мог затеряться где-то в вершинах этого холдинга. Но какой смысл от него? Ну его утащат в какие-нибудь оффшорные банки, будет он там лежать на счетах и из-за инфляции обесцениваться. А тут можно, еще раз повторяю, совершить рывок. Ну так давайте, в конце концов, хоть в одном месте мы найдем команду, которая сможет совершить рывок. Ну, в конце концов, сколько команд Сталин нашел в 30 – 40-е годы. Ну просто с нуля целые отрасли отстраивали, а тут вроде как все есть.»
19 комментариев 1нравится 1избранное
justtoxa
  • melik
    27 мая 2009 в 15:08
    А кто есть кто?
    Я не очень понял идею, которую он пытался донести.
    Типа, ну да украли, но давайте не будем искать виноватого, а тупо поменяем команду и дадим еще денег… но при этом все понимают, что новые деньги так же легко потеряются в верхушках холдинга?
  • Vitaminych
    27 мая 2009 в 15:10
    Верно товарищ говорит. Руководство АвтоВаза не ориентировано на развитие, там сидят люди, в задачах которых стоит лишь выкачивание бабла из предприятия любыми доступными методами: господдержка, пошлины, продажа акций, кредиты и т.д. Не развивается промышленность, нет идей, нет прогресса. Потому что нет конкуренции и мотивации.
  • aLexusPro
    27 мая 2009 в 16:21
    @melik Он пытался донести идею, что деньги надо уметь тратить. И даже просто их наличие мало что дает. Ну отнимешь ты эти бонусы, ну найдешь куда рассосались средства, а дальше что? А дальше они точно так же осядут в других местах. Вместо того, чтобы быть потраченными с головой.
  • aLexusPro
    27 мая 2009 в 16:23
    @aLexusPro Лучше слушать, чем читать. С интонациями и акцентами понятнее, чем кашу текста эту переваривать.
  • Saltommeister
    27 мая 2009 в 16:33
    Кто есть кто. Михаил Хазин, экономист, президент консалтинговой компании НЕОКОН. Константин Похмелов — ведущий.
  • Saltommeister
    27 мая 2009 в 16:34
    @melik Мелик, я чуть ниже написал. (ступил, надо было ответить тебе)
  • melik
    27 мая 2009 в 16:41
    @aLexusPro Согласен.
    Просто почему-то этот товарищ у меня сначала вызвал какой-то негатив, я про Хазина.
  • melik
    27 мая 2009 в 16:41
  • Lecteur
    27 мая 2009 в 17:15
    Читать текст не очень удобно, но смысл понятен. Идея правильная, довольно распространенная сейчас. Но вот путей решения ситуации я лично не увидел. Сажать новую верхушку? Найти новую команду, как Сталин нашел? Ну дай Бог, конечно. Только вот там приросли уже все. Кто ж будет отпускать такое место теплое.
    Вот интересно кстати, сам губернатор Артяков, который являлся председателем Совета директоров «АвтоВАЗа» на чем ездит? :)
  • aLexusPro
    27 мая 2009 в 17:16
    @Lecteur Его возят. Не на жигулях, разумеется.
  • selvstal
    27 мая 2009 в 18:20
    @melik Фигня вопрос — миллиард там какой-то. Главное — стратегия :)
  • selvstal
    27 мая 2009 в 18:21
    Кстати какая машинка за 4 тыс. имеется в виду?
  • Alexeyka
    27 мая 2009 в 18:22
    @selvstal Вот у меня возник такой же вопрос
  • selvstal
    27 мая 2009 в 18:25
    И кстати, на вопросы он и не ответил, ловко выкрутился…
  • aLexusPro
    27 мая 2009 в 20:35
    @Alexeyka 4 тыс. зеленых — это 120 тыс. деревянных. Думаю, что отпускная цена классики где-то в этом же районе при перепродажной в 160-170. Хотя тут уже косяк — это никак не европейское качество, ну только если равняться на европу 60-х :)
  • olnev
    27 мая 2009 в 21:18
    Хазин правильно излагает. Грамотно, но больше красиво чем верно. Но косяков выше крыши. Вся история разваливается.
    1. Сам подтверждает что деньги которые дали год назад разворованы. Дадим еще на захват мирового авторынка?
    2. Жигуль это конкурентно-способный автомобиль за 4 тысячи евро??! Это как? Типа 120-150 тысяч рублей за Приору?
    3. «И европейский рынок будет принадлежать «АвтоВАЗу»...» Если там ввести пошлины на другие европейские автомобили, то тогда шансы есть.
    Представьте себе европейца, который покупает ВАЗ так как на Опель сделанный в 250км от его дома пошлина большая…
    8_)
  • Slex
    28 мая 2009 в 01:34
    Очередной балабол. По делу — ноль. Мысль о захвате рынков, разумеется, верная, но ответа на поставленный вопрос нет.
    Вывод: Из тех же, что и на Автовазе «трудятся».
  • CTEPX
    28 мая 2009 в 09:46
    @Slex Согласен.
    Тупой прогон.
    Т.е. миллиард нахрена искать — все равно потом сопрут.
    Т.е. надо новую команду, которая по новому рулить будет. А страую, значит — которая уворовала, а, извините, вывела не только этот миллиарад — просто отпустим…
    Вывод — заказ автоТАЗа.
  • golovan
    28 мая 2009 в 16:40
    интересно, а смогут ли производственные линии Опеля выпускать вазовскую классику?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.