Топливная арифметика
Почему же все-таки цены на бензин растут, хотя стоимость нефти стабилизировалась? Давайте посмотрим, из чего, собственно, стоимость на бенз складывается.
Собственно, стоимость добычи нефти (разведка запасов, бурение, выкачка и еще много чего), а если нефть добывается на море? То еще расходы на платформу, доставку людей и оборудования, да всего не перечислить. А транспортировка нефти и нефтепродуктов? Трубами, поездами, танкерами, фурами. Стоимость всех факторов производства, как то капитал (здания, буровые установки и т. п.), труд (зарплаты от рабочего до президента), земля. Добавляем к этому прибыль акционеров, инвестиции в компанию.
И это расходы только на стадии добычи нефти. Далее плюсуем все то же самое, но уже на фазе переработки нефти в топливо. А потом все повторяется при продаже уже готового продукта (заправки, транспортировка, обсуживающий персонал).
А дальше – самые интересные затраты – налоги. По некоторым подсчетам 60% от цены бензина – государственные налоги: налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль. А еще всевозможные экологические мероприятия, на которые нефтяники должны идти.
Почти 60% стоимости бензина в настоящее время составляют налоги, говорит президент компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. Налоговая политика государства может остановить рост цен на топливо, считает он.
«Сегодня компания «ЛУКОЙЛ» не экспортирует бензин. 100 процентов бензина, который мы производим, а это почти 12 миллионов тонн, продаются на российском рынке. Рост потребления, который демонстрирует сегодня российская экономика, это и рост промышленного производства, это рост и благосостояния наших людей, это просто фантастический. А, что касается цен? Цены складываются не из желания нефтяных компаний», — отметил Алекперов.
«С 1 июня еще поднялась налоговая экспортная пошлина, как на нефть, так и на все нефтепродукты. Здесь должен быть двусторонний путь. Вот я думаю, что вот те решения, пакет решений, который сегодня предложат нефтяным компаниям (по снижению налогов), он может, в том числе, и затронуть наших потребителей. Может стабилизировать цены на нефть или даже привести к тому, что начнет снижаться за счет тех налоговых решений, которые может принять государство», — сказал Алекперов.
А теперь я напомню о возбуждении антимонопольной службой дел с обвинением в картельном сговоре против сразу пяти российских нефтяных компаний («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз»).
По утверждению руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева, «примерно 80 процентов роста цен мы связываем с конъюнктурой рынка. Процентов 20 — со злоупотреблением доминирующим положением, созданием картелей и согласованными действиями отдельных нефтяных компаний в регионах».
В Госдуме собираются поддержать предложение ФАС ввести уголовную ответственность за картельные сговоры.
«Поддержка конкуренции на отечественном рынке необходима для развития национальной экономики России», — заявил глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. В связи с этим он назвал «вполне оправданной» инициативу ФАС по введению уголовной ответственности за создание картелей.
Предполагается, что в ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму правительством РФ.
Евгений Федоров также высказался за создание специального антимонопольного министерства. «Целесообразно существенно повысить значение ФАС и, возможно, подумать о создании отдельного министерства», — пояснил он.
Кто все же виноват, сказать трудно. Ясно, что и нефтяники лукавят, желая заработать на дорогой нефти, и вступая поэтому в картельные сговоры. Но и государство отхватывает слишком жирный кусок от стоимости топлива. Экономисты знают, что при высоком спросе на товар (а на бензин спрос будет всегда – гляньте машин то сколько), основная часть налогового бремени ложиться на потребителя. Так почему, платя налоги с зарплаты, гражданин РФ еще и другие налоги должен оплачивать? А ведь цены на топливо формируют цены на продукты и дальше по цепочке. Так сколько можно переплачивать в угоду государству?
Собственно, стоимость добычи нефти (разведка запасов, бурение, выкачка и еще много чего), а если нефть добывается на море? То еще расходы на платформу, доставку людей и оборудования, да всего не перечислить. А транспортировка нефти и нефтепродуктов? Трубами, поездами, танкерами, фурами. Стоимость всех факторов производства, как то капитал (здания, буровые установки и т. п.), труд (зарплаты от рабочего до президента), земля. Добавляем к этому прибыль акционеров, инвестиции в компанию.
И это расходы только на стадии добычи нефти. Далее плюсуем все то же самое, но уже на фазе переработки нефти в топливо. А потом все повторяется при продаже уже готового продукта (заправки, транспортировка, обсуживающий персонал).
А дальше – самые интересные затраты – налоги. По некоторым подсчетам 60% от цены бензина – государственные налоги: налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль. А еще всевозможные экологические мероприятия, на которые нефтяники должны идти.
Почти 60% стоимости бензина в настоящее время составляют налоги, говорит президент компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. Налоговая политика государства может остановить рост цен на топливо, считает он.
«Сегодня компания «ЛУКОЙЛ» не экспортирует бензин. 100 процентов бензина, который мы производим, а это почти 12 миллионов тонн, продаются на российском рынке. Рост потребления, который демонстрирует сегодня российская экономика, это и рост промышленного производства, это рост и благосостояния наших людей, это просто фантастический. А, что касается цен? Цены складываются не из желания нефтяных компаний», — отметил Алекперов.
«С 1 июня еще поднялась налоговая экспортная пошлина, как на нефть, так и на все нефтепродукты. Здесь должен быть двусторонний путь. Вот я думаю, что вот те решения, пакет решений, который сегодня предложат нефтяным компаниям (по снижению налогов), он может, в том числе, и затронуть наших потребителей. Может стабилизировать цены на нефть или даже привести к тому, что начнет снижаться за счет тех налоговых решений, которые может принять государство», — сказал Алекперов.
А теперь я напомню о возбуждении антимонопольной службой дел с обвинением в картельном сговоре против сразу пяти российских нефтяных компаний («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз»).
По утверждению руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева, «примерно 80 процентов роста цен мы связываем с конъюнктурой рынка. Процентов 20 — со злоупотреблением доминирующим положением, созданием картелей и согласованными действиями отдельных нефтяных компаний в регионах».
В Госдуме собираются поддержать предложение ФАС ввести уголовную ответственность за картельные сговоры.
«Поддержка конкуренции на отечественном рынке необходима для развития национальной экономики России», — заявил глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. В связи с этим он назвал «вполне оправданной» инициативу ФАС по введению уголовной ответственности за создание картелей.
Предполагается, что в ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму правительством РФ.
Евгений Федоров также высказался за создание специального антимонопольного министерства. «Целесообразно существенно повысить значение ФАС и, возможно, подумать о создании отдельного министерства», — пояснил он.
Кто все же виноват, сказать трудно. Ясно, что и нефтяники лукавят, желая заработать на дорогой нефти, и вступая поэтому в картельные сговоры. Но и государство отхватывает слишком жирный кусок от стоимости топлива. Экономисты знают, что при высоком спросе на товар (а на бензин спрос будет всегда – гляньте машин то сколько), основная часть налогового бремени ложиться на потребителя. Так почему, платя налоги с зарплаты, гражданин РФ еще и другие налоги должен оплачивать? А ведь цены на топливо формируют цены на продукты и дальше по цепочке. Так сколько можно переплачивать в угоду государству?
Мне кажется что слава богу хоть не как в Турции бензин по 3$ за литр.
По пути Венесуэлы, Кувейта и Саудовской Аравии (с ценами на бензин 0.05-0.20$ за литр) Россия врят-ли пойдет, во первых из-за опасности спровоцировать дефицит топлива на внутреннем рынке в связи с черным экспортом в соседние страны, а также из-за стремления вступить в ВТО.