Как пересесть с личной машины на каршеринг
Урбанисты всего мира уже давно говорят об отказе использования личных автомобилей, а жители мегаполисов, которые до последнего сопротивлялись, начали с ними соглашаться. Системы коллективного пользования автомобилем в последние годы развиваются стремительно. В Москве, например, работают пять операторов каршеринга («Делимобиль», Anytimecar, Car5, YouDrive и BelkaCar), каждый из которых гарантирует бесплатную стоянку в зоне платной парковки.
Перед тем, как начать пользоваться системой, нужно скачать приложение для смартфона и зарегистрироваться в нем. У меня, помимо обычных данных, приложение запросило фотографии водительского удостоверения и паспорта – по этим документам сотрудники компании проверяли благонадежность.
В результате договор был заключен без визита в офис компании – достаточно было лишь моих качественных фотографий с документами в руках. После этого осталось внести в приложение данные карты, с которой списывались деньги за пользование автомобилями.
Свободные машины отображаются на интерактивной карте в приложении. Основная зона пользования каршеринга YouDrive немного выходит за пределы ТТК и захватывает зоны к северу и юго-западу от кольца. Кроме того, «зеленые зоны», в которых можно завершить аренду машины, расположены у некоторых станций метро на окраинах, где есть транспортные узлы и, соответственно, высокий спрос на машины.
Судя по карте, в центральной части города автомобили YouDrive действительно встречаются часто. Например, в первый день использования на улице Нижняя Красносельская нашлось сразу четыре машины. Неудивительно: парковка тут платная, а рядом полно бизнес-центров и кафе.
Но и на окраинах они тоже пользуются спросом. Например, в компактной «зеленой зоне» у метро Домодедовская в один из дней нашлось сразу двенадцать автомобилей – в конце рабочего дня люди активно гонят «Смарты» в спальный район, где они отстаиваются ночью и вновь разъезжаются по утрам.
Отсюда и начнем: выбираю в приложении ближайший автомобиль, бронирую и спокойно ищу Smart, ориентируясь на карту. На то, чтобы добраться до автомобиля, система дает 20 минут, после которых переходит в режим ожидания по тарифу 2,5 руб. в минуту. Добравшись до машины, отпираю двери. Приложение предлагает оценить состояние кузова, салона, а после этого – проверить наличие в «бардачке» документов. Положительно ответив на все запросы приложения, автомобиль можно, наконец, завести при помощи кнопки на рулевой колонке.
Информацию о повреждениях кузова или загрязнении салона сервис рекомендует отправлять через бот в мессенджере Telegram, иначе есть риск получить штраф за чужую халатность. Telegram-бот будет последовательно показывать фотографии обнаруженных ранее повреждений, и, скорее всего, замеченное новым пользователем уже будет среди них.
Представители сервиса говорят, что быстро отремонтировать все машины невозможно, но работать в городе могут только те, повреждения которых являются незначительными. На машинах действительно встречаются небольшие царапины или потертости, но крупных повреждений за неделю пользования нам увидеть ни разу не удалось.
Перед началом аренды система предлагает выбрать тип тарифа – со страховкой или без. В первом случае отсчет времени пойдет по тарифу 9 руб. за минуту, во втором – на рубль дороже. Разница в том, что если водитель попадет в аварию по своей вине, либо вина будет обоюдной, с застрахованного спишут лишь 15 000 руб. штрафа, а незастрахованному придется заплатить 50 тыс. при ущербе до 70 тыс. руб. или 25% стоимости восстановительного ремонта при более крупном. А если арендатор решит умолчать о происшествии, на него наложат штраф в размере 50 тыс. рублей.
Помимо двух- и четырехдверных Smart, в парке есть двухдверки первого поколения, а также хэтчбеки Mercedes-Benz A-Class. Последних пока мало, и найти свободный в столице за неделю пользования не удалось ни разу. Летом парк пополнят 89-сильные турбо-версии Smart, а также двухдверный кабриолет. А в Санкт-Петербурге помимо Smart работают хэтчбеки Kia Rio и Skoda Rapid.
Пока же мой выбор – это четырехдверный Smart с мотором мощностью 71 л.с. и роботизированной коробкой. Трехцилиндровый моторчик бодро тарахтит за спиной, а машина легко вписывается в городской поток, благо габариты позволяют чувствовать себя в трафике довольно свободно.
В районе метро Калужская, где расположен офис Autonews.ru, припарковать автомобиль пока нельзя. Варианта два: поставить его в ближайшей «зеленой зоне» у метро Профсоюзная и доехать две станции на подземке, либо использовать режим ожидания. Предполагая поездки в течение дня, выбираем второй вариант. У сервиса нет суточных тарифов, хотя в данном случае они бы не помешали.
День эксплуатации машины с приездом в офис, многочасовым простоем у редакции и несколькими разъездами в конце рабочего дня обошелся мне в 2400 рублей. Зато машина была забронирована и всегда стояла ровно на том же месте, где мы ее оставляли, сохраняя наши настройки сидений и медиасистемы.
Вариант с парковкой в «зеленой зоне» обошелся бы дешевле – часовая поездка на машине стоит 540 руб., что явно меньше, чем такси. Но в этом случае никто не гарантирует наличия свободного автомобиля в удобном месте. Впрочем, машину можно найти и вне «зеленой зоны».
Такой режим называется «Передача автомобиля», и в этом случае последний арендатор платит по тарифу 1,5 руб. за минуту простоя до тех пор, пока кто-нибудь следующий не забронирует эту машину, причем без возможности отменить резервацию. На карте машины за пределами «зеленой зоны» обозначаются красными точками. А еще на карте встречаются желтые точки – это машины, которые слишком долго стоят на одном месте и предлагаются в аренду со скидкой от 15 до 25%.
В ночное время с 20:00 до 8:00 автомобиль можно парковать где угодно бесплатно. Главное не выходить за означенные рамки, иначе автомобиль перейдет в платный режим ожидания - так я едва не понес дополнительные траты.
За неделю выяснилось, что ездить можно не только в пределах МКАД, но и на расстояние до 250 км за кольцевой. Жаль, что пока нельзя доехать на арендованном автомобиле, например, из Москвы в Санкт-Петербург – такая поездка обошлась бы дешевле билетов на поезд, особенно в случае, когда путешествуют несколько человек.
В течение недели пользования каршерингом мне ни разу не пришлось заправляться, поскольку большая часть арендуемых автомобилей имели полный бак бензина. Оказалось, что у YouDrive есть свой технический сервис, который самостоятельно заливает топливо в стоящие по городу машины.
В какой-то момент, проехав пару сотен километров по Москве, захотелось заправиться самостоятельно. Оказалось, что так делать тоже можно – достаточно положить в машину кассовый чек и уведомить оператора, который вернет на счет клиента потраченную сумму.
Неделя активных поездок на автомобилях YouDrive обошлась примерно в 5000 руб., и за это время мне ни разу не пришлось заниматься обслуживанием, мойкой или заправкой машины. Не говоря уж о том, чтобы переживать за сохранность личного автомобиля. Но самое главное – это возможность бросить автомобиль где угодно.
Фактически, каршеринг реализует давнюю мечту автомобилистов – выйти из пробки в любом удобном месте, пересев на метро. Либо спокойно доехать в центр города и, забыв про машину, отправиться гулять в любом направлении – возвращаться за тем же автомобилем точно не придется.
Другое дело, что машина каршеринга, даже являясь в какой-то период времени персональной, все-таки не становится личной. И ездить в ней приходится с пониманием, что раньше ее использовал кто-то другой, а после она отравится к следующему пользователю.
Пользователь не вправе надеяться на то, что какой-нибудь из автомобилей всегда будет в его распоряжении, однако у тех, кто пользуется системой в центре города или в окраинных точках притяжения, всегда есть шанс найти машину рядом. В конец концов удобство сервиса напрямую зависит от числа пользователей – чем их больше, тем быстрее оборачиваются машины, и тем проще будет найти нужную здесь и сейчас.
Отсюда.
Документы, договор и деньги
Перед тем, как начать пользоваться системой, нужно скачать приложение для смартфона и зарегистрироваться в нем. У меня, помимо обычных данных, приложение запросило фотографии водительского удостоверения и паспорта – по этим документам сотрудники компании проверяли благонадежность.
В результате договор был заключен без визита в офис компании – достаточно было лишь моих качественных фотографий с документами в руках. После этого осталось внести в приложение данные карты, с которой списывались деньги за пользование автомобилями.
Свободные машины отображаются на интерактивной карте в приложении. Основная зона пользования каршеринга YouDrive немного выходит за пределы ТТК и захватывает зоны к северу и юго-западу от кольца. Кроме того, «зеленые зоны», в которых можно завершить аренду машины, расположены у некоторых станций метро на окраинах, где есть транспортные узлы и, соответственно, высокий спрос на машины.
Город «Смартов»
Судя по карте, в центральной части города автомобили YouDrive действительно встречаются часто. Например, в первый день использования на улице Нижняя Красносельская нашлось сразу четыре машины. Неудивительно: парковка тут платная, а рядом полно бизнес-центров и кафе.
Но и на окраинах они тоже пользуются спросом. Например, в компактной «зеленой зоне» у метро Домодедовская в один из дней нашлось сразу двенадцать автомобилей – в конце рабочего дня люди активно гонят «Смарты» в спальный район, где они отстаиваются ночью и вновь разъезжаются по утрам.
Отсюда и начнем: выбираю в приложении ближайший автомобиль, бронирую и спокойно ищу Smart, ориентируясь на карту. На то, чтобы добраться до автомобиля, система дает 20 минут, после которых переходит в режим ожидания по тарифу 2,5 руб. в минуту. Добравшись до машины, отпираю двери. Приложение предлагает оценить состояние кузова, салона, а после этого – проверить наличие в «бардачке» документов. Положительно ответив на все запросы приложения, автомобиль можно, наконец, завести при помощи кнопки на рулевой колонке.
Не бит, не крашен
Информацию о повреждениях кузова или загрязнении салона сервис рекомендует отправлять через бот в мессенджере Telegram, иначе есть риск получить штраф за чужую халатность. Telegram-бот будет последовательно показывать фотографии обнаруженных ранее повреждений, и, скорее всего, замеченное новым пользователем уже будет среди них.
Представители сервиса говорят, что быстро отремонтировать все машины невозможно, но работать в городе могут только те, повреждения которых являются незначительными. На машинах действительно встречаются небольшие царапины или потертости, но крупных повреждений за неделю пользования нам увидеть ни разу не удалось.
Перед началом аренды система предлагает выбрать тип тарифа – со страховкой или без. В первом случае отсчет времени пойдет по тарифу 9 руб. за минуту, во втором – на рубль дороже. Разница в том, что если водитель попадет в аварию по своей вине, либо вина будет обоюдной, с застрахованного спишут лишь 15 000 руб. штрафа, а незастрахованному придется заплатить 50 тыс. при ущербе до 70 тыс. руб. или 25% стоимости восстановительного ремонта при более крупном. А если арендатор решит умолчать о происшествии, на него наложат штраф в размере 50 тыс. рублей.
Помимо двух- и четырехдверных Smart, в парке есть двухдверки первого поколения, а также хэтчбеки Mercedes-Benz A-Class. Последних пока мало, и найти свободный в столице за неделю пользования не удалось ни разу. Летом парк пополнят 89-сильные турбо-версии Smart, а также двухдверный кабриолет. А в Санкт-Петербурге помимо Smart работают хэтчбеки Kia Rio и Skoda Rapid.
Пока же мой выбор – это четырехдверный Smart с мотором мощностью 71 л.с. и роботизированной коробкой. Трехцилиндровый моторчик бодро тарахтит за спиной, а машина легко вписывается в городской поток, благо габариты позволяют чувствовать себя в трафике довольно свободно.
Парковка на соседней улице
В районе метро Калужская, где расположен офис Autonews.ru, припарковать автомобиль пока нельзя. Варианта два: поставить его в ближайшей «зеленой зоне» у метро Профсоюзная и доехать две станции на подземке, либо использовать режим ожидания. Предполагая поездки в течение дня, выбираем второй вариант. У сервиса нет суточных тарифов, хотя в данном случае они бы не помешали.
День эксплуатации машины с приездом в офис, многочасовым простоем у редакции и несколькими разъездами в конце рабочего дня обошелся мне в 2400 рублей. Зато машина была забронирована и всегда стояла ровно на том же месте, где мы ее оставляли, сохраняя наши настройки сидений и медиасистемы.
Вариант с парковкой в «зеленой зоне» обошелся бы дешевле – часовая поездка на машине стоит 540 руб., что явно меньше, чем такси. Но в этом случае никто не гарантирует наличия свободного автомобиля в удобном месте. Впрочем, машину можно найти и вне «зеленой зоны».
Такой режим называется «Передача автомобиля», и в этом случае последний арендатор платит по тарифу 1,5 руб. за минуту простоя до тех пор, пока кто-нибудь следующий не забронирует эту машину, причем без возможности отменить резервацию. На карте машины за пределами «зеленой зоны» обозначаются красными точками. А еще на карте встречаются желтые точки – это машины, которые слишком долго стоят на одном месте и предлагаются в аренду со скидкой от 15 до 25%.
Всегда полный бак
В ночное время с 20:00 до 8:00 автомобиль можно парковать где угодно бесплатно. Главное не выходить за означенные рамки, иначе автомобиль перейдет в платный режим ожидания - так я едва не понес дополнительные траты.
За неделю выяснилось, что ездить можно не только в пределах МКАД, но и на расстояние до 250 км за кольцевой. Жаль, что пока нельзя доехать на арендованном автомобиле, например, из Москвы в Санкт-Петербург – такая поездка обошлась бы дешевле билетов на поезд, особенно в случае, когда путешествуют несколько человек.
В течение недели пользования каршерингом мне ни разу не пришлось заправляться, поскольку большая часть арендуемых автомобилей имели полный бак бензина. Оказалось, что у YouDrive есть свой технический сервис, который самостоятельно заливает топливо в стоящие по городу машины.
В какой-то момент, проехав пару сотен километров по Москве, захотелось заправиться самостоятельно. Оказалось, что так делать тоже можно – достаточно положить в машину кассовый чек и уведомить оператора, который вернет на счет клиента потраченную сумму.
Сколько потратили за неделю
Неделя активных поездок на автомобилях YouDrive обошлась примерно в 5000 руб., и за это время мне ни разу не пришлось заниматься обслуживанием, мойкой или заправкой машины. Не говоря уж о том, чтобы переживать за сохранность личного автомобиля. Но самое главное – это возможность бросить автомобиль где угодно.
Фактически, каршеринг реализует давнюю мечту автомобилистов – выйти из пробки в любом удобном месте, пересев на метро. Либо спокойно доехать в центр города и, забыв про машину, отправиться гулять в любом направлении – возвращаться за тем же автомобилем точно не придется.
Другое дело, что машина каршеринга, даже являясь в какой-то период времени персональной, все-таки не становится личной. И ездить в ней приходится с пониманием, что раньше ее использовал кто-то другой, а после она отравится к следующему пользователю.
Пользователь не вправе надеяться на то, что какой-нибудь из автомобилей всегда будет в его распоряжении, однако у тех, кто пользуется системой в центре города или в окраинных точках притяжения, всегда есть шанс найти машину рядом. В конец концов удобство сервиса напрямую зависит от числа пользователей – чем их больше, тем быстрее оборачиваются машины, и тем проще будет найти нужную здесь и сейчас.
Отсюда.
Ну и у них очень мутные и плохие догворы. После прочтения я сразу же расхотел ими пользоваться.
Посмотрел как раз эти 5 компаний: Делимобиль, Anytimecar, Car5, YouDrive и BelkaCar
Юдрайв - забраковал сразу, потому что в Смарт самому бы влезть, что уж там говорить про груз и пассажиров. Да и вопрос безопасности тоже существенен.
Кар5 - окончание аренды только в пределах 3ТК - живу снаружи, поэтому нафиг мне такое.
Белка... договор 50+ страниц - я ебал! Ну, то есть, для них это круто, что всегда можно будет найти, к чему прицепиться, но а мне-то как... Я из тех, кто внимательно читает договор перед подписанием (а не подписывает, а потом думает, что подписал). Допустим, можно прочитать дома, но на подписание-то всеравно ехать к ним. А кто его знает, что это будет тот же договор? На какой-нибудь 27-ой странице поменяют пару строчек и можно влететь "в случае чего".
Остаются Делимобиль и Anytimecar.
Делимобиль - договор 45 страниц - тоже не очень нравится, можно что-то пропустить (не юрист). Но они, вроде как, хоть и являются частной компанией (насколько понял, немного поизучав сайт), как-никак лоббировались московским правительством (несколько раз была реклама в Вестях-Москва, Семеныч про них сколько раз говорил), вообщем со стороны выглядят как проект города - вроде это плюс, но, блин, слишком большой договор...
Anytime - вот всё вроде круто... И в офис приезжать не надо и договор небольшой... Не понравилось, что слишком большие штрафы прописаны за разные нарушения (подробнее можете найти в договоре, но вот простой пример - допустим, взял тачку вечером, не видно нихрена, не заметил царапину или еще что-то, поехал, а потом ее списали на тебя и штраф 100500 руб списали - как-то не очень приятно будет, а там разные штрафы и до 50000 руб есть (не за царапину, конечно, но все равно большие за разные вещи).
И что не нравится у всех - то, что надо в обязательном порядке привязывать свою карту. То есть меня бы устроило, например, если я удобным способом (в том числе и картой) положу деньги на свой счет в системе, но, при этом, привязывать ее не буду. А так, получается, что они найдут у меня какое-то нарушение (а, при желании, думаю, это сделать несложно) и тупо спишут с карты. Еще и не факт, что будет уведомление. В том же Энитайме пишут, что они имеют право в одностороннем порядке менять условия договора и публиковать его у них на сайте. То есть не сказано, что это будет, например, на главной странице, это вообще может быть хрен знает где запрятано и так, что хер найдешь. Да и постоянно серфить их сайты в поисках изменений как-то большого желания и времени нет.
Кстати, про договора - у всех систем кроме Делимобиля они запрятаны хер знает где. Мягко говоря, приходилось прикладывать усилия, чтобы их найти. Лично для меня это непрозрачность систем и попытка скрыть какие-то условия, чтобы меня по итогу на чем-то поймать.
Ах да, еще кое-что... Вот сейчас, допустим, у них у всех одни условия... И, думаю, у всех в договоре где-нибудь да будет прописано, что они имеют право без фанфар и личных уведомлений менять условия договора. Допустим, возьму я, зарегюсь, привяжу карту, один-два раза попользуюсь и забью. А карта останется привязанной... А они возьмут и введут в договор пункт об абонентской плате за непользование системой или что-то вроде того... Ну и тупо будут списывать бабло с карты...
Оставил себе сейчас в избранном еще договора Делимобиля и anytime, но, в целом, как-то не очень хочется во все это влезать лишний раз. Думаю, даже плюсовей будет взять какой-нибудь тазик/ланос за 150К и перемещаться раз в месяц. Зато свой, зато никому ничего не должен и тд и тп...
Вообщем вот такие мысли. Я не параноик, но стараюсь все юридические моменты продумывать еще до того, как что-либо подписать.