Написать пост

Gwynnbleidd

Дельту "ущерб-износ" - с виновника. Свежачок от КС РФ

И снова здравствуйте.

Такую вот интересную новость принесла мне в клювике коллега, подвизающаяся на ниве страховых споров.

10 марта 2017 года Конституционный Суд РФ разъяснил нормы Гражданского кодекса РФ, на основании которых решается вопрос о размере страховых выплат за ремонт поврежденного в ДТП автомобиля.
Слушание дела о проверке конституционности положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации состоялось 14 февраля 2017 года. Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы граждан Аринушенко Андрея Сергеевича, Бересневой Галины Семеновны, Реутова Валерия Александровича и Середы Олега Николаевича.



История вопроса
Жители Краснодарского края А.Аринушенко, Г.Береснева, В.Реутов и О.Середа являются автовладельцами. Все они попали в ДТП, получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей. Однако в итоге Краснодарский краевой суд, ссылаясь на оспоренные нормы ГК РФ и разъяснения Верховного Суда РФ, оставил их требования без удовлетворения. Согласно разъяснениям ВС РФ, данным в Обзоре судебной практики в 2015 году, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т. е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов.

Позиция заявителя
Заявители обращают внимание на неопределенность оспоренных норм, вследствие чего они не могут взыскать с причинителя вреда сумму возмещения убытков без учета износа деталей, и, таким образом, восстановить свои нарушенные права в полном объеме. Поэтому заявители просят признать оспоренные нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1,2), 19 (часть 1), 35 (часть 1,2) и 55 (часть 2).

Позиция Суда
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств является специальным нормативным правовым актом и регулирует исключительно эту сферу правоотношений.
Являясь дополнительной мерой защиты прав потерпевшего, этот закон не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 судам даны были разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы. Однако впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стал определяться только в соответствии с Единой методикой. В результате оспоренные нормы стали рассматриваться как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с непосредственного причинителя вреда.
Такое понимание оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего. Это приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.
Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества.
Оспоренные нормы не противоречат Конституции РФ с учетом данного истолкования.
Правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру.

Источник
http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3322

По мне так интересности интересные. Я бы не стал оценивать как однозначный позитив: подставщики на 10 летних Sклассах радостно потирают ладошки, предвкушая возможность взыскивания стоимостей новой кузовни с виновников сверх выплат по ОСАГО.

@honest есть что добавить?

Личный опыт: Страхование
54 комментария нравится избранное
  • yastreb
    11 мар 2017 в 01:54
    с одной стороны конечно хорошо (может все же начнут более аккуратно ездить ? эх мечты мечты...) , но с другой стороны действительно подставщики активизируются с новыми силами.
    • J1mm
      11 мар 2017 в 17:05
      Сейчас почти все с регистраторами.
      • Gwynnbleidd
        11 мар 2017 в 20:46
        дело не в этом. дело в том, что за задний бампер 15летней 5ки бмв возможно придется платить по ценнику нового оригинала
        • J1mm
          11 мар 2017 в 23:47
          Ну, я то чисто про подставы. Что у многих регики.
          А это, да. Фигова.
          • theFerret
            2 13 мар 2017 в 14:10
            Регик не панацея.
            • J1mm
              13 мар 2017 в 17:30
              Почему? Заснимет подставу. Вот и всё.
              • Q2W
                1 13 мар 2017 в 19:07
                Плохо заснимет. Или не то.
                У тебя вот регик смотрит назад? А вбока?
                • J1mm
                  13 мар 2017 в 19:25
                  Нет :(
              • theFerret
                1 14 мар 2017 в 05:00
                Или не заснимет - круговое видео далеко не у всех пишется, да и флешки косячатся. Да и в суде потом запись может потеряться или быть признанной невесомым доказательством. Мало ли что да как может быть.
        • lindstrom
          1 14 мар 2017 в 15:06
          а почему должно быть по-другому? мне недавно разбили бампер на 15летней 5ке бмв, он не был ни царапан, ни разбит, а поскольку он пластиковый, то и гнить не может. вопрос - чем он отличался от нового и почему мне должны считать за него износ?
          • Gwynnbleidd
            14 мар 2017 в 16:37
            Тем что он не новый. ЛКП на нем уж ТОЧНО не соответствует новому если на то пошло.

            Возьмем абстрактный айфон. Куплен новым, в ресторе, в коробке. Попробуйте его продать за цену рестора....
            • Q2W
              15 мар 2017 в 10:05
              Вопрос не в том, чтобы продать, а в том, чтобы возместить ущерб.
              Если бампер в таком же состоянии за деньги с учётом "износа" купить невозможно, то и ущерб за эти деньги возместить, соответственно, тоже.
            • lindstrom
              16 мар 2017 в 13:24
              ок, пусть купят мне новый оригинальный бампер, а износ считают только на краску и стоимость работ по покраске. но так же никто не делает...
          • Gwynnbleidd
            14 мар 2017 в 16:39
            и потому что основная цель возмещения вреда - восстановление нарушенного права в состоянии до момента нарушения. Поскольку предоставить вам бампер с абсолютно аналогичным состоянием (сколы царапины помутнение лкп и тд) невозможно, введен механизм износа
            • Q2W
              15 мар 2017 в 10:12
              Так речь о том, что механизм плохой.

              1. Разные детали изнашиваются очень по-разному. Из-за этого одни люди получат больше, чем осталось после износа, а другие меньше.
              В среднем все при своих, но справедливости-то нет.

              2. Возмещение ущерба должно покрывать доведение имущества до состояния перед ДТП. Часто бывает, что нужных деталек за эти деньги тупо нет. А значит и восстановления машины нет. А значит и справедливости.
            • lindstrom
              16 мар 2017 в 13:27
              уже ответил выше, но продублирую - бампер был целый, без повреждений и царапин. даже если состояние лкп не соответствует новому, то по логике должны предоставить новый оригинальный бампер, а износ считать только на краску, но так не происходит
  • intersign
    3 11 мар 2017 в 02:19
    Срочно куплю оксид Роллс-Ройса 1985 года.
    • intersign
      12 мар 2017 в 12:14
      Интересно, я допустим езжу на своей некроте. Оригинал заднего крыла перестали выпускать ещё когда Ельцин был президентом. И чё? Как считать будем? Ценников нет, складские запасы кончились во времена "Она утонула", неоригинал никто не производит. Всё, что есть - никому ненужный партнамбер и картинка на чертеже.
      • Gwynnbleidd
        12 мар 2017 в 14:56
        Как считать будем?

        Это работа экспертов. Можно вполне себе рыночно оценить восстановление чего угодно. С амероразборок что, не заказать?
        • intersign
          12 мар 2017 в 16:44
          Ну так с разборки это уже не новое будет...
  • seven
    6 11 мар 2017 в 08:05
    и смысл тогда в страховке, если за нее надо заплатить, еще и за ремонт авто) "хотели как лучше..." вобщем :) чета всем невыгодно, но кроме альянса с рынка ОСАГО никто не уходит, хочется спросить "чо так?!"
    О_о
    • remington12
      1 11 мар 2017 в 19:29
      >> но кроме альянса с рынка ОСАГО никто не уходит, хочется спросить "чо так?!"
      1. Заниматься ОСАГО и не состоять в РСА нельзя от слова никак, это страховая СРО.
      2. По ОСАГО сейчас работает втрое меньше компаний, чем пару лет назад.
    • Q2W
      11 мар 2017 в 22:10
      Смысл страховки в её оплате.
      Как и смысл большинства других гос.инициатив.
  • remington12
    11 мар 2017 в 14:23
    Не очень понятно, выводятся ли страховщики из-под этого разъяснения КСРФ. По-идее, пока потолок по ущербу не выбран, виновник может всех слать лесом, размахивая полисом.
    • Gwynnbleidd
      11 мар 2017 в 20:47
      выводятся очевидно
    • Gwynnbleidd
      11 мар 2017 в 20:48
      нет, не может. Я вижу смысл так- по ЕМ - с СК, дельту - с виновника даже если лимит не выбран
      • remington12
        11 мар 2017 в 22:09
        Тогда действительно, какой смысл в полисе?
        • Gwynnbleidd
          12 мар 2017 в 02:41
          такой что лучше синица в руке чем журавль в небе. шанс получит с СК вменяемую сумму высок (на личном примере). шанс выбить ее с уасилия - намного ниже
          • theFerret
            14 мар 2017 в 05:02
            А напомни плиз, сейчас как - если у уасилия ОСАГО нет, у тебя есть, уасилий уиноуен, то ты в шоколаде, или всё-таки в говне?
            • yastreb
              14 мар 2017 в 10:28
              второе конечно
            • remington12
              14 мар 2017 в 11:01
              Когда уже за езду без полиса начнут прав лишать…
              • theFerret
                14 мар 2017 в 13:39
                Да тут разговоры о том, чтобы осагу отменить вообще, и много кто радостно этот бред поддерживает... Так что ужесточать за отсутствие не будут точно.

                Гораздо более обидно будет, если ты виновен, но осагу покупал, и может даже дсаго покупал, но вот страховая насчитала мало, и тут блин тебя нагибают на недостающую сумму, это реально жопа какая-то.

                А в КАСКО (сорри, никогда не пользовался, да и на моего некрояпонца не продают каску) покрывает случаи, когда я виновен и надо выплачивать кому-то? Если да, то как там считают? Если нет, то что делать-то тогда?
                • remington12
                  14 мар 2017 в 14:07
                  Отмена ОСАГО — ИМХО, чисто популистские абстрактные разговоры, не более.
                • Gwynnbleidd
                  14 мар 2017 в 14:32
                  нет. ОСАГО - страхование ответственности
                  КАСКО - страхование имущества

                  Разные объекты страхования
                  • theFerret
                    14 мар 2017 в 14:38
                    Ну то есть на данный момент нет возможности застраховаться от вот такой вот подставы?
                • Q2W
                  14 мар 2017 в 14:49
                  Досаго вроде без аммортизации считает.
                  В СК Ренессанс, кажись, мне эту информацию подтверждали несколько лет назад.
                  • Gwynnbleidd
                    14 мар 2017 в 16:40
                    я об этом слышал только на словах. но опр логика в этом есть, т.к. по идее дго не регулируется фз об осаго
                    • remington12
                      14 мар 2017 в 17:34
                      Только вот НИКТО уж года 3 как не хочет продавать ДСАГО. Каждый раз спрашиваю — на меня смотрят как на весьма недалекого, но врага народа.
                      • Gwynnbleidd
                        14 мар 2017 в 17:49
                        блин. показать полис ДСАГО? действующий, на 3 миллиона?
                        • Q2W
                          15 мар 2017 в 10:14
                          Сколько стоил и какая СК у тебя?
                      • Q2W
                        15 мар 2017 в 10:13
                        Мне раньше продавали в Ренессанса, а сейчас в РЕСО говорят, что машина слишком старая у меня. Хотя Ренессанс на 18-летний пруль продавал, а сейчас у меня 10 летняя машина.
            • Gwynnbleidd
              14 мар 2017 в 14:52
              по общему правилу в говне, но чет в закоулках памяти всплывает история, что брокер спер из СК 100500 бланков осаги, продал их, денег есесенно в СК не отнес но при этом СК обязали выплачивать....
  • J1mm
    10 11 мар 2017 в 17:06
    Т.е. платишь ОСАГО, а потом если что, ещё и сверху платить? Нахрен тогда ОСАГО.
  • pivanovmail
    3 11 мар 2017 в 17:35
    А что я не могу, например, сказать, чтобы мне поставили, скажем, капот с таким же износом (ржавчиной, царапинами и тп), как у меня был, а не новый оригинал? Меня же не должно волновать, где они его возьмут?
    • remington12
      11 мар 2017 в 19:31
      Потому что износ у детали — дело крайне субъективное. Можно взять сильно коцаную деталь 2014 года, и практически некоцаную детать 2008 года — и формально износ у первой будет меньше.
    • Gwynnbleidd
      11 мар 2017 в 20:48
      заведомо неисролнимое обязательство. Зачем?
      • pivanovmail
        1 11 мар 2017 в 23:06
        Ну вот просто приспичило поставить себе коцаный капот... моя же машина, ставлю какие захочу детали... По идее они обязаны сначала согласовать доплату за новьё, а не так, что ты приехал, а тебе говорят доплачивать. Так что можно и отказаться за навязывание услуг.
        • yastreb
          12 мар 2017 в 00:35
          и мало того , сами возьмут детали с разборки и выставят прайс как за новый оригинал.
  • VladSamahin
    14 мар 2017 в 10:05
    По этому поводу, одна из Питерских компаний, даже петицию создала, против недобросовестных страховщиков.
  • remington12
    14 мар 2017 в 14:08
    Вообще, ИМХО надо делить 50/50. 50% разницы с виновника, 50% — с пострадавшего, там уже вполне реально "маневрировать" с ремонтом.
    • Q2W
      14 мар 2017 в 14:50
      50% — с пострадавшего
      Наркоман штоле?
      • remington12
        14 мар 2017 в 15:27
        Это компромисс. Меня лично ситуация, когда с меня как с потенциального виновника возьмут деньги 2 раза (при покупке полиса и за износ деталей), категорически не нравится. С другой стороны, 50% разницы меня бы вполне устроили, ибо починить авто как пострадавший я смогу и без этих 50% износа. Ну по моему опыту — 6 страховых случаев, из них категорически не хватило на ремонт в одном случае (в итоге через год я получил и разницу, и 50% штрафа, и неустойку), и во втором хватило прям в обрез.
        • Q2W
          1 15 мар 2017 в 10:15
          Это компромисс.
          Между нормой и беспределом?

          Меня лично ситуация, когда с меня как с потенциального виновника возьмут деньги 2 раза (при покупке полиса и за износ деталей), категорически не нравится.
          Это тебя государство обкрадывает. А ты с потерпевшего требуешь.
  • remington12
    14 мар 2017 в 15:50
    Ну вообще, было бы неплохо с КБМ начиная ну скажем 0,6 давать возможность платить 50% премии (как в некоторых договорах КАСКО), при наступлении страхового случая — 50% премии с увеличенным КБМ.
    Ну то есть например у страхователя КБМ=0,6. С КБМ=1 премия 10 тыр, премия нашего страхователя 6 тыр. При покупке полиса он платит 3 тыр. Если наступает страховой случай — остальные 50% он платит уже при КБМ=0,7, то есть не 3 тыр, а уже 3,5 тыр. На следующий год страхователь получает КБМ=0,65.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.