Покупка подержанного авто
Для проверки состояния автомобиля достаточно приехать в профильный сервис и провести диагностику. Но как не нарваться на угнанную или арестованную машину и не тратить время на просмотр «левых» предложений, когда перекупщики завлекают ценами?
Видите «вкусный» вариант по заниженной цене? Не думайте, что вам повезло! В лучшем случае продавец просто не возьмёт трубку или по стандартной схеме попробует стрясти с вас копеечку: «Я сейчас нахожусь в области, но еду к месту осмотра. Вы уже не одни, я продаю срочно по заниженной цене, но можете забронировать автомобиль, если переведёте 5-10 тысяч на карточку». Знайте — это мошенники, которые наживаются на вашем стремлении урвать побыстрее классный вариант.
Смело пролистывайте и те объявления, где на одной из фотографий указаны контакты, отличающиеся от тех, что в описании — с вашего телефонного номера могут списать лишние деньги при звонке. И вообще лучше сразу проверять код оператора на соответствие региону продажи. Согласитесь, никто не будет продавать автомобиль в Москве по номеру, зарегистрированному в Иркутске. Как это сделать? Просто вбить номер в интернет-поисковик.
В последние месяцы крупные интернет-площадки по продаже автомобилей начали «прикручивать» сервисы прямо к объявлениям. И если вы видите зелёную галочку с надписью «Автокод» рядом, то знайте, что продаваемая машина как минимум соответствует заявленным данным — марка, модель, двигатель и его мощность, год выпуска. Разумеется, для этого продавец обязательно должен указать настоящий VIN и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
Кроме того, «Автокод» (сервис Правительства Москвы) по тем же введённым данным проверяет машину на нахождение в розыске, залоге или имеющимся запретам на регистрационные действия, а также указывает, был ли автомобиль в ДТП. А одна из старейших площадок пошла дальше — за 3 тысячи рублей можно пройти добровольную сертификацию автомобиля в их техцентре!
Результатом будет полная диагностика с подробным отчётом и фотографиями о состоянии кузова, силового агрегата, ходовой части, интерьера, электрики и даже колёс. Далеко не каждый продавец подержанной машины решится на такое — если умолчать о многих проблемах, то автомобиль можно продать дороже, хотя площадка и предоставляет бонусные варианты размещения объявления вместе с оплаченным сертификатом. А потому таких машин пока мало — скорее всего, большинство владельцев уверены в идеальном состоянии их любимцев, а после проверки выясняется, что это не совсем так. Но тогда сертификат можно не активировать — результаты диагностики не будут опубликованы.
Допустим, вы посмотрели объявление, увидели краткий отчёт «Автокода» и договорились о встрече. Не спешите оформлять сделку. В первую очередь нужно проверить все документы — паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). К слову, если ПТС у автомобиля уже не первый — это вовсе не повод бить тревогу и отказываться от машины. Часто бывает так, что даже у трёхлетних экземпляров оригинальный ПТС может быть заполнен штампами дилеров, да и владелец обязан обращаться в ГИБДД при смене места жительства или фамилии, что также влечёт за собой дополнительные записи в ПТС.
В любом случае, спросите копию оригинального ПТС — если с машиной всё «чисто», то, как правило, кто-то из прежних владельцев наверняка таковую сделал. Впрочем, скоро ценность оригинальных ПТС сведётся к нулю, ибо ГИБДД в следующем году обещает внедрить электронные бланки. Кроме того, если от продавца вы узнаете, что машина была в кредите, но он погашен, попросите справку из банка.
Нужно внимательно сверить все данные в ПТС и СТС, после чего найти на кузове таблички с VIN. Где они находятся? Это лучше заранее узнать в Интернете, чтобы не рыскать по всей машине. Интересно, что многие производители ставят табличку с VIN на «телевизор» — рамку впереди моторного отсека. Это значит, что риск потерять или деформировать её при ДТП — максимальный. Не видите её или она испорчена? Лучше отказаться от покупки, иначе предстоит долгая и муторная процедура прохождения экспертизы и последующей «легализации» автомобиля.
Не будет лишней и сервисная книжка — её отсутствие у свежего автомобиля тут же наводит на сомнения, что он обслуживался должным образом, а пробег соответствует заявленному. Разумеется, сама по себе она ничего не гарантирует, но можно связаться с дилерскими центрами, проводившими ТО (они указаны в книжке), и уточнить, действительно ли они принимали данную машину в ремонт.
Проверить машину можно, не выходя из дома — достаточно попросить продавца прислать вам VIN и номер свидетельства о регистрации. Дальше вбиваете их в «Автокод» и получаете информацию о количестве собственников, страховых случаях, ДТП и наложенных на машину ограничениях. Однако есть нюанс — «Автокод» предоставляет данные только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области!
Как быть автолюбителям из других регионов? Недавно аналогичный сервис запустила ГИБДД — на сайте можно вбить VIN и уточнить данные по регистрационным действиям, количеству ДТП и прочую информацию. Причём на сайте ГИБДД, в отличие от «Автокода», даже не нужно быть зарегистрированным пользователем. Но и тут не обошлось без неприятного нюанса — база без нареканий выдаёт количество владельцев и даты предыдущих постановок на учёт, но показывает только те ДТП, которые произошли с 2015 года, хотя «Автокод» имеет данные и по более ранним событиям. К тому же, как мы писали в январе, даже эта проверка не застрахует вас от покупки автомобиля с невыплаченным за него кредитом.
Есть и частные сервисы, причём там за отчёты придётся платить! Суммы разные и немаленькие — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, поэтому решили провести проверку, насколько достоверную информацию они предоставляют. Результатами обязательно поделимся — следите за публикациями.
Под автосалонами мы понимаем не многочисленные лавки мошенников, наживающихся на приезжих из других регионов и «впаривающих» им автомобили с дикой комиссией (бегите от таких, как от огня), а отделы трейд-ин официальных дилеров. Наша практика показывает, что их услугами можно пользоваться.
Во-первых, перед тем, как выкупить автомобиль в зачёт нового, представители автосалона точно так же проверяют машину по всем возможным базам данных (зачем им «висяк» в виде автомобиля с запретом на регистрационные действия или в залоге?). Во-вторых, они проводят диагностику машины. Но есть и жирный минус. Результаты диагностики потенциальному покупателю они предоставлять не обязаны, так что о техническом состоянии придётся только догадываться. Бывает, что менеджеры рассказывают о «косяках», но делают это неохотно, поэтому можно попробовать «подбодрить» их требованием внести в договор пункт о том, что дилер продаёт автомобиль в исправном состоянии, без окрашенных элементов кузова и т.д. (на случай поломки сразу после покупки). Разумеется, они этого не сделают, но информации дадут больше.
Если вы интересуетесь автомобилем профильной марки (например, покупаете подержанный BMW в отделе трейд-ин официального дилера BMW), то можно рассчитывать на более глубокую диагностику с использованием фирменного программного обеспечения — как минимум, считать данные по обслуживанию с ключа (электронная сервисная книжка) и получить информацию из многочисленных электронных блоков (во многих из них зашифрован и пробег автомобиля). Как узнать, что вы имеете дело с официальным дилером? Очень легко — свериться со списком на сайте производителя.
К тому же, это удобно — не нужно договариваться с «частником» о встрече, гнать автомобиль на диагностику и думать о том, как оформить сделку и рассчитаться за машину. Приехал в любое время в рамках часов работы салона, осмотрел машину, запустил процесс оформления, внёс деньги в кассу и через час уехал на авто. Изредка свою комиссию берут и «официалы», но, как правило, она невелика, и о ней предупреждают заранее. Главное — проверяйте наличие СТС, бывают случаи, когда некоторые трейд-ин отделы не отдают их, мотивируя это защитой предыдущих собственников от штрафов и «лишнего» транспортного налога (вам придётся сразу ехать ставить автомобиль на учёт на себя). Это незаконно и не отдать вам СТС они не имеют права. Более того, без СТС вы не можете управлять автомобилем!
Увы, даже салоны официальных дилеров не гнушаются скручиванием пробегов, что иногда приводит к появлению глупых объявлений, где заявленный километраж оказывается сильно меньше того, что на приборном щитке — видимо, его фотографируют раньше, чем корректируют пробег. Конечно, узнать примерный пробег интересующего автомобиля для опытных людей не составит труда — на рынке существуют фирмы, предлагающие услуги по подбору подержанных машин. И, если вы выбираете дорогую машину, то лучше обратиться к профессионалам. Но это — тема отдельной публикации.
Как видите, покупка подержанной машины в любом случае сопряжена с риском и необходимостью дополнительных проверок — как технического состояния, так и юридической «чистоты». И всегда есть вероятность, что купленный автомобиль окажется в залоге или с ограничениями на регистрационные действия. Катастрофа? Не совсем — в следующей публикации мы расскажем, что делать в таких случаях.
Несколько правил, которые нужно соблюдать
• Не ищите «халяву». Бесплатного сыра не бывает.
• Не связывайтесь с автосалонами, которые не относятся к официальным дилерам. Даже если вам продадут хороший автомобиль, заплатите вы за него больше, чем указано в объявлении. К тому же, именно у них чаще всего указанные данные (год выпуска и пробег) расходятся с реальностью.
• Обращайте внимание на объявления, проверенные «Автокодом», — положительная отметка означает, что продавец хотя бы вбил реальные данные. Если есть сертификат проверки, изучите его. Возможно, выявленные недостатки не критичны, а продавец снизит цену.
• Уделите 15 минут проверке документов и табличек с VIN на автомобиле.
• Проверяйте автомобиль по всем доступным онлайн-сервисам: «Автокоду», сайту ГИБДД, частным сервисам. Вскоре мы проведём проверку платных сервисов и расскажем подробно, каким из них можно доверять.
• Обязательно сделайте запрос в залоговый реестр ФНП — лучше и через сайт, и доехать до нотариуса. Чем грозит скоротечная покупка автомобиля в залоге, мы расскажем в следующей публикации на эту тему.
• Всегда указывайте полную стоимость в договоре купли-продажи. Если продавец настаивает на сильно меньшей сумме, мотивируя это возможными лишними вопросами со стороны Федеральной налоговой службы, лучше отказаться от покупки.
Отсюда.
1. Отсекаем «левые» объявления
Видите «вкусный» вариант по заниженной цене? Не думайте, что вам повезло! В лучшем случае продавец просто не возьмёт трубку или по стандартной схеме попробует стрясти с вас копеечку: «Я сейчас нахожусь в области, но еду к месту осмотра. Вы уже не одни, я продаю срочно по заниженной цене, но можете забронировать автомобиль, если переведёте 5-10 тысяч на карточку». Знайте — это мошенники, которые наживаются на вашем стремлении урвать побыстрее классный вариант.
Смело пролистывайте и те объявления, где на одной из фотографий указаны контакты, отличающиеся от тех, что в описании — с вашего телефонного номера могут списать лишние деньги при звонке. И вообще лучше сразу проверять код оператора на соответствие региону продажи. Согласитесь, никто не будет продавать автомобиль в Москве по номеру, зарегистрированному в Иркутске. Как это сделать? Просто вбить номер в интернет-поисковик.
2. Обращаем внимание на добросовестных продавцов
В последние месяцы крупные интернет-площадки по продаже автомобилей начали «прикручивать» сервисы прямо к объявлениям. И если вы видите зелёную галочку с надписью «Автокод» рядом, то знайте, что продаваемая машина как минимум соответствует заявленным данным — марка, модель, двигатель и его мощность, год выпуска. Разумеется, для этого продавец обязательно должен указать настоящий VIN и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
Кроме того, «Автокод» (сервис Правительства Москвы) по тем же введённым данным проверяет машину на нахождение в розыске, залоге или имеющимся запретам на регистрационные действия, а также указывает, был ли автомобиль в ДТП. А одна из старейших площадок пошла дальше — за 3 тысячи рублей можно пройти добровольную сертификацию автомобиля в их техцентре!
Результатом будет полная диагностика с подробным отчётом и фотографиями о состоянии кузова, силового агрегата, ходовой части, интерьера, электрики и даже колёс. Далеко не каждый продавец подержанной машины решится на такое — если умолчать о многих проблемах, то автомобиль можно продать дороже, хотя площадка и предоставляет бонусные варианты размещения объявления вместе с оплаченным сертификатом. А потому таких машин пока мало — скорее всего, большинство владельцев уверены в идеальном состоянии их любимцев, а после проверки выясняется, что это не совсем так. Но тогда сертификат можно не активировать — результаты диагностики не будут опубликованы.
3. Бумажная проверка
Допустим, вы посмотрели объявление, увидели краткий отчёт «Автокода» и договорились о встрече. Не спешите оформлять сделку. В первую очередь нужно проверить все документы — паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). К слову, если ПТС у автомобиля уже не первый — это вовсе не повод бить тревогу и отказываться от машины. Часто бывает так, что даже у трёхлетних экземпляров оригинальный ПТС может быть заполнен штампами дилеров, да и владелец обязан обращаться в ГИБДД при смене места жительства или фамилии, что также влечёт за собой дополнительные записи в ПТС.
В любом случае, спросите копию оригинального ПТС — если с машиной всё «чисто», то, как правило, кто-то из прежних владельцев наверняка таковую сделал. Впрочем, скоро ценность оригинальных ПТС сведётся к нулю, ибо ГИБДД в следующем году обещает внедрить электронные бланки. Кроме того, если от продавца вы узнаете, что машина была в кредите, но он погашен, попросите справку из банка.
Нужно внимательно сверить все данные в ПТС и СТС, после чего найти на кузове таблички с VIN. Где они находятся? Это лучше заранее узнать в Интернете, чтобы не рыскать по всей машине. Интересно, что многие производители ставят табличку с VIN на «телевизор» — рамку впереди моторного отсека. Это значит, что риск потерять или деформировать её при ДТП — максимальный. Не видите её или она испорчена? Лучше отказаться от покупки, иначе предстоит долгая и муторная процедура прохождения экспертизы и последующей «легализации» автомобиля.
Не будет лишней и сервисная книжка — её отсутствие у свежего автомобиля тут же наводит на сомнения, что он обслуживался должным образом, а пробег соответствует заявленному. Разумеется, сама по себе она ничего не гарантирует, но можно связаться с дилерскими центрами, проводившими ТО (они указаны в книжке), и уточнить, действительно ли они принимали данную машину в ремонт.
4. Интернет-сервисы
Проверить машину можно, не выходя из дома — достаточно попросить продавца прислать вам VIN и номер свидетельства о регистрации. Дальше вбиваете их в «Автокод» и получаете информацию о количестве собственников, страховых случаях, ДТП и наложенных на машину ограничениях. Однако есть нюанс — «Автокод» предоставляет данные только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области!
Как быть автолюбителям из других регионов? Недавно аналогичный сервис запустила ГИБДД — на сайте можно вбить VIN и уточнить данные по регистрационным действиям, количеству ДТП и прочую информацию. Причём на сайте ГИБДД, в отличие от «Автокода», даже не нужно быть зарегистрированным пользователем. Но и тут не обошлось без неприятного нюанса — база без нареканий выдаёт количество владельцев и даты предыдущих постановок на учёт, но показывает только те ДТП, которые произошли с 2015 года, хотя «Автокод» имеет данные и по более ранним событиям. К тому же, как мы писали в январе, даже эта проверка не застрахует вас от покупки автомобиля с невыплаченным за него кредитом.
Есть и частные сервисы, причём там за отчёты придётся платить! Суммы разные и немаленькие — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, поэтому решили провести проверку, насколько достоверную информацию они предоставляют. Результатами обязательно поделимся — следите за публикациями.
5. Доверять ли автосалонам?
Под автосалонами мы понимаем не многочисленные лавки мошенников, наживающихся на приезжих из других регионов и «впаривающих» им автомобили с дикой комиссией (бегите от таких, как от огня), а отделы трейд-ин официальных дилеров. Наша практика показывает, что их услугами можно пользоваться.
Во-первых, перед тем, как выкупить автомобиль в зачёт нового, представители автосалона точно так же проверяют машину по всем возможным базам данных (зачем им «висяк» в виде автомобиля с запретом на регистрационные действия или в залоге?). Во-вторых, они проводят диагностику машины. Но есть и жирный минус. Результаты диагностики потенциальному покупателю они предоставлять не обязаны, так что о техническом состоянии придётся только догадываться. Бывает, что менеджеры рассказывают о «косяках», но делают это неохотно, поэтому можно попробовать «подбодрить» их требованием внести в договор пункт о том, что дилер продаёт автомобиль в исправном состоянии, без окрашенных элементов кузова и т.д. (на случай поломки сразу после покупки). Разумеется, они этого не сделают, но информации дадут больше.
Если вы интересуетесь автомобилем профильной марки (например, покупаете подержанный BMW в отделе трейд-ин официального дилера BMW), то можно рассчитывать на более глубокую диагностику с использованием фирменного программного обеспечения — как минимум, считать данные по обслуживанию с ключа (электронная сервисная книжка) и получить информацию из многочисленных электронных блоков (во многих из них зашифрован и пробег автомобиля). Как узнать, что вы имеете дело с официальным дилером? Очень легко — свериться со списком на сайте производителя.
К тому же, это удобно — не нужно договариваться с «частником» о встрече, гнать автомобиль на диагностику и думать о том, как оформить сделку и рассчитаться за машину. Приехал в любое время в рамках часов работы салона, осмотрел машину, запустил процесс оформления, внёс деньги в кассу и через час уехал на авто. Изредка свою комиссию берут и «официалы», но, как правило, она невелика, и о ней предупреждают заранее. Главное — проверяйте наличие СТС, бывают случаи, когда некоторые трейд-ин отделы не отдают их, мотивируя это защитой предыдущих собственников от штрафов и «лишнего» транспортного налога (вам придётся сразу ехать ставить автомобиль на учёт на себя). Это незаконно и не отдать вам СТС они не имеют права. Более того, без СТС вы не можете управлять автомобилем!
Увы, даже салоны официальных дилеров не гнушаются скручиванием пробегов, что иногда приводит к появлению глупых объявлений, где заявленный километраж оказывается сильно меньше того, что на приборном щитке — видимо, его фотографируют раньше, чем корректируют пробег. Конечно, узнать примерный пробег интересующего автомобиля для опытных людей не составит труда — на рынке существуют фирмы, предлагающие услуги по подбору подержанных машин. И, если вы выбираете дорогую машину, то лучше обратиться к профессионалам. Но это — тема отдельной публикации.
Как видите, покупка подержанной машины в любом случае сопряжена с риском и необходимостью дополнительных проверок — как технического состояния, так и юридической «чистоты». И всегда есть вероятность, что купленный автомобиль окажется в залоге или с ограничениями на регистрационные действия. Катастрофа? Не совсем — в следующей публикации мы расскажем, что делать в таких случаях.
Несколько правил, которые нужно соблюдать
• Не ищите «халяву». Бесплатного сыра не бывает.
• Не связывайтесь с автосалонами, которые не относятся к официальным дилерам. Даже если вам продадут хороший автомобиль, заплатите вы за него больше, чем указано в объявлении. К тому же, именно у них чаще всего указанные данные (год выпуска и пробег) расходятся с реальностью.
• Обращайте внимание на объявления, проверенные «Автокодом», — положительная отметка означает, что продавец хотя бы вбил реальные данные. Если есть сертификат проверки, изучите его. Возможно, выявленные недостатки не критичны, а продавец снизит цену.
• Уделите 15 минут проверке документов и табличек с VIN на автомобиле.
• Проверяйте автомобиль по всем доступным онлайн-сервисам: «Автокоду», сайту ГИБДД, частным сервисам. Вскоре мы проведём проверку платных сервисов и расскажем подробно, каким из них можно доверять.
• Обязательно сделайте запрос в залоговый реестр ФНП — лучше и через сайт, и доехать до нотариуса. Чем грозит скоротечная покупка автомобиля в залоге, мы расскажем в следующей публикации на эту тему.
• Всегда указывайте полную стоимость в договоре купли-продажи. Если продавец настаивает на сильно меньшей сумме, мотивируя это возможными лишними вопросами со стороны Федеральной налоговой службы, лучше отказаться от покупки.
Отсюда.