Написать пост

Starter

Поедем на извозчике!

Серией выпусков «для любознательных» я хочу обобщить найденный материал про развитие коммерческих пассажирских перевозок, суть такси.
Эпохе моторных такси предшествовала эпоха извозчиков, ямщиков. Бородатых дядек в тулупах, о которых столько песен сложено, что всякая другая профессия может позавидовать. Тяжело сказать, когда появилась практика частного извоза, наверное, сразу с появлением средств передвижения. В Росси первыми извозчиками были крестьяне на своих лошаденках.
Поначалу, естественно, цена поездки прикидывалась на глаз. Это потом появятся таксометры. Но так ли «потом»? На самом деле деньги считать наши предки научились быстро, и древние таксометры науке известны. Они представляли собой некий ящичек, заполненный камушками. Он устанавливался над одним из колес экипажа, и когда колесо совершало полный оборот, специальная зацепочка открывала в ящичке окошко в верхней емкости, из которой в нижнюю емкость падал один камушек. Потом пассажир расплачивался с «таксистом» по числу выпавших камушков.
«Легализация» извоза в России приписывается императрице Елизавете Петровне, которая взяла под личный контроль порядок движения на петербургских дорогах. Она в 1745 году ввела для извозчиков номерные знаки из кожи. Они надевались на кафтан извозчика. В XIX веке «номера» стали делать из жести и кареты-такси сразу же переименовали в «жестянки». Наличие номеров свидетельствовало о своевременной оплате налога «таксистом». Цвет регистрационного знака каждый год менялся. В конце XIX века бытовали следующие цвета «жестянок»: для легковых саней — бордовый, для дышловых и троечных экипажей — зеленый, для ломовых закладок — синий.

Как мы видим – система прижилась и в советской России.
Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел «извощичий билет», введенный в конце XVIII в. В документе этом предписывалось: «… ездить самому в санях, одноколках, или роспусках, или в каретах с заклейменными хомутами и номером, пришитым к платью на спине… В городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться… С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах громко не кричать и не свистеть...»
Желтый цвет был обязательным в одежде извозчиков, так что желтый цвет современных такси – не случаен, наверное. Летом они одевались в белые холстинные балахоны, подпоясанные желтым кушаком, на голове — шляпа с желтой лентой; зимой извозчикам разрешалось носить кафтаны и шубы «какие пожелают», но шапка обязательно должна быть «с желтым верхом и опушкою» и опять же непременный желтый кушак. А вот шашечек тогда еще не было. Об их происхождении – в следующих выпусках.
4 комментария нравится избранное
  • Possible
    21 июл 2008 в 01:57
    спасибо! интересно!
  • Starter
    21 июл 2008 в 02:14
    @Possible Рад, пожалуйста!
  • AVP
    21 июл 2008 в 10:13
    У меня вчера весь день по району ездила карета. Возили всех желающих.
    Какой-то салон красоты отмечал юбилей и устроили такую рекламную кампанию.
    Красиво, черт возьми
  • Starter
    22 июл 2008 в 02:43
    Насобирал инфы аж на три публикации. Сам в шоке. Скоро буду выкладывать. Не ругайтесь за многословность.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.