Как проверить подержанную машину?
При покупке автомобиля с пробегом в России даже самый осторожный человек рискует нарваться на мошенника. Ведь узнать полную историю машины нельзя, но кое-что — вполне реально.
«Автомобиль куплен у дилера за наличные, в авариях не участвовал, ездили по выходным», — сколько подобных объявлений публикуется ежедневно? Но большинство этих типичных историй — обман. В реальности, вполне возможно, за машину не выплачен кредит, а в год она по десять раз попадала в ДТП. На дворе 2016 год, но в России, к сожалению, до сих пор нет сервиса, через который можно узнать все о прошлом автомобиля. Поэтому никто в нашей стране не может гарантировать юридическую чистоту машины. Для примера — крупнейшая североамериканская база Carfax была создана 31 год назад и хранит записи обо всех автомобилях, произведенных на территории США и Канады с 1981 года. Серьезное отставание, не правда ли? Хотя в последние годы российские власти пытаются исправить ситуацию.
Итак, вы присмотрели автомобиль. Техническая сторона вопроса — разговор отдельный, мы же сосредоточимся на бумажных проверках. И прежде чем их начать, надо удостовериться: а то ли вы вообще покупаете? Соответствует ли машина документам?
При регистрации сотрудники ГИБДД сверяют VIN-номер и делают его фотографии. В первую очередь уникальный ряд из 17 цифр обязательно должен быть выбит на деталях кузова и шасси. Дублирующий код наносят на специальных наклейках или табличках, и его расположение сильно отличается в зависимости от марки. Он может быть на стойках кузова, порогах, колесных арках или даже в нишах запасного колеса. Во время осмотра инспекторы отмечают, что по закону им необходимо сфотографировать для базы данных обе таблички с VIN-ом, поэтому ищите их и сверьте заранее. При отсутствии хотя бы одной автомобиль, скорее всего, отправят на экспертизу. Не миновать дополнительных проверок дотошных криминалистов и в том случае, если у гаишников возникнут подозрения в «оригинальности» номера. Так что любые сомнения на этой стадии и уж тем более нестыковки — повод отказаться от покупки.
Экспертиза может закончиться плачевно, и автомобиль не зарегистрируют. В худшем случае — арестуют. Это не единичные случаи. На сайтах объявлений есть большой пласт подобных машин, которые называют «неснимайками» или «вечным учетом». В нелепое положение транспортное средство попадает разными путями. Например, его вернули владельцу после угона с испорченным VIN-номером. Или цифры на кузове уже просто не разобрать от старости... Как бы то ни было, по закону сменить собственника нереально. Вот насколько важен читаемый и верный VIN-номер.
Обычно цены на «неснимайки» раза в два ниже рыночных. Как правило, их предлагают купить по генеральной доверенности, потому что ехать на перерегистрацию в ГИБДД с таким VIN-ом просто опасно:
С VIN все нормально? Тогда пора тщательнее ознакомиться с документами. Продавец автомобиля должен предоставить покупателю паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС), диагностическую карту и полис ОСАГО. Это в идеале. Обязательными являются лишь первые два, а главный — ПТС. Он «живет» вместе с автомобилем с момента производства или ввоза в Россию и переходит от собственника к собственнику. Многие покупатели боятся дубликатов паспорта. Иногда — зря. Все зависит от причины замены, которую инспекторы предусмотрительно указывают в самом документе. Если там отмечено «в связи с утилизацией», особенных поводов волноваться нет. Значит, он просто пришел в негодность по какой-то причине или в нем кончились пустые поля. Причем последнее еще не означает частую смену собственников — возможно, у владельца несколько раз менялись регистрационные данные. Опытные автомобилисты в таких случаях оставляют копию старого документа, чтобы показать покупателю. А вот к новому ПТС, выданному в связи с утерей старого, следует отнестись с подозрением. Не исключено, что документ в залоге у банка или в ломбарде. И хотя сегодня большинство кредитных организаций не забирает у должника паспорт автомобиля, такой вариант все еще возможен. ГИБДД в подобных случаях должна накладывать ограничения на регистрацию. Но, как выяснилось, в реальности система работает неважно.
С полным набором подлинных документов новый владелец идет в МРЭО ГИБДД и... получает от ворот поворот. Инспекторы пожимают плечами — говорят, «запрет на регистрационные действия в связи с введением судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения...». За канцелярской формулировкой скрывается простой факт — вас обманули.
Чтобы проверить автомобиль на регистрационные ограничения, в тестовом режиме московские власти запустили сайт «Автокод». Пока площадка только совершенствуется, разработчики портала предупреждают: «Состав сведений может быть представлен не в полном объеме». Тем не менее, здесь можно найти самую важную информацию о машине: количество владельцев, запрет на регистрацию, технические данные, страховые случаи... С одной оговоркой — автомобиль должен стоять на учете в Москве. В будущем сервис обещают распространить на регионы и дополнить его данными о сервисном обслуживании. Впрочем, белых пятен в системе останется много даже после этой модернизации. Огромное число техцентров «гаражного типа» никакие данные никуда не предоставляют, а внушительный процент автовладельцев по истечении гарантии обращается как раз к знакомому дяде Васе.
Яркий пример несовершенства системы «Автокод» в нынешнем виде. Один из предыдущих владельцев автомобиля зарегистрировал его за пределами Москвы. Что происходило в этот период жизни машины, новому собственнику не узнать:
Я проверил по VIN-номеру и СТС несколько автомобилей. Для этого достаточно иметь аккаунт на «Госуслугах». С достоверностью технической информации все ровно и гладко. Ограничения со стороны госорганов портал также определяет, но о залоге может и не знать. Одна из проверяемых машин куплена с помощью автокредита, который до сих пор не погашен. Тем не менее никакого запрета на регистрацию нет! Это возможно, если банк не сообщил в ГИБДД об ограничениях. И тогда гаишники ошибутся с запятой во фразе «отказать нельзя регистрировать». Ничего не подозревая, на учет автомобиль они поставят, вот только банк потом у нового владельца машину захочет отобрать. И начнутся тяжбы...
Вероятность нарваться на кредитный автомобиль — одна из главных проблем на вторичном рынке сегодня. Хотя с 1 июля в России запущен Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества под контролем Федеральной нотариальной палаты, в нем есть данные, по разным оценкам, лишь о 30-40% кредитных машин. Может, здесь все-таки найдется подопытный автомобиль? Как бы не так — федеральный сайт reestr-zalogov.ru все еще в сыром виде и о кредите не в курсе.
Что ж, попробую поискать информацию в крупнейших платных базах. Banki.ru и Агентство кредитной информации предоставляют услугу зарегистрированным пользователям за 300 рублей. Вторая организация — официальный партнер Национального бюро кредитных историй. Ничего лучше в России в этой области пока нет. Именно сюда оформляют запросы автосалоны. Но... Безуспешно! Автомобиль здесь не значится. Замечу, что кредит был взят в банке из Топ-10. И как после этого верить в «стопроцентную гарантию юридической чистоты», о которой так любят кричать автосалоны? Да никак. До тех пор, пока государство законодательно не обяжет банки вносить данные о залогах в тот самый единый реестр, ситуация не изменится. Сейчас они делают это на добровольной основе. Еще и за деньги, пусть и символические — 100 рублей.
«Автокод», НБКИ, vin.auto.ru и другие — ни один из сервисов не имеет информации об автокредите, оформленном в крупном банке в Москве:
С аварийной историей «Автокод» во всех трех случаях дал корректную информацию. Если вы покупаете московскую машину, вам повезло. Впрочем, и у остальных россиян есть пусть и не очевидный, но какой-никакой способ узнать о фактах ДТП. Проверить историю не автомобиля, а самого владельца по ОСАГО можно с помощью специального сервиса, запущенного Российским союзом автостраховщиков год назад. Вбиваю ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения и узнаю о страховых возмещениях по полисам «автогражданки» и значении коэффициента «бонус-малус». Уже что-то!
Сервис РСА требует заполнить личные данные. Не каждый даже честный продавец пожелает предоставить их первому встречному:
Что касается урегулирования по каско, то возможность узнать об этом пока есть только у самих страховых компаний. Для них РСА создал базу АИС БСИ (Автоматизированная информационная система Бюро страховых историй). С 1 августа 2015 года они обязаны предоставлять сюда данные обо всех ДТП как по договорам ОСАГО, так и каско. Когда простые граждане смогут воспользоваться полезной информацией, пока неизвестно, но такая услуга в планах.
Гарантировать беспроблемную покупку автомобиля на вторичном рынке в России пока нельзя. Немного лучше обстоят дела в Москве, где можно воспользоваться сервисом «Автокод». Но по объему и достоверности информации ему еще далеко до американского Carfax. Многочисленные базы кредитных автомобилей зачастую бесполезны, да и об авариях по-прежнему лучше всего узнавать с помощью технических специалистов.
Отсюда.
«Автомобиль куплен у дилера за наличные, в авариях не участвовал, ездили по выходным», — сколько подобных объявлений публикуется ежедневно? Но большинство этих типичных историй — обман. В реальности, вполне возможно, за машину не выплачен кредит, а в год она по десять раз попадала в ДТП. На дворе 2016 год, но в России, к сожалению, до сих пор нет сервиса, через который можно узнать все о прошлом автомобиля. Поэтому никто в нашей стране не может гарантировать юридическую чистоту машины. Для примера — крупнейшая североамериканская база Carfax была создана 31 год назад и хранит записи обо всех автомобилях, произведенных на территории США и Канады с 1981 года. Серьезное отставание, не правда ли? Хотя в последние годы российские власти пытаются исправить ситуацию.
Предъявите паспорт, пожалуйста
Итак, вы присмотрели автомобиль. Техническая сторона вопроса — разговор отдельный, мы же сосредоточимся на бумажных проверках. И прежде чем их начать, надо удостовериться: а то ли вы вообще покупаете? Соответствует ли машина документам?
При регистрации сотрудники ГИБДД сверяют VIN-номер и делают его фотографии. В первую очередь уникальный ряд из 17 цифр обязательно должен быть выбит на деталях кузова и шасси. Дублирующий код наносят на специальных наклейках или табличках, и его расположение сильно отличается в зависимости от марки. Он может быть на стойках кузова, порогах, колесных арках или даже в нишах запасного колеса. Во время осмотра инспекторы отмечают, что по закону им необходимо сфотографировать для базы данных обе таблички с VIN-ом, поэтому ищите их и сверьте заранее. При отсутствии хотя бы одной автомобиль, скорее всего, отправят на экспертизу. Не миновать дополнительных проверок дотошных криминалистов и в том случае, если у гаишников возникнут подозрения в «оригинальности» номера. Так что любые сомнения на этой стадии и уж тем более нестыковки — повод отказаться от покупки.
Экспертиза может закончиться плачевно, и автомобиль не зарегистрируют. В худшем случае — арестуют. Это не единичные случаи. На сайтах объявлений есть большой пласт подобных машин, которые называют «неснимайками» или «вечным учетом». В нелепое положение транспортное средство попадает разными путями. Например, его вернули владельцу после угона с испорченным VIN-номером. Или цифры на кузове уже просто не разобрать от старости... Как бы то ни было, по закону сменить собственника нереально. Вот насколько важен читаемый и верный VIN-номер.
Обычно цены на «неснимайки» раза в два ниже рыночных. Как правило, их предлагают купить по генеральной доверенности, потому что ехать на перерегистрацию в ГИБДД с таким VIN-ом просто опасно:
С VIN все нормально? Тогда пора тщательнее ознакомиться с документами. Продавец автомобиля должен предоставить покупателю паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС), диагностическую карту и полис ОСАГО. Это в идеале. Обязательными являются лишь первые два, а главный — ПТС. Он «живет» вместе с автомобилем с момента производства или ввоза в Россию и переходит от собственника к собственнику. Многие покупатели боятся дубликатов паспорта. Иногда — зря. Все зависит от причины замены, которую инспекторы предусмотрительно указывают в самом документе. Если там отмечено «в связи с утилизацией», особенных поводов волноваться нет. Значит, он просто пришел в негодность по какой-то причине или в нем кончились пустые поля. Причем последнее еще не означает частую смену собственников — возможно, у владельца несколько раз менялись регистрационные данные. Опытные автомобилисты в таких случаях оставляют копию старого документа, чтобы показать покупателю. А вот к новому ПТС, выданному в связи с утерей старого, следует отнестись с подозрением. Не исключено, что документ в залоге у банка или в ломбарде. И хотя сегодня большинство кредитных организаций не забирает у должника паспорт автомобиля, такой вариант все еще возможен. ГИБДД в подобных случаях должна накладывать ограничения на регистрацию. Но, как выяснилось, в реальности система работает неважно.
Отказать нельзя регистрировать
С полным набором подлинных документов новый владелец идет в МРЭО ГИБДД и... получает от ворот поворот. Инспекторы пожимают плечами — говорят, «запрет на регистрационные действия в связи с введением судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения...». За канцелярской формулировкой скрывается простой факт — вас обманули.
Чтобы проверить автомобиль на регистрационные ограничения, в тестовом режиме московские власти запустили сайт «Автокод». Пока площадка только совершенствуется, разработчики портала предупреждают: «Состав сведений может быть представлен не в полном объеме». Тем не менее, здесь можно найти самую важную информацию о машине: количество владельцев, запрет на регистрацию, технические данные, страховые случаи... С одной оговоркой — автомобиль должен стоять на учете в Москве. В будущем сервис обещают распространить на регионы и дополнить его данными о сервисном обслуживании. Впрочем, белых пятен в системе останется много даже после этой модернизации. Огромное число техцентров «гаражного типа» никакие данные никуда не предоставляют, а внушительный процент автовладельцев по истечении гарантии обращается как раз к знакомому дяде Васе.
Яркий пример несовершенства системы «Автокод» в нынешнем виде. Один из предыдущих владельцев автомобиля зарегистрировал его за пределами Москвы. Что происходило в этот период жизни машины, новому собственнику не узнать:
Я проверил по VIN-номеру и СТС несколько автомобилей. Для этого достаточно иметь аккаунт на «Госуслугах». С достоверностью технической информации все ровно и гладко. Ограничения со стороны госорганов портал также определяет, но о залоге может и не знать. Одна из проверяемых машин куплена с помощью автокредита, который до сих пор не погашен. Тем не менее никакого запрета на регистрацию нет! Это возможно, если банк не сообщил в ГИБДД об ограничениях. И тогда гаишники ошибутся с запятой во фразе «отказать нельзя регистрировать». Ничего не подозревая, на учет автомобиль они поставят, вот только банк потом у нового владельца машину захочет отобрать. И начнутся тяжбы...
Вероятность нарваться на кредитный автомобиль — одна из главных проблем на вторичном рынке сегодня. Хотя с 1 июля в России запущен Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества под контролем Федеральной нотариальной палаты, в нем есть данные, по разным оценкам, лишь о 30-40% кредитных машин. Может, здесь все-таки найдется подопытный автомобиль? Как бы не так — федеральный сайт reestr-zalogov.ru все еще в сыром виде и о кредите не в курсе.
Что ж, попробую поискать информацию в крупнейших платных базах. Banki.ru и Агентство кредитной информации предоставляют услугу зарегистрированным пользователям за 300 рублей. Вторая организация — официальный партнер Национального бюро кредитных историй. Ничего лучше в России в этой области пока нет. Именно сюда оформляют запросы автосалоны. Но... Безуспешно! Автомобиль здесь не значится. Замечу, что кредит был взят в банке из Топ-10. И как после этого верить в «стопроцентную гарантию юридической чистоты», о которой так любят кричать автосалоны? Да никак. До тех пор, пока государство законодательно не обяжет банки вносить данные о залогах в тот самый единый реестр, ситуация не изменится. Сейчас они делают это на добровольной основе. Еще и за деньги, пусть и символические — 100 рублей.
«Автокод», НБКИ, vin.auto.ru и другие — ни один из сервисов не имеет информации об автокредите, оформленном в крупном банке в Москве:
«Пробить» владельца
С аварийной историей «Автокод» во всех трех случаях дал корректную информацию. Если вы покупаете московскую машину, вам повезло. Впрочем, и у остальных россиян есть пусть и не очевидный, но какой-никакой способ узнать о фактах ДТП. Проверить историю не автомобиля, а самого владельца по ОСАГО можно с помощью специального сервиса, запущенного Российским союзом автостраховщиков год назад. Вбиваю ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения и узнаю о страховых возмещениях по полисам «автогражданки» и значении коэффициента «бонус-малус». Уже что-то!
Сервис РСА требует заполнить личные данные. Не каждый даже честный продавец пожелает предоставить их первому встречному:
Что касается урегулирования по каско, то возможность узнать об этом пока есть только у самих страховых компаний. Для них РСА создал базу АИС БСИ (Автоматизированная информационная система Бюро страховых историй). С 1 августа 2015 года они обязаны предоставлять сюда данные обо всех ДТП как по договорам ОСАГО, так и каско. Когда простые граждане смогут воспользоваться полезной информацией, пока неизвестно, но такая услуга в планах.
Вывод
Гарантировать беспроблемную покупку автомобиля на вторичном рынке в России пока нельзя. Немного лучше обстоят дела в Москве, где можно воспользоваться сервисом «Автокод». Но по объему и достоверности информации ему еще далеко до американского Carfax. Многочисленные базы кредитных автомобилей зачастую бесполезны, да и об авариях по-прежнему лучше всего узнавать с помощью технических специалистов.
Отсюда.