Написать пост

ConFlict

Как устроен вариатор

В продолжение темы: CVT vs AT и вопрос о выборе трансмиссии
И так первый вариатор появился в 50-х годах на автомобилях DAF Принципиальное отличие от автоматической коробки передач заключается в том, что в нем нет фиксированных передач. И переключение между ними происходит плавно и незаметно, да и переключения как такого тут и нет. Вариатор непрерывно и плавно изменяет передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля. Поскольку вариатор располагает бесконечным числом передач, они позволяют двигателю работать на наиболее выгодных режимах, поэтому модели с вариаторами отличает, высокая экономичность, сочетающаяся с приличной динамикой.
У вариатора масса достоинств, но есть и недостатки. Например, сравнительно небольшая, по современным меркам, «перевариваемая» мощность двигателя. Но Audi придумала клиноремённый вариатор с цепью, который справляется с мощностью равной 200-ам лошадиным силам. Второй недостаток вариаторов — сравнительно дорогое обслуживание и ремонт, недешевая трансмиссионная жидкость. Ременные вариаторы каждые 100—150 тысяч километров требуют замены ремня. Масло при этом стоит дороже, чем для «автомата», и менять его надо через 40—50 тысяч километров.
При разгоне на обычном автомобиле мы на каждой передаче раскручиваем двигатель, затем переходим на следующую передачу и так далее, то при наборе скорости автомобиля с вариатором мотор остается на одних и тех же оборотах (на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту), зато плавно меняется передаточное отношение.
Вариатор бывает нескольких типов, самый распространенный клиноремённые со шкивами переменного диаметра. У него два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, а между шкивами зажат клиновый ремень. Каждая из пары конусов может двигаться друг к другу и обратно, так получаются шкивы с переменным рабочим диаметром. При раздвижении конусов ремень, соприкасающийся с ними, обегать их по малому радиусу. А при сближении конусов — по большому радиусу. Один из шкивов находится на ведущем валу (который идет от двигателя), а второй — на ведомом (который ведет к колесам).
Обычно оба шкива снабжают гидравликой, которая будет строго синхронно сдвигать первый шкив и раздвигать второй. Для заднего хода обычно используется узел отвечающий за изменение направления вращения одно из валов. Ремни:
Это может быть стальная лента с неким покрытием или набор стальных тросов, на которые нанизано огромное число тонких поперечных стальных пластинок трапециевидной формы, края которых и контактируют со шкивами.
А еще в качестве клинового ремня может выступать широкая пластинчатая стальная цепь, соприкасающаяся с конусами своими краями.
Для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет свое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта.
P.S. Первый вариатор придуман в 1490 году, его автором был Леонардо да Винчи.
19 комментариев 1нравится 1избранное
mank
  • TZK
    16 июл 2008 в 15:25
    а где помотреть чертеж творения да Винчи?
  • basic
    16 июл 2008 в 15:52
    в механизмы перенесите, если не сложно «Поскольку вариатор располагает бесконечным числом передач» — некорректное утверждение, поскольку возможность изменения передаточного числа конечна и ограничена конструктивной зоной расхождения шкивов. Вариатор «не имеет передач» в принципе (;
    За пост спасиб )
  • ConFlict
    16 июл 2008 в 16:01
    @basic Согласен, спасибо!!!
  • ConFlict
    16 июл 2008 в 16:25
  • 0xE0
    16 июл 2008 в 17:24
    Без картинок многим будет не очень понятно =))
  • TZK
    16 июл 2008 в 17:30
    @0xE0 Там выше ссылка, кликаем на надпись « вопрос о выборе трансмиссии» там ищем длинный комент с 2-мя ссылками. В них есть картинки.
  • ArSoron
    16 июл 2008 в 17:54
    @ConFlict По-моему, это просто коробка передач. Нет?
  • rapuk
    16 июл 2008 в 23:35
  • DYm00n
    17 июл 2008 в 00:30
    А робот кто нибудь может сказать как устроен и работает. Так же интересует принцип работы многодискового сцепления на механике
  • TZK
    17 июл 2008 в 08:42
    @DYm00n Типа как на мотоцикле? Там все просто одны диски крутят баратан, другие со внутренними шлицими крутят вал при выжими сцепления они расслабляются.
  • DYm00n
    17 июл 2008 в 09:15
    @TZK А на машинах такая же конструкция?
  • TZK
    17 июл 2008 в 09:17
    @DYm00n Да. но на Авто давно его не применяют. (вроде)
  • DYm00n
    17 июл 2008 в 09:19
    @TZK Чего?? На новы короллах, сивиках, и на половине ситроенах стоит робот
  • TZK
    17 июл 2008 в 09:29
    @DYm00n Я не переберал новыве короллы сивики и половину ситроена. поэтому и не в курсе.
    З. Ы. Однодисковое лучше. А на мощьных моторах многодисковое долго не прожевет.
    хотя королы и сивики куда там до мощных машин.
  • DYm00n
    18 июл 2008 в 14:42
    @TZK Вообще то почти на всех мощных тачках с механикой ставят 2 дисковое сцепление
  • TZK
    18 июл 2008 в 14:55
    @DYm00n А у меня нет двудискового сцепления, зато есть двухмассовый маховик.
  • DYm00n
    18 июл 2008 в 15:03
    @TZK Двухмассовых маховик — это как? И что за машина у тебя?
  • TZK
    18 июл 2008 в 15:10
    @DYm00n машина в профайле. Там грубо говаря в маховике еще маховик все это соединено пружинами и спец маслом. Служит для того чтоб убирать вибрации второго порядка. Ща поищу чертеж.
  • TZK
    18 июл 2008 в 15:15
    @TZK Вот картинка .
    маховик двигателя, состоящий из двух частей эластично (пружинно) связанных между собой
    К первой (внутренней) части прикреплен коленвал, который вращается дискретно – рывками – при рабочем ходе одного из поршней резко ускоряется, а корзина сцепления крепится ко второй (наружной) подпружиненной части. Такая конструкция маховика сглаживает рывки и вибрации коленвала
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.