Как получить компенсацию при ДТП в Европе?
Пост - скорее личная история, чем практическое руководство, но может быть кому-нибудь окажется полезным.
Гонял в начале лета в евротрип. На пути из Ниццы в Женеву, наслаждаясь прекрасными видами горной части Франции, угодил в досадное ДТП.
В этом самом месте, где находится белый Пежо ехал я. Двигаясь мне навстречу, серый Рено Клио отклонился от своей полосы в мою сторону. Я это спалил в последний момент так-как сам, честно говоря, щелкал лицом все вокруг, кроме дороги. Удар по касательной, остановка, аварийка.
«Бл#ть!», подумал я в первый раз.
Сдаю назад, чтобы прижаться к автобусной остановке. Уже ясно, что бокового зеркала нет. Клио тоже остановилась. Выхожу и осматриваю бок машины – вроде обошлось. Бегу собирать запчасти от зеркала, пока их никто не раздавил. Зеркальный элемент утотален, а вот корпус в цвет авто в отличном состоянии, просто с крепления сорвало от удара. Выходит водитель Клио – пожилой французский пенсионер, разводит руками, пожимая плечами типа СеЛяВи. Я делаю тоже самое в ответ, пытаясь в голове сообразить, как же так вышло и кто виноват. Дедушка подходит ко мне и начинается диалог слепого с глухим.
Но сначала обрисую ситуацию в целом. Глухая французская деревня в горах. Дедуля не разговаривает на английском, я на французском. Что по закону делать при ДТП в Европе тоже хз. Нет, ну я слышал, конечно про европоротокол, но опыта его заполнения у меня даже в России не было. Обычно все мои ДТП заканчивались либо вызовом сотрудников ДПС, которые все покажут и расскажут, либо «Держи братиш рубас, че мы тут стоять будем из-за этих царапин». Короче я ему «еуропротоколе», он мне «иншуранс», я ему «вуи вуи, гринкарта», он «wtf? O_o». Из нашей пятиминутной беседы я лишь понял, что он признает себя виновным в этой ситуации. А, и еще он денег начал предлагать, как возмещение ущерба, но я че-то решил не брать. Вдруг возьмешь такой с подданного Франции наличку, а тебя через километр жандармы скрутят и упекут в замок Иф за вымогательство. Это я намного позже изучил тему и понял, что в Европе данный способ при ДТП возможен.
Через 5 минут нашей не самой продуктивной беседы подъехали жандармы. Круто, подумал я, сейчас нам все расскажут и вообще сделают по-красоте, а ведь мы их даже не вызывали. Жандармы побратались с дедулей, что в принципе не удивительно. Наверняка они тут каждого жителя по именам знают, а этот пенсионер вообще почетный гражданин или типа того. В общем, дедуля на французском объяснял жандарму, чего мы тут собрались, и в кульминации разговора вступил я со своим «Вот ай маст ду?» (имеется ввиду, что я должен сделать, но мой английский недалеко ушел от французского).
На что коп такой: «wat?».
Я: «Ду ю спик инглишь?»
Коп: «Ооо…. Но... же не манж па си жур (ну или что-то на французском)» - и отрицательно покачал головой.
«Бл#ть!», подумал я во второй раз.
Дальше было еще 5 минут бессмысленных разговоров об «еуропротоколе», «иншуранс» и «гринкарта». А потом я вспомнил про историю nooze и достал планшет с гуглопереводчиком.
Пишу в планшете: «Что мы должны сделать?», нажимаю перевести на французский, даю планшет жандарму, тот берет его в руки, смотрит на экран и сразу такой радостный стал, заулыбался и принялся строчить ответ. Написал, протягивает мне, читаю перевод: «Заполнить европротокол». Ну, ах@еть, кэп на палубе, свистать всех наверх.
Пока я грустный с планшетом в руках придумывал ответ, дедуля принес бланк европротокола на французском. Копы начали тыкать в него пальцем и утвердительно кивать головами. Честно говоря, меня к этому времени данный квест начал утомлять, да и зеркало не стоило такого количество убитого времени. Было ясно, что в Женеву сегодня уже не попасть и придется искать ночлег по пути. Сейчас же нужно было побыстрей покончить с бумажной процедурой. Для этого я утвердительно кивнул жандармам, типа «я все понял, бро!» и они уехали по своим делам.
Начал накрапывать дождь и дедуля предложил переместиться в ближайшее кафе, что мы и сделали. Заполнять европротокол впервые, да еще и на французском то еще веселье, тем не менее, с помощью дедушки и гуглапереводчика спустя полчаса и эта задача была решена.
Распрощался с дедом, забрав у него оригинал бумажки, замотал остатки зеркала на скотч и поехал дальше.
По приезду в Москву новое зеркало было найдено на zzапе за 3 000 рублей и еще за 1 000 установлено. Бумажку о покупке и установки я естественно забрал и сохранил.
Пришло время общения со страховой. Звоню в свою «Альфастрахование», объясняю суть. В ответ: бла бла бла, по нашему законодательству за возмещением ущерба вы должны обратиться в страховую компанию виновника, но мы понимаем, что вы шокированы такой новостью, поэтому подарим вам ложную надежду и порекомендуем позвонить в РСА, мол, там подскажут.
В РСА на телефоне работают люди, зарплата которых явно не зависит от степени удовлетворенности абонента, хотя тетка на той стороне бойка расспрашивала мои данные, пока наконец не поняла, что виновник не я, а гражданин другой страны. «Аааа…», сказала она «что же вы мне голову морочите? Это вам надо обращаться в компанию виновника».
Я: «Это я понял, а куда именно? Email, телефон, что угодно? У вас же есть подобная практика». Тетя не ответила на этот вопроса, как и на вопрос «Зачем она там вообще есть?».
Спасение утопающих…
Нагуглил интересную информацию:
30.11.2014
Правда ли, что во французском законодательстве существуют некоторые нюансы, из-за которых россиянам гораздо сложнее получить выплаты, чем, например, при ДТП в Финляндии? Дело в том, что знакомая попала в ДТП во Франции. Документы об инциденте отправлены электронной почтой, но компания виновника ДТП не выходит на связь уже 20 дней Что следует предпринять в таком случае, во избежание отказа или проблем? Обратиться в моторное бюро Франции? Или можно, не дождавшись ответа, сделать фотографии повреждений и ремонтировать автомобиль?
Во Франции это связано с традициями урегулирования. В данной ситуации можно попросить свою СК, где вы были застрахованы по зеленой карте на дату ДТП, написать письмо о том, что согласно правилам страхования «Зеленая карта», действующим в РФ, Вы не можете получить возмещение у своего страховщика, т.к. это не предусмотрено правилами. Поэтому Ваша СК не производила в ваш адрес никаких выплат по данному случаю. Далее необходимо направить это письмо во французскую СК, добавить, что у вас нет действующих договоров КАСКО и просить зарегистрировать и урегулировать данный случай. Можете сразу поставить в копию Моторное Бюро Франции. Попутно можно направить оригинал Вашего требования о регистрации дела, письмо из вашей СК обычной почтой во Францию. Если в разумные сроки от СК не поступит ответ, вы можете начать ремонт а/м. Предварительно лучше сделать акт осмотра и фотографии у независимого оценщика (калькуляцию можно не заказывать, есть вероятность, что будет возмещение вреда по фактически понесенным затратам). Далее после ремонта собрать все чеки, заказ-наряды, счета. Если в процессе ремонта будут обнаружены скрытые повреждения – лучше зафиксировать их на СТО (фотографиями и актом обнаружения скрытых повреждений). Если к моменту окончания ремонта будет ответ от СК, то досылаете им эти документы, подтверждающие Ваши расходы, предоставляете банковские реквизиты для перечисления возмещения. Если ответа не будет, то сначала высылаете по эл. почте еще раз требование о возмещении с подтверждающими документами, в копию ставите бюро, параллельно высылаете копии почтой. Оригиналы оставляете у себя на случай обращения в суд. Если никакой реакции не последует, можете обратиться к адвокату.
http://www.znay.ru/greencard/04-02-2.shtml
В общем перспективы не самые радужные, но попробовать можно.
Нагуглил целую кучу сайтов корпороции AXA. Среди них нашел тот, что относится к страхованию. Потратил час на поиске e-mail’a по урегулированию убытков. Нашел только телефон 01 55 92 26 92 (https://www.axa.fr/urgence-sinistre.html), который в моем случае отпадал т.к. на французском я не говорю (да и на английском не очень) и форму обратной связи с ограничением на количество символов (http://pro.axa.fr/Pages/devis-assurance-professionnelle.aspx#Formulaire_Step1). Написал в форму короткое сообщение, описав суть ситуации и приложив ссылку на гуглодок с копиями документов и фотографиями повреждений. Подождал 48 часов – нет ответа.
Делаю второй заход на сайты компании АХА. Было найдено:
1. E-mail на каком-то англоязычном сайте АХА (не страховом, аха shengen, кажется);
2. Какой-то абузерский E-mail по урегулированию убытков в Бельгии (вот этот info@ombudsman.as);
3. Онлайн чат.
Первый ответил, что они к страхованию никакого отношения не имеют, и контактов других у них нет.
Вторые написали что получили все материалы и будут разбираться в течении 90 дней и даже номер тикета присвоили моему делу.
В чате, после не самой удобной переписки, мне удалось добыть еще 1 бесполезный для меня номер телефона (0164733504) и электронную почту (e.autosinistre@axa.fr). На последнюю было отправлено все то же письмо с описанием ситуации, но спустя неделю ответа не последовало.
В третий раз закинул он невод…
Бездельничая в очередной раз в офисе, серфил все тот же www.axa.fr в поисках того, что я мог упустить. И вдруг взгляд упал на иконки фэйсбука, твитера, ютуба. Точно! Соцсети!
В любой приличной организации на поддержание деятельности в соцсетях трудится от одного до нескольких человек. Сами по себе эти люди ничего не решают, но ни один комментарий не остается без их внимания, работа у них такая. На этой странице представлен список аккаунтов AXA на фэйсбук (https://www.axa.fr/footer/social-nav/facebook.html). Изложил свою проблему AXA Votre Service и AXA People Protectors. Очень скоро мне ответили, что будут разбираться и по ходу дела напишут. Через неделю запросили мои данные. Отправил мыло и телефон. Еще через 2 недели написали на электронку с адреса service.autosudest@axa.fr. Интересовались, где я сейчас нахожусь, отремонтирована ли машина, если да, то просили прислать счет, что я и сделал. На следующий день спросили, могу ли я принять их чек. Немного погуглив на тему обналичивания иностранных чеков (не дорожных) в России пришел к выводу, что надо либо искать рамку и место на стене, либо предложить им сделать международный перевод. Выбрал второе и началось веселье.
Я прислал им всю информацию, которую нашел на странице своего банка (https://alfabank.ru/sochi/essential/dataper/), но не тут-то было. Мои реквизиты они обошли стороной и начали запрашивать отдельно IBAN и BIK. В алфабанке сказали, что IBAN'а в принципе нет. Дали BIK, но предупредили, что никакие международные переводы по нему не осуществляются и послали за правильными реквизитами по вышеуказанной ссылке. Я передал всю информацию сотруднику страховой, а он все отослал дальше в отдел выплат. Перевод не прошел. У меня снова зачем-то запросили БИК и номер моего счета, а затем VO код. В альфабанке операторы опять не понимали, о чем я их спрашиваю. Нашел таблицу этих кодов с вроде бы нужным: 70110 - calculations of non-residents in favor of residents related to the payment of insurance compensation under a contract of insurance or Reinsurance. Так же спросили ИНН. Я дал свой и банка. Перевод не прошел. Шел 4ий месяц вялой переписки раз в 2 недели. Я уже попробовал прислать им реквизиты Сбера, как вдруг 23 октября в пятницу вечером увидел на счете приход на 4000 рублей {VO70110} AXA FRANCE IARD SA и т.д.
Ура, ура! Забавно, что сама машина уже продана. Спасибо за внимание.