Написать пост

ecologiarus

Автомобиль для людей с ограниченными возможностями


Иногда на дороге попадаются автомобили, со значком на желтом фоне, который информирует, что за рулем инвалид. Правда иногда этот значок только свидетельствует о том, что машина просто принадлежит инвалиду, в ней нет никаких конструктивных изменений.
Сразу скажу, что конструктивно отличаются только автомобили в исполнении для людей, у которых отсутствуют или повреждены одна или обе ноги, а также для людей без одной руки и одной ноги.
Мне доводилось ездить на машине, у которой газ на руле, а тормоз продублирован ручкой. Так же приходилось видеть автомобили для людей без обеих ног, там добавлена ещё и ручка для выжима сцепления. Педали сцепления и тормоза на таких машинах оставлены, так как машины были унифицированы и предназначались не только для людей, у которых вообще отсутствовала нижняя конечность, но и для людей у которых конечность имела ограниченные возможности, но они могли нажимать на педали.
Данные типы управления показаны на картинках ниже.

А вот автомобиль для людей без одной руки и одной ноги был уже доработан гораздо серьезнее. Его управление представляло собой смесь из очень интересных технологий. Расскажу о самом интересном. На рисунке я выделил три основные позиции: 1 – многофункциональный джойстик с которого осуществлялось управление рулевым колесом одной рукой, переключался свет фар и включалось габаритное освещение, переключались поворотники, подавался звуковой сигнал, а также включалось реле выбора третьей и четвертой передачи; 2 – тяговое электромагнитное реле выбора третьей и четвертой передачи; 3 – ручка переключения передач.

Джойстик был настолько увесистым, что для балансировки руля напротив джойстика устанавливался противовес, чтобы руль самопроизвольно не отклонялся от нулевой зоны!
Схема многофункционального джойстика представлена на следующем рисунке, также на нем изображена система коммутации, провода от джойстика приходили к скользящим контактам, которые были скрыты под кожухом за рулем, вдоль рулевого вала.

Теперь самое интересное – переключение скоростей. Первая и вторая передачи включались просто качанием рычага вправо и влево, так как располагались друг напротив друга и для их включения не требовалось смещать рычаг в продольном направлении (он был закреплен так, что двигался только в одной плоскости). А вот с третьей и четвертой передачей было не всё так просто. На обычной машине для их включения требовалось сдвинуть рычаг в сторону, но это не удобно делать, когда скорости включаешь бедром вложенным в рамку рычага переключения скоростей (т.е. рычаг был установлен так, чтобы бедро водителя вкладывалась в рамку рычага КПП. Если в обычной машине мы двигаем рычаг вперед-назад, то в данном авто эти действия заменены на движение бедра вправо-влево), поэтому включение 3-ей и 4-ой передачи выглядело так: торцом ладони водитель нажимал рукоятку джойстика на руле и замыкал контакт, ток подавался к тяговому реле выбора 3-ей, 4-ой передач, реле срабатывало и поворачивало вал выбора передачи, водитель двигал рычаг КПП в направлении включения 1-ой передачи для включения третьей, и соответственно в сторону 2-ой передачи для включения четвертой. Автомобиль имел электропневматическую муфту выжима сцепления, т.е. нажимать на педаль было не нужно, для включения скорости надо было только отклонить рычаг КПП. Задняя скорость включалась перемещением рычага переключения передач, но при этом должна была быть нажата дополнительная ручка, которая располагалась на тоннеле.

Я попытался представить себе как это выполнялось, по-моему очень тяжело. Но радость свободы передвижения для людей с ограниченными возможностями имеет очень большое значение. Они люди и они тоже могут! Точно знаю, что и раньше и сейчас установить ручное управление возможно практически на любой автомобиль.
И ещё немного о получении автомобиля лицом с ограниченными возможностями (раньше было так, сейчас думаю, тоже правила не сильно изменились). Почему не у всех инвалидов машины одинаковые? Потому что собесы выдавали минимальный автомобиль для инвалидов бесплатно (одно время это были инвалидные мотоколяски, потом стали Запорожцы, потом Таврия и Ока), но доплатив можно было получить любой автомобиль, за вычетом из его цены стоимости минимального инвалидного авто.
Да прибудет сила с этими людьми, чтобы противостоять всем трудностям. А окружающим надо быть внимательнее к таким машинам. Нет, не потому что они несут опасность, а потому что управлять ими гораздо сложнее.
9 комментариев нравится избранное
  • KILLI
    23 мая 2008 в 10:47
    По-моему в странах бывшего СССР могли только издеваться над инвалидами. Я не представляю как бы мог управлять этим чудом техники будучи абсолютно здоровым. Автоматическая коробка была изобретена черт знает когда. Неужели нельзя было ее портировать на теже Запорожцы. Ведь были автобусы пригородного назначения (ЛуАЗ вроде бы), у которых была автоматическая коробка.
  • kozak
    23 мая 2008 в 10:48
    Познавательно, спасибо! Меня всегда интересовало, что там за хитрые приспособления, и как они работают.
  • ecologiarus
    23 мая 2008 в 11:00
    @KILLI Это реальная проблема. Я потому и написал материал, чтобы показать насколько сложно было управлять инвалидной машиной и насколько отставало производство от других стран. Да что там отставало, наши автоматические коробки передач для легковых автомобилей до сих пор не шагнули дальше макетных образцов, может это даже и к лучшему. Я думаю что разработки были и может даже соответствовали своему времени, но слишком сложный бюрократический аппарат просто заставлял забрасывать такие разработки на полку, а зачастую просто высмеивался людьми, которые ничего не понимали в технике, но имели вес в руководстве.
  • ecologiarus
    23 мая 2008 в 11:06
    @KILLI Автобус назывался всё-таки ЛИАЗ, а ЛуАЗ — это внедорожник, построенный на агрегатах Запорожца.
  • glrb
    23 мая 2008 в 11:56
    @KILLI Увы, чтобы в России быть инвалидом нужно иметь очень крепкое здоровье. Я не представляю как можно, например, спуститься в метро на коляске.Да что метро, не из каждого подъезда можно выехать без посторонней помощи.
  • KILLI
    23 мая 2008 в 12:05
    @glrb +1
    Я когда не ездил на велосипеде, все время думал: «Ну зачем инвалиды-колясочники двигаются по проезжей части? Это же ведь очень опасно». А потом купил велосипед и сейчас езжу только по тротуарам (в целях собственной безопасности). Прыжки с бордюра на бордюр увлекают первые 10 минут, а потом просто каждый бордюр покрываешь матом (а с ним и дорожников).Как двигаться инвалиду в таких условиях на коляске — непонятно. Или наши дорожники думают, что на коляске можно легко подпрыгнуть, как и на BMX велосипеде или у нас это относится к первым двум бедам.
    А один раз увидел заезд в магазин для колясок. Это просто пи… Я на велосипеде чуть туда въехал по габаритам.
  • ecologiarus
    23 мая 2008 в 12:10
    @KILLI А общественный транспорт в Москве, с этими устройствами для инвалидов и быдловодителями за рулем, которые не то что инвалида не будут впускать в центральную дверь, а наоборот готовы убить мать с ребенком, за то что она имея проездной, сволочь такая, успела войти в среднюю дверь. Я всегда, когда еду в автобусах, оборудованных трапом для колясок, удивляюсь как это работает. Никто этим не пользуется. Зато все хвастаются, какие классные автобусы закупили с трапами. Сплошная показуха по-всюду.
  • ArSoron
    23 мая 2008 в 13:39
    @KILLI Вы знаете, мне в свое время довелось ездить с водителем-инвалидом на ЗАЗе как раз в этой конфигурации (с переключением передач движениями бедра) — еще на Великой Отечественной Войне ему оторвало разрывом снаряда кисть и ногу по колено.. Её водитель не променял бы свою машину ни на что.
  • KILLI
    23 мая 2008 в 13:47
    @ArSoron Это к чему? К тому, что там все достаточно легко и классно? Ни за что не поверю, поскольку один раз тоже сидел в «инвалидке» и даже не смог выжать сцепление руками (там на руле был выжим). Вашему знакомому не с чем было сравнивать. Боюсь, если бы он проехал на хорошо подготовленной машине для человека с ограниченными возможностями, то он бы поменял свое мнение. Согласитесь, что контролировать только траекторию движение гораздо легче, чем контролировать траекторию, следить за передачей, включать какие-то муфточки. А Вы на тормоза жали в таких машинах? Там ногой не всегда эффективно получается тормозить, не говоря уж о ручном торможении. А уже в те времена были пневматические тормозные системы…
    Ну ни за что я не поверю, что наш транспорт для инвалидов был для них очень хорош. Вы правы в одном: не променял бы свою машину ни на что… Не было альтернативы менять на что-то другое
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.