Интсинкт самосохранения
К видео с регистраторов часто можно встретить коммены типа: "Эх, ты регик, надо было бить!". Или "Ну зачем же на встречку то было уходить?". И меня всегда интересовал вопрос: "А как себя в подобной ситуации поведу я?". Сегодня узнал.
Двигал с работы по четырехполосной дороге. Уже стемнело. Ехал 50-60 км/ч в левом ряду. Дорога мокрая, но сцепление хорошее. Передо мной практически никого. Подъезжаю к светофору, горит зеленый. Нет, не мигает, а именно горит. И тут со встречки не останавливаясь вылетает какой-то идиот с намерением повернуть налево. Я - по тормозам и ухожу на встречку. Да, на свтречку. Не помню точно, мне кажется, что я был в курсе, что там никого нет, так как следил за дорожной обстановкой. К счастью, там действительно никого не оказалось. Разошлись сантиметрах в 10. Ватные ноги и адреналинчик.
По-моему, в такой ситуации, прежде всего, концентрируешься на самом ближнем припятсвии. Все что дальше - не видишь. Когда разберешься с ним начинаешь решать вновь возникшие проблемы. Продумать всю последовательность действий сразу - нереально. Так же нереально выбрать из двух вариантов. Поэтому всегда полезно продумывать вариант отступления заранее. В принципе, у меня такая привычка присутствует и я часто посматриваю по зеркалам, чтобы знать есть ли кто-то слева, справа и сзади. Но 100% времени так концентрироваться не получится.
Короче, в этот раз пронесло. Но вот какого черта этот чудак такую херню решил сотворить? Скорее всего, недооценил мою скорость, потому что он реально на 30-40 км/ч поворачивал. Видимо, хотел проскочить. Хотя я даже стал сомневаться в том на зеленый ли сигнал светоформа я ехал. Настолько он был уверен в своем маневре.
А 20 марта у меня день рождения и жена решила, что подарит мне видеорегистратор :) Давно подумываю о Mio MiVue 368. Ну как он? Только не ругайте сразу, обзоры я потом, конечно же, почитаю.
Двигал с работы по четырехполосной дороге. Уже стемнело. Ехал 50-60 км/ч в левом ряду. Дорога мокрая, но сцепление хорошее. Передо мной практически никого. Подъезжаю к светофору, горит зеленый. Нет, не мигает, а именно горит. И тут со встречки не останавливаясь вылетает какой-то идиот с намерением повернуть налево. Я - по тормозам и ухожу на встречку. Да, на свтречку. Не помню точно, мне кажется, что я был в курсе, что там никого нет, так как следил за дорожной обстановкой. К счастью, там действительно никого не оказалось. Разошлись сантиметрах в 10. Ватные ноги и адреналинчик.
По-моему, в такой ситуации, прежде всего, концентрируешься на самом ближнем припятсвии. Все что дальше - не видишь. Когда разберешься с ним начинаешь решать вновь возникшие проблемы. Продумать всю последовательность действий сразу - нереально. Так же нереально выбрать из двух вариантов. Поэтому всегда полезно продумывать вариант отступления заранее. В принципе, у меня такая привычка присутствует и я часто посматриваю по зеркалам, чтобы знать есть ли кто-то слева, справа и сзади. Но 100% времени так концентрироваться не получится.
Короче, в этот раз пронесло. Но вот какого черта этот чудак такую херню решил сотворить? Скорее всего, недооценил мою скорость, потому что он реально на 30-40 км/ч поворачивал. Видимо, хотел проскочить. Хотя я даже стал сомневаться в том на зеленый ли сигнал светоформа я ехал. Настолько он был уверен в своем маневре.
А 20 марта у меня день рождения и жена решила, что подарит мне видеорегистратор :) Давно подумываю о Mio MiVue 368. Ну как он? Только не ругайте сразу, обзоры я потом, конечно же, почитаю.
Личный опыт:
ДТП (Происшествия)
В целом контора делает нормальные аппараты, не хлипкие
Верно. Вспомни как тяжело было поначалу следить за скоростью, оставаться в своей полосе, видеть знаки, ориентироваться среди другим машин и при этом объезжать ямы. А через несколько месяцев - ничего, нормально.
Чем больше опыта, тем больше устойчивых нейронных связей и всё больше рутинных операций происходят в подсознании. Только моделирование стрессовой ситуации может помочь больше "видеть" в таких случаях. Посмотри ралли - там вообще непонятно как на 100-200 км/ч машина остается на узкой дороге.
То же самое с ютуб-роликами. когда смотришь ролик, то знаешь, что сейчас что-то произойдет, следишь за дорогой и, в нужный момент, правильная последовательность действий кажется очевидной.
Вот и с недостатком водительского опыта, по-моему, так же. Когда ты только садишься за руль, то не хватает навыка. Трудно дерджать полосу, не чувствуешь габариты, не предвидишь маневры других водителей, отвлекаешься на переключение передач и другие технические моменты. За то ты сконцентрирован, держишь руль двумя руками и постоянно вертишь головой (хоть и не по делу). А потом начинается... Вождение становится таким рутиным... Втыкаешь утром D и поехал в 100-ый раз по одному маршруту. И тут бац! Вот такой нежданчик.
Это не так. Перед гонкой даётся всего 2 проезда на гражданской машине, чтобы как-раз составить стенограмму, которую потом будет читать штурман.
В критических ситуациях у тебя не будет времени подумать как ты не концентрируся, все будет сделано инстинктивно (и поэтому очень быстро), задаться вопросом "правильно или нет" у мозга времени не будет. Это уже после начнется анализ ситуации.
Все имхо.
Все же быстрая, активная езда заставляет поддерживать концентрацию
Мой отец проездил лет 30 ОЧЕНЬ спокойно ОЧЕНЬ дружелюбно. Проехал ОЧЕНЬ много на многих машинах. Ни одной аварии по его вине. Ни одной серьёзной аварии. Немного мяли бампера или въезжали в него стоячего.
Он не тошнот, он просто плавно и аккуратно всё делает. И таких людей много.
Каким-то образом они в тонусе всегда, им не нужно крутить движок чтобы не уснуть.
Я думаю - это опыт и инстинкты. Организм сам знает что ему нужно, слушайте его.
Но как я только что ответил выше, инстинкт самосохранения запросто может сказать, что нужно ехать на встречку, потому что ты краем глаза видишь, что там свободно. Хотя ты можешь не видеть всей картины.
А вот опыт - это да.
Это точно. Почти во всех колесных дисциплинах нельзя инстинктивно тормозить +)
Таким образом, есть инстинкт самососохранения. Он генетически заложен в нас и не имеет никокой связи с навыками вождения. Согласно инстинкту самосохранения мы просто будем пытаться уйти от столкновения. если на встречке никого -то хорошо. Если на встречке кто-то есть, то мы, видимо, поедем еще куда то. Между ними, например.
А вот рефлексы связанные с ремеслом водителя люди приобретают в жизни. Не выжимать сцепление при торможениии, например. Не пустить машину в занос при резком маневре. Да, рефлексы полезно иметь, что бы все что навязал тебе инстинкт самосохранения у тебя получилось.
рассмотрим пример.
1. Человек впервые в жизни видит чайник с жидкостью внутри. (сторонний наблюдатель знает, что чайник нагрет очень сильно)
2. Инстинкт самосохранения человеку про этот чайник ничего не говорит. Поэтому человек может взять чайник в руки чтобы исследовать его.
3. Теперь инстинкт самосохранения человеку про чайник говорит очень много (в основном непечатными словами).
4. Человек стремится избавиться от чайника с наименьшими последствиями.
Перенесем на дорожную ситуацию, к которой водитель не готов и не ожидает ее.
1. Человек впервые в жизни попадает в ситуацию (схватил чайник)
2. Инстинкт самосохранения не может начать действовать просто так. Он запускает механизм поиска доступных решений, которые помогут этой ситуации избежать.
3. Выбирается и выполняется показавшееся наиболее оптимальным решение.
Теперь подводные камни, они же - различные способы реагирования на те или иные ситуации.
Например, мало кто знает, что отворачивают от препятствия 90 процентов водителей, а вовремя возвращаются в свою полосу - 10. Если не попадать до этого в такие ситуации, не имитировать их - то решение "отвернуть" выглядит очень логичным, ведь за ним около 90 процентов успешного решения первой задачи. После возникает вторая задача - поймать машину, стабилизировать ее, вернуть ее в полосу - и вот это уже решить не так просто, но если инстинкт самосохранения не знает про эти последствия - он не будет учитывать их при решении первичной задачи, он будет знать, что от препятствия очень легко отвернуть.
Если есть какой-либо опыт, если есть набор рефлексов на кучу ситуаций, если грубо говоря есть набор ситуаций и действий, вроде:
1. перед нами вылезла фигня - тормозим в пол, используя весь запас по дистанции и не меняя направления движения (нет дистанции - ooops, ну значит не стоит вообще о какой-либо подготовке вести речь)
2. Тормозили столько сколько могли, что делать теперь? К этому моменту (как правило при адекватной дистанции тормозить можно аж целую секунду) уже должен быть ответ на вопросы "а прилетят ли в меня сзади?", "а что вообще происходит кругом?", "что сзади-слева, что сзади-справа, куда эта фигня движется?", "вижу ли я все, что нужно видеть впереди, чтобы приехать куда мне нужно".
3. После этого уже для новой ситуации будет приниматься решение о том, чтобы отрулить и куда если что. Или о том, что безопаснее - прицелиться получше и бить.
Вспоминая пример из личной практики. Стоял я как то на пересечении по-моему малой бетонки и какой-то второстепенной дороги, и надо мне было как раз туда (налево, то-есть пересекая полосу встречного движения). И вот на встречной полосе на встречу мне (что логично) едет легковушка а за ней фура. Легковушка очень сильно тормозит и уезжает как раз на эту дорожку, и приходит понимание что фура тоже уже очень сильно тормозит, и как раз начинает эту легковушку объезжать. И если фуре не повезет, то она полуприцепом как раз меня и соберет. Возникает ступор (я наблюдаю как едет фура, как появляется дым из под колес полуприцепа, как он исчезает, как фура берет левее, прицеливается в меня, начинает брать правее), потом буквально спустя мгновение ступор проходит, я вижу что фура попадает в целом, но может слегка не успеть вернуться в свою полосу, но не опрокинет ее, уже почти вписалась. Поэтому в самый последний практически момент, только после того, как стало понятно, куда фура едет, взял правее и проехал буквально пару метров, которых бы хватило, если бы фура не попала.
На видео посмотрел - ничего захватывающего, сидящие в машине люди вообще не очень обратили внимания на эту ситуацию, однако я ее запомнил навсегда, как и множество других, схожих. Когда первую секунду накатывает буквально парализующий ступор, но потом и это очень важно - этот ступор проходит, и появляется кристальное понимание того, как надо действовать.